Курсовая работа: Влияние стрессовых факторов в профессиональной деятельности на здоровье фельдшера и пути их преодоления

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ВЛИЯНИЕ СТРЕССОВЫХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
.1 Стресс: историческая справка
.2 Основные понятия теории стресса
.3 Профессиональный стресс
2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОСТРОГО СТРЕССА
.1 Экстренные способы для ослабления стрессового воздействия
.2 Приемы, снимающие стресс автоматически. «Синхрогимнастика» по методу «Ключ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Влияние стрессовых факторов в профессиональной деятельности на здоровье фельдшера и пути их преодоления':


КУРСОВАЯ РАБОТА
Специальность Лечебное дело
Тема «Влияние стрессовых факторов в профессиональной деятельности на здоровье фельдшера и пути их преодоления»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Влияние стрессовых факторов на здоровье медицинских работников среднего звена
.1 Стресс: историческая справка
.2 Основные понятия теории стресса
.3 Профессиональный стресс
2. Пути преодоления острого стресса
.1 Экстренные способы для ослабления стрессового воздействия
.2 Приемы, снимающие стресс автоматически. «Синхрогимнастика» по методу «Ключ»
Заключение
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПриложениЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. «Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) называет стресс «болезнью двадцать первого века». Это «заболевание» становится все более распространенным. На Европейской конференции ВОЗ в 2005 г. было отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой, а стоимость решения проблем с психическим здоровьем составляет в среднем 3-4% валового национального дохода». [3, с. 36]
«По оценкам некоторых западных экспертов, 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы. В последнее время показано, что эмоциональные проблемы являются наиболее важной причиной потери трудоспособности по сравнению с физическими проблемами». [6, с. 11]
Цель работы - изучение влияния стрессовых факторов на здоровье медицинских работников и способов преодоления стресса.
Задачи:
Проанализировать понятие стресса.
Изучить определение профессионального стресса и его причины.
Изучить методы предупреждения и преодоления профессионального стресса у медицинских работников.
1.Влияние стрессовых факторов на здоровье медицинских работников среднего звена
1.1 Стресс: историческая справка
«В начале XX в. Уолтер Кэннон впервые описал реакцию организма на стресс. У. Кэннон - первый исследователь, который назвал реакцию организма на стресс реакцией борьбы или бегства.
Молодой ученый-физиолог Ганс Селье определил специфические изменения, происходящие при стрессе на физиологическом уровне. Результаты исследований Г. Селье опубликовал в книге «Стресс в нашей жизни». Он определял стресс как «универсальную реакцию организма на различные по своему характеру раздражители». Это значит, что положительные события (например, повышение на работе) и отрицательные (например, смерть любимого человека) физиологически выражаются совершенно одинаково. Исследования Г. Селье продолжили другие ученые.
Управлению стрессом посвящали свое время и силы великие умы. Их усилия не пропали даром; результаты их открытий актуальны до сих пор». [10, с. 4]
1.2 Основные понятия теории стресса
«Стресс - это реакция человеческого организма, возникающая в ответ на действие раздражителя независимо от того, какой он несет заряд - отрицательный или положительный. Быстрый темп современной жизни и появление новых потребностей приводят к тому, что раздражителей становится все больше, а нагрузка, которую нам приходится переносить, невероятно возрастает». [7, с. 2]
«У большинства людей с термином «стресс» связаны неприятные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов:
Полезные стрессы, или эустрессы.
Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним.
Превратится ли полезный стресс во вредный, во многом зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальной сопротивляемости. Приступ дистресса может возникнуть неожиданно, спровоцированный определенной ситуацией, но в большинстве случаев это явление «накопительное»: вначале сопротивляемость организма снижается, а после постепенно угасает.
Распознать, что человек находится в состоянии стресса, довольно просто. Главный признак - изменение поведения. Чаще всего встречаются:
повышенная раздражительность и неадекватная реакция на малейшее затруднение;
снижение активности и, соответственно, уменьшение количества успешно выполненных дел;
частое желание спорить и излишняя критичность к вещам, которые раньше вполне устраивали;
потребность в алкоголе для повышения уверенности в себе;
постоянное уныние и жалость к себе;
потеря контроля над ситуацией: невозможность справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения;
нежелательные реакции организма, как то: учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и высыпания на коже.
Мы склонны объяснять эти проявления усложнением жизни. Считая невозможным контролировать изменчивую ситуацию, мы даже не пытаемся это делать. Такие доводы тоже явный симптом стрессового состояния». [7, с. 3] «Обычно источником стресса бывают: особенности характера; напряжение на работе; жизненные невзгоды». [8, с. 11]
«Под действием стрессора возникает общий адаптационный синдром, в котором Г. Селье выделяет 3 фазы: фазу тревоги, во время которой организм готовится к быстрым ответным действиям; фазу сопротивления, когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации; фазу истощения, когда резервы организма катастрофически уменьшаются». [9, с. 178]
1.3 Профессиональный стресс
«Работа и связанные с ней ситуации являются стрессогенными для человека. Описывая вредные для здоровья случаи, связанные с профессиональной деятельностью, R. Ross & E.A. Almaier (1999) предложили специальный термин «профессиональный стресс». Причинами профессионального стресса чаще всего служат такие ситуации: конкуренция, чрезмерная загруженность, продолжительность рабочего времени, слишком быстрое продвижение по службе, негативные межличностные отношения с руководителями, конфликт между работой и личной жизнью, неуверенность в стабильности своего положения, ролевая неопределенность.
В СССР на основании данных комплексного исследования социально-гигиенических и медико-физиологических особенностей труда 5 тысяч врачей и 23 профессиональных групп (11 специальностей), проведенного сотрудниками ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, были определены три категории тяжести труда врачей. Учитывались показатели, характеризующие условия и содержание труда, психофизиологическое состояние врачей в процессе их профессиональной деятельности и данные изучения заболеваемости медицинских работников. Специалисты скорой медицинской помощи - врачи и фельдшера - были отнесены в группу с самым высоким индексом категории тяжести работы» [11, с. 112]. «Профессиональный стресс ведет к заболеваниям и психологическим проблемам, таким как нервное истощение и синдром профессионального выгорания. Нервным истощением могут страдать все, но особенно восприимчивы к нему люди, чьи профессии связаны с оказанием помощи. Исследования показали, что средний медицинский персонал подвергается часто стрессу и развитию нервного истощения и составляют группу риска ранней смертности. Выявление симптомов стресса и нервного истощения - это необходимое условие для профилактики данных состояний. Люди, которые научились управлять стрессом, возвращаются к норме значительно быстрее, чем те, кто не умеет им управлять. Поэтому каждый медицинский работник должен научиться ограничивать вредные последствия стресса, поддерживая качество и активность образа жизни». [3, с. 4]
«Международная организация труда (МОТ) оценивает экономические потери из-за стресса в двести биллионов долларов ежегодно. Сюда входит оплата больничных, стоимость госпитализаций и амбулаторное лечение, а также издержки из-за снижения производительности труда. Профессиональный стресс - понятие сложное. Исследования, проводившиеся в Европе, показали, что профессиональный стресс является основной проблемой, беспокоящей людей на рабочем месте. Стресс должен быть снижен ради сохранения здоровья и благополучия работников». [5, с. 150]
«Таким образом, высокие требования, низкий уровень влияния на процесс деятельности и недостаточное вознаграждение являются факторами, вызывающими профессиональный стресс». [6, с. 34]
«Множество исследований показали, что профессиональный стресс связан с болезнями, сопровождается физиологическим возбуждением, развитием гипертензионного синдрома, повышенным содержанием холестерина в сыворотке крови, увеличением массы левого желудочка, высокой концентрацией катехоламинов и фибриногенов в плазме, также факторами риска в поведении, такими как употребление табака и алкоголя». [8, с. 54] «Один и тот же объем работы не является критическим для здоровья, если работник контролирует ритм работы и сопутствующие процессы. Например, у тех, чей ритм работы и нагрузка высоки, а контроль над ними слабый, увеличивается риск ишемической болезни сердца по сравнению с теми, чья работа не характеризуется такими чертами». [9, с. 47]
«Работники, подвергающиеся воздействию профессионального стресса, не получают удовлетворения от работы, у них развиваются симптомы психосоматических заболеваний, появляются агрессия и чувство отверженности». [12, с. 9]
«Существует множество факторов, которые могут вызывать стресс на работе: необходимость принимать ответственные решения; перегрузки или недостаточная загруженность; недостаточно четкое определение должностных обязанностей; неясные устные инструкции; необходимость выполнять трудносовместимые функции; неопределенность областей ответственности; поведение других сотрудников, вызывающее стресс; недостаток профессионального общения; невозможность получить консультацию по сложным вопросам; недоступность руководителя; недоступность необходимых для работы ресурсов; отнимающие много времени и сил поездки на работу и с работы; недостаточная увлеченность работой, слишком высокий или слишком низкий темп работы; отсутствие перспектив профессионального роста; угроза увольнения или перевода на менее оплачиваемую работу; недостаточная или несправедливая оценка труда, отсутствие нематериальных стимулов; неспособность адаптироваться к изменениям; неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях; неумение работать в коллективе, в составе команды; конфликт работы с личной жизнью и др.» [4, с. 78]
«Факторами, обычно связанными с неудовлетворенностью работой, являются заработок и условия работы. Однако высокая зарплата и хорошие условия труда еще не гарантируют удовлетворенность работой. На данный показатель оказывает влияние группа факторов, называемая мотивационными. К ним относятся степень сложности заданий, отношения между сотрудниками и т. п.» [10, с. 11]
В приложении приведена таблица из монографии Кокс «Стресс», в которой перечислены заболевания, вызываемые стрессами.
2. Пути преодоления острого стресса
2.1 Экстренные способы для ослабления стрессового воздействия
профессиональный стресс медицинский работник
«Для борьбы со стрессом важно знать одну вещь: существуют экстренные результативные способы для ослабления стрессового воздействия. Столкнувшись с агрессией на работе или неприятной неожиданностью, не нужно выбирать между борьбой и бегством. Можно найти множество способов избавиться от разрушительных для организма последствий, даже если народная мудрость говорит нам: что нельзя исправить, следует терпеть.
Всегда есть возможность уменьшить напряжение, даже если оно накапливалось долгое время. Но не пытайтесь избавиться от всех проявлений стресса сразу - это невозможно». [11, с. 113]
«Простые физические упражнения - прекрасный способ немедленно ослабить напряжение. Есть три проверенных средства, которыми можно воспользоваться, где бы вы ни находились. Постарайтесь выполнять эти упражнения несколько раз в день.
Опустите плечи. Сядьте прямо; поднимите, а затем опустите плечи - это расслабит мышцы.
Дышите глубже. Поставьте ступни на пол, руки положите на колени. Опустите плечи, закройте глаза и сделайте глубокий вдох через нос, медленно считая до четырех. Сделайте выдох через рот, также медленно считая до четырех. Кровь насытится кислородом и доставит его в мозг, что поможет вам привести в порядок мысли. Проделайте это упражнение четыре раза. Начните прямо сейчас: один, два, три, четыре…
Двигайтесь. Встаньте и потянитесь, сделайте себе чашку чая, вымойте руки, займитесь каким-нибудь делом или просто подойдите к окну.
Решающее значение здесь имеет движение: оно отвлекает внимание от воображаемой угрозы, снимает умственное напряжение и, следовательно, дает передышку вашим «боевым постам». Как только ваш организм начнет успокаиваться - мышцы желудка расслабятся, пищеварительная система станет работать нормально и сердцебиение замедлится, - напряжение спадет, в мозг поступит необходимое количество кислорода, и вы станете мыслить рационально» [7, с. 18]
2.2 Приемы, снимающие стресс автоматически. «Синхрогимнастика» по методу «Ключ»
«Ключ» создан доктором Хасаем Алиевым в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в 1981 году, утвержден Минздравом в 1987 году, использован при подготовке военного персонала перед входом в атомоход «Курск», военных психологов и отрядов спецназа, направляемых в зоны боевых действий, для выведения из острого стресса пострадавших после терактов в городах Кизляре, Каспийске, Ессентуках, Беслане, для подготовки спортсменов на Олимпийских Играх в Китае, испытателей Международной космической программы «Марс 500». [13]
«Это универсальный инструмент для решения творческих, психологических и психосоматических проблем, основанный на идео-рефлекторных приемах, снимающих стресс автоматически.
Высокая скорость снятия стресса настолько показательна, что на контрасте с имевшимся напряжением нередко возникает чувство выраженного комфорта вплоть до приятных ощущений легкости, парения, полета». [13]
«Синхрогимнастика» по методу «Ключ» - 5-минутный комплекс простых и естественных приемов для ума и тела, применение которых обеспечивает быстрое раскрепощение и высокую творческую и физическую работоспособность на целый день. «Ее суть - в снятии нервных зажимов. С помощью такой зарядки человек научится регулировать уровень своего напряжения», убежден Алиев.
«В основе метода - особые рефлекторные упражнения, например, «Хлест руками по спине», «Лыжник» и «Бросание рук с поворотами корпуса». Продолжительность выполнения каждого - не более минуты, а интенсивность подбирается индивидуально.
Чем выше нервное напряжение, тем активнее нужно делать «синхрогимнастику», утверждает автор метода. Секрет эффекта - в синхронизации приемов индивидуальному текущему состоянию человека.
Впервые метод Хасая Алиева применили в 80 годах в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. Сегодня «синхрогимнастику» используют представители спецслужб и военные, работающие в горячих точках.
Для достижения максимального эффекта желательно обучение у специалиста». [13]
Описание упражнений синхрогимнастики по методу «Ключ» приведено в приложении «Памятка для фельдшеров ЗП ССМП «Не дадим стрессу ни единого шанса!»».
Заключение
В настоящей работе были рассмотрены многочисленные факторы, вызывающие профессиональный стресс у медицинских работников, в том числе, у фельдшеров. Также было акцентировано внимание на вредное воздействие стрессовых факторов на здоровье медицинских работников. В личных беседах автора данной работы с работниками ЗП ССМП было выяснено, что фельдшера ввиду низкой оплаты труда вынуждены работать с повышенной трудовой нагрузкой, на 1,5 - 1,75 - 2,0 ставки. В связи с этим они не имеют достаточно времени для полноценного отдыха и восстановления трудоспособности. Поэтому прогноз состояния здоровья работников станции в будущем не вызывает оптимизма.
Для того, чтобы сохранить здоровье людей, работающих в здравоохранении, на мой взгляд, необходимо:
.Повысить заработную плату медицинским работникам.
.В каждом медучреждении создать комнаты психологической разгрузки.
.В штатное расписание каждого медучреждения ввести должность психолога.
.Научить медицинских работников определять свой уровень стрессоустойчивости и выявлять симптомы стресса острого и хронического.
.Обучить медицинских работников способам снятия острого стресса и способам профилактики стресса.
.Всем студентам медицинского колледжа также дать знания, перечисленные в пунктах 4 и 5.
.В медицинском колледже ввести 5 минутные паузы для проведения синхрогимнастики по методу «Ключ» к.м.н. Х. М. Алиева  ежедневно, на всех аудиторных занятиях.
.В медицинском колледже оформить постоянно действующий стенд «Стресс. Пути преодоления стресса».
Однако, учитывая реалии нашей жизни, а именно, недостаточное финансирование здравоохранения России, следует признать, что из вышеприведенных рекомендаций претворить в жизнь возможно только пункты 4 - 8.
Для этого автором работы создана памятка для фельдшеров ЗП ССМП, в которой приведены способы снятия эмоционального напряжения и восстановления работоспособности. Кроме того, автором также создан видеофильм продолжительностью 5 минут, в котором приведены упражнения синхрогимнастики по уникальному методу «Ключ» к.м.н. Алиева Хасая Магомедовича. Вышеназванный фильм можно использовать в работе медучреждений при проведении физкультминуток. При регулярном проведении подобных физкультурных пауз и при должной разъяснительной работе, медицинские работники научатся снимать острый стресс, что благотворно скажется на их здоровье.
Настойчивое обучение студентов медицинского колледжа способам снятия острого стресса и профилактики стресса благотворно отразится на профессиональной деятельности выпускников после окончания колледжа, будет способствовать становлению профессионала в сегодняшнем обществе, обретении достойного места в жизни.
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Алиев, Х. М. Купирование острого стресса и антистрессовая подготовка к экстремальным ситуациям [Текст] / Х. М. Алиев // Консультативная психология и психотерапия. - 2009. - N 4. - С. 63 - 69.
2.Алиев, Х. М. Метод КЛЮЧ. Открой свой мир! Включи внутренние резервы [Текст] : / Х. М. Алиев. - СПб.: Питер-Юг, 2011. - 179 с.
3.Бабанов, С. А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания [Текст] / С. А. Бабанов // Трудный пациент. - 2009. - N 12. - С. 36 - 40.
4.Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2009. - 528 с.
.Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.: ил. - (Практикум).
.Дыненкова, Е. Н. Профессиональный стресс и пути его преодоления [Текст] : методическое пособие для педагогов / Е. Н. Дыненкова. - Полевской : реабилитационный отдел ГБОУ СО «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ладо»», 2012. - 48 с.
.Кинан, К. Стрессы полезные и вредные [Текст] / К. Кинан ; пер. с англ. А. Лев. - М.: Эксмо, 2010. - 144 с.
.Кокс, Т. Стресс [Текст] / Т. Кокс ; пер. с англ. А. Иванченко. - СПб.: Вита-Пресс, 2009. - 109 с.
.Островская, И. В. Медицинская психология: учебник для медицинских училищ и колледжей / И. В. Островская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 400 с.
10.Тарасова, И. В. Пособие-практикум для медицинских сестер «Не дадим стрессу...

Похожие материалы:

Реферат: Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности

Курсовая работа: Семейные кризисы и пути их преодоления

Реферат: Влияние пассивного курения на здоровье детей и взрослых

Реферат: Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы. Микробиология сыров. Микробиологические процессы, происходящие при производстве сыров (Ярославский, Волжский)

Реферат: Здоровье руководителя. Управленческая деятельность в экстремальных и стрессовых ситуациях