Лекция: Суицид
Кто из нас не испытал потрясения, узнав о самоубийстве, даже если это не близкий нам человек, и не задумывался причине столь решительного шага в мир иной? И мысленно примеряя ситуацию к себе, не задавался вопросом: а каково твое личное положение в этом плане?
Дата добавления на сайт: 23 апреля 2025
Лекция на тему: «Суицид»
Цели
1.Актуализация и обобщение информации для профилактики суицида;
2.Разработать стратегию поведения в критических ситуациях, связанных с суицидом, и познакомиться с конкретными приемами первичной психологической помощи при суицидальных намерениях.
I.Формулировка вопросов по проблеме
(устное сообщение + групповое обсуждение)
1.Что такое самоубийство?
2.Причины самоубийства?
3.Кто и в каких ситуациях совершает суицид?
.Факторы риска суицида.
.Как я сам отношусь к этому явлению? (Мои установки, ценности, чувства).
6.Как быть, если у близкого человека появились факторы риска суицида?
7.Как взаимодействовать с лицами, намеревающимися совершить суицид?
.Какие действенные приемы могут помочь человеку при появлении депрессии и суицидальных мыслей?
II.Информационное выступление.
III.Практикум (по приемам)
Литература
1.Вагин И. Психология жизни и смерти. - СПб: Питер - 2001.
2.Лаврин А. Хроники Харона. Энциклопедия смерти.- М.Московский рабочий, 1993 г.
.Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. -М.: Независимая фирма «Класс»- 2000.
.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.,1999 г.
.Психотерапевтическая энциклопедия // Ред. Карвасарского Б.Д. - СПб, Питер, 1998 г.
.Бердяев Н.А. О самоубийстве // Психологический журнал, 1992, № 1,2.
.Ромек В.Г., Канторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - СПб: Речь - 2004.
.Слуцкий А.С., Занадворов М.С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов// ПЖ, 1992 - № 1
I.Что такое самоубийство?
Кто из нас не испытал потрясения, узнав о самоубийстве, даже если это не близкий нам человек, и не задумывался причине столь решительного шага в мир иной? И мысленно примеряя ситуацию к себе, не задавался вопросом: а каково твое личное положение в этом плане?
Попытка самоубийства - это крик о помощи, обусловленная желанием привлечь к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих, или же попытка воздействия на других с определенной целью. Это не всегда желание умереть, скорее это желание обратить внимание окружающих на себя, вызвать их сочувствие, получить помощь в решении своих проблем. Прежде чем покушаться на самоубийство человек может проявить протест в другой форме: уйти из дома, пить, впасть в депрессию, лгать, воровать и т.д. видя, что это не действует, принимает решение о самоубийстве.
1)Суицид - это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни (Фарбер М.)
2) Суицид - письмо к миру, последняя возможность быть услышанным (Лаврин А.)
3) Суицид - социально-психологическое состояние личности в условиях неразрешенного конфликта, реализация вполне осознанного желания добровольно уйти из жизни (Амбарцумова А.А.).
)Суицид (социологический) - одна из моделей девиантного поведения
)Психология суицида - психология безнадежности (Бердяев Н.А.).
Суицидальные действия делят на три вида:
Демонстративные действия (шантаж, манипуляцуии как способ привлечь внимание к себе, \"вопль о помощи\").
Незавершенный суицид, т.е. действительные попытки, незавершенные действия, либо кто-то вовремя помешал.
Завершенный суицид, т.е. законстатирована смерть.
Другие классификации:
Шихарев П.
a)Истинный суицид
b)Аффективный суицид)Демонстративный суицид
Дюркгей М.Э.
a)Эгоистичное
b)Альтруистическое)Аномичное (следствие социальных потрясений)
II.Общие особенности суицидального поведения
1)Эгоцентризм (личностный инфантилизм).
2)Аутоагрессия.
)Пессимистическая личностная установка на будущее.
)Паранояльность личности ( ригидность, обидчивость…).
)Система мотивов (протест, призыв к состраданию, избегание боли и трудностей, самонаказание, отказ - капитуляция)
Бердяев Н.А.
1.Человек в сущности никогда не хочет убить себя (да это и невозможно)… он хочет уничтожить лишь мгновение, принятое им за вечность, в одной точке хочет уничтожить все бытие, и за это посягательство на вечность он перед вечностью отвечает.
2.Психология суицида - есть психология обиды, обиды на жизнь, на других людей, на мир, на Бога. Но психология обиды - есть рабья психология. Ей противоположна психология вины, которая есть психология свободного и ответственного существа. В сознании вины обнаруживается большая сила, чем в сознании обиды.
.Психология суицида означает рабство у мира…Победить волю к суициду - значит победить власть «мира» над своей судьбой… Суицид есть погруженность человека в себя и рабство человека у мира.
.Смерть есть последний крест жизни. Самоубийца в большинстве случаев думает, что его крест тяжелее, чем крест других. Но никто не может решить, чей крест тяжелее…у каждого свой особый крест.
.Христианство: за убийство всегда страшнее страдания.
.Человеку нужно бороться за свое душевное здоровье и равновесие.
.Не самоубийцы, а самоубийство должно быть осуждено как грех, как духовное падение и слабость.
Какие чувства двигают человеком, решившимся на самоубийство?
Чувство вины, в этом случае человек берет на себя ответственность за происходящее и готов сотрудничать (идет на контакт, легче работать с ним);
Чувство обиды, т.е. обижен на всех, все виноваты и ответственны, что меня обидели. Характеризуется регидностью и инфантильностью, регрессивным поведением (сложно работать, так как он не берет на себя ответственность);
У человека появляется ощущение бессмысленности, никчемности.
III.Причины суицида
В происхождении суицидного поведения основную роль играют факторы 3 типов:
·Индивидуальные (одиночество, ранимость, депрессия, эмоциональная неустойчивость, претензии личности к другим, \"но я ничего не могу сделать\", религия, традиции, глупость, зацикленность на себе, личностная незрелость),
·Клинические (тяжелые заболевания, душевная боль)
·Социальные (нелады в семье, на работе, финансовые проблемы, поссорился с друзьями).
Эти факторы присутствовали в жизни людей всегда, но в в условиях возрастания жизненного комфорта, число самоубийств резко возросло (пример концлагеря: самоубийства среди охранников выше, чем среди заключенных)
Игорь Вагин:
1)Социальные (отчужденность, неконтролируемость)
2)Нравственные (кризис веры, этический мотив)
3)Мировоззренческие (угашение инстинкта самосохранения <= изнеженность; изменение самоощущения: иллюзия свободы выбора у большая зависимость от окружения)
Шихирев П.
Основная причина суицида - ощущение человеком бессмысленности своего существования:
1)Неуверенность в будущем
2)Утрата перспектив профессионального роста
)Одиночество
)Депрессии
)Претензии личности к личности, неумение наладить желаемые отношения
)Потеря интереса к жизни
)Неизлечимые болезни
)Страх боли, психалгия (душевная боль)
)Зачарованность смертью (Э.Фромм о террористах)
)Из чувства долга
)По традиции
)Из раскаяния
)Сумасшествие
)Мистико-религиозные мотивы
)Подражание кумиру, следование моде
)Злоупотребление алкоголем и наркотиками.
)Глупость («русская рулетка»)
)Враждебность (месть)
IV.Факторы риска
Социально-демографические | Пол | Возраст | Семейное положение | Образование, статус | ||||
мужской | Попытки: подростки, 20-30, суицид:45-65 | Одинок, вдов, разведен | Высшее, высокий | |||||
Медицинские | Психические расстройства | Соматические заболевания | ||||||
Депрессия, зависимость от ПАВ, шизофрения, расстройства личности | Онкология, органов кроветворения, ССС, дыхания (астма, туберкулез), уродства, потеря зрения, слуха, движения, половой функции, ВИЧ-инфекция, состояния после тяжелых операций и трансплантации донорских органов | |||||||
Биографические | Гомосексуальная ориентация | Суицидальные попытки в прошлом | Суицидальные попытки у значимых лиц | |||||
Ситуационные | Смерть любимого | Развод | Потеря работы | Уход на пенсию | Вынужденная изоляция | Секс. насилие | Подростки | |
Нежелат. беременность | «Потеря лица» | |||||||
Поведенческие | Злоупотребление ПАВ | Наличие суицидальных попыток в прошлом | Изоляция от людей и жизни | Снижение повседневной активности | Изменение привычек | Частое прослушивание траурной или скорбной музыки | Предпочтение тем смерти и суицида в разговорах и чтении | |
Когнитивные (мыслительные) | Разрешающие установки на суицид | Негативные мысли: О себе | О будущем | О жизни в целом | «туннельное видение» | Наличие суицидальных: мыслей | намерений | |
Эмоциональные | Противоречивое отношение к жизни | Депрессивное настроение |
Суицидальное поведение непосредственно связано с психологическим кризисом, который вызывается лишением возможности (или фрустрацией) удовлетворять важнейшие жизненные потребности (безопасность, принадлежность, достижение, автономия, понимание и т.д.). поэтому так важно своевременно распознавать суицидальную опасность, понимать душевное состояние человека, настроенного на самоубийство, и оказывать экстренную помощь и поддержку.
самоубийство суицид поведение намерение
Шкала оценки угрозы суицида
Пол | Мужской | |
Возраст | 12-24, 45 и выше | |
Депрессия | В прошлом и настоящем | |
Предыдущие попытки | ||
Зависимость от психоактивных веществ | ||
Потеря рационального мышления | Иррациональное мышление, психотические состояния | |
Нехватка социальной поддержки | Нет семьи, друзей, круга общения, домашних животных | |
Конкретный план | Время, место, способ | |
Смертельность данного способа исполнения | ||
Легкость и доступность | ||
Отсутствие близкого человека | Одинокий, овдовевший, разведенный, живущий отдельно | |
Болезни | Хроническое заболевание, сопровождающееся сильными болями и\\или утратой трудоспособности, подвижности, с плохим медицинским прогнозом | |
Итого | ||
0-2 | Уровень I | Невысокая степень суицидного риска |
3-4 | Уровень II | Средний уровень суицидного риска - необходимо вмешательство и поддержка |
5-6 | Уровень III | Высокая степень суицидного риска- необходима помощь специалистов |
7-10 | Уровень IV | Очень высокая степень суицидного риска- необходима неотложная помощь специалистов |
1)Хороший контакт:
2)Подлинность чувств (на основе осознания собственных установок и чувств)
)Не уклоняться от обсуждения проблемы суицида, а задавать вопросы.
)Оценить риск реализации суицида. Замысел суицида имеет три составляющие:
·Выбор средства;
·Убийственная мощь, средство;
·Его доступность.
На какой стадии находится человек, насколько доступен и силен способ? - важно для оценки риска и прогноза.
5)Использовать косвенные вопросы - постепенный расспрос
6)Спрашивать о смысле жизни.
VII. Приемы взаимодействия с суицидентом
1.Выслушивание («вентиляция мозгов»)
(главный прием, идея)
а) человек высказывается и облегчает душу;
б) размышляя, ищет альтернативные решения своих проблем.
.Банализация (снятие синдрома исключительности)
Цель: обесценить ситуацию, сделать ее заурядной, обычной; показать, что человек не одинок со своими сомнениями и негативами.
3.Эстетический подход
Цель: показать, как безобразно будет выглядеть человек при достижении результата.
Назначение: для демонстративных, озабоченных внешним видом, людей.
4.Напоминание о детях.
5.Напоминание о родителях
К/ф «Моя бедная мать»
6.Взгляд из будущего
Цель: обесценивание ситуации в масштабах жизни.
а) примеры из собственной жизни в прошлом (страдания и их преодоление).
б) предложить посмотреть на происходящее из будущего (через 2-5 лет) «Все суета сует…»
7.Взвешивание
Да, сейчас у тебя все плохо… Но если положить это на одну чашку весов (все плохое, что происходило и происходит), а на другую - позитив, что получается?
8.Метод контрастов.
А давай сравним твое положение с другими людьми…
9.Использование имеющегося опыта решения проблем.
10.Уверенность в потенциале (ресурсы).
11.Доведение до абсурда (перемена масштаба)
«Собаке - собачья смерть».
12.Провокативный метод
Цель: акцентировать временность, «преходящесть» трудностей и осмысленность сегодняшних страданий.
13.Структурирование
Давай разберемся, какие варианты подходят для решения твоих проблем.
14.Помощь другим.
Цель: вытащить из эгоистично-мазохисткого состояния.
15.Расширение круга интересов
.Тренинг «Лицом к лицу со смертью» (Игорь Вагин)
КАК ПОМОЧЬ? (Практические действия при наличии суицидального намерения)
Выслушать, дать выговориться.
Франкл рекомендует спрашивать: \"Каковы ваши намерения на будущее?\"
Банализация, обесценить ситуацию, показывая, что в ней нет уникальности, истории.
Эстетический подход, т.е. рассказать как это будет выглядеть, ярко описать: испорожнения, синюшное лицо, вывалившийся язык и т.д.
Зрелой личности напомнить о детях, а подросткам о родителях, близких.
Взгляд из будущего. Представь, что ты этого не сделал и дальше жизнь продолжается, идет своим ходом. Обесценить ситуацию (\"это мелочь\"), идти по линии жизни, ориентировать на будущее.
Взвешивание, как на весах.
Метод контрастов, сравнение с другими людьми.
НЛП \"опыт решения проблем\".
Доведение до абсурда, расширение масштабов \"одним дураком стало меньше\".
Провокативный метод, заставить человека оправдываться, задуматься, что он не такой плохой, как о нем думают (\" с такой рожей я бы тоже повесился\").
Терапия \"надежды\", акцентировать временность трудностей и ориентировать ради надежды (\"Как ты думаешь, сколько еще будет длиться такая ситуация?\").
Структурирование. Предложить разобраться в сложившейся ситуации. Расширение круга интересов, помочь другим более слабым, нуждающимся.
Есть метафора: \"Человек, решившийся на самоубийство или помышляющий об этом, находится в состоянии \"человека поставленного в угол \", нет выхода, давайте развернем его от угла на 90 градусов и дадим ему возможность посмотреть на мир другими глазами. Можно использовать 3-х позиционную технику. \"Если бог закрыл дверь, то он откроет форточку\". С подростками подходит вопрос: \"А что бы ты сказал, как бы ты убедил своего друга, решившегося на самоубийство, что стоит жить?\"
Взывание к религиозной точке зрения, т.е. религия, осуждает самоубийц, где они окажутся после смерти?
Чаще встречаться, без морали и осуждения, без паники. Привлечь к работе значимых лиц (близких, родственников). Не позволять клиенту манипулировать собой. Во время работы составить договор о том, что на время консультации будешь жить, так как сейчас ты оказался в сложном положении. Психологу самому нужно обратиться за супервизорской помощью, проконсультироваться.
Если суицид был истинный, то показана терапия в ПНД, если демонстративный или помыслы о самоубийстве, то коррекция у психолога-консультанта.