Реферат: Социализация личности

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, т.е. её социализация. Социализация подрастающего поколения является одной из ведущих функций любого общества, и представляет собой двусторонний процесс.

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Социализация личности':


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Определение и сущность социализации
Глава 2. Универсальные характеристики процесса социализации
Заключение
Словарь основных терминов
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, т.е. её социализация. Социализация подрастающего поколения является одной из ведущих функций любого общества, и представляет собой двусторонний процесс. С одной стороны, индивидуум усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны сами социальные связи изменяются за счёт активного его вхождения в среду. Таким образом, ребёнок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающий мир. Влияние же окружающего мира на человека зависит от его индивидуального развития.
Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права.
Процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.
Цель работы - исследование понятия социализации.

Глава 1. Определение и сущность социализации
Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Приспособление - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Приспособление предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением и т.п. Оно предполагает согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды.
Таким образом, приспособление - это процесс и результат становления индивида социальным существом.
Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия); потребность иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от окружающих (эмоциональная автономия); потребность самостоятельнорешать лично его касающиеся вопросы; способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоопределению, самоизменению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия).
Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый, конфликт между мерой приспособления человека к обществу и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс приспособления и обособления.
Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик. О них и пойдет речь дальше.
В целом процесс социализации человека условно можно представить как совокупность четырех составляющих:
стихийной социализации в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, обычно разнонаправленных, обстоятельств жизни;
относительно направляемой социализации в процессе и результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан;
относительно социально контролируемой социализации в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека;
более или менее сознательного самоизменения человека.
Конкретный человек взаимодействует не с обществом в целом, а с различными его сегментами. В качестве таких сегментов могут выступать весьма различные многочисленные и совсем не рядоположные феномены: семья, родственники, соседское окружение, группы сверстников, поселенческие общности (односельчане, жители одного микрорайона в городе), земляки в ситуации отрыва от постоянной среды обитания (в армии, в местах лишения свободы и пр.), соученики, профессиональные группы, объединения по интересам и политическим взглядам, группы временного пребывания (в больнице, в местах проведения отдыха и пр.), ситуативные общности (в поезде, в театре, на стадионе, в бассейне и пр.).
В зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, места жительства, этноконфессиональной и социокультурной принадлежности человека набор сегментов общества, с которыми он взаимодействует, существенно различается по количеству и специфическим особенностям.
Стихийная социализация протекает как в избирательном взаимодействии человека с теми или иными сегментами общества, так и в случае обязательного взаимодействия с какими-либо сегментами (например, в школе, в армии, в фирме и пр.), а также и в ситуации принудительного взаимодействия с некоторыми сегментами (например, в тюрьме).
Термин «относительно направляемая социализация» определяет деятельность государства, направленную на реализацию им своих функций, которая объективно оказывает или может оказывать влияние на жизненный путь граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социокультурным, этноконфессиональным и иным слоям населения.
Относительно направляемая социализация происходит в рамках государства и в рамках составляющих его административных единиц - республик, краев, областей, а также муниципальных образований (городов, городских и сельских административных районов).
Относительно направляемая социализация отличается от стихийной и относительно социально контролируемой, как минимум, двумя признаками.
Во-первых, стихийная социализация происходит во взаимодействии человека с обществом в целом и с его отдельными сегментами (о чем шла речь выше), в том числе и с государством и государственными организациями как сегментами общества.
Относительно направляемая социализация человека происходит в процессе взаимодействия с государством и государственными организациями как структурами, осуществляющими управление обществом и его гражданами.
Во-вторых, стихийная социализация имеет непреднамеренный характер, а относительно направляемая определяется государственной политикой и законодательством, а также их реализацией в социальной практике государства, его административных субъектов и муниципальных образований.
Человек не остается пассивным в процессе социализации (и стихийной, и относительно направляемой, и относительно социально контролируемой - воспитания). Он проявляет определенную активность, почувствовав или осознав необходимость или желание изменить что-либо в себе, для того чтобы:
в большей степени соответствовать ожиданиям и требованиям социума, как позитивным, так и негативным;
противостоять в той или иной мере требованиям социума, эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы;
избегать или преодолевать те или иные опасности, не стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств социализации;
в большей или меньшей степени приблизить свой образ «наличного Я» (каким человек видит себя в данный период времени) к образу «желаемого Я» (каким он хотел бы себя видеть).
То есть в процессе социализации человек, так или иначе, самоизменяется. Самоизменение - это процесс и результат более или менее осознанных, планомерных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным (реже - полностью, как правило - частично).
Воспитание, понимаемое в России как «душевное строение», было призвано помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках, что и являлось признаком истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости чисто познавательной. Это не означает, что в русской культуре и в других культурах наличествует либо архетип воспитания, либо архетип самосовершенствования. Историко-этнографические и этико-педагогические исследования показывают, что оба архетипа наличествуют и в культурах европейских обществ, и в русской культуре, но по-разному соотносятся между собой. В англосаксонских обществах (преимущественно протестантских) самосовершенствование преобладает над воспитанием, а в романских (католических) и в русском (православном) обществах воспитание преобладает над самосовершенствованием.
