Курсовая работа: Сознание и самосознание

Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. На основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается и его психика формируется в процессе его жизнедеятельности. Основной закон исторического развития психики, сознания человека заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам.

Дата добавления на сайт: 01 августа 2024


Скачать работу 'Сознание и самосознание':


Введение
Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. На основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается и его психика формируется в процессе его жизнедеятельности. Основной закон исторического развития психики, сознания человека заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам. Порождая в своей деятельности предметное бытие, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу. Основной принцип развития - единство строения и функции - получает применительно к историческому развитию психики свое классическое выражение в одном из основных положений марксизма: труд создал самого человека; он создал и его сознание. В процессе созидания культуры духовные способности человека, его сознание не только проявлялись, но и формировались. Необходимые для создания человеческой - материальной и духовной - культуры высшие формы человеческой специфики человеческих форм трудовой деятельности, сознание является и ее продуктом.
Сознание - это воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей. Сознание есть сознание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Оно не дано изначально и порождается не природой, а обществом.
Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов. Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. «Я» сегодня, при всех возможных изменениях моего положения в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок, - это «Я» того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере собственного «Я».
Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который тесно связан с процессом развития самосознания человека. Также самосознание проявляется в попытках разобраться в мотивации своего поведения, в представлениях о цели и путях ее достижении, в отношении к своему бытию.
В истории психологической науки сознание и самосознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря на важнейшее значение этого явления, и главной составляющей психологии, которая просто необходима в жизнедеятельности человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных.
Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть понятие и возникновение сознания и самосознания.
Задачи исследования:
найти и изучить литературу по теме исследования;
раскрыть понятие сознания и определить ее структуру;
развернуть и осветить виды фазовых состояний сознания;
определить понятие самосознания;
исследовать теории «Я-концепция».

Понятие сознания
Возникновение сознания как высшей формы психики
Психика человека - высший уровень эволюционного развития психики. Конечно, человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает сознанием. Сознание - это то, что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом 1.
Огромная разница существует между психикой самого высшего животного и психикой человека. Ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное подает сигнал своим собратьям по поводу явлений непосредственной ситуации, человек с помощью языка информирует других людей о прошлом, будущем и настоящем, передает им социальный опыт.
Благодаря языку в истории человечества произошла перестройка в отражении мира в мозгу человека, каждый человек пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он никогда не встречался, а также отдавать себе отчет в содержании чувственных впечатлений.
Было показано многими экспериментами исследователей, что животным свойственно лишь практическое мышление, они могут действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, и не могут выйти за ее пределы, то есть абстрагироваться от нее. Так, к примеру, в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ситуативную задачу и даже создать «орудие». Но ни один исследователь еще не наблюдал у обезьян абстрактные способы мышления. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации, а люди отнюдь не рабы ситуации, они способны предвидеть будущее 1.
Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. К примеру, летчик ищет ближайший аэродром, если у него осталось мало горючего. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это существенное отличие психики человека от психики животного.
Не маловажную роль в различии животных и людей играют различия в чувствах. У животных, как и у людей, различные предметы могут вызывать положительные и отрицательные эмоции, но только человеку свойственно сопереживать горе, наслаждаться картинами, испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта. Развитие человеческой психики человеческого сознания подчиняется законам исторического развития, а развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции. Только человеку свойственно присваивать общественный опыт, который и развивает в свою очередь психику. Ребенок, с момента рождения, овладевает способами общения.
Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не разовьется способность к произвольному памяти и вниманию, к абстрактному мышлению, не сформируется личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания среди животных, человеческих детей. Дети, жившие с животными, проявляли примитивные животные реакции, но у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как животное, волею случая, оставшееся одно, без стада, все равно будет проявлять себя как животное. Человек только тогда становится человеком, если его развитие проходит среди людей
Возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохождение освободило передние конечности от функции ходьбы и способствовало их развитию, что способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновременно происходило и развитие органов чувств, так зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире. Мы вправе полагать, что развитие органов чувств не могло происходить изолированно от развития нервной системы, поскольку с появлением человека отмечаются изменения в строении нервной системы, прежде всего головного мозга. Можно предположить, что эволюция коры мозга в процессе филогенеза человека обусловила возможность появления высшей формы развития психики - сознания.
Сознание - это высший уровень психологического развития, свойственный только человеку, это отражение индивидом окружающей действительности и самого себя средствами абстрактного мышления, а также целесообразная регуляция отношений с природной и социальной средой .
Сознание и бессознательное в психике человека
Сознание управляет самыми сложными формами поведения, которые требуют постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:
когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может;
когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе
потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.
Ситуации подобного рода возникают перед людьми практически беспрерывно, в связи с этим сознание постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне бессознательной регуляции.
Помимо сознания, у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально не осознаются человеком. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия и мышечные ощущения.
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, ситуации. Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь .
Главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес Зигмунд Фрейд. Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присуще и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
Первая группа психических явлений - ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».
Вторая группа явлений - непроизвольные забывания имен, обещаний, намерений, предметов, событий. Забывание имен связано с неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.
Третья группа явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.
Структура сознания
А.Н. Леонтьев выделил три составляющих структуры индивидуального сознания - чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл.
Чувственная ткань сознания «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное «поле» и объект его деятельности». Значения - общее содержание слов, схем, карт, чертежей, которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Универсальным языком значений является язык искусства - музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.
Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий смысл. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом.
Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в слова как раз и связаны с различием между личностным смыслом и значением. Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, возникающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл.
Первой из характеристик сознания человека является сознание, то есть
совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.
Второй - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие.
Третьей - обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы.
Четвертой - наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений .

Фазовые состояния сознания
Виды фазовых состояний
Сознание является наивысшей человеческой формой психической жизни, субъективным переживанием объективной реальности. Сознанием мы отличаемся от остального мира живой материи. Мы различаем бодрствование, вигилантность и ясность, луцидность сознания 1.
Бодрствование - это способность улавливать все явления окружающей среды, понимать их значение и реагировать на дальнейшие раздражители.
Луцидность сознания характеризует грубые отклонения. К примеру «Потеря сознания» может быть нарушением, а может и не быть им.
При аффекте или утомлении появляется легкая предвзятость, которая является слабой степенью ослабления вигилантности сознания.
К расстройствам ясности сознания относятся все более тяжелые «потери сознания», такие как сомнолентность, сопор, мелкая и глубокая кома, обморок.
При сомнолентности (состояние сонливости) человек находится в фазовых состояниях между бодрствованием и сном, слабые импульсы на него не действуют. Реакция его может быть как в состоянии дремоты. Человека можно вывести из этого состояния громким окриком или сильным толчком. После того как он просыпается, он способен ориентироваться в среде.
Сопор - характер более глубокого сна. В этом состоянии человек может проснуться только от сильных раздражителей и то на небольшой период времени.
Кома - это бессознательное состояние, полная потеря ясности сознания. Человека совершенно невозможно разбудуть, он не реагирует даже на болевые раздражители.
Обморок - бессознательное состояние, которое происходит вследствии
анемии мозга и представляет собой коротко длищееся бессознательное состояние.
И.П.Павлов указал, что между ясным луцидным сознанием и сном имеется ряд фазовых состояний в зависимости от того, как изменяетя соотношение основных нервных процессов возбуждения и торможения. Необходимо помнить, что сильный раздражитель вызывает сильную реакцию, слабый же наоборот. Рассмотрим более подробно фазовые состояния:
Уравновешанная фаза проявляется при засыпании человека.
Парадоксальная фаза наступает вследствии более глубокой стадии после засыпания.
Ультрапарадоксальная фаза, когда реакции вызывают отрицательные (тормозные) условные раздражители, которые в норме вообще бы не вызывали у организма никаких реакций.
Наркотическая фаза, при которой реакция на сильные и слабые раздражители, хотя и остается сохраненной в смысле соотношения сил, но вызывается лишь сильными раздражителями.
Фаза торожения - глубокий сон, при которой полностью отсутствуют и реакции на сильные раздражители и для пробуждения бывает необходимо применить безусловный раздражитель значительной силы. Отсюда следует, что сон является торможением, распространяющимся на оба полушария и проникающим в средний мозг. Сон и внутреннее торможение являются одним и тем же процессом. Несмотря на то, что сон является генерализованным торможением, угнетением и в состоянии сна в коре сохраняются некоторые группы клеток в состоянии бордствования, готовности к действию, так называемые сторожевые пункты. Речь идет об участках возбуждения (бодрствования), которые имеют для организма большое значение.
Фазовыми явлениями можно объяснить не только сон, но и так называемое подсознание. Существуют явления высшей нервной деятельности, протекающие без нашего осознования. Например, при научном или каком-либо другом вдохновении, когда процессы сознательной работы, прерванные, например, сном, продолжались далее; мы просыпаемся и неожиданно находим решение или ответ на вопрос, о котором долго напрасно думали. У здорового человека сознательная жизнь регулирует все внеразумные компоненты психической жизни и является наивысшей формой ауторегуляции.
Сновидения
Сновидения являются продуктом деятельности отдельных групп клеток коры головного мозга, не охваченных торможением, которые приведены к деятельности под влиянием внешних или внутренних раздражителей и...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Сознание и самосознание как предмет исследования психологии

Курсовая работа: Самосознание и самосовершенствование

Реферат: Сознание и подсознание

Реферат: Самосознание и самооценка личности

Курсовая работа: Самосознание и самоотношение в подростковом возрасте