Дипломная работа: Склонность к риску и стрессоустойчивость как факторы успешного выполнения боевой задачи спасателями-пожарными

Количество профессий связанных с экстремальными условиями труда увеличивается с каждым годом, соответственно с этим увеличивается численность лиц, постоянно испытывающих воздействие экстремального характера на производстве. К таким профессиям относят космонавтов, летчиков-испытателей, военных, спасателей-пожарных, работников правоохранительных органов, шахтеров и т.д.

Дата добавления на сайт: 01 августа 2024


Скачать работу 'Склонность к риску и стрессоустойчивость как факторы успешного выполнения боевой задачи спасателями-пожарными':


Дипломная работа
Склонность к риску и стрессоустойчивость как факторы успешного выполнения боевой задачи спасателями-пожарными

Оглавление
Введение
Общая характеристика работы
Глава 1. Теоретический анализ исследований склонности к риску и стрессоустойчивости личности в научной литературе
.1 Склонность к риску в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
1.2 Стрессоустойчивость как свойство личности
.3 Успешность деятельности как научная проблема
Выводы по главе
Глава 2. Психологические предпосылки успешности выполнения боевой задачи спасателями-пожарными
2.1 Психологическая характеристика профессиональной деятельности спасателя-пожарного МЧС РБ
2.2 Склонность к риску и стрессоустойчивость спасателей-пожарных как предпосылки успешности выполнения боевой задачи
Выводы по главе
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи склонности к риску, стрессоустойчивости и успешности выполнение боевой задачи спасателями-пожарными
.1 Описание выборки и организация эмпирического исследования (включая методики)
3.2 Результаты исследования и их психологический анализ
3.2.1 Взаимосвязь склонности к риску и стрессоустойчивости у спасателей-пожарных
.2.2 Взаимосвязь склонности к риску и стрессоустойчивости спасателей с успешностью выполнения ими боевой задачи
.3 Рекомендации офицерам ОПЧС по развитию и поддержанию высокого уровня стрессоустойчивости и умеренной склонности к риску у спасателей-пожарных
Выводы по главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Введение
Количество профессий связанных с экстремальными условиями труда увеличивается с каждым годом, соответственно с этим увеличивается численность лиц, постоянно испытывающих воздействие экстремального характера на производстве. К таким профессиям относят космонавтов, летчиков-испытателей, военных, спасателей-пожарных, работников правоохранительных органов, шахтеров и т.д. Увеличивается число заболеваний связанных с неблагоприятными последствиями подобных условий труда.
В последние годы незначительно снижается количество пожаров в Беларуси, но все ровно эта проблема остается, нерешенной и по сей день.
Сотрудникам органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям приходится действовать в экстремальных условиях: экспериментальные исследования показали, что после дежурств с тушениями пожаров работоспособность личного состава снижается. Динамика работоспособности и степень утомления личного состава органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям с учетом особенностей оперативно-служебной деятельности свидетельствуют о том, что труд пожарного по критериям тяжести относится к категориям тяжелого и очень тяжелого труда. Все это и предопределяет развитие высоких требований к профессионально важным качествам спасателей-пожарных.
Данное направление является малоизученным, так как психологическая служба в МЧС появилась сравнительно недавно, и, следовательно, изучение специфики профессионально важных качеств спасателей- пожарных до этого времени практически не проводилось. Можно отметить работы А.В. Шленкова [49], А.Г. Маклакова [28], М.А. Кремня [18] и др., раскрывших различные аспекты адаптации личности к экстремальным условиям деятельности, которые непосредственно касаются развития профессионально важных качеств работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
В то же время в представленных исследованиях психологические особенности профессиональной деятельности пожарных и некоторые профессиональные качества, необходимые пожарным, рассматривались достаточно изолированно, вне системного изучения изменения всей личности человека в профессии.

Общая характеристика работы
Актуальность исследования обусловлена рядом противоречий, наметившихся в современной психологии при изучении обозначенной проблемы, между:
наличием высокого уровня стрессогенности профессии спасателя- пожарного и недостаточной изученностью данной проблемы;
наличием большого количества исследований по профессионально важным качествам применительно к другим профессиям и малой изученностью применительно к профессии спасателя-пожарного;
наличием высокого уровня мотивации к осуществлению профессиональной деятельности спасателя-пожарного и невозможностью достичь высоких результатов вследствие различных эмоциональных и психологических факторов, что требует разработки программ психологического сопровождения спасателей-пожарных.
Кроме того в настоящее время существует необходимость развития стрессоустойчивости и поддержания умеренной склонности к риску у спасателей-пожарных для их успешной профессиональной деятельности.
В связи с этим значительный научный и практический интерес представляет выявление психологических особенностей деятельности пожарных, их профессионально важных качеств и особенностей их развития на разных этапах профессионального становления, определение комплекса психодиагностических методик, направленных на оценку профессионально-важных качеств, а также разработка программы психологической помощи, направленной на развитие профессионально важных качеств пожарных.
Цель исследования: изучить взаимосвязь стрессоустойчивости, склонности к риску и успешности выполнения боевой задачи спасателями-пожарными.
Объект исследования: профессионально-важные качества спасателей пожарных.
Предмет исследования: взаимосвязь склонности к риску и стрессоустойчивости с успешностью выполнение боевой задачи спасателями-пожарными.
Гипотеза исследования: успешность выполнения боевых задач спасателями-пожарными непосредственно связана с их склонностью к риску и уровнем стрессоустойчивости.
В соответствии с целью и гипотезой исследования, в рамках дипломной работы сформулированы следующие задачи:
. Провести анализ научной литературы по проблеме взаимосвязи склонности к риску и стрессоустойчивости личности с успешностью деятельности.
. Измерить выраженность склонности к риску и стрессоустойчивости у курсантов КИИ и проанализировать взаимосвязь данных качеств с успешностью выполнения боевой задачи.
3. Разработать рекомендации офицерам ОПЧС по развитию и поддержанию высокого уровня стрессоустойчивости и умеренной склонности к риску у спасателей-пожарных.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, психологическая диагностика (тестирование), методы математико-статистической обработки данных.
Для решения задачи диагностики профессиональной направленности использовались следующие психологические тесты:
. Методика диагностики степени готовности к риску (Шуберта).
2. Многоуровневый личностный опросник МЛО-АМ-02 ("Адаптивность").
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материала по проблеме взаимосвязи стрессоустойчивости, склонности к риску спасателей-пожарных и успешности выполнения ими боевых задач.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе проведения настоящего исследования, обсуждались на межвузовском семинаре студентов и курсантов ГУО "Командно-инженерный институт" МЧС Республики Беларусь и Академии управления при Президенте Республики Беларусь (Минск, 2012), а также на научно-практических конференциях: VII международной научно-практической конференции курсантов (студентов), слушателей магистратуры и адъюнктов (аспирантов) "Обеспечение безопасности жизнедеятельности: проблемы и перспективы" (Минск, 2013);
Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования системы психологического сопровождения профессиональной деятельности в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и совершенствованию профессиональной подготовки курсантов вузов системы МЧС Республики Беларусь.
Структура дипломной работы. Дипломной работа состоит из следующих частей: введения, трех глав, заключения, списка литературы (52 источников) и двух приложений. Объем основного текста составляет 53 страницы. В работе 3 таблицы и 4 рисунка.

Глава 1. Теоретический анализ исследований склонности к риску и стрессоустойчивости личности в научной литературе
.1 Склонность к риску в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
На сегодняшний день психологами в значительной мере исследуются личностные особенности людей, которые работают в экстремальных условиях. Актуальным в этой связи представляется исследование взаимосвязи уровня стрессоустойчивости и склонности к риску.
Исследование риска в психологии, и в частности его влияние на поведение людей в различных ситуациях неопределенности, сейчас достаточно актуально и представляет собой немалый интерес для исследователей.
В настоящее время в психологических исследованиях риска можно выделить три основных направления.
Первое определяет риск как "ситуативную характеристику действий (деятельности) субъекта, выражающую неопределенность их результата для действующего субъекта и возможность неблагоприятных последствий в случае неуспеха. А.В. Карпов выделяет критерий для ориентировки в свойствах субъективного риска: риск с точки зрения субъекта есть там, где им не только обнаружено несоответствие требуемых и наличных - или потенциальных возможностей в управлении им ситуацией, но и где неопределенной является оценка самого потенциала этих возможностей. Здесь риск рассматривается в рамках концепции надситуативной активности.
Гипотезу о существовании "надситуативного" риска сформулировал Е.П. Ильин, который рассматривал риск как особого рода активность [11]. Е.П. Ильин готовность субъекта к "личностному риску" трактует как динамическое образование, определяемое активностью самого субъекта.
В рамках надситуативной активности риск всегда рассчитан на "ситуативные преимущества"; риск мотивированный, целесообразный. Это риск для чего-то: ради самоутверждения, денег и т.п.
Как отмечает А.В. Карпов "надситуативный риск как особая форма проявления активности субъекта связан с существованием надситуативной активности, представляющей собой способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи".
Второе направление рассматривает риск с точки зрения теории решений как ситуацию выбора между альтернативными или возможными вариантами действий. Эта позиция связана с измерением вероятности ошибки или неуспеха выбора в ситуации с несколькими альтернативами.
И, наконец, третье изучает взаимосвязь индивидуального и группового поведения в ситуациях риска и представляет собой социально-психологический аспект риска.
Общее у вышеперечисленных концепций заключается в том, что они единогласно считают ситуацию риска ситуацией оценки.
Риск выражает "прогностическую оценку вероятности неблагоприятного исхода развивающейся (еще не закончившейся) ситуации. Риск - это не описательная (атрибутивная) характеристика ситуации, а оценочная категория, неразрывно связанная с действием человека, его оценкой - "оценкой себя".
В соответствии с этим определением ситуация риска возникает только тогда, когда появляется субъект, действующий в этой ситуации. При этом важно отметить, что ситуация риска может оказаться опасной, если субъект вынужден действовать в ней, но опасная ситуация не обязательно является рискованной. Для разных субъектов, действующих в одних и тех же условиях, ситуация может оказаться разной - рискованной для одного и нерискованной для другого.
Следовательно, понятие риск неразрывно связано с представлением о действии субъекта и может быть определено как характеристика этого действия. Но характеристика действия как рискованного не атрибутивна, а оценочна. Риск является оценкой возможности осуществления действия, возможности достижения результата, соответствующего цели.
Таким образом, риск - это "прогностическая, предваряющая действие оценка, формирующаяся на стадии организации или планирования действия".
Кроме прогностической оценки, необходимым условием ситуации риска является неопределенность. И, если рассматривать риск в психологическом аспекте, то главные источники неопределенности находятся в самом действующем субъекте. Именно он "взвешивает" условия, в которых действие будет осуществлено, факторы, влияющие на действие и его будущий результат.
И в конечном счете, по мнению ряда исследователей, все источники неопределенности субъективны и определяются возможностями и ограничениями человека учитывать различные факторы, влияющие на действие и его будущий результат. Источники неопределенности могут быть как внешние, так и внутренние.
Еще один фактор - субъективная оценка затрат на достижение желаемого результата. Чем больше затрат требует действие, тем выше критерий принятия решения о его необходимости.
Особая группа факторов, влияющих на выбор критерия, связана с индивидуально-личностными особенностями субъекта. Прежде всего, это склонность к риску. А.В. Осипов [36] относит склонность к риску к личностным чертам, поскольку ее проявление обусловлено как средовыми факторами, так и другими, личностными особенностями - уровнем тревожности, агрессивности и др.
А.В. Шленков в понятие "готовность к риску" кроме устойчивых качеств индивида включает и ситуативные факторы трудовой задачи, по отношению к которым складывается такая готовность.
Как видно, риск является достаточно многогранным явлением, которое можно рассматривать с разных, а иногда и с противоположных позиций. Неоднозначность данного понятия еще раз доказывает актуальность этой проблемы не только в психологии, но и в других науках, которые занимаются изучением деятельности субъектов, коллективов, организаций, особенно когда их деятельность связана с действиями в экстремальных ситуациях.
Таким образом, понятие "риск" можно определить как ситуативной характеристики деятельности, связанной с неопределенностью её результата и возможными неблагоприятными последствиями в случае неуспеха. В психологии различают три значения термина риска: 1) риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности; 2) риск как действие, грозящее субъекту потерей; 3) риск как ситуация выбора между двумя альтернативами - менее привлекательной, но более надежной и более привлекательной, но менее надежной.
Под термином "склонность" имеется в виду избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Склонность к риску в данной работе обозначает направленность личности, эмоциональное предпочтение к видам действий и ситуаций, связанных с риском. Склонность к риску означает выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большей вероятностью угрозы потери.
.2 Стрессоустойчивость как свойство личности
Наиболее важным качеством спасателей-пожарных является устойчивость к стрессу.
Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических нагрузок [23, с. 17]. Стрессы в деятельности спасателей-пожарных являются неизбежными.
Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому здоровью - это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.
Основная индивидная характеристика содержания стресса - адаптация (стрессоустойчивость). По мнению Ю.А. Александровского, В.И. Лебедева и др. - это барьер психической адаптации [22]. Е.В. Мазуркевич и М.И. Марьин основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев и стилистически разнообразна.
Со стрессоустойчивостью отождествляют эмоциональную устойчивость и способность контроля эмоций; способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях; способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности; свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии; стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач; устойчивое преобладание положительных эмоций; интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке .
Выделяют 4 типа стрессоустойчивости личности:
стрессонеустойчивые личности;
стрессотренируемые личности;
стрессотормозные личности;
стрессоустойчивые личности.
Стрессонеустойчивые характеризуются склонностью менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них - стресс. В самой стрессовой, критической ситуации люди стрессонеустойчивых типов склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.
Стрессотренируемые готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций "стрессотренируемые" привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители таких типов вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.
Стрессотормозные отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, имеющие типы данной группы, способны быть лидерами во время "точечных" перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за...