Курсовая работа: Социально-психологическая адаптация в организации

Актуальность темы заключается в её масштабности и своевременности для многих руководителей, менеджеров по персоналу, педагогов-психологов, которые заинтересованы в том, чтобы их организация не теряла такой важный фактор как человеческие ресурсы и шла по пути развития. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации.

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'Социально-психологическая адаптация в организации':


Введение
психологический адаптация социальный личность
Актуальность темы заключается в её масштабности и своевременности для многих руководителей, менеджеров по персоналу, педагогов-психологов, которые заинтересованы в том, чтобы их организация не теряла такой важный фактор как человеческие ресурсы и шла по пути развития. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации
Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д.
Но, по мнению многих ученых, (А.А Налчаджян, Ф.Б. Берёзин, Т.Г. Стефаненко, А.А. Реан) реальной проблемой вхождения человека в новую для него среду является его социально-психологическая адаптация в организации, а главное в её коллективе. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большого количества проблем, возникающих в начале работы.
До недавнего времени работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том. Что если вам удалось найти нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу. Своевременные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается, посредством амортизации людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага служащих своей организации руководство должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала кадров и над социально-психологической адаптацией новых сотрудников.
Что же это всё значит?
Любая деятельность человека, начиная с его рождения, подвергается процессу изменения, причём изменения касаются не только его внешнего физиологического развития, но и развития его внутреннего мира. Изменениям подвергаются его ценности, мотивы, установки, взгляды, отношение к окружающей действительности и т.д. Все эти изменения заставляют человека включать природные защитные и приспособительные механизмы, или, учитывая специфику нашей работы, начинает действовать процесс адаптации.
Итак, как мы уже сказали, повышение интереса к проблеме социально-психологической адаптации и всё более активное изучение этой темы в русле социальной, организационной, педагогической психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Неустойчивость, и, часто, непредсказуемость социальных процессов предъявляют повышенные требования к личности, которой необходимо, с одной стороны, соответствовать социальным требованиям, с другой - сохранять стабильность и равновесие.
Изначально проблема социально-психологической адаптации привлекала внимание психологов в связи с изучением нарушений взаимодействия человека и окружающей среды. В последние годы наблюдается значительная эволюция понимания явления социально-психологической адаптации, которая связана с общим смещением интереса исследователей от сферы психических отклонений к рассмотрению здоровой личности.
Целью нашего исследования является определение условий социально-психологической адаптации специалиста при вхождении в новый коллектив.
Объект исследования: коллектив сотрудников предприятия ТОО «Казпромсервисстрой» г. Костаная.
Предмет исследования: процесс адаптации нового сотрудника в новом коллективе
Гипотеза исследования:
Адаптация каждого отдельно взятого специалиста будет настолько успешной, насколько будут сочетаться психологические характеристики всех членов коллектива.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1.Изучить состояние проблемы адаптации специалиста в психолого-педагогической литературе;
2.Выделить внутренние и внешние условия процесса социально-психологической адаптации, как одного из возможных критериев успешности вхождения специалиста в новый коллектив;
.Проведение констатирующего и преобразующего экспериментов, которые позволили выделить проблемы взаимодействия людей в новой социальной среде и реализовать способы решения выявленных проблем;
.Провести проверочный эксперимент с целью показать как изменилась ситуация в сравнении с началом исследовательской работы;
.Разработать программу по адаптации специалиста в любой организации, учреждении.
Практическая значимость состоит:
в определении условий социально-психологической адаптации специалиста, при которых этот процесс будет наиболее успешным;
в разработке программы по адаптации специалиста в любой организации или учреждении.
1. Научно-теоретические основы проблемы адаптации
.1 К вопросу о понятии «социально-психологическая адаптация»
Говоря об адаптации, многие не всегда понимают, что же означает это понятие и как его можно применить в повседневной жизни.
Необходимо рассмотреть с точки зрения истории проблему адаптации. Одно из первых упоминание об адаптации мы находим в теории эволюции живых систем Ч. Дарвина. Вывод, к которому он пришел, гласит: в природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других - явление, названное Ч. Дарвином естественным отбором или выживанием наиболее приспособленных, т.е., чтобы определённый вид выжил и имел шансы на существование и размножение он должен постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям среды.
Можно сделать вывод: с точки зрения биологии, в частности теории эволюции - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансирования в системе «организм-среда» Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статистическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации [1].
Всё вышесказанное относится в равной степени и к животному, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум - среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.
Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчеркивая при этом её системную организацию. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды [2].
Первоначально адаптированные процессы считались тесно связанными с резко изменившимися условиями существования. Понятие стресса, как «пускового механизма» адаптационного процесса, заложенного Г. Селье, прочно укрепились в теории адаптации, вызвав к жизни исследования к экстремальным условиям [3]. Понимание адаптации как приспособления к новым, изменившимся условиям нашло своё отражение в концепциях культурной адаптации.
Однако в истории развития понятия также хорошо представлено направление, базирующееся на мнении о том, что адаптация не должна быть непременно связана с необычными условиями жизнедеятельности. Понятие адаптации обязательно включает в себя обычную функцию в повседневных, типичных условиях. Такое направление обобщенно носит название «адаптации к жизни», и включает исследования жизненного пути, изменения, происходящие в результате возрастных кризисов, проблемы жизненной успешности и другие. В последнее время в связи с возрастанием степени подвижности окружающей среды, интерес исследователей обратился к так называемым изменяющимся, нестабильным условиям.
Адаптация, как необходимое условие существования живого, включает в себя в качестве обязательной предпосылки взаимодействия организма со средой. Именно понятие взаимодействия является центральным для теории адаптации. Ещё в 1860 году И.М. Сеченовым было выдвинуто положение о единстве организма и среды [4].
Собственно понятие взаимодействия часто не присутствует в определении адаптации, заменяя, в зависимости от контекста, другими терминами: приспособление, выживание, включение, обмен, реакция, соотношение. Но при ближайшем рассмотрении, любое такое понятие неизменно предполагает взаимодействие как условие своего существования и отражает лишь специфику изучаемых сторон этого взаимодействия.
Поскольку в целом, отмечается тенденция смещения интереса исследователей от биологической к общей психической и, затем, - к социальной адаптации, то и понятие взаимодействие становится более актуальным. Как правило, описание связано с признанием активной роли личности в процессе адаптации, с повышением статуса сознательного преобразующего поведения. Именно понятие взаимодействия, наиболее точно отражает особенности процесса социальной адаптации.
1.2 Процесс и цели социально-психологической адаптации в организации
Понятие адаптации можно отнести к общенаучным понятиям. Подобные понятия зарождаются на «стыках», в «точках соприкосновения» наук или даже в отдельных науках с последующей их экстраполяцией на многие сферы естественных, технических и общественных наук. Зародившись в эволюционной биологии, понятие адаптации прошло большой и противоречивый путь развития. Характерно, что с выходом понятия адаптации в другие области знания качественно изменяется и само содержание теории адаптации.
В настоящее время существует более 40 определений адаптации. По-видимому, такое многообразие понятий связанно с использованием их в разных областях исследования (социальная, биологическая, психофизиологическая адаптация), со спецификой задач исследований, а так же с различием подходов, принятых в отдельных научных школах [5].
Стабильные и вариативные компоненты понятия адаптация.
Несмотря на большое многообразие, общими во всех определениях остаются следующие моменты:
1.Процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов;
2.Это взаимодействие разворачивается в особых условиях - условия дисбаланса, несогласованности между сторонами;
.Основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой может варьироваться в достаточно широких пределах
.Достижение цели предполагает определённые изменения во взаимодействующих объектах [6].
Целью системы адаптации в организации является в основном снижение издержек организации за счет следующих факторов:
1. Ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность:
-Достижение необходимой эффективности работы в минимальные сроки;
-Уменьшение количества возможных ошибок, связанных с освоением функциональных обязанностей.
2. Сокращение уровня текучести кадров:
-Снижение кол-ва сотрудников, не прошедших испытательный срок;
-Уменьшение количества сотрудников, покинувших компанию в течение первого года работы [7].
Выгодами, получаемыми сотрудником после прохождения адаптации являются:
-Получение полной информации, требуемой для эффективной работы;
-Снижение уровня неопределенности и беспокойства;
Повышение удовлетворенности работой и развитие позитивного отношения к компании в целом;
Освоение основных норм корпоративной культуры и правил поведения;
Выстраивание системы взаимодействия с коллегами;
Получение эффективной обратной связи от наставника и линейного руководителя по итогам испытательного срока [8].
Выгодами, получаемыми компанией с выстроенной системой адаптации, являются:
-Создание механизма оценки профессиональных и управленческих компетенций сотрудника и его потенциала по итогам работы в первые месяцы;
-Выявление недостатков существующей в компании системы подбора;
Развитие управленческих компетенций наставников и линейных руководителей;
Обоснование кадровых решений в отношении как новичка, так и наставников после окончания адаптационного периода;
Повышение лояльности сотрудника компании как работодателю [9, 10].
Аспекты адаптации:
1. Корпоративная адаптация
Для того чтобы начать работать эффективно, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности компании, например:
-Какое место занимает компания на рынке? Как идут дела? К чему стремится?
-Каковы стратегические цели и приоритеты компании?
Кто является ключевыми клиентами? Кто основными конкурентами?
Как осуществляется управление компанией? Кто принимает решения?
Какова структура компании? Где какие подразделения расположены?
Какова периодичность и технология планирования и отчетности?
Какие действуют процедуры, регламенты?
Кто и в каком порядке подписывает документы?
и т.д.
2. Социальная адаптация
Приходя на работу, человек принимает те нормы поведения и общения, которые существуют в коллективе, включается в систему взаимоотношений с коллегами.
На этом этапе он знакомится с «атмосферой компании» - корпоративной культурой. Сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы:
-Какой стиль общения принят в коллективе (дружеский, официально-деловой, богемный и т.п.)?
-Как принято обращаться к сотрудникам, равным по уровню / должности, подчиненным, руководителям?
Есть ли в компании какие-то группы, «лагеря», территории? Какие между ними взаимоотношения?
С кем обедать? С кем курить?
У кого дети такого же возраста? У кого кошки / собаки / рыбки / птички? У кого похожие хобби, увлечения?
Что можно / нельзя обсуждать в курилке, за обедом?
К кому можно / нельзя обращаться за помощью, советом?
и т.д.
3. Организационная адаптация
Обычно мы проводим на работе большую часть светового дня. Разумеется, это время должно быть как-то организовано в бытовом плане. Существует масса организационных моментов, с которыми предстоит разобраться новичку в первые дни / месяцы работы. Например:
-Где находится туалет? Где можно курить? Где находится столовая?
-Где можно разместить свои вещи?
Как оформить постоянный пропуск?
Кто настроит компьютер?
Когда и где выдают зарплату?
Как здесь пьют чай / кофе? Можно ли принести свою кружку? Можно ли пить кофе на рабочем месте?
Можно ли повесить над рабочим столом плакат любимой рок-группы? Семейное фото? Календарь с видами природы?
Как заказать канцелярию, курьера, машину, переговорную комнату?
К кому обращаться по поводу неисправностей в компьютере?
Где взять положенный корпоративный мобильный? Мед. страховку?
Как принято справлять дни рождения? Сколько сдавать на подарки и кому?
Во сколько принято уходить домой? Можно ли утром опаздывать?
Когда будет отпуск?
и т.д.
4. Техническая (технологическая) адаптация
В каждой компании используется свой набор техники и программного обеспечения. Новому сотруднику в период адаптации придется:
-Запомнить новый пароль, привыкнуть к новой клавиатуре, настроить почтовую программу, обзавестись привычными закладками в «Избранном», занести нужные контакты в «Адресную книгу».
-Освоить новую модель телефона, факса, копира, брошюровщика и пр.
Разобраться во внутрифирменной системе хранения информации, где что лежит, как называются нужные папки.
Освоить специфическое производственное (складское, IT и т.п.) оборудование
Освоить специфическое программное обеспечение (БД).
и т.д.
5. Профессиональная адаптация
Данный аспект адаптации связан непосредственно с профессиональной стороной деятельности сотрудника в организации. Хватает ли ему знаний, умений и навыков или требуется дообучение? Есть ли перспективы у данного работника? Эти вопросы интересуют менеджеров по персоналу и руководителя подразделения. А самому сотруднику необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы:
-Используемые в компании технологии и техники;
-Стандарты работы; Документация;
Нормы, нормативы, технические требования;
Перспективы профессионального и карьерного роста;
Возможности обучения, повышения квалификации;
Параметры оценки качества работы;
и т.д.
6. Психофизиологическая адаптация
Данный аспект в первую очередь включает приспособление к определенному, часто отличному от привычного, режиму труда и отдыха. Особое внимание психофизиологической адаптации нужно уделить в следующих ситуациях:
-Сменный график работы. Если человек никогда не работал по ночам, ему будет объективно тяжело работать посменно или менять время пребывания на работе, к примеру с 8 часов на 12.
-График работы сдвинут. В некоторых компаниях предлагается график работы с 7:00 до 16:00, в других - с 11:00 до 20:00. Резко переключиться с одного режима работы на другой нередко бывает довольно сложно.
Ненормированный рабочий день. К ненормированной работе сложно привыкнуть, если в предыдущей компании график работы сотрудника был нормированным. Необходимость сверхурочной работы нужно обговаривать на собеседовании.
Длительные командировки. Для ряда сотрудников длительные разъезды могут стать дополнительным стрессом.
Проектная работа. В случае проектной работы сотрудник должен быть готов к пиковым нагрузкам, которые обычно возникают перед сдачей проекта [11, 12].
Динамика развития понятия прослеживается через анализ изменения вариативных компонентов, уточняющих и конкретизирующих выделенные стабильные элементы. Такими вариативными элементами являются:
) Характеристики самих взаимодействующих объектов. Особенно разнообразны типы среды, с которой взаимодействует индивид: акцентом на этих конкретных типах взаимодействий во многом и объясняются различия в определениях адаптации. Например: биологическая среда - организм; общество - личность; организация - группа и т.д.
)...

Похожие материалы:

Реферат: Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Социально-психологическая адаптация студентов с различной саморегуляцией поведения

Реферат: Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение

Курсовая работа: Социально-психологическая специфика системы отношений старших подростков

Курсовая работа: Социально-психологическая помощь детям, пережившим развод родителей