Курсовая работа: Сознание и самосознание

Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. На основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается и его психика формируется в процессе его жизнедеятельности. Основной закон исторического развития психики, сознания человека заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам.

Дата добавления на сайт: 01 августа 2024


Скачать работу 'Сознание и самосознание':


Введение
Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. На основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается и его психика формируется в процессе его жизнедеятельности. Основной закон исторического развития психики, сознания человека заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам. Порождая в своей деятельности предметное бытие, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу. Основной принцип развития - единство строения и функции - получает применительно к историческому развитию психики свое классическое выражение в одном из основных положений марксизма: труд создал самого человека; он создал и его сознание. В процессе созидания культуры духовные способности человека, его сознание не только проявлялись, но и формировались. Необходимые для создания человеческой - материальной и духовной - культуры высшие формы человеческой специфики человеческих форм трудовой деятельности, сознание является и ее продуктом.
Сознание - это воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей. Сознание есть сознание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Оно не дано изначально и порождается не природой, а обществом.
Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов. Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. «Я» сегодня, при всех возможных изменениях моего положения в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок, - это «Я» того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере собственного «Я».
Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который тесно связан с процессом развития самосознания человека. Также самосознание проявляется в попытках разобраться в мотивации своего поведения, в представлениях о цели и путях ее достижении, в отношении к своему бытию.
В истории психологической науки сознание и самосознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря на важнейшее значение этого явления, и главной составляющей психологии, которая просто необходима в жизнедеятельности человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных.
Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть понятие и возникновение сознания и самосознания.
Задачи исследования:
найти и изучить литературу по теме исследования;
раскрыть понятие сознания и определить ее структуру;
развернуть и осветить виды фазовых состояний сознания;
определить понятие самосознания;
исследовать теории «Я-концепция».

Понятие сознания
Возникновение сознания как высшей формы психики
Психика человека - высший уровень эволюционного развития психики. Конечно, человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает сознанием. Сознание - это то, что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом 1.
Огромная разница существует между психикой самого высшего животного и психикой человека. Ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное подает сигнал своим собратьям по поводу явлений непосредственной ситуации, человек с помощью языка информирует других людей о прошлом, будущем и настоящем, передает им социальный опыт.
Благодаря языку в истории человечества произошла перестройка в отражении мира в мозгу человека, каждый человек пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он никогда не встречался, а также отдавать себе отчет в содержании чувственных впечатлений.
Было показано многими экспериментами исследователей, что животным свойственно лишь практическое мышление, они могут действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, и не могут выйти за ее пределы, то есть абстрагироваться от нее. Так, к примеру, в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ситуативную задачу и даже создать «орудие». Но ни один исследователь еще не наблюдал у обезьян абстрактные способы мышления. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации, а люди отнюдь не рабы ситуации, они способны предвидеть будущее 1.
Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. К примеру, летчик ищет ближайший аэродром, если у него осталось мало горючего. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это существенное отличие психики человека от психики животного.
Не маловажную роль в различии животных и людей играют различия в чувствах. У животных, как и у людей, различные предметы могут вызывать положительные и отрицательные эмоции, но только человеку свойственно сопереживать горе, наслаждаться картинами, испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта. Развитие человеческой психики человеческого сознания подчиняется законам исторического развития, а развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции. Только человеку свойственно присваивать общественный опыт, который и развивает в свою очередь психику. Ребенок, с момента рождения, овладевает способами общения.
Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не разовьется способность к произвольному памяти и вниманию, к абстрактному мышлению, не сформируется личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания среди животных, человеческих детей. Дети, жившие с животными, проявляли примитивные животные реакции, но у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как животное, волею случая, оставшееся одно, без стада, все равно будет проявлять себя как животное. Человек только тогда становится человеком, если его развитие проходит среди людей
Возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохождение освободило передние конечности от функции ходьбы и способствовало их развитию, что способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновременно происходило и развитие органов чувств, так зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире. Мы вправе полагать, что развитие органов чувств не могло происходить изолированно от развития нервной системы, поскольку с появлением человека отмечаются изменения в строении нервной системы, прежде всего головного мозга. Можно предположить, что эволюция коры мозга в процессе филогенеза человека обусловила возможность появления высшей формы развития психики - сознания.
Сознание - это высший уровень психологического развития, свойственный только человеку, это отражение индивидом окружающей действительности и самого себя средствами абстрактного мышления, а также целесообразная регуляция отношений с природной и социальной средой .
Сознание и бессознательное в психике человека
Сознание управляет самыми сложными формами поведения, которые требуют постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:
когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может;
когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе
потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.
Ситуации подобного рода возникают перед людьми практически беспрерывно, в связи с этим сознание постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне бессознательной регуляции.
Помимо сознания, у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально не осознаются человеком. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия и мышечные ощущения.
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, ситуации. Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь .
Главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес Зигмунд Фрейд. Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присуще и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
Первая группа психических явлений - ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».
Вторая группа явлений - непроизвольные забывания имен, обещаний, намерений, предметов, событий. Забывание имен связано с неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.
Третья группа явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.
Структура сознания
А.Н. Леонтьев выделил три составляющих структуры индивидуального сознания - чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл.
Чувственная ткань сознания «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное «поле» и объект его деятельности». Значения - общее содержание слов, схем, карт, чертежей, которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Универсальным языком значений является язык искусства - музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.
Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий смысл. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом.
Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в слова как раз и связаны с различием между личностным смыслом и значением. Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, возникающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл.
Первой из характеристик сознания человека является сознание, то есть
совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.
Второй - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие.
Третьей - обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы.
Четвертой - наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений .

Фазовые состояния сознания
Виды фазовых состояний
Сознание является наивысшей человеческой формой психической жизни, субъективным переживанием объективной реальности. Сознанием мы отличаемся от остального мира живой материи. Мы различаем бодрствование, вигилантность и ясность, луцидность сознания 1.
Бодрствование - это способность улавливать все явления окружающей среды, понимать их значение и реагировать на дальнейшие раздражители.
Луцидность сознания характеризует грубые отклонения. К примеру «Потеря сознания» может быть нарушением, а может и не быть им.
При аффекте или утомлении появляется легкая предвзятость, которая является слабой степенью ослабления вигилантности сознания.
К расстройствам ясности сознания относятся все более тяжелые «потери сознания», такие как сомнолентность, сопор, мелкая и глубокая кома, обморок.
При сомнолентности (состояние сонливости) человек находится в фазовых состояниях между бодрствованием и сном, слабые импульсы на него не действуют. Реакция его может быть как в состоянии дремоты. Человека можно вывести из этого состояния громким окриком или сильным толчком. После того как он просыпается, он способен ориентироваться в среде.
Сопор - характер более глубокого сна. В этом состоянии человек может проснуться только от сильных раздражителей и то на небольшой период времени.
Кома - это бессознательное состояние, полная потеря ясности сознания. Человека совершенно невозможно разбудуть, он не реагирует даже на болевые раздражители.
Обморок - бессознательное состояние, которое происходит вследствии
анемии мозга и представляет собой коротко длищееся бессознательное состояние.
И.П.Павлов указал, что между ясным луцидным сознанием и сном имеется ряд фазовых состояний в зависимости от того, как изменяетя соотношение основных нервных процессов возбуждения и торможения. Необходимо помнить, что сильный раздражитель вызывает сильную реакцию, слабый же наоборот. Рассмотрим более подробно фазовые состояния:
Уравновешанная фаза проявляется при засыпании человека.
Парадоксальная фаза наступает вследствии более глубокой стадии после засыпания.
Ультрапарадоксальная фаза, когда реакции вызывают отрицательные (тормозные) условные раздражители, которые в норме вообще бы не вызывали у организма никаких реакций.
Наркотическая фаза, при которой реакция на сильные и слабые раздражители, хотя и остается сохраненной в смысле соотношения сил, но вызывается лишь сильными раздражителями.
Фаза торожения - глубокий сон, при которой полностью отсутствуют и реакции на сильные раздражители и для пробуждения бывает необходимо применить безусловный раздражитель значительной силы. Отсюда следует, что сон является торможением, распространяющимся на оба полушария и проникающим в средний мозг. Сон и внутреннее торможение являются одним и тем же процессом. Несмотря на то, что сон является генерализованным торможением, угнетением и в состоянии сна в коре сохраняются некоторые группы клеток в состоянии бордствования, готовности к действию, так называемые сторожевые пункты. Речь идет об участках возбуждения (бодрствования), которые имеют для организма большое значение.
Фазовыми явлениями можно объяснить не только сон, но и так называемое подсознание. Существуют явления высшей нервной деятельности, протекающие без нашего осознования. Например, при научном или каком-либо другом вдохновении, когда процессы сознательной работы, прерванные, например, сном, продолжались далее; мы просыпаемся и неожиданно находим решение или ответ на вопрос, о котором долго напрасно думали. У здорового человека сознательная жизнь регулирует все внеразумные компоненты психической жизни и является наивысшей формой ауторегуляции.
Сновидения
Сновидения являются продуктом деятельности отдельных групп клеток коры головного мозга, не охваченных торможением, которые приведены к деятельности под влиянием внешних или внутренних раздражителей и перешли в состояние возбуждения .
Представления свободно воспроизводятся особенно во сне. Физиологическую гипотезу возниковения сновидений привел И.П. Павлов. Он полагает, что торможение в первую очередь охватывает наиболее молодые клетки, клетки второй сигнальной системы, которые быстро истощаются. Ввиду того, что отсутствует логический контроль сны кажутся нам фантастическими, происходит хаотическая активизации деятельности отдельных групп клеток. Отсюда и большая скорость сновидения.
Внешние раздражители и импульсы являются стимулами, исходящие из самого организма, имеющие соматический и психический характер. Доказательством сна, вызванного внутренним стимулом, может быть сновидение ребенка, которому в течение трех дней снился один и тот же сон: ему казалось, что из его тела вырываются синеватые огоньки. На следующий день у ребенка появилась корь. Это является одновременно хорошим примером «пророческого» сна и ненаучного предрассудка. В этом смысле могут иметь и диагностическое значение, и даже боль во многих случаях впервые появляется во сне, не подавляемая множеством импульсов, как это имеет место в состоянии бодрствования.
Символика сновидений понятна как проекция представлений эмотивных переживаний. Сновидение по существу представляет собой цепь свободно развивающихся представлений, которые тем более логичны, чем более интенсивным является контроль сознания. Сновидение является настолько «разумным», как это только может быть. Что касается содержания сновидений, то можно сказать, что нам снится то, с чем мы еще не смогли справиться днем, причем сновидение представляет собой образную, воображаемую символику эмотивных переживаний.
Гипноз
Гипноз - это частичный сон. Бодрствующие участки коры головного мозга, речевые и слуховые анализаторы в гипнозе имеют большую широту, чем в состоянии нормального сна.
Если мы характеризуем гипноз как частичный сон, то отдаем себе отчет в том, что допускаем определенную неточность. Собственная сущность гипноза становится все более проблематичной; начиная с того времени, когда ряд исследователей начали изучать именно «сонную» сущность гипноза.
С.Кратохвил полагает, что можно произвести или перечисление гипнотических явлений, или придерживаться понимания гипноза как состояния повышенной внушаемости или как парциального сна (гипнотический транс). К такому убеждению С.Кратохвил пришел после изучения различных теорий гипноза, которые рассматривают гипноз как:
) состояние повышенной внушаемости;
) диссоциацию сознания;
) принимание роли гипнотизированного лица;
) драматическую альтерацию субъективного опыта;
) вид интерперсональных отношений;
) регресс к инфантильной степени развития детской доверчивости;
) изменения в мозгу, изменения в синапсах;
) форму условности;
) форму сна.
Гипнотический сон можно вызвать: утомлением, подавляющим действием фиксации глаза или блестящего предмета, или так называемыми пассами и суггестивным воздействием монотонных слов, навевающих сон.
Внушение принимает участие во всех взаимоотношениях людей между собой, особенно там, где оно бывает усилено признанием авторитета (родители, психотерапевт) и эмоциональным отношением. Обычный опыт ежедневной жизни также является постоянным доказательством этого. Внушение и внушаемость являются весьма существенными компонентами гипноза. Под суггесцией (внушением) можно понимать воздействие на психические поцессы средствами социальных взаимоотношений (речь, письмо, мимика, жестикуляция). Психические процессы без такого влияния потекали бы по другому пути. Внушаемость это большая или меньшая степень оказания влияния с помощью стимулов социальных взаимоотношений.
О гипнозе И.П.Павлов написал дословно следующее: «В гипнозе и положительный тонус здоровой и сильной коры бывает понижен в результате иррадиированного торможения. Когда в такую кору, в определенный участок ее, направляется слово, приказ гипнотизера в качестве раздражителя, то этот импульс концентрирует процесс раздражения в соответствующем пункте и моментально сопровождается отрицательной индукцией, которая вследствие слабого сопротивления распространяется по всей коре. Тем самым слово, приказ совершенно изолируется от всех влияний и становится абсолютным, непреодолимым и закономерно действующим импульсом, даже и после того, когда гипнотизируемого возвратят в состояние бодрствования» 1.
Рапорт - это единственное отношение или связь, при которой гипнотический сон является не тотальным, а частичным сном.
Обычно глубина гипнотического сна обозначается по степеням: сомнолентность (просто сонливость), гипотаксис (гипнотизируемый имеет пониженную возможность движения, чувствует себя как бы парализованным, связанным) и сомнамбулизм, при котором появляется амнезия. Для терапевтических целей вполне достаточной является граница между первой и второй стадией гипнотического сна. Для практических целей и для научных исследований гипноза были разработаны шкалы, позволяющие ориентироваться в глубине гипноза; одной из наиболее часто применяемых является стенфордская шкала (Хилгард, Вейтценгоффер, 1959), которая предназначена для измерения гипнабельности бодрствующей и гипнотической. Внушение, что:
) рука падает в горизонтальном положении;
) приближает к себе руки с вытянутыми ладонями;
) летает надоедливая муха;
) невозможно отделить руку одну от другой;
) невозможно согнуть натянутую руку;
) невозможно открыть глаза;
) нельзя назвать свое имя (гипнотизируемый сможет только пробормотать его);
) невозможно поднять плечо;
) при ответе «да» рука гипнотизируемого будет одновременно писать «нет»;
) ощущает горький или соленый вкус;
) гипнотизируемый должен отвечать голосу, делающему внушение;
) слышит и видит внушаемую ситуацию (как галлюцинацию);
) карты разложены в несколько пачек, и следует сосчитать количество карт в пачках;
) ничего не чувствует;
) наступает возрастной регресс; должен написать свое имя так, как он его писал в пятом и во втором классах школы;
) лежат не две коробочки (как на самом деле) а три; он должен в среднюю коробку положить монету;
) показываемый лист бумаги чистый, в то время как на нем изображен рисунок. Затем на него кладут геометрическую фигуру, которая на рисунке кажется деформированной, но должна быть видима гипнотизируемым как недеформированная;
) гипнотизируемый не помнит, что с ним было.
Приказания, которые производит проводящий гипноз, являются постгипнотическими приказаниями, человек будет слушаться этих приказаний и после пробуждения. В связи с тем, что и деятельность внутренних органов подчиняется приказам коры можно оказать влияние и на самые глубокие физиологические и биологические процессы, которые связаны с вегетативной нервной системой, с обменом веществ. Например, можно внушить в состоянии гипноза, что гипнотизируемый съел стакан меду, и после этого обнаружить выраженное повышение уровня сахара в крови примерно на 30-40 %.
При лечении неврозов во многих случаях гипноз становится очень важным. Конечно, было бы неправильно видеть в гипнозе какое-то «волшебное всеисцеляющее средство», но он является весьма важным адъюватным методом, и только избыточная вера в медикаменты и недооценка психотерапии и действия слова и при особых условиях гипноза ведет к непродуманному пренебрежнению этим методом. В связи с простой и доступной техникой гипнотерапия особенно важна там, где медикаментозные средства оказываются неэффективными и где не действуют ни слова, ни рациональное объяснение, так как реакции больного вытекают из внерациональных компонентов.
В настоящее время уже научно применяют гипноз в таких областях медицины, где еще до недавних дней это казалось, чуть ли не шарлатанством: кожные заболевания, гинекология, внутренние болезни, лечение алкоголиков, анальгезия в хирургии и так далее.

Самосознание личности, «Я-концепция»
Самосознание личности
В психологическом словаре приводится следующее определение самосознания: «Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям»1.
Можно найти и другие определения самосознания. Например, И.М. Сеченов считает, что самосознание - это отражение акта собственного сознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе 2. Другие определяют самосознание как относительно автономный ингредиент, формирующийся во внутреннем мире человека, который представляет собой сплав отдельных компонентов (аспектов) образа своего носителя 3.Таким образом, исходя из вышеприведенных определений, самосознание коротко можно определить как образ себя и отношение к себе.
В психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление в формировании личности: деятельность, общение, самосознание. сознание гипноз внушение
В ходе социализации углубляются и расширяются связи общения человека с людьми и обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание, не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента:
сознание отличия себя от остального мира;
сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности 1.
Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности. Процесс этот начинается в младенческом возрасте и обозначает открытие «Я». Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2-3 лет, ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с
предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: «Я сам!». Он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков и в речи ребенка появляется личное местоимение, не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя всем другим - «Это мое, это не твое!» .
На рубеже детского сада и школы и в младших классах возникает возможность при содействии взрослых подойти к оценке своих психических
качеств (память, мышление), пока еще на уровне осознания причин своих успехов и неудач.
В подростковом и юношеском возрасте, в результате активного включения в трудовую деятельность и общественную жизнь, начинает формироваться развернутая система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосознания и в основном складывается образ «Я». В этом возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим связано становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного «Я» или иначе говоря «Я-образ» или «Я-концепция».

Структура «Я-концепция»
Образ «Я» - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими 1. В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому. Образ «Я» тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому. Как всякая установка, образ «Я» включает в себя три компонента.
Когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости. В «образ Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему чувствовать общность с другими людьми, а также отличать себя от них, осознавая себя как особую, неповторимую личность. Поэтому содержание «Я-концепции» характеризуют две составляющие: «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникальности. Например, для одного человека наиболее значимы представления о себе как о человеке, который многим интересуется, хочет узнать больше о разных сторонах жизни. Ведущее место в его «образе Я» будет занимать его представления о своей эрудиции, познавательных интересах - их разнообразии, глубине. Для другого - самым главным может быть то, что он отец. В этом случае центральными в образе Я будут характеристики, качества, связанные с отцовством. Это не означает, что этими характеристиками исчерпываются представления человека о себе. Но они включаются в «образ Я» как менее значимые, второстепенные .
Эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение. Самоуважение - это вера в собственные силы, возможности. Оно не связано конкретно с какой-либо областью, и выражает столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Самоуважение - это принятие себя, любовь к себе. В понятии самооценка на первый план выходит именно оценочный компонент. Самооценка - оценка личностью себя в целом и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми. Самооценка может быть устойчивой, то есть сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой. Для развития важно разумное сочетание устойчивости и неустойчивости самооценки. Сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях ситуации препятствует и нормальному осуществлению деятельности, и самореализации в ней. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний (уровень трудности целей), которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие - как успех. Уровень притязаний основывается на самооценке, сохранение которой стало для человека потребностью. Для нормального развития личности важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадающий с самооценкой, для личностного развития неблагоприятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека областях. В конкретной деятельности самооценка и уровень притязаний могут быть достаточно точно установлены. Поэтому применительно к конкретной деятельности можно говорить об уровнях самооценки и притязаний - высоком, среднем и низком. Самооценка является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности. Неадекватной самооценка бывает в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. Неадекватная самооценка может быть завышенной и заниженной. Неадекватно завышенная и неадекватно заниженная самооценка являются сильным тормозом общего развития и успешности в какой-либо деятельности. Если человек имеет завышенную самооценку и ставит перед собой слишком высокие, не соответствующие реальным возможностям цели, он неминуемо сталкивается с неудачами. Такие переживания очень болезненны, и чтобы избежать их, человек должен либо скорректировать свою самооценку, снизив ее и свои притязания, либо как-то обесценить неуспех, доказав прежде всего самому себе, что это произошло случайно, вызвано несправедливостью других людей, в особо сложных случаях человек как бы не замечает собственный неуспех, игнорирует его. Часто это происходит неосознанно для самого человека, в этом проявляется действие защитных психологических механизмов. При заниженной самооценке человек ставит перед собой слишком легкие для себя, только достижимые цели и тем самым мешает собственному развитию. Необходимо помнить, что о завышенной или заниженной самооценке можно говорить лишь по отношению к какой-либо конкретной деятельности, результаты в которой могут быть точно определены и соотнесены с каким-либо образцом. Применительно к общей самооценке эти определения следует использовать с очень большой осторожностью, поскольку критерии «правильности» такой самооценки обычно не выявлены. Оптимальным для жизни человека, для развития личности является высокий уровень самоуважения, общей самооценки. Это далеко не то же самое, что самовлюбленность, некритичность, повышенное самолюбие. Человек с высоким уровнем самоуважения - это человек, обладающий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, человек, который осуществляет и утверждает себя не засчет других людей, а за счет реализации собственных возможностей, собственных усилий. Низкий же уровень самоуважения, характеризуется ощущением собственной неполноценности, болезненным самолюбием, стремлением утвердить себя за счет окружающих. Люди с низким уровнем самоуважения часто болезненно реагируют даже на безобидные шутки со стороны окружающих и еще более остро - на критику с их стороны. Они бывают склонны к накоплению мелочных обид, к соперничеству. Для них бывает характерна постоянная боязнь проявить свою несостоятельность в глазах других людей. Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности. Это явление было открыто известным психоаналитиком А. Адлером (1870-1937). Комплекс неполноценности проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельности, неспособности решать жизненные проблемы. Люди с низким уровнем самоуважения бывают очень трудны в общении. Как ни парадоксально это звучит, именно они, а не люди с высоким самоуважением часто выглядят как самоуверенные зазнайки. Однако на самом деле такие люди нуждаются в поддержке и помощи окружающих, а в наиболее сложных случаях - в оказании специальной психологической и психотерапевтической помощи.
Поведенческий или волевой компонент: стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение окружающих, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки. Он определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки. В нем отражаются представления и переживания человека относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справляться с трудностями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе 1.
Структурные компоненты «Я-концепция»
Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.
В структуре самосознания можно выделить четыре уровня:
непосредственно-чувственный уровень - самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности; целостно-образный, личностный уровень - осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;
рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень - осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
целенаправленно-деятельный уровень - своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания,самовыражения .
Информационное наполнение структур самосознания связано с механизмами его деятельности, такими как уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия) (Приложение-А).
В целом можно выделить три пласта сознания человека: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я-образов», попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия.
«Я-образ» - не статическое, а динамическое образование личности индивида. «Я-образ» может переживаться как представление о себе в момент
самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я». Когда подросток в какой-то момент говорит или думает: «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма оценок не должно восприниматься как стабильная характеристика «Я-образа» школьника. Более чем вероятно, что через некоторое время его представление о себе сменится на противоположное.
«Я-образ» - это вместе с тем и «идеальное Я» субъекта - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. «Идеальное Я» выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образец для построения своей жизни ориентируется молодой человек, так как социальная ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма велико.
«Я-образ» - «фантастическое Я» - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Значение этого образа «Я» очень велико, особенно в старшем подростковом и юношеском возрасте, в связи со склонностью учащихся старших классов строить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии. Конструирование своего фантастического «Я» свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого «Я-образа» важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его «фантастическим Я». Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Заключение
Для решения поставленных задач было необходимо обратиться к теоретическому материалу, включавшему ряд работ по общей психологии.
Данная тема является весьма актуальной для современного общества и в связи с этим представляется целесообразным продолжение исследования в изучаемой области, а также изучения сознания и самосознания, как одних из важнейших составляющих психологии.
Общая психология как область профессиональной деятельности психологов всегда была одной из наиболее практически значимых областей приложения психологических знаний. Психологи различных сфер направляют свои научные исследования, практические работы для углубленного изучения сознания и самосознания в жизнедеятельности человека.
Тема сознания и самосознания личности в наше время очень актуальна, ведь сознание человека является высшей формой отражения действительного мира, свойственной только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Формирование сознания связано с возникновением труда и является функцией сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга. В свою очередь самосознание - это осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам. В самосознании человек выделяет себя из окружающего мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с природой и обществом. Самосознание тесно связано с рефлексией и построением «Я-концепция», где оно поднимается до уровня теоретического мышления. Самосознание начинает формироваться на ранних этапах онтогенеза в процессах становления образа себя, представления о себе, самооценки, отношения к себе. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают, прежде всего, другие люди.
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы в основных направлениях преобразования сознания усиливаются.
Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, то есть представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).
В свою очередь сознание имеет способность находиться в различных фазовых состояниях, которые определяют состояние человека, его погружение в сонное состояние, где конечной фазой является фаза торможения - сон. Существует понятие частичного сна, иначе говоря, гипноз. При этом состоянии речевые и слуховые анализаторы имеют большую широту, чем в состоянии нормального сна. Гипноз в наше время используют в лечении неврозах, психических расстройствах, а также в различных областях медицины.

Список использованной литературы
И.В.Дубровина. Психология. М: Издательский центр «Академия», 2003. 453с.;
А.В.Петровский. Введение в психологию. М: Издательский центр «Академия», 1996. 491с.;
А.Э.Штейнмец. Общая психология. М: Издательский центр «Академия», 2006. 274с.;
Р.С.Немов. Психология: Учеб.для студ. Высш. пед. учеб. заведений: 1 кн. - 4-е изд. М: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. 688с.;
.Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. М: Наука, 1990. 379с.;
А.Н.Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. М: Политиздат, 1975. 341с.;
Р.Конечный. Психология в медицине. Прага: Авиценум. 1983. 401с.;
В.П. Зинченко. Психологический словарь. М: Педагогика ПРЕСС. 1999. 440с. ;
О.Н.Первушина. Общая психология. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ. 1996. 253с.;
В.И.Гинецинский. Пропедевтический курс общей психологии. СПб: Изд-во С-Перерб.Ун-та. 1997. 133с.;
Л.Д.Столяренко. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. 672с.;
А.Г.Маклаков. Общая психология. СПб: Питер, 2001. - 592 с.

Похожие материалы:

Курсовая работа: Сознание и самосознание как предмет исследования психологии

Курсовая работа: Самосознание и самосовершенствование

Реферат: Человек и его сознание

Реферат: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ

Реферат: Самосознание и самооценка личности

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.