Реферат: В последнее время исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения (учебные, профессиональные, спортивные и т.п.), придается все большее значение. И практикам, и теоретикам

В последнее время исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения (учебные, профессиональные, спортивные и т.п.), придается все большее значение. И практикам, и теоретикам становится очевидна недостаточность (а порой и неадекватность) использования традиционных тестов интеллекта для определения будущей успешности в учебной деятельности, определения готовности к школе, отбора в специальные классы и при приеме на работу. Мотивация достижения является надежным предиктором достижений в школе и вузе, а также успешности в бизнесе и других профессиях.

Дата добавления на сайт: 26 августа 2024


Скачать работу 'В последнее время исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения (учебные, профессиональные, спортивные и т.п.), придается все большее значение. И практикам, и теоретикам':


Содержание
Введение
. Теоретические основы исследования связи стиля родительского поведения и мотивации достижения у курсантов
1.1 Понятие мотивации, её свойства и структура
.2 Мотивация достижения как фактор успешности у курсантов
.3 Стили семейного воспитания
2. Эмпирическое исследование связи стиля родительского поведения и мотивации достижения у курсантов
2.1 Организация и методы исследования
.2 Обработка и анализ результатов
.3 Рекомендации по формированию мотивации достижения у курсантов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В последнее время исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения (учебные, профессиональные, спортивные и т.п.), придается все большее значение. И практикам, и теоретикам становится очевидна недостаточность (а порой и неадекватность) использования традиционных тестов интеллекта для определения будущей успешности в учебной деятельности, определения готовности к школе, отбора в специальные классы и при приеме на работу. Мотивация достижения является надежным предиктором достижений в школе и вузе, а также успешности в бизнесе и других профессиях.
Изучение мотивации достижения является актуальным направлением в психологической науке, это обусловлено определенными тенденциями развития современного общества. Научно - технический прогресс, модернизация, расширение сферы предпринимательства, повышение престижности образования ставят человека перед необходимостью достижения определенного уровня успешности в ситуациях, связанных с соревнованием, объективной оценкой, конкурсным отбором. Часто поведение человека в таких ситуациях зависит от силы и направленности мотивации достижения. Это обусловило необходимость расширения научных представлений в данном направлении.
Однако проблемы мотивации достижения являются недостаточно изученными в психологической науке. Так, одной из малоизученных является проблема становления мотивации достижения в детском возрасте, и роли социального окружения в ее развитии. Семья является фактором, стимулирующим или нивелирующий развитие сильной мотивации достижения.
Семья, являясь первичным институтом социализации личности, влияет на формирование и изменение социальных установок, а также на выбор стратегий адаптивного поведения. В семье закладывается тот жизненный сценарий, на основе которого личность действует в социуме, и проблемы, возникающие у нее при этом, кроются, прежде всего, в детско-родительских отношениях.
Вероятность возникновения проблемного поведения у ребенка, во многом зависит и от того, какой тип отношений с ребенком сложился в семье.
Мотивация учения изучается А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б.Орловым, М.В. Матюхиной, Е.П. Ильиным и В.К. Вилюнасом исследуются психологические механизмы мотивации человека. Мотивы поведения и деятельности изучаются Б.И. Додоновым, В.А. Иванниковым, В.И. Ковалевым, М.Ш. Магомед-Эминовым. Значительное внимание уделяется изучению мотивов учебной деятельности студентов такими учеными как В.А. Якунин, A.Т. Колденкова, А.Ф. Шиян, A.B. Комусова, A.B. Вербицкий.
В отечественной психологии теория мотивации достижения развивалась в связи с исследованием уровня притязаний (К.В Гербачевский, М.Ш. Магомед-Эминов, Т.В. Корнилова), изучались ее динамические факторы (персеверация, коысумация, куммуляция) (И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов). Ю.М.Орлов рассматривал мотивацию достижения как результативную характеристику внутренней мотивации учебной деятельности.
В отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно рассмотрено влияние общения с близкими взрослыми и семейного воспитания на формирование личности ребенка (А. Адлер, Л.И. Божович, Дж. Боулби, А.Я. Варга, А.В. Запорожец, И.С. Кон, А Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, В.А. Петровский, C.JI. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Е.О. Смирнова, А. Фрейд, 3. Фрейд, B.C. Собкин, И.К. Фридман Д Б. Эльконин и др.
В качестве объекта исследования в работе выступает мотивация достижения курсантов.
Предметом исследования - влияние стиля родительского поведения на формирование мотивации достижения курсантов.
Основной целью исследования является теоретическое и экспериментальное изучение влияния стиля родительского поведения на формирование мотивации достижения курсантов.
Согласно цели исследования в работе мы определяем следующие задачи:
.Дать анализ понятия мотивации, ее свойств и структуры.
.Рассмотреть мотивацию достижения как фактор успешности курсантов.
.Изучить стили родительского поведения.
.Провести эмпирическое исследование влияния стиля родительского поведения на формирование мотивации достижения курсантов.
.Обработать результаты и сделать выводы.
.Сформулировать рекомендации по формированию мотивации достижения курсантов.
В качестве гипотезы исследования выступает положение о том, что уровень мотивации достижения курсантов зависит от стиля родительского поведения.
Для проверки выдвинутой гипотезы в работе были использованы следующие методы исследования:
.Метод тестирования - Опросник Тест мотивации достижения Мехрабиана.
2. Метод тестирования - Опросник «Взаимодействие Родитель - Ