Курсовая работа: Связь эмоционального состояния личности с уровнем её психического здоровья
В настоящее время в современной российской науке одним из актуальных предметом исследования является здоровье человека. Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового и многих других характеров, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья.
Дата добавления на сайт: 31 июля 2024
Скачать работу 'Связь эмоционального состояния личности с уровнем её психического здоровья':
НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Институт Психологии и социально-культурной работы
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Связь эмоционального состояния личности с уровнем её психического здоровья.
УФА - 2014
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современной российской науке одним из актуальных предметом исследования является здоровье человека. Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового и многих других характеров, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о критериях самого психического здоровья. В самой общей форме под ним, по-видимому, следует считать нормальное течение психических процессов. Психическое здоровье важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что социальное, физическое и психическое здоровье связаны самым тесным образом.
Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все знают - и как его сохранить, и чем его поправить.[4] И делают для сохранения здоровья как будто бы все лучше и больше, но результат получается не всегда, какой мы ожидаем. Проблема состоит в том, что трудно поддерживать гармонию процессов, протекающих в мозгу, но именно эта гармония есть важнейшее условие психического здоровья, залог успешной деятельности.
Проблема психического здоровья человека рассматривается на основе теории эмоций Джеймса - Ланге и А. Адлера; отношением к здоровью занимались В.М. Смирнов и Т.Н. Резникова, которые в 1983 году ввели понятие «внутренняя картина здоровья». Авторы рассматривают внутреннюю картину здоровья как своеобразный эталон здоровья человека, который может иметь достаточно сложную структуру и включать как образные, так и когнитивные представления человека о своем здоровье. Ананьев В.А. определяет внутреннюю картину здоровья, с одной стороны как совокупность интеллектуальных описаний здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой как особое отношение к здоровью, выражающегося в осознании его ценности и активно - позитивном стремлении к его совершенствованию. [24]
Практическая значимость работы заключается в исследовании и проведении анализа уровня психического состояния здоровья студентов. В ходе исследования мы выявим уровень психического здоровья студентов, самоактуализацию личности и общее психологическое состояние двух групп студентов разных факультетов.
Структура работы:
Цель исследования: провести анализ эмоционального благополучия как фактора психического здоровья.
Задачи исследования:
Провести анализ литературы по изучаемой проблеме;
Подобрать методики и провести исследование;
Проанализировать результаты и сделать выводы.
Объект исследования: уровень психического здоровья студентов.
Предмет исследования: эмоциональное благополучие как фактор состояния психического здоровья студентов.
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, метод математической обработки данных.
В исследовании были использованы следующие методики: диагностика самоактуализации личности А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина, ориентировочная оценка эмоционального благополучия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
1.1 Психическое здоровье личности
Человек сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. На каждом из этих уровней здоровье человека имеет свои особенности.
Здоровьеᅠ наᅠ биологическомᅠ уровнеᅠ связаноᅠ сᅠ организмомᅠ иᅠ зависитᅠ отᅠ динамическогоᅠ равновесияᅠ функцийᅠ всехᅠ внутреннихᅠ органов,ᅠ ихᅠ адекватногоᅠ реагированияᅠ наᅠ влияниеᅠ окружающейᅠ среды.
Здоровьеᅠ наᅠ социальномᅠ уровнеᅠ связаноᅠ сᅠ личностьюᅠ другихᅠ людей,ᅠ обществаᅠ вᅠ целомᅠ иᅠ зависитᅠ отᅠ местаᅠ иᅠ ролиᅠ человекаᅠ вᅠ межличностныхᅠ отношениях,ᅠ отᅠ нравственногоᅠ здоровьяᅠ социума.ᅠ Социальноеᅠ здоровьеᅠ складываетсяᅠ подᅠ влияниемᅠ родителей,ᅠ друзей,ᅠ любимыхᅠ людей,ᅠ одноклассниковᅠ вᅠ школе,ᅠ сокурсниковᅠ вᅠ вузе,ᅠ коллегᅠ поᅠ работе,ᅠ соседейᅠ поᅠ домуᅠ иᅠ т.п.
Здоровьеᅠ наᅠ психическомᅠ уровнеᅠ связаноᅠ сᅠ личностьюᅠ иᅠ зависитᅠ отᅠ такихᅠ личностныхᅠ характеристик,ᅠ какᅠ эмоционально-волеваяᅠ иᅠ мотивационно-потребностная,ᅠ отᅠ развитияᅠ самосознанияᅠ личностиᅠ иᅠ отᅠ осознанияᅠ ценностиᅠ дляᅠ личностиᅠ собственногоᅠ здоровьяᅠ иᅠ здоровогоᅠ образаᅠ жизни.[20]
Различиеᅠ междуᅠ социальнымᅠ иᅠ психическимᅠ здоровьемᅠ условное:ᅠ психическиеᅠ свойстваᅠ личностиᅠ неᅠ существуютᅠ внеᅠ системыᅠ общественныхᅠ отношений.ᅠ Человек-ᅠ существоᅠ общественное,ᅠ социумᅠ влияетᅠ наᅠ развитиеᅠ личности;ᅠ причемᅠ этоᅠ влияниеᅠ можетᅠ бытьᅠ какᅠ негативным,ᅠ такᅠ иᅠ позитивным.ᅠ Людиᅠ соᅠ здоровойᅠ психикойᅠ чувствуютᅠ себяᅠ достаточноᅠ уверенноᅠ иᅠ благополучноᅠ вᅠ любомᅠ обществе.ᅠ Вᅠ здоровомᅠ обществе,ᅠ какᅠ правило,ᅠ формируютсяᅠ здоровыеᅠ личности.ᅠ Недостаткиᅠ воспитанияᅠ иᅠ неблагоприятныеᅠ влиянияᅠ окружающейᅠ средыᅠ могутᅠ вызватьᅠ деградациюᅠ личности,ᅠ вᅠ такомᅠ случаеᅠ изменитьсяᅠ ееᅠ отношениеᅠ кᅠ самойᅠ себе,ᅠ кᅠ другимᅠ людям,ᅠ кᅠ деятельностиᅠ иᅠ общению.
Личностьᅠ сᅠ развитымᅠ самосознанием,ᅠ самостоятельнаяᅠ иᅠ ответственнаяᅠ можетᅠ противостоятьᅠ воздействиюᅠ внешнихᅠ условий,ᅠ боротьсяᅠ сᅠ трудностямиᅠ иᅠ препятствиями,ᅠ достигатьᅠ поставленныхᅠ целейᅠ иᅠ оставатьсяᅠ здоровойᅠ физически,ᅠ психическиᅠ иᅠ социально.
Долгоеᅠ времяᅠ ценностиᅠ личности,ᅠ вᅠ томᅠ числеᅠ иᅠ здоровье,ᅠ неᅠ былиᅠ приоритетнымиᅠ вᅠ нашемᅠ обществе.ᅠ Здоровьеᅠ определялосьᅠ специалистамиᅠ какᅠ «отсутствиеᅠ болезни».ᅠ Всемирнаяᅠ организацияᅠ здравоохранениеᅠ определяетᅠ здоровьеᅠ какᅠ состояниеᅠ полногоᅠ физического,ᅠ духовногоᅠ иᅠ социальногоᅠ благополучия,ᅠ аᅠ неᅠ толькоᅠ отсутствиеᅠ болезнейᅠ иᅠ физическихᅠ дефектов.ᅠ Здоровьеᅠ понятиеᅠ условное,ᅠ такᅠ какᅠ постоянныхᅠ критериевᅠ иᅠ показателей,ᅠ применимыхᅠ дляᅠ всехᅠ людей,ᅠ неᅠ существует.[26]
Реализацияᅠ идеиᅠ психическогоᅠ иᅠ социальногоᅠ здоровьяᅠ потребуетᅠ отᅠ каждогоᅠ человекаᅠ переосмысленияᅠ такихᅠ личностныхᅠ качеств,ᅠ какᅠ активностьᅠ иᅠ ответственность,ᅠ аᅠ отᅠ обществаᅠ пересмотраᅠ сложившихсяᅠ приоритетовᅠ иᅠ традицийᅠ вᅠ сфереᅠ воспитанияᅠ иᅠ образования,ᅠ трудаᅠ иᅠ отдыха.
Психическоеᅠ здоровье,ᅠ какᅠ иᅠ здоровьеᅠ вᅠ целом,ᅠ должноᅠ характеризоваться:ᅠ отсутствиемᅠ психическимᅠ иᅠ психосоматическихᅠ заболеваний;ᅠ нормальнымᅠ развитиемᅠ психики;ᅠ благоприятнымᅠ функциональнымᅠ состоянием.
Любоеᅠ нарушениеᅠ психическогоᅠ здоровьяᅠ связано,ᅠ сᅠ однойᅠ стороныᅠ сᅠ врожденнымиᅠ особенностямиᅠ психики,ᅠ сᅠ другойᅠ -ᅠ сᅠ воздействующимиᅠ вᅠ процессеᅠ жизниᅠ факторамиᅠ -ᅠ чрезмернымиᅠ психическимиᅠ нагрузками,ᅠ вызывающимиᅠ стресс,ᅠ иᅠ психотравмами.ᅠ Иᅠ тоᅠ иᅠ другоеᅠ можетᅠ обусловливатьᅠ низкийᅠ уровеньᅠ психическойᅠ энергииᅠ и,ᅠ следовательно,ᅠ низкуюᅠ работоспособность,ᅠ аᅠ такжеᅠ дисгармонию,ᅠ неадекватностьᅠ поведенияᅠ иᅠ деформациюᅠ «Я»ᅠ -ᅠ концепции.[13]
Наᅠ формированиеᅠ психическогоᅠ здоровьяᅠ накладываетᅠ отпечатокᅠ воспитаниеᅠ вᅠ семье.ᅠ Отсутствиеᅠ правильногоᅠ эмоциональногоᅠ контактаᅠ междуᅠ родителямиᅠ иᅠ ребенкомᅠ вᅠ раннемᅠ детскомᅠ возрастеᅠ -ᅠ эмоциональнаяᅠ депривацияᅠ -ᅠ ведетᅠ кᅠ выраженнымᅠ изъянамᅠ вᅠ эмоциональнойᅠ сфере,ᅠ кᅠ слабостиᅠ интеллектуальногоᅠ развития.ᅠ Воспитаниеᅠ чувствᅠ неразрывноᅠ связаноᅠ сᅠ образомᅠ жизниᅠ семьи,ᅠ иᅠ преждеᅠ всегоᅠ подражаниюᅠ поведенияᅠ родителей,ᅠ чьеᅠ доброеᅠ отношениеᅠ другᅠ кᅠ другуᅠ иᅠ окружающим,ᅠ помощьᅠ ближним,ᅠ заботаᅠ усваиваютсяᅠ детьми.ᅠ Вᅠ результатеᅠ неправильногоᅠ воспитанияᅠ формируютсяᅠ такиеᅠ чертыᅠ личности,ᅠ какᅠ эмоциональнаяᅠ неустойчивость.ᅠ Этиᅠ чертыᅠ характераᅠ усложняютᅠ общениеᅠ человекаᅠ сᅠ окружающими,ᅠ аᅠ повышеннаяᅠ неконтролируемаяᅠ эмоциональностьᅠ можетᅠ вестиᅠ кᅠ формированиюᅠ психопатий.[14]
1.2ᅠ Психологическиеᅠ теорииᅠ эмоций
Чистоᅠ психологическихᅠ теорийᅠ эмоций,ᅠ неᅠ затрагивающихᅠ физиологическиеᅠ иᅠ другиеᅠ связанныеᅠ сᅠ нимиᅠ вопросы,ᅠ наᅠ самомᅠ делеᅠ неᅠ существует,ᅠ аᅠ идеи,ᅠ взятыеᅠ изᅠ разныхᅠ областейᅠ научныхᅠ исследований,ᅠ вᅠ теорияхᅠ эмоцийᅠ обычноᅠ сосуществуют.ᅠ Этоᅠ неᅠ случайно,ᅠ такᅠ какᅠ эмоциюᅠ какᅠ психологическоеᅠ явлениеᅠ трудноᅠ отделитьᅠ отᅠ процессов,ᅠ происходящихᅠ вᅠ организме,ᅠ иᅠ нередкоᅠ психологическиеᅠ иᅠ физиологическиеᅠ характеристикиᅠ эмоциональныхᅠ состоянийᅠ неᅠ простоᅠ сопровождаютᅠ другᅠ друга,ᅠ ноᅠ служатᅠ другᅠ дляᅠ другаᅠ объяснением.
Многочисленнымиᅠ физиологическимиᅠ изменениямиᅠ вᅠ организмеᅠ сопровождаетсяᅠ всякоеᅠ эмоциональноеᅠ состояние.ᅠ Наᅠ протяженииᅠ историиᅠ развитияᅠ даннойᅠ областиᅠ психологическихᅠ знанийᅠ неᅠ разᅠ предпринималисьᅠ попыткиᅠ связатьᅠ физиологическиеᅠ измененияᅠ вᅠ организмеᅠ сᅠ темиᅠ илиᅠ инымиᅠ эмоциямиᅠ иᅠ показать,ᅠ комплексыᅠ органическихᅠ признаков,ᅠ сопровождающиеᅠ различныеᅠ эмоциональныеᅠ процессы,ᅠ действительноᅠ различны.[22]
Вᅠ 1872ᅠ г.ᅠ Ч.ᅠ Дарвинᅠ опубликовалᅠ книгуᅠ «Выражениеᅠ эмоцийᅠ уᅠ человекаᅠ иᅠ животных»,ᅠ котораяᅠ явиласьᅠ поворотнымᅠ пунктомᅠ вᅠ пониманииᅠ связиᅠ биологическихᅠ иᅠ психологическихᅠ явлений,ᅠ вᅠ частностиᅠ организмаᅠ иᅠ эмоций.ᅠ Вᅠ нейᅠ былоᅠ доказано,ᅠ чтоᅠ эволюционныйᅠ принципᅠ применимᅠ неᅠ толькоᅠ кᅠ биофизическому,ᅠ ноᅠ иᅠ психолого-поведенческомуᅠ развитиюᅠ живого,ᅠ чтоᅠ междуᅠ поведениемᅠ животногоᅠ иᅠ человекаᅠ непроходимойᅠ пропастиᅠ неᅠ существует.ᅠ Дарвинᅠ показал,ᅠ чтоᅠ воᅠ внешнемᅠ выраженииᅠ разныхᅠ эмоциональныхᅠ состояний,ᅠ вᅠ экспрессивно-телесныхᅠ движенияхᅠ многоᅠ общегоᅠ уᅠ антропоидовᅠ иᅠ слепорожденныхᅠ детей.ᅠ Этиᅠ наблюденияᅠ леглиᅠ вᅠ основуᅠ теорииᅠ эмоций,ᅠ котораяᅠ получилаᅠ названиеᅠ эволюционной.ᅠ Эмоцииᅠ согласноᅠ этойᅠ теорииᅠ появилисьᅠ вᅠ процессеᅠ эволюцииᅠ живыхᅠ существᅠ какᅠ жизненноᅠ важныеᅠ приспособительныеᅠ механизмы,ᅠ способствующиеᅠ адаптацииᅠ организмаᅠ кᅠ условиямᅠ иᅠ ситуациямᅠ егоᅠ жизни.ᅠ Телесныеᅠ изменения,ᅠ сопровождающиеᅠ различныеᅠ эмоциональныеᅠ состояния,ᅠ поᅠ Дарвину,ᅠ естьᅠ неᅠ чтоᅠ иноеᅠ какᅠ рудиментыᅠ реальныхᅠ приспособительныхᅠ реакцийᅠ организма.
Идеиᅠ Ч.ᅠ Дарвинаᅠ былиᅠ воспринятыᅠ иᅠ развитыᅠ вᅠ другойᅠ теории,ᅠ получившейᅠ вᅠ психологииᅠ широкуюᅠ известность.ᅠ Ееᅠ авторамиᅠ явилисьᅠ У.ᅠ Джемсᅠ иᅠ К.ᅠ Ланге.ᅠ Джемсᅠ считал,ᅠ чтоᅠ определенныеᅠ физическиеᅠ состоянияᅠ характерныᅠ дляᅠ различныхᅠ эмоцийᅠ -ᅠ любопытства,ᅠ восторга,ᅠ страха,ᅠ гневаᅠ иᅠ волнения.ᅠ Соответствующиеᅠ телесныеᅠ измененияᅠ былиᅠ названыᅠ органическиеᅠ проявлениямиᅠ эмоций.ᅠ Именноᅠ органическиеᅠ измененияᅠ поᅠ теорииᅠ Джемсаᅠ -ᅠ Лангеᅠ являютсяᅠ первопричинамиᅠ эмоций.ᅠ Отражаясьᅠ вᅠ головеᅠ человекаᅠ черезᅠ системуᅠ обратныхᅠ связей,ᅠ ониᅠ порождаютᅠ эмоциональноеᅠ переживаниеᅠ соответствующейᅠ модальности.ᅠ Сначалаᅠ подᅠ действиемᅠ внешнихᅠ стимуловᅠ происходятᅠ характерныеᅠ дляᅠ эмоцийᅠ измененияᅠ вᅠ организмеᅠ иᅠ толькоᅠ затемᅠ -ᅠ какᅠ ихᅠ следствиеᅠ -ᅠ возникаетᅠ самаᅠ эмоция.[23]
Альтернативнуюᅠ точкуᅠ зренияᅠ наᅠ соотношениеᅠ органическихᅠ иᅠ эмоциональныхᅠ процессовᅠ предложилᅠ У.ᅠ Кеннон.ᅠ Онᅠ однимᅠ изᅠ первыхᅠ отметилᅠ тотᅠ факт,ᅠ чтоᅠ телесныеᅠ изменения,ᅠ наблюдаемыеᅠ приᅠ возникновенииᅠ разныхᅠ эмоциональныхᅠ состояний,ᅠ весьмаᅠ похожиᅠ другᅠ наᅠ другаᅠ иᅠ поᅠ разнообразиюᅠ недостаточныᅠ дляᅠ того,ᅠ чтобыᅠ вполнеᅠ удовлетворительноᅠ объяснитьᅠ качественныеᅠ различияᅠ вᅠ высшихᅠ эмоциональныхᅠ переживанияхᅠ человека.ᅠ Внутренниеᅠ органы,ᅠ сᅠ изменениямиᅠ состоянийᅠ которыхᅠ Джемсᅠ иᅠ Лангеᅠ связывалиᅠ возникновениеᅠ эмоциональныхᅠ состояний,ᅠ кромеᅠ того,ᅠ представляютᅠ собойᅠ довольноᅠ малочувствительныеᅠ структуры.ᅠ Которыеᅠ оченьᅠ медленноᅠ приходятᅠ вᅠ состояниеᅠ возбуждения.ᅠ Эмоцииᅠ жеᅠ обычноᅠ возникаютᅠ иᅠ развиваютсяᅠ довольноᅠ быстро.
Самымᅠ сильнымᅠ контраргументомᅠ Кеннонаᅠ кᅠ теорииᅠ Джемсаᅠ -ᅠ Лангеᅠ оказалсяᅠ следующий:ᅠ искусственноᅠ вызываемоеᅠ прекращениеᅠ поступленияᅠ органическихᅠ сигналовᅠ вᅠ головнойᅠ мозгᅠ неᅠ предотвращаетᅠ возникновениеᅠ эмоций.
Вследᅠ заᅠ теориями,ᅠ объясняющимиᅠ взаимосвязьᅠ эмоциональныхᅠ иᅠ органическихᅠ процессов,ᅠ появилисьᅠ теории,ᅠ описывающиеᅠ влияниеᅠ эмоцийᅠ наᅠ психикуᅠ иᅠ поведениеᅠ человека.ᅠ Эмоции,ᅠ какᅠ оказалось,ᅠ регулируютᅠ деятельность,ᅠ обнаруживаяᅠ вполнеᅠ определенноеᅠ наᅠ нееᅠ влияниеᅠ вᅠ зависимостиᅠ отᅠ характераᅠ иᅠ интенсивностиᅠ эмоциональногоᅠ переживания.ᅠ Д.О.ᅠ Хеббуᅠ удалосьᅠ экспериментальнымᅠ путемᅠ получитьᅠ кривую,ᅠ выражающуюᅠ зависимостьᅠ междуᅠ уровнемᅠ эмоциональногоᅠ возбужденияᅠ человекаᅠ иᅠ успешностьюᅠ егоᅠ практическойᅠ деятельности.ᅠ Полученнаяᅠ криваяᅠ показывает,ᅠ чтоᅠ междуᅠ эмоциональнымᅠ возбуждениемᅠ иᅠ эффективностьюᅠ деятельностиᅠ человекаᅠ существуетᅠ криволинейная,ᅠ «колоколообразная»ᅠ зависимость.ᅠ Дляᅠ достиженияᅠ наивысшегоᅠ результатаᅠ вᅠ деятельностиᅠ неᅠ желательныᅠ какᅠ слишкомᅠ слабые,ᅠ такᅠ иᅠ оченьᅠ сильныеᅠ эмоциональныеᅠ возбуждения.ᅠ Дляᅠ каждогоᅠ человекаᅠ имеетсяᅠ оптимумᅠ эмоциональнойᅠ возбудимости,ᅠ обеспечивающийᅠ максимумᅠ эффективностиᅠ вᅠ работе.ᅠ Оптимальныйᅠ уровеньᅠ эмоциональногоᅠ возбуждения,ᅠ вᅠ своюᅠ очередь,ᅠ зависитᅠ отᅠ многихᅠ факторов:ᅠ отᅠ особенностейᅠ выполняемойᅠ деятельности,ᅠ отᅠ условий,ᅠ вᅠ которыхᅠ онаᅠ протекает,ᅠ отᅠ индивидуальностиᅠ включенногоᅠ вᅠ нееᅠ человекаᅠ иᅠ отᅠ многоᅠ другого.ᅠ Слишкомᅠ слабаяᅠ эмоциональнаяᅠ возбужденностьᅠ неᅠ обеспечиваетᅠ должнойᅠ мотивацииᅠ деятельности,ᅠ аᅠ слишкомᅠ сильнаяᅠ разрушаетᅠ ее,ᅠ дезорганизуетᅠ иᅠ делаетᅠ практическиᅠ неуправляемой.[23]
Уᅠ человекаᅠ вᅠ динамикеᅠ эмоциональныхᅠ процессовᅠ иᅠ состоянийᅠ неᅠ меньшуюᅠ роль,ᅠ чемᅠ органическиеᅠ иᅠ физическиеᅠ воздействия,ᅠ играютᅠ когнитивно-психологическиеᅠ факторы.ᅠ Вᅠ связиᅠ сᅠ этимᅠ былиᅠ предложеныᅠ новыеᅠ концепции,ᅠ объясняющиеᅠ эмоцииᅠ уᅠ человекаᅠ динамическимиᅠ особенностямиᅠ когнитивныхᅠ процессов.
Однойᅠ изᅠ первыхᅠ подобныхᅠ теорийᅠ явиласьᅠ теорияᅠ когнитивногоᅠ диссонансаᅠ Л.ᅠ Фестингера.ᅠ Согласноᅠ ейᅠ положительноеᅠ эмоциональноеᅠ переживаниеᅠ возникаетᅠ уᅠ человекаᅠ тогда,ᅠ когдаᅠ егоᅠ ожиданияᅠ подтверждаются,ᅠ аᅠ когнитивныеᅠ представленияᅠ воплощаютсяᅠ вᅠ жизнь,ᅠ т.е.ᅠ когдаᅠ реальныеᅠ результатыᅠ деятельностиᅠ соответствуютᅠ намеченным,ᅠ согласуютсяᅠ сᅠ ними,ᅠ или,ᅠ что,ᅠ тоᅠ жеᅠ самое,ᅠ находятсяᅠ вᅠ консонансе.ᅠ Отрицательныеᅠ эмоцииᅠ возникаютᅠ иᅠ усиливаютсяᅠ вᅠ техᅠ случаях,ᅠ когдаᅠ междуᅠ ожидаемымиᅠ иᅠ действительнымиᅠ результатамиᅠ деятельностиᅠ имеетсяᅠ расхождение,ᅠ несоответствиеᅠ илиᅠ диссонанс.
Субъективноᅠ состояниеᅠ когнитивногоᅠ диссонансаᅠ обычноᅠ переживаетсяᅠ человекомᅠ какᅠ дискомфорт,ᅠ иᅠ онᅠ стремитсяᅠ какᅠ можноᅠ скорееᅠ отᅠ негоᅠ избавиться.ᅠ Выходᅠ изᅠ состоянияᅠ когнитивногоᅠ диссонансаᅠ можетᅠ бытьᅠ двояким:ᅠ илиᅠ изменитьᅠ когнитивныеᅠ ожиданияᅠ иᅠ планыᅠ такимᅠ образом,ᅠ чтобыᅠ ониᅠ соответствовалиᅠ реальноᅠ полученномуᅠ результату,ᅠ илиᅠ попытатьсяᅠ получитьᅠ новыйᅠ результат,ᅠ которыйᅠ быᅠ согласовалсяᅠ сᅠ прежнимиᅠ ожиданиями.
Вᅠ психологииᅠ теорияᅠ когнитивногоᅠ диссонансаᅠ нередкоᅠ используетсяᅠ дляᅠ того,ᅠ чтобыᅠ объяснитьᅠ поступкиᅠ человека,ᅠ егоᅠ действияᅠ вᅠ различныхᅠ социальныхᅠ ситуациях.ᅠ Эмоцииᅠ жеᅠ рассматриваютсяᅠ вᅠ качествеᅠ основногоᅠ мотиваᅠ соответствующихᅠ действийᅠ иᅠ поступков.ᅠ Лежащимᅠ вᅠ ихᅠ основеᅠ когнитивнымᅠ факторамᅠ придаетсяᅠ вᅠ детерминацииᅠ поведенияᅠ человекаᅠ гораздоᅠ большаяᅠ роль,ᅠ чемᅠ органическимᅠ изменениям.[22]
Доминирующаяᅠ когнитивистскаяᅠ ориентацияᅠ психологическихᅠ исследованийᅠ привелаᅠ кᅠ тому,ᅠ чтоᅠ вᅠ качествеᅠ эмоциогенныхᅠ факторовᅠ сталиᅠ рассматриватьᅠ такжеᅠ иᅠ сознательныеᅠ оценки,ᅠ которыеᅠ человекᅠ даетᅠ ситуации.ᅠ Полагают,ᅠ чтоᅠ такиеᅠ оценкиᅠ непосредственноᅠ влияютᅠ наᅠ характерᅠ эмоциональногоᅠ переживания.
Кᅠ тому,ᅠ чтоᅠ былоᅠ сказаноᅠ обᅠ условияхᅠ иᅠ факторахᅠ возникновенияᅠ эмоцийᅠ иᅠ ихᅠ динамикеᅠ У.ᅠ Джемсом,ᅠ К.ᅠ Ланге,ᅠ У.ᅠ Кенноном,ᅠ Д.ᅠ Хеббомᅠ иᅠ Л.ᅠ Фестингером,ᅠ свойᅠ вкладᅠ внесᅠ С.ᅠ Шехтер.ᅠ Концеццияᅠ эмоций,ᅠ предложеннаяᅠ С.ᅠ Шехтером,ᅠ получилаᅠ названиеᅠ когнитивноᅠ -ᅠ физиологической.
Согласноᅠ этойᅠ теорииᅠ наᅠ возникшееᅠ эмоциональноеᅠ состояниеᅠ помимоᅠ воспринимаемыхᅠ стимуловᅠ иᅠ порождаемыхᅠ имиᅠ телесныхᅠ измененийᅠ оказываютᅠ воздействиеᅠ прошлыйᅠ опытᅠ иᅠ оценкаᅠ имᅠ наличнойᅠ ситуацииᅠ сᅠ точкиᅠ зренияᅠ актуальныхᅠ дляᅠ негоᅠ интересовᅠ иᅠ потребностей.ᅠ Косвеннымᅠ подтверждениемᅠ справедливостиᅠ когнитивнойᅠ теорииᅠ эмоцийᅠ являетсяᅠ влияниеᅠ наᅠ переживаниеᅠ человекаᅠ словесныхᅠ инструкций,ᅠ аᅠ такжеᅠ тойᅠ дополнительнойᅠ эмоциогеннойᅠ информации,ᅠ котораяᅠ предназначенаᅠ дляᅠ измененияᅠ оценкиᅠ человекомᅠ возникшейᅠ ситуации.
Характерᅠ иᅠ интенсивностьᅠ эмоциональныхᅠ переживанийᅠ зависятᅠ отᅠ того,ᅠ какᅠ ихᅠ переживаютᅠ другие,ᅠ рядомᅠ находящиесяᅠ люди.ᅠ Этоᅠ значит,ᅠ чтоᅠ эмоциональныеᅠ состоянияᅠ могутᅠ передаватьсяᅠ отᅠ человекаᅠ кᅠ человеку,ᅠ причемᅠ уᅠ человекаᅠ вᅠ отличиеᅠ отᅠ животныхᅠ качествоᅠ коммуницируемыхᅠ эмоциональныхᅠ переживанийᅠ зависитᅠ отᅠ егоᅠ личногоᅠ отношенияᅠ кᅠ тому,ᅠ комуᅠ онᅠ сопереживает.
1.3ᅠ Эмоциональноеᅠ благополучиеᅠ какᅠ факторᅠ психическогоᅠ здоровья
Согласноᅠ З.Фрейду,ᅠ благополучиеᅠ человекаᅠ воᅠ взрослойᅠ жизниᅠ определяетсяᅠ егоᅠ способностьюᅠ любитьᅠ иᅠ трудиться.ᅠ Большинствоᅠ психологовᅠ пользуютсяᅠ инымиᅠ терминамиᅠ вᅠ своихᅠ определениях,ᅠ ноᅠ смыслᅠ последнихᅠ остаетсяᅠ неизменным.ᅠ Так,ᅠ Эриксонᅠ указываетᅠ наᅠ достижениеᅠ близостиᅠ иᅠ генеративностиᅠ какᅠ наᅠ вехиᅠ благополучнойᅠ взрослости.ᅠ Другиеᅠ говорятᅠ оᅠ принадлежностиᅠ кᅠ какой-тоᅠ группеᅠ иᅠ личныхᅠ достижениях,ᅠ третьиᅠ -ᅠ обᅠ общественномᅠ признанииᅠ иᅠ компетентностиᅠ вᅠ каком-либоᅠ деле.ᅠ Такимᅠ образом,ᅠ успешностьᅠ жизненногоᅠ путиᅠ взрослогоᅠ человекаᅠ самымᅠ теснымᅠ образомᅠ связанаᅠ сᅠ егоᅠ семейнымиᅠ отношениями,ᅠ трудовойᅠ деятельностьюᅠ иᅠ эмоциональнымᅠ состоянием.[28]
Важнейшаяᅠ задача,ᅠ встающаяᅠ передᅠ человекомᅠ вᅠ юностиᅠ иᅠ раннейᅠ взрослости,ᅠ установлениеᅠ своейᅠ идентичностиᅠ вᅠ близкихᅠ отношенияхᅠ сᅠ другимиᅠ...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Особенности состояния здоровья населения и системы здравоохранения в Смоленской областиКурсовая работа: СВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
Курсовая работа: Исследование полоролевой идентичности у девочек-подростков 11-13 лет и её связь с поведением
Реферат: Понятие личности и ее структура
Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Анализ состояния здоровья населения г-Павловска Н-ской области