Курсовая работа: Условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников

Актуальность темы исследования. Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве.

Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024


Скачать работу 'Условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников':


Содержание
Введение
Глава 1. Общее представление о взаимосвязи уровня агрессивности и стиля семейного воспитания
1.1 Понятие агрессии и агрессивности
1.2 Основные теоретические подходы к изучению агрессии
1.3 Особенности агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
1.4 Классификция стилей семейного воспитания
Глава 2. Методологические основы организации исследования
2.1 Организация проведения исследования с детьми
2.2 Организация проведения исследования со взрослыми
Глава 3. Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента
3.1 Характеристика базы исследования
3.2 Методика проведения констатирующего эксперимента
3.3 Анализ результатов исследования
Глава 4. Организация работы по коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста
4.1 Экспериментальная программа по коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста
4.2 Результаты экспериментального исследования
4.3 Организация формирующего эксперимента для родителей
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза. В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др. Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Данного вопроса касались: Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, М.И. Лисина.
Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В. Овчаровой, Е. Лютовой, Г. Мониной.
Объектом нашего исследования стало преодоление агрессии как деструктивной формы поведения. Предметом исследования явились психолого-педагогические условия преодоления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: уровень агрессивности детей в 6-7 лет соответствует стилю и форме воспитания, также соответственно стилю воспитания должна проводиться работа по снижению уровня агрессивности детей. Структурно дипломная работа состоит из введения, 4-х глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общее представление о взаимосвязи уровня агрессивности и стиля семейного воспитания
1.1 Понятие агрессии и агрессивности
Агрессия (лат. aggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [15, С. 65]. Проявляется по отношению к другой особи своего или какого-либо другого вида, целью чего является отстаивание животными своих жизненно важных интересов. До сих пор нет четкого определения понятия "агрессия".
Известно, что в быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до убийств.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой [10, С. 32]. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения.
Согласно взглядам крупнейшего современного этолога и философа Конрада Лоренца (1903-1989), агрессия представляет собой системное свойство, возникшее и сформировавшееся в процессе эволюции видов под селекционным давлением факторов естественного отбора и служащее целям выживания и сохранения того или иного вида [9, С. 122]. Такая форма инстинктивного поведения, проявляющаяся как внутривидовое (т.е. направленное против собратьев по виду) соперничество у животных и человека, часто носит ритуальные формы демонстративного нападения и преследования 6 противника, приводя к его запугиванию, что заканчивается бескровно демонстративным актом подчинения соперника.
В ряде случаев (особенно среди видов, не принадлежащих к отряду хищных) проявления внутривидовой агрессии могут заканчиваться физическими травмами и даже смертью одного из соперников. Будучи объективным системным свойством, присущим всем животным и устанавливающим важные параметры порядка в экосистеме, внутривидовая агрессия и внутрипопуляционная кооперация, закрепившиеся в процессе. естественного отбора в геноме человека как формы инстинктивного поведения, в случае ослабления или исчезновения других факторов селекционного давления и из-за отсутствия прямых каналов использования (например, защита от других хищных видов), могут, по заключению К. Лоренца, компенсироваться путем переноса в социальную сферу и проявляться в виде бытовой и социальной агрессивности.
Как показывает история развития цивилизаций, вытесненная и сдерживаемая нормами морали, скрытая агрессивность далее может становиться причиной политически, религиозно, национально и т.п. окрашенного агрессивного общественного поведения людей в массовом масштабе. Примером тому, в частности, может служить т. н. антиглобалистское движение, которое в определенном смысле можно трактовать как крупномасштабное проявление внутривидовой агрессии, основанное на конфликте, порожденном социально - экономическим неравенством как отдельных стран, так и целых регионов, а также деструктивная ориентация ортодоксальных исламистов [24, С.109].
Агрессивное поведение присуще всем людям и является необходимым условием жизнедеятельности [5, С.65]. Поэтому в некоторые возрастные периоды - в раннем и подростковом возрасте агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в определенной степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития, например, вытеснение агрессивности или формирование реактивных образований.
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [21, С. 88]. Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив.
Агрессивность - склонность к причинению другим морального или физического ущерба [14, С. 65]. В той или иной мере встречается почти у всех детей младшего возраста вследствие недостаточной произвольности поведения и несформированности моральных норм.
В условиях неправильного воспитания эта особенность может закрепиться и, в последствии, перерасти в устойчивую черту поведения. Причины, по которым люди совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор, полностью не выяснены.
На сегодняшний день в науке определены категории, которые обуславливают агрессивное поведение [31, С. 176]:
. врожденные побуждения или задатки;
. потребности;
. актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением;
. познавательные и эмоциональные процессы.
Важно различать два вида агрессии:
генетически заложенная оборонительная, "конструктивная";
присущая только человеку - "деструктивная".
Конструктивная агрессия. В целом, виды конструктивной агрессии можно разбить на две группы [17, С.81]:
.Псевдоагрессия, т.е. действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, и оборонительная агрессия, направленная на сохранение вида и рода, и оборонительная агрессия, служащая естественным потребностям индивида.
2.Деструктивная агрессия возникает как возможная реакция на результат взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных потребностей человека.
Агрессивность - устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость) [12, С.71].
Первый шаг, который необходимо сделать, чтобы понять сущность агрессии, заключается в том, чтобы ясно и точно сформулировать сам термин. Многие авторы сходятся в определении агрессии как любой формы поведения, которая направлена на то, чтобы причинить другому физический или психологический ущерб. Данное определение достаточно общее, и его принимает сегодня все большее число исследователей.
Однако на сегодняшний момент оно не является общепринятым и термин "агрессия" имеет множество определений и пониманий как в научных трудах, так и в обыденной речи.
Далее под термином "агрессия" понимается обозначать некий вид поведения, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому [47, С.45].
Это слово будет использоваться лишь для обозначения крайних 9 форм агрессии - намеренного стремления причинить серьезный физический ущерб другому человеку.
Ввиду целей, преследуемых в данной работе, под "агрессией" мы не будем понимать несправедливость, обиду, дурное обращение и тому подобное, если только перечисленные формы поведения не были вызваны намеренным стремлением причинить ущерб другому человеку.
"Враждебность" - это еще один термин, который связывают с понятием "агрессии" и который также не имеет четкого значения в повседневной речи.
В мировой литературе этот термин пока не получил фиксированного определения и до настоящего времени различными авторами определяется по-разному. В работах, посвященных обсуждаемой тематике, его, как правило, употребляют наряду с двумя другими терминами, по значению тесно связанными с ним: агрессия и гнев.
Некоторые авторы даже ставят эти понятия в соответствия с тремя аспектами психических явлений: когнитивным, эмоциональным и поведенческим соответственно.
Другие, напротив, не разводят так четко эти три компонента и рассматривают враждебность как устойчивую комплексную личностную черту, подразумевающую девальвацию мотивов и личностных качеств других людей, ощущение себя в оппозиции к окружающим и желание им зла в активной или пассивной форме.
В психологии, психиатрии и социологии принято связывать проявление агрессии с повелением, направленным на самоутверждение и соперничество. Часто она наблюдается в ситуации "фрустрации", когда у животного нет другого выхода. Агрессивность поведения повышается, когда не находит удовлетворения пищевая или половая мотивация. Часто животные становятся агрессивными, испытав страх, в ответ на болезненные ощущения [11, С.76].
Агрессивность может стать реакцией на близость другого животного, на угрозу захвата территории. Человеку, которому свойственна агрессивность, которому часто видятся угрозы и вызовы со стороны окружающих и для которого характерна готовность атаковать тех, кто ему не нравится или кажется подозрительным, присуща враждебная установка к другим людям [4, С. 11].
Однако не все люди, враждебно предрасположенные к окружающим, обязательно агрессивны. Поэтому некоторые авторы видят целесообразность в том, чтобы рассматривать агрессивность как некую предрасположенность к агрессивному поведению.
агрессивное поведение дошкольник агрессия
Таким образом, из вышеизложенного становится ясно, что обсуждаемые понятия, хотя и являются взаимосвязанными феноменами, однако, рассматриваются нами как отдельные и различные по значению.
Вопрос о том, когда и почему возникает значимая связь между тем или иным из этих феноменов с любым другим или почему их взаимосвязь оказывается слабо выраженной, еще подлежит исследованию. Однако представляется ошибочным полагать, что эти феномены суть одно и то же или даже, что между ними всегда имеется достоверная связь. В быту термин "агрессия" имеет широкое применение для обозначения насильственных или захватнических действий.
В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии: агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы (А. Басс) [2, С.78]; агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [19, С.167]; агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [23, С.32]; агрессия - вид поведения, физического либо символического, которое мотивированно намерением причинить вред кому-то другому [17, С.60]; "человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу" [32, С.22].
В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как [34, С.109]: выраженное стремление к доминированию над людьми и использование их в своих целях; тенденцию к разрушению; направленность на причинение вреда окружающим людям; отсутствие толерантности, терпимости к чужому мнению; склонность к насилию, причинению боли.
Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Осинский А.К., Левитов Н.Д. [16, С.65]:
.По направленности: направленная вовне; направленная на себя.
2.По цели: интеллектуальная; враждебная.
.По методу выражения: физическая; вербальная.
.По степени выраженности: прямая; косвенная.
.По наличию инициативы: инициативная; оборонительная.
1.2 Основные теоретические подходы к изучению агрессии
Впервые идея о катарсисе была высказана Аристотелем (382 - 322 н.э.), который считал, что созерцание постановки, заставляющей зрителей 12 сопереживать происходящему, косвенно может способствовать "очищению" чувств. Сам Аристотель не предлагал конкретно этот способ для разрядки агрессивности. Однако логическое продолжение его теории было предложено многими другими мыслителями [22, С. 37].
Так, Фрейд в психоаналитическом подходе полагал, что интенсивность агрессивного поведения может быть ослаблена либо посредством выражения эмоций, имеющих отношение к агрессии, либо путем наблюдения за агрессивными действиями других. Фрейд признавал реальность подобного "очищения", однако был весьма скептически настроен относительно его эффективности для предотвращения открытой агрессии. С его точки зрения, влияние катарсиса малоэффективно и недолговечно [29, С.78].
Так же как Фрейд и ортодоксальная психоаналитическая теория, Лоренц утверждал, что можно изменить вектор агрессивного драйва, направив его на другую, неагрессивную деятельность и тем самым разрядить скопившуюся энергию. По мнению Лоренца, современное общество должно обеспечивать своих членов социально приемлемыми способами разрядки агрессивных сил, которые неизбежно (инстинктивно) накапливаются у людей. Иначе это грозит неконтролируемыми вспышками насилия.
Лоренц и ряд других ученых, согласных с его точной зрения, считают, что цивилизованные люди в наше время страдают от недостаточного высвобождения аккумулированных в них агрессивных тенденций [41, С. 83]. Обращая внимание на глубокую связь и объективную обусловленность социальных форм поведения человека, в частности, отдельных агрессивных проявлений индивидов и коллективных тенденций, эволюционно - биологическим наследием, запечатленным в его геноме, К. Лоренц пишет: "Более чем вероятно, что пагубная избыточная агрессивность, которая сегодня, как злое наследство, сидит в крови у нас, людей, является результатом внутривидового отбора, влиявшего на наших предков десятки тысяч лет на протяжении всего палеолита. Едва лишь люди продвинулись настолько, что будучи вооружены, одеты и социально организованы, смогли 13 в какой-то степени преодолеть внешние опасности - голод, холод, диких зверей, так, что эти опасности утратили роль селекционных факторов, как тотчас в игру вступил пагубный внутривидовой отбор. Отныне движущим фактором отбора стала война, которую вели соседние группы людей, а война должна была до крайности развить все так называемые воинские доблести. К сожалению, они еще и сегодня кажутся многим весьма заманчивым идеалом" [39, С. 153].
Теория Фрейда внутренне противоречива по той причине, что инстинкт смерти не соответствует представлению самого Фрейда об инстинктах. В теле нет специальной зоны, из которой он проистекает, как это наблюдается для либидо. К тому же медленное угасание жизни вовсе не тождественно разрушительности.
Таким образом, инстинкт смерти не имеет под собой биологической основы и не соответствует определению инстинкта вообще. Это привело к тому, что многие психоаналитики так и не приняли новую теорию, а некоторые трактовали ее по-своему, часто весьма свободно. Однако это была первая стройная теория, которая одновременно рассматривала влияние на человеческую агрессивность и внутренних подсознательных влечений в виде инстинкта смерти, и влияния социального окружения (культуры, воспитания, семейного окружения) посредством формирования "Сверх-Я".
Психодинамически ориентированные теоретики, а также ряд других авторов, полагают, что личность человека представляет собой резервуар накапливающейся энергии. Идеальным решением проблемы агрессии и насилия предполагается поиск способов "очищения" и "освобождения" от сдерживаемых агрессивных импульсов [29, С. 78].
Ортодоксальная психоаналитическая теория, использующая гидравлическую модель мотивации, утверждает, что люди в состоянии разрядить свои накопленные позывы к насилию различными способами (сублимировать агрессию): хирурги - работая ножом во время проведения операций, продавцы - настойчивыми попытками убедить несговорчивого клиента сделать покупку, альпинисты - восхождениями на горные вершины по еще никем не пройденным маршрутам и т.д. [35, С. 91]
И сегодня исследователи полагают, что люди могут уменьшить силу импульсов, задействовав их другими способами: в воображении, в реальной ситуации, в спортивных соревнованиях. Исследователи утверждают, что мы можем получать разрядку суммирующихся агрессивных побуждений в ходе борьбы с нашими соперниками в легитимных видах соперничества.
Так, известный психиатр В. Меннингер считал, что спортивные игры могут снимать накопившееся напряжение, создаваемое "инстинктивными" агрессивными импульсами. Причем подобная разрядка агрессии может быть достигнута, по мнению Меннингера, не только при занятиях активными видами спорта, но даже и в "сидячих интеллектуальных состязаниях", например, таких, как шахматы [4, С. 97].
Подобный взгляд на соперничество и его влияние на разрядку агрессивной энергии широко распространен в литературе. Однако проведенные исследования неоднократно показывали, что соперничество скорее продуцирует враждебность, нежели способствует установлению дружественных отношений. Более того,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности мотивационной направленности агрессивного поведения старших дошкольников

Реферат: Регуляция агрессивного поведения младших школьников

Квалификационная работа: Особенности агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей

Курсовая работа: Условия преодоления страха одиночества у детей 4-х лет

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста