Курсовая работа: Сознание и самосознание как предмет исследования психологии

Проблема. Сегодняшний социальный стресс, который испытывает наше общество, принуждает изучать как историю в целом, так и психологию людей, и ее изменение на различных этапах развития. Сегодня многие психологи, пытаются говорить о сознании и самосознании нашего общества как единично, так и всеобще.

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Сознание и самосознание как предмет исследования психологии':


Курсовая работа
по дисциплине «Общая психология»
на тему «Сознание и самосознание как предмет исследования психологии»
Содержание
Введение
. Понятие о сознании
.1 Сознание как высший уровень психического отражения
.2 Саморегуляция
.3 Активность и интенциональность сознания
.4 Ценностные ориентации и мотивация
.5 «Я - концепция»
. Культурно-историческая концепция развития психики
.1 Понятие о высших психических функциях
.2 Интериоризация
.3 Концепция А.Н. Леонтьева
. Самосознание: сущность и становление
.1 Самосознание и саморегуляция
.2 Самосознание и самооценка
.3 Саморефлексия
.4 Уровень притязаний личности
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Введение
Проблема. Сегодняшний социальный стресс, который испытывает наше общество, принуждает изучать как историю в целом, так и психологию людей, и ее изменение на различных этапах развития. Сегодня многие психологи, пытаются говорить о сознании и самосознании нашего общества как единично, так и всеобще. К числу характеристик состояния относится и степень осознанности субъектом того или иного состояния. Регулирующая роль сознания и самосознания для психических состояний сомнению не подвергается, остаются малоразработанными многие общие и частные вопросы обусловленности состояний сознанием личности. Многие традиционные философско-психологические проблемы можно отнести, как сущность и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личности на общество, методологические проблемы психологии и ряд других. Формирование гражданского общества, объединяет самобытность сознания и правовой культуры российского общества с идеей общечеловеческих ценностей, которые изначально были заложены в национальном самосознании россиян. Именно данная проблема ценностей обращает внимание на все последующее развитие российской государственности, стремящейся к свободе и порядку.
Актуальность исследования. Определяющей актуальность данного исследования, является прикладной аспект данной проблемы, связанный с повышением роли социально-психологических факторов в жизни общества. Кроме этого актуальность доказывает и тот факт, что в современной российской психологии категория самосознания, трактуется по-разному. Также имеются различные взгляды на уровни и компонентное строение самосознания.
Цель исследования. Состоит в рассмотрении феноменов сознания и самосознания, чтобы разобраться и понять какая роль и место отводится сознанию и самосознанию в исследованиях современной психологии и жизни человека.
Намеченная цель исследование предполагает решение следующих задач:
1.Раскрыть понятие и сущность сознания;
2.Выявить закономерности и механизмы его мотивации и саморегуляции;
.Осуществить анализ методологических и теоретических подходов к исследованию сознания и самосознания;
.Рассмотреть в контексте данной проблемы высшие психических функции человека, интериоризация, самосознание, саморегуляция, самооценка, уровень притязаний личности;
.Представить сущность феномена самосознания, его объект, источники, движущие силы развития, компоненты и функции;
.Выявить специфику изменений самосознания личности под влиянием различных психологических факторов;
.Систематизировать представления о самосознании как интегративном, прижизненно формирующемся свойстве психической деятельности человека.
Методология исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и практические методы исследования: метод теоретического анализа, предполагающий изучение психологической литературы по изучаемой проблеме; сравнительная характеристика изучаемых источников по данной проблеме, анализ изученного. Также использовались общенаучные и часные методы исследования, анализ, синтез, сравнение и другие.
Практическая значимость. Материал исследования позволяет расширить представления о факторах изменения самосознания, доказывает единство общих условий и механизмов изменения самосознания с условиями и механизмами изменений, характерных для отдельных воздействующих факторов. Обосновывает, что совершенствование требует не только изучения личности человека и общества, проведения психологического анализа, психологического прогнозирования наперед, но и исследования основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в данной сфере, а также создания инновационной психотехнологии, научно обоснованного единого психологического подхода к изучению данного процесса.
сознание самосознание личность психический
1. Понятие о сознании
.1 Сознание как высший уровень психического отражения
Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Наличие объективного и субъективного позволяет нам утверждать, что между миром и его отражением не существует отношения тождества, но существует диалектическая связь, на основе которой происходит их развитие.
С практической точки зрения сознание представляет как непрерывно модифицирующаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно возникающих перед личностью в его внутреннем мире. Однако, как мы уже отмечали ранее, можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое отражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
Сознание является формой психического отражения действительности, в том числе и права. Высшей ступенью в развитии отражательных способностей материи является социальное отражение, которое присуще обществу на любой стадии его развития. В.А. Чефранов определяет его как идеальное воспроизведение социальной или природной действительности в процессе воздействия на нее и преобразования ее человеком.
Социальное отражение располагает специфическими чертами, которые качественно отличают его от других видов отражения. 1. Оно осуществляется человеком целенаправленно, так как люди, обладая сознанием, ставят перед собой определенные цели и стараются к их достижению посредством всякой деятельности. 2. Социальному отражению присущ упорядоченно - системный нрав. Это обусловлено способностью отражающихся в сознании объектов в виде идеальных образов, складываться в определенном порядке, образуя тем самым системы, с целью решения назначенных перед обществом задач.
Исходя из этого, основой работы сознания является его уникальная способность отражать те или иные явления действительности.
1.2 Саморегуляция
Энергичность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания показывается в том, что психическое парирование объективного мира человеком вынашивает не пассивный характер, в результате которого все отбиваемые психикой предметы имеют не одинаковую важность, а наоборот, происходит объединение по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством направленности.
Присутствие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляция. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению, а также мотивационно-ценностный характер сознания. Главный прорыв в развитии научного представления о человеке произошел тогда, когда пришло понимание того, что живой организм обладает таким свойством, как саморегуляция. Одни из авторов стали говорить о саморегуляции организма как важнейшем условии поддержания постоянства параметров внутренней среды, а следовательно, как об одном из основных условий жизни биологических объектов. Дальнейшая разработка данной проблемы привела к тому, что было доказано наличие взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями.
Формирование навыков произвольного сосредоточения внимания на чувственных образах начинают с того, что реальные предметы, используемые в первом упражнении, заменяют воображаемыми. От простых чувственных образов переходят к более сложным. Причем эти представления должны быть почерпнуты из реально пережитого жизненного опыта, а не абстрактных построений, в противном случае они будут лишены необходимой степени действенности. Это могут быть, например, зрительные образы сочетающиеся с соответствующими физическими ощущениями и внутренними переживаниями. Бесчисленные вариации таких представлений обуславливаются индивидуальными особенностями личности, имеющимся запасом представлений и задачей тренировок. Затем отрабатываются навыки реализации представлений тяжести и тепла, распространяющихся с отдельных участков на все тело.
Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.
Намечая роль и принадлежность саморегулирования в сложившейся системе общественных связей, вполне справедливо полагают, что оно выступает больше как институт гражданского общества, форма самоорганизации граждан. При этом нередко подчеркивается: саморегулирование как альтернатива государственного регулирования возможна только в странах с устойчивой экономикой, развитыми демократическими институтами. Нужно, конечно, учитывать имеющиеся опасения непригодности использования данного института по типу англосаксонских моделей экономического развития для стран с переходной экономикой. Однако следует разрабатывать отечественный «сценарий» саморегулирования, адаптируя при этом необходимые и доступные иностранные наработки в данной сфере к российским условиям. Необходимость более подробной нормативно-правовой регламентации общественной жизни в силу ее усложнения вступает в противоречие с принципом минимизации участия государства в социальных процессах в пользу стимулирования их саморегуляции.
Выражения мысленных словесных внушений всегда строятся в виде утверждений, они должны быть предельно простыми и краткими. При вдохе произносится одно слово, при выдохе - другое, если фраза самовнушения состоит из двух слов, и только на выдохе - если фраза состоит из одного слова. Каждая фраза может быть повторена 2 - 3 раза и более. В дальнейшем словесные формулировки внушений строятся с учетом желаемых результатов. Организующее влияние словесных самовнушений эффективно используется и в процессе проведения аутогенных тренировок, когда образные представления подкрепляются произносимыми мысленно соответствующими словесными формулами, что ускоряет наступление желаемого физиологического эффекта.
1.3 Активность и интенциональность сознания
Обсуждая проблему интенциональности высказывания и ее выражения языковыми средствами, совершенно справедливо можно сказать, что многие языковые явления, которые характеризовались в терминах модуса, субъективной и объективной модальности, пресуппозиции, условий успешности речевого акта, исходного предположения, оценочной коннотации и ряда других по сути дела являются интенциональными состояниями сознания говорящего. Среди языковых средств выражения интенциональных состояний полнозначные и служебные слова, синтаксические и лексико-синтаксические конструкции, глаголы речи, местоимения, междометия, модальные слова и частицы, побудительные, вопросительные и оптативные предложения и сентенциальные структуры. Наравне с суперсегментными и невербальными средствами они выражают те дополнительные интенциональные компоненты высказывания, которые говорящий предназначил для распознавания. В интенциональной структуре побудительного речевого акта находит также отражение исходная установка говорящего на способ и манеру осуществления общения - как речевое однонаправленное воздействие на адресата или же, как попытка коммуникативного взаимодействия - учитывая личность, мотивы и установки собеседника и кооперируя свои усилия с ним.
Отправное речевое намерение говорящего-инициатора побудительного речевого акта связано с желанием предписать, регулировать определенным образом поведение адресата, заставить его выполнить требуемое действие. Эта интенция почти всегда выражается эксплицитно. Формирование побудительного речевого намерения может быть объективно или субъективно мотивировано, оно зависит от целенаправленности общения, от личностных мотивов и задач коммуникантов в конкретном акте общения, от презумпции их искренности, от их эмоционального настроя и т.д.
1.4 Ценностные ориентации и мотивация
В значение жизненных ориентациях, правовой культуре и правосознании людей произошли трансформации, которые породили снижение уважения к благородным целям жизни, критическое негативное отношение к «общепринятым» ценностям, к праву. Это не могло не отразиться на становлении ценностных систем и целей жизни молодежи и повлекло за собой максималистский подход, интенсивность бескомпромиссного отрицания всеобщих нравственных ценностей и акцентирование внимания на включение в потребностно-мотивационную подсистему личности собственных ценностных ориентаций, на свободе их выбора. Результатом отчуждения от политических, правовых и нравственных ценностей, становится все большее число молодых людей, которые обнаруживают изъяны в правовой культуре.
Принципиальность интенциональности, указывающий на то, что результат познавания ограничен направленностью правосознания как выражением исходной интеллектуальной заинтересованности субъекта в конкретном результате.
Существенность исследования особенностей правосознания при рассмотрении становления смысложизненных и ценностных ориентаций молодых людей обусловлена как необходимостью осознанного и ответственного принятия ими новых социальных реалий, так и необходимостью противостоять трудностям действительности. В настоящее время не отрегулированность правовой жизни, постоянное изменение законов, неконтролируемое производство подзаконных актов ведут к дестабилизации общества, росту преступности среди молодежи, деформируют отношение современного молодого человека к праву, общественным ценностям, что негативно влияет на развитие личности, на формирование его жизненных целей.
В смысложизненных ориентациях, правовой культуре и правосознании людей произошли трансформации, которые породили снижение уважения к благородным целям жизни, критическое негативное отношение к «общепринятым» ценностям, к праву. Это не могло не отразиться на становлении ценностных систем и целей жизни молодежи и повлекло за собой максималистский подход, интенсивность бескомпромиссного отрицания всеобщих нравственных ценностей и акцентирование внимания на включение в потребностно-мотивационную подсистему личности собственных ценностных ориентаций, на свободе их выбора.
Нынешний молодой человек в той ситуации развития и в том состоянии общества, которые мы имеем на сегодняшний день, постоянно пребывает в состоянии тревоги. Вопросы, какой выбрать путь личного, профессионального самоопределения, что более необходимо иметь - фундаментальную базу знаний или воспитывать в себе качества личности, игнорирующей традиции, закон, «изжившие» себя ценности, - заставляют юношу или девушку пребывать в состоянии беспокойства.
Не секрет, что человек не может жить с постоянным ощущением беспокойства, потому бессознательные механизмы психики будут вызывать психологическую защиту личности от факторов, способных усилить чувство тревоги. Таким образом, молодые люди дистанцируются от сложностей реальной жизни, что ведет к снятию с себя ответственности, в том числе и правовой, за собственные поступки.
1.5 «Я - концепция»
Должно подчеркнуть, что данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием.
Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Если мы постараемся найти ответ на этот вопрос, то будем вынуждены назвать множество причин, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.
Ранее подмечено в предыдущих главах, в упрощенном виде критичность это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением. Потребно отметить, что не вся получаемая информация об окружающей действительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования организма в ответ на привычный раздражитель. Проблема соотношения бессознательного и сознательного в поведении человека чрезвычайно сложна, и ей посвящена отдельная глава. Сейчас же мы должны ответить на вопрос, что обусловливает возникновение и развитие сознания у человека.
2. Культурно-историческая концепция развития психики
.1 Понятие о высших психических функциях
Субъект обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским...

Похожие материалы:

Реферат: Ботаника как наука. Предмет и задачи ботаники

Реферат: Проблема поиска смысла жизни как основная проблема психологии

Лекция: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ГИГИЕНЕ

Курсовая работа: Сказкотерапия как метод в психологии

Дипломная работа: Психологическое консультирование как специальная проблема психологии