Курсовая работа: Синдром эмоционального выгорания у педагогов (стаж работы более 10 лет) дошкольного образовательного учреждения

Содержание

Введение
Раздел I. Теоретический обзор синдрома эмоционального выгорания
.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания
.2 Причины синдрома эмоционального выгорания
.3 Профилактика синдрома выгорания
Раздел II. Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания
2.1 Исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов
.2 Тренинг "Профилактика эмоционального выгорания
.3 Повторное исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Дата добавления на сайт: 27 августа 2024


Скачать работу 'Синдром эмоционального выгорания у педагогов (стаж работы более 10 лет) дошкольного образовательного учреждения':


Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Сибирский институт бизнеса, управления и психологии
Кафедра психологии
Курсовая работа
Синдром эмоционального выгорания у педагогов (стаж работы более 10 лет) дошкольного образовательного учреждения
Выполнила: Якушева Ю.А.,
студентка гр. 251-ун
Зачетная книжка № 11-5023
Проверил: Машанов А.А.
Красноярск 2014 г.

Содержание
Введение
Раздел I. Теоретический обзор синдрома эмоционального выгорания
.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания
.2 Причины синдрома эмоционального выгорания
.3 Профилактика синдрома выгорания
Раздел II. Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания
2.1 Исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов
.2 Тренинг "Профилактика эмоционального выгорания
.3 Повторное исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Введение
В течение последних трех десятилетий проблема исследования синдрома эмоционального выгорания встала особенно остро. Актуальность этой проблемы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога и его роли в воспитательном процессе, так как профессия педагога обладает огромной социальной важностью.
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию феномена эмоционального выгорания. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. Известно большое количество эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые оказывают негативное воздействие на личность педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Также, следует учитывать, что профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа - это в свою очередь повышает вероятность возникновения эмоционального выгорания.
Многочисленные эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к педагогическим кризам, истощению и выгоранию.
Среди многих особенностей и трудностей педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию (эмпатии) признается одним из профессионально важных качеств воспитателя. Однако фактически практическая роль эмоций в профессиональной педагогической деятельности оценивается порой противоречиво. Во всяком случае, педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для минимизации и преодоления эмоциональных трудностей профессии.
Проблема существует давно и объективно. Теоретически она заключается в неоднозначной трактовке эмоций, их функций и реальных связей с деятельностью и поведением человека, с другими условно выделяемыми психическими процессами, состояниями и свойствами, с психологической структурой личности в целом. Отсюда следует и практическая, прикладная сторона проблемы эмоций: как их реально исследовать, диагносцировать, измерять, изменять или использовать, учитывать? Анализ литературы показал, что проблема выгорания в отечественной психологии недостаточно исследована. На данный момент имеются лишь единичные исследования (Бойко В.В., Гришина Н.В., Зеер Э.Ф., Орел В.Е., Форманюк Т.В.). В зарубежной психологии по данной проблеме имеется достаточное количество как теоретических, так и прикладных работ (Кристина Маслач, Джексон), однако до сих пор не существует единой точки зрения в понимании этого явления. Малоисследованными остаются также причины и механизмы возникновения эмоционального "выгорания".
Таким образом, нам представляется актуальным провести научно-практическое исследование данного явления в закрытой' профессиональной группе.
Цель: Изучение особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания в закрытой группе педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения.
Задачи:
1.Анализ теоретических источников на тему: "Синдром эмоционального выгорания".
2.Исследовать степень выраженности, особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения (методика Бойко В.В.) до проведения тренинга и после;
3.Провести тренинг "Профилактика эмоционального выгорания";
4.Оценить эффективность (методика Бойко В.В.).
Объект: Профессиональная деятельность педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения.
Предмет: Синдром эмоционального выгорания у педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения.
Гипотеза: снизится ли синдром эмоционального выгорания после проведения тренинга у педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Выборка: Исследование проводилось в закрытой группе педагогов (11 человек) дошкольного общеобразовательного учреждения.
Экспериментальная площадка: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение №78 Центрального района г. Красноярска.

Раздел I. Теоретический обзор синдрома эмоционального выгорания
.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания
В отечественной и зарубежной психологии даются различные определения синдрома эмоционального выгорания.
Синдром выгорания (от греч. syndrome - сочетание и англ, burn-out -прекращение горения) - клиническое нарушение, термин был введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером (1974 г.). Состояния физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиональных областях. В исследованиях Кристины Маслач и Джексона показано, что данный синдром сопровождается также эмоциональным истощением, деперсонализациями, снижением работоспособности. [18]
По мнению Скугаревской М.М. синдром выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, педагоги и др.). [21]
С точки зрения отечественного психолога В.В. Бойко "Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия". [5]
Термин "эмоциональное выгорание" не строго научный. Быть может, поэтому само явление освещается несколько упрощенно как в зарубежной, так и в отечественной литературе. На самом же деле за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникативные следствия.
Прежде всего, отметим, что эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим "выгорание" отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами - свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.
Многочисленные исследования факторов, влияющих на выгорание, не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова основная его причина - личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с людьми или факторы рабочей среды? Все это - отражение общего методологического вопроса о взаимодействии личности и профессии. Решение данных проблем особо важно, прежде всего, для разработки мер по предупреждению выгорания. Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию выгорания.
По мнению отечественного психолога Бойко В.В эмоциональное выгорание, складывается под воздействием ряда факторов предпосылок -внешних и внутренних. Выгорание - это динамический процесс и возникает он поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как, неспецифическую (то есть всеобщего действия) защитную реакция организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:
1)нервное (тревожное) напряжение - его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
2)резистенция, то есть сопротивление - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3)истощение - оскудение психически ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания. [5]
В связи с вышесказанным подчеркнем, синдром эмоционального выгорание есть психологическая защита от психотравмирующих факторов.
Симптомы выгорания. Нас интересуют, по каким признаки и симптомам можно определить есть ли у данного профессионала эмоциональное выгорание.
Согласно литературным данным Е. Малер выделяет 12 основных и факультативных признаков:
Истощение, усталость.
Психосоматические осложнения.
Бессонница.
Негативные установки по отношению к клиентам.
Негативные установки по отношению к своей работе.
Пренебрежение исполнением своих обязанностей.
Увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства).
Уменьшение аппетита или переедание.
Негативная самооценка.
Усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности).
Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия).
Чувство вины. [2]
По утверждению психолога Щавелевой М.А. в процессе профессиональной деятельности могут возникнуть многочисленные эмоциогенные факторы, вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к профессиональным кризам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов являются физические симптомы: частые головные боли; бессонница.
Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувство скуки; снижение уровня энтузиазма; чувство обиды; неуверенность; раздражительность; неспособность принимать решения.
Следствие этого - снижением эффективности профессиональной деятельности. [12]
Мы уже отмечали что сгорание, как и стресс включает в себя 3 стадии. По методике В.В Бойко" Диагностика синдрома эмоционального выгорания" каждая стадия включает в себя четыре симптома:
-я стадия (1) "Напряжение" - симптомы:
неудовлетворенность собой,
"загнанность в клетку",
переживание психотравмирующих ситуаций,
тревожность и депрессия.
2-я стадия (2) "Резистенция" - симптомы:
неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
эмоционально-нравственная дезориентация,
расширение сферы экономии эмоций,
редукция профессиональных обязанностей.
-я стадия (3) "Истощение" - симптомы:
эмоциональный дефицит,
эмоциональная отстраненность,
психосоматические и психовегетативные нарушения.
личностная отстраненность. [5]
Данные положения позволяют подчеркнуть, что по определенным внешним признакам или по результатам диагностики, можно определить, подвержен ли профессионал синдрому эмоционального выгорания.
.2 Причины синдрома эмоционального выгорания
На следующем этапе нашей работы рассмотрим причины возникновения синдрома эмоционального выгорания.
Точную оценку распространенности феномена сгорания произвести весьма трудно, поскольку она зависит от взаимодействия различных организационных, внешних и индивидуальных факторов. Тем не менее, приблизительные оценки позволяют сказать, что сгорание наблюдается у 40% профессионалов разных помогающих профессий, это достаточно для нарушения личного, благополучия и профессиональной деятельности. Однако будет полезно подвергнуть анализу конкретные причины сгорания работников в соответствии с теми областями, в которых могут приниматься превентивные меры, в частности, на уровне личностных особенностей, специфики работы и организационных факторов учреждения. [5]
Кристина Маслач выделяет шесть причин возникновения синдрома эмоционального выгорания.
1.Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.
2.Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней. Результат этой активности - возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее.
.Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.
4.Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей, которых они любят и уважают. К сожалению, в некоторых видах деятельности работники изолированы друг от друга или имеют формальные социальные контакты. Однако наиболее деструктивным элементом в обществе являются постоянные и неразрешимые конфликты между людьми. Они продуцируют постоянное чувство фрустрации и враждебности и уменьшают вероятность социальной поддержки.
5.Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.
6.Несоответствие между этическими принципами и принципами личности, и требованиями работы. [15]
Отечественный психолог Осипова выделяет следующие причины появление синдрома эмоционального выгорания:
неразрешённые конфликты собственной личности;
низкий уровень поддержки и высокий уровень критичности коллег;
индивидуальная и групповая работа с немотивированными и маломотивированными клиентами;
низкая результативность работы;
запрет на инновации и творческое самовыражение, носящий чаще всего административный характер;
стремление сохранить свои профессиональные секреты и боязнь быть разоблаченным, когда данные секреты не содержат декларируемых методов;
отсутствие возможностей обучаться и совершенствоваться;
отсутствие возможности и желания обобщать и передавать свой опыт. [17]
Психолог В.В. Бойко считает, что синдром выгорания складывается под воздействием ряда факторов предпосылок - внешних и внутренних.
Внешние факторы:
Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.
Дестабилизирующая организация деятельности. Основные ее признаки общеизвестны:
нечеткая организация и планирование труда,
недостаток оборудования,
плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней "бюрократического шума" - мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность. При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка вызывает негативный многократный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения.
Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается педагогов, медиков, блюстителей общественного порядка, обслуживающего персонала. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него. Сопереживать, сострадать, сочувствовать, предвосхищать его слова, настроения, поступки, а главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров.
Любой профессионал в сфере межличностных отношений находится под постоянным прессингом особых социальных институтов, призванных побуждать к ответственности за исполняемые функции и операции. Среди таких институтов жесткие и конкретные ролевые предписания, права личности и потребителя, законы рынка и конкуренции, лицензирование и безработица. По мере развития в нашем обществе этих признанных институтов будет еще больше повышаться внешний и внутренний контроль и исполняемой деятельностью и, следовательно, будет обостряться проблема эмоционального выгорания. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных партнеров - воспитанников, пациентов, учащихся, клиентов, пассажиров, покупателей. Особенно высока ответственность за здоровье и жизнь человека. Плата высока - нервное перенапряжение неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.
Внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание:
Склонность к эмоциональной ригидности. Естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов "выгорания" будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность, могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты, и не позволяет ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что, проработав "в людях" до пенсии.
Человек, тем не менее, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию;
Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдастся делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба,...