Глава 2. Универсальные характеристики процесса социализации
социальный психологический культурный приспособление
Понятие социализации впервые вводится в научный оборот в социологических и философских работах, в конце XIX столетия. Заслуга первоначальной разработки этого важного научного понятия принадлежит видному французскому ученому, одному из основоположников социологической науки Эмилю Дюркгейму. Понятие социализации он использовал для обозначения различия предмета «науки о воспитании» (специфический термин дюркгеймовской социологии) от предмета собственно педагогической науки.
В работах классиков социологии, крупнейших философов и богословов (П. Тиллих, М. Щеллер) того времени рассматривались вопросы методологии исследования процессов социализации, специфики исследовательских интересов в данной области, особенностей постановки исследовательских целей. Данные вопросы рассматривались в основном в контексте развернувшегося в то время так называемого «спора о ценностях». Весьма существенный вклад в разработку этих вопросов внесли Макс Вебер, Пауль Тиллих, Макс Шелер и Теодор Литт, специально обращавшиеся к проблеме социализации личности. По мере развития теории социализации личности в социологии и по мере ее философского осмысления термин "социализация личности" становится употребимым в психологической и юридической литературе.
Особо значительный вклад в разработку проблемы социализации в последние пятнадцать-двадцать лет внес выдающийся немецкий мыслитель, философ и социолог права Юрген Хабермас.
В социально-философских теориях франкфуртской школы Хоркхаймера и Адорно идейное наследие М. Вебера нашло своеобразную интерпретацию: общественная рационализация была отождествлена с "Просвещением"; то есть с постепенным превращением общества в глобальную саморегулирующуюся систему, осуществляющую изначальную "волю к власти инструментального разума над внешней природой и внутренним ми ром личностей.
Американский прагматизм, независимо от обоих упоминавшихся социологических направлений, также разрабатывал коммуникативное основание разума и социализации. Основатель прагматизма Ч. Пирс (1839-1914), стремясь разъяснить "логику научного прогресса ", которая позволяет добиться интерсубъективного согласия исследователей относительно способов теоретического описания реальности и методов ее изучения, рассматривает познание как общественный процесс обучения, конституирующий "жизненную форму" неограниченного коммуникативного сообщества.
Развивая эту идею Ч. Пирса и стремясь освободиться от ограничений сферы коммуникативного разума исключительно научным познанием, Дж.Г. Мид (1863-1931) выдвигает теорию социализации, главной предпосылкой которой является нерепрессивное «обобществление через индивидуализацию», а результатом - формирование интерсубъективного "ядра" в самосознании личности.
Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации. Поскольку до 60-х гг. XX в. считалось, что процесс социализации завершается в юности, постольку одной из типичных была периодизация, в которой выделялись три ее стадии:
первичная - социализация ребенка;
маргинальная - социализация в подростковом возрасте;
устойчивая, или концептуальная (целостная), - социализация в период с 17-18 лет до 23-25 лет.
Одним из первых усомнился в том, что социализация заканчивается в молодости, американский ученый О.Г. Брим-младший, который в 1966 г. не только выступил с утверждением, что социализация происходит в течение всей жизни, но и назвал следующие различия между социализацией детей и взрослых.
Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное О.Г. Бримом-младшим, ценно, прежде всего, тем, что фиксирует внимание на непрерывности процесса социализации на протяжении жизни человека. Однако конкретное содержание этих различий явно свидетельствует о том, что О.Г. Брим-младший рассматривает социализацию как субъект-объектный процесс. Поэтому названные им различия имеют крен в объектную характеристику и детей, и взрослых в процессе социализации.
Взгляд на социализацию как на непрерывный процесс породил новые периодизации ее стадий. Так, ряд исследователей стали различать стадии первичной (до юности) и вторичной (в период взрослой жизни) социализации. В отечественной науке получила определенное признание точка зрения Г.М. Андреевой, которая выделяет три стадии социализации - дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна.
В соответствии с нашей периодизацией человек проходит ряд стадий социализации, каждая из которых включает в себя несколько этапов.
Каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержания и протекания социализации, которая обусловлена особенностями культуры конкретного общества. На каждой стадии, а порой и на каждом возрастном этапе, по-разному складывается взаимодействие человека с теми или иными факторами и агентами социализации, различаются средства и механизмы социализации.
Условия, или факторы, социализации в обобщенном виде можно объединить в четыре группы.
Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние имеет как прямой характер, так и опосредствованный двумя другими группами факторов).
Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.
В реальности социализация человека протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие. Эти условия фактически даже не все выявлены, а из известных далеко не все изучены. Выделенные выше факторы социализации также изучены в разной мере.
В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей.
По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Многочисленные исследования не выявили какой-либо иерархии в степени влияния и значимости агентов социализации, не зависящих от общественного строя, системы родства и структуры семьи.
Социализация человека осуществляется широким универсальным набором средств, содержательно специфических для того или иного общества, социального слоя или возраста социализируемого.
Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая или малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, системы способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов. Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой существенно.
Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных сферах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью как традиционного, так и стилизованного механизмов.
Из вышесказанного следует, что социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных механизмов, которые не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обусловливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной принимать решения, противостоять...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Социализация личности в семье

Реферат: Социализация личности. Социальный конфликт. Возрастная структура общества

Курсовая работа: Социализация личности: сущность, этапы, содержание

Курсовая работа: ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ (ПО Р. КЭТТЕЛЛУ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа: Психология личности военнослужащего. Методы изучения индивидуальных особенностей