Курсовая работа: Социально-трудовая адаптация и реабилитация больных (задачи клинической психологии)
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность, понятие, основные особенности реабилитации больных
.1 Клиническая психология и её задачи
.2 Реабилитация
.2.1 Сущность понятия реабилитации
.2.2 Сущность и структура системы реабилитационных мероприятий
.3 Реабилитация с точки зрения психологического вмешательства
Глава 2. Анализ состояния и динамики процесса социально-трудовой реабилитации больных
2.1 Основные положения
2.2 Исторические аспекты состояния и динамики процесса социально-трудовой реабилитации больных
.3 Оценка эффективности психологической реабилитации
Заключение
Список литературы
Дата добавления на сайт: 02 августа 2024
Скачать работу 'Социально-трудовая адаптация и реабилитация больных (задачи клинической психологии)':
Курсовая работа
на тему: «Социально-трудовая адаптация и реабилитация больных (задачи клинической психологии)»
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность, понятие, основные особенности реабилитации больных
.1 Клиническая психология и её задачи
.2 Реабилитация
.2.1 Сущность понятия реабилитации
.2.2 Сущность и структура системы реабилитационных мероприятий
.3 Реабилитация с точки зрения психологического вмешательства
Глава 2. Анализ состояния и динамики процесса социально-трудовой реабилитации больных
2.1 Основные положения
2.2 Исторические аспекты состояния и динамики процесса социально-трудовой реабилитации больных
.3 Оценка эффективности психологической реабилитации
Заключение
Список литературы
Введение
В последнее время приходится наблюдать значительные изменения в содержании деятельности клинического психолога (особенно в России). Минули те времена, когда под работой психолога обычно принимался гипноз, а интерес к другим методам пресекался из-за идеологических соображений или даже из-за психологической неграмотности. Прошло время безоглядного импорта психологических технологий - увлечения отдельными зарубежными методами и приемами. Освоив достижения современной психологии, российские ученые вступили в новый период творческого развития.
В условиях бурного развития психологии и с учетом психогенных условий жизни, развития и формирования личности все чаще приходится говорить о необходимости оказания квалифицированной реабилитационной помощи представителям человечества, что обуславливает актуальность выбранной нами темы работы[3].
Под психологической формой реабилитации понимают воздействие на психологическую сферу больного словом врача, направленным на преодоление в сознании больного или инвалида представления о безвыходности положения, о бесполезности лечения, на выработку уверенности в благополучном исходе лечения, особенно при некоторых, хотя бы незначительных, положительных сдвигах в течении болезни. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий (существует поговорка «слово - лучший лекарь»).
Цель исследования: изучение социально-трудовой реабилитации как самостоятельной специальности в области психологии.
Объект исследования: теоретико-методологические подходы и анализ структуры и содержания процесса социально-трудовой реабилитации больных.
Предмет исследования: свойства, сущность и структура процесса реабилитации больных.
В соответствии с целью исследования был определен ряд основных задач:
.Охарактеризовать и проанализировать сущность понятия психологической реабилитации и её видов;
.Рассмотреть сущность и структуру системы реабилитационных мероприятий для больных;
.Проанализировать состояние и динамику процесса социально-трудовой реабилитации больных, используя исторические аспекты данного процесса;
.Рассмотреть и изучить оценку эффективности процесса психологической реабилитации больных.
Структура курсовой работы. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Сущность, понятие, основные особенности реабилитации больных
1.1 Клиническая психология и её задачи
Греческое слово «kline» - нечто, имеющее отношение к постели, от которого происходит прилагательное клиническая, в современном языке связано с обозначением таких сфер, как уход за больным, особенности, развития какой-либо болезни или расстройства, а также лечение этих расстройств. Соответственно, клиническая психология - это отрасль психологии, предметом изучения которой являются расстройства и нарушения психики и поведения, личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями в воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней, особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся. В более широком смысле клиническая психология может пониматься как приложение всего объема психологических знаний к решению самых различных вопросов и проблем, возникающих в медицинской практике[13].
В более узком значении клиническая психология представляет собой особую методологию психологического исследования, которая основана на методе наблюдения относительно небольшого числа пациентов в естественных условиях и последующем субъективном анализе-интерпретации индивидуальных проявлений их психики и личности. В этом смысле клинико-психологическая методология принципиально противостоит естественнонаучному экспериментальному подходу, опирающемуся на критерии объективного статистически достоверного психологического знания. Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов. Если исходить из проблем, которые разрешает эта дисциплина, взаимовлияние психического и соматического в возникновении, течении и лечении болезней, и практических задач, которые перед ней ставятся диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психологических особенностей и психических расстройств, анализ условий и факторов возникновения расстройств и болезней, психопрофилактика, психотерапия, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья, то она является отраслью медицинской науки. Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования - это наука психологическая. Взаимопроникновение медицины и психологии основывается на соотношении в жизни человека биологических и социальных факторов, на связи телесных функций с психическими[8].
Задачи клинической психологии. Современная клиническая психология как дисциплина, изучающая психологическими методами различные нарушения психики и поведения, может применяться не только в медицине, но и в различных воспитательных, социальных и консультативных учреждениях, обслуживающих людей с аномалиями развития и психологическими проблемами. Цель и задачи клинической психологии определяются практическими потребностями клиники - психиатрической, неврологической, соматической.
Конкретные задачи могут быть определены следующим образом: -участие в решении задач дифференциальной диагностики; -анализ структуры и установление степени психических нарушений; -диагностика психического развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения и переобучения; -характеристика личности и системы ее отношений; -оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии, решение экспертных задач, участие в психокоррекционной, психотерапевтической и реабилитационной работе с больными[11].
1.2 Реабилитация
1.2.1 Сущность понятия реабилитации
Реабилитация, она же - социально-трудовая адаптация, восстановление психофизиологических возможностей и способностей человека на оптимальном уровне после болезни (проводят врач + юрист + социолог + психолог). Клинический психолог решает следующие виды задач:
коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления заболевания;
коррекция тревожности, УП, мотивации, послеболезненных синдромов;
восстановление нарушенных ВПФ;
восстановление и нормализация отношений в среде.
Комитет ВОЗ дал определение реабилитации: реабилитация - это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально - оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала больного или инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Таким образом, реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания. Среди прочих дисциплин реабилитация занимает особое место, так как рассматривает не только состояние органов и систем организма, но и функциональные возможности человека в его повседневной жизни после выписки из медицинского учреждения[13].
В последние годы в реабилитацию введено понятие “качество жизни, связанное со здоровьем” (healthrelated quality of life, англ.). При этом именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных.
Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное значение для понимания сути медицинской реабилитации и направленности реабилитационных воздействий.
Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда возможно, и в этих случаях желательно организовать жизнедеятельность больного таким образом, чтобы исключить влияние на неё существующего анатомического и физиологического дефекта. Если при этом прежняя деятельность невозможна или отрицательно влияет на состояние здоровья, необходимо переключение больного на такие виды социальной активности, которые в наибольшей степени будут способствовать удовлетворению всех его потребностей. Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность).
Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её аспектов (комплексность).
Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность). Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость). С учётом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в некоторых странах (Польша, Россия) - иногда ещё и санаторный этапы медицинской реабилитации.
Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий[9].
Выделяют следующие аспекты этих мероприятий:
) Медицинский аспект - включает вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана. Физический аспект - охватывает все вопросы, связанные с применением физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с повышением физической работоспособности.
) Психологический аспект - ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений.
) Профессиональный - у работающих лиц - профилактика возможного снижения или потери трудоспособности; у инвалидов - по возможности, восстановление трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности, трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, трудового обучения переквалификации.
) Социальный аспект - охватывает вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества и производства.
) Экономический аспект - изучение экономических затрат и ожидаемого экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения, формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально-экономических мероприятий[8].
1.2.2 Сущность и структура системы реабилитационных мероприятий
Все реабилитационные мероприятия должны быть нацелены на вовлечение самого больного в лечебно-восстановительный процесс. Реабилитовать больного без его активного участия в этом процессе невозможно. Этот принцип реабилитации психически больных назван принципом партнерства. Для его претворения в психиатрическую при лечении больных врачу необходимо добиться у них взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Реабилитация объединяет усилия врача, медицинского персонала и больного, направленные на восстановление социально-психологического статуса последнего.
Реабилитационные воздействия должны быть разноплановыми (разносторонними) - это второй принцип реабилитации. Различают психологическую, профессиональную, социально-трудовую, семейно-бытовую, культурно-просветительную и другие сферы реабилитации.
Диалектическое единство социально-психологических и биологических методов в преодолении болезни - третий принцип реабилитации. Он заключается в том, что биологические методы лечения, социо- и психотерапия, реабилитация должны проводится в комплексе.
Четвертый принцип реабилитации - принцип ступенчатости (переходности) - сводится к тому, что все реабилитационные воздействия должны постепенно нарастать и нередко переключаться с одного на другое. В частности, в психиатрических стационарах принцип ступенчатости находит свое отражение в создании реабилитационных режимов.
Достижения современной биологической терапии и психотерапии, позволившие в последние десятилетия успешно лечить многие психопатологические проявления, создали благоприятную почву для внедрения в практику лечебно-активирующих режимов. Главной задачей последних является предупреждение развития госпитализма и создание возможностей для успешной реадаптации больных в амбулаторных условиях. Выделяют четыре основных режима: охранительный, щадящий, активирующий и режим частичной госпитализации.
Охранительный режим предусматривает постоянное пребывание больного в постели, преимущественно по соматическим показаниям, и требует от медицинского персонала постоянного наблюдения за ним. Если позволяет соматическое состояние больного, ему разрешается свободно перемещаться по палате или отделению. За пределы палаты не выпускаются больные, находящиеся на постельном режиме.
При щадящем режиме (режим дифференцированного наблюдения) больным предоставляется полная свобода в отделении, но запрещается выход на территорию больницы без сопровождения персонала. При этом режиме больной постепенно, с учетом психического и соматического состояния, вовлекается в некоторые виды занятий с ограждением его от чрезмерных внешних воздействий.
По мере выздоровления такие больные переводятся на активирующий режим (режим «открытых дверей»). Главной задачей на этом этапе является обеспечение больным максимального нестеснения в отделении, организация полной занятости их с включением культурно-развлекательной и просветительной программы, всемерное развитие целенаправленной трудовой и социальной реадаптации. При режиме «открытых дверей» больным предоставляется право самостоятельно выходить из отделения, гулять по территории больницы, ходить на работу в лечебно-трудовые мастерские, посещать кино, библиотеку, магазины.
По мере дальнейшего выздоровления больные могут быть переведены на режим частичной госпитализации, предусматривающий лечение их в одних случаях в условиях дневного стационара, в других - ночного профилактория. Иногда пребывание больного в стационаре может чередоваться с предоставлением ему домашних отпусков.
Опыт работы психоневрологических учреждений показывает, что максимально допускаемое нестеснение больных возможно лишь при правильной организации наблюдения за ними, с тем чтобы предупредить их общественно опасные действия. Как правило, такие действия наблюдаются крайне редко, поэтому режимные ограничения должны применяться только в необходимых случаях и таким образом, чтобы больной не мог этого отчетливо ощутить[16].
Социореабилитационные мероприятия должны осуществляться поэтапно.
Первый этап - восстановительная терапия, включающая в себя предотвращение формирования дефекта личности, развития госпитализма, восстановление нарушенных болезнью функций и социальных связей.
Второй этап - реадаптация. Этот этап предусматривает различные психосоциальные воздействия на больного. Важное место здесь отводится трудовой терапии с приобретением новых социальных навыков, психотерапевтическим мероприятиями, проводимым не только с больным, но и с его родственниками.
Третий этап - возможно более полное восстановление прав больного в обществе, создание оптимальных отношений его с окружающими, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве.
Таким образом, система реабилитационных мероприятий включает в себя разнообразные биологические и социально-психологические воздействия, направленные на восстановление оптимального уровня жизнедеятельности больного[4].
1.3 Реабилитация с точки зрения психологического вмешательства
Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция - это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии). Психологические интервенции характеризуются:
1) выбором средств (методов);
) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация);
З) целевой ориентацией процесса на достижение изменений;
4) теоретической базой (теоретическая психология);
5) эмпирической проверкой;
6) профессиональными действиями».
Рассмотрим основные характеристики реабилитационно-психологических интервенций. Методы психологических интервенций - это психологические средства, которые выбирает психолог. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между клиентом и психологом. Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздействия. Функции психологических интервенций состоят в профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Цели реабилитационно-психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение определенных изменений. Реабилитационно-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели, так и на конкретные, более близкие цели. Однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия. Теоретическая обоснованность реабилитационно-психологические интервенций состоит в ее взаимосвязи с определенными психологическими теориями научной психологии. Эмпирическая проверка клинико-психологических интервенций связана, прежде всего, с изучением их эффективности, они должны всегда осуществляться профессионалами. Психологическая интервенция, осуществляемая в целях реабилитации, является...
Похожие материалы:
Реферат: Задачи, решаемые в области военной психологииРеферат: Профилактика и реабилитация больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы
Реферат: Дифференциация феноменов аутоагрессивного и самоповреждающего поведения в клинической психологии
Реферат: Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста
Реферат: Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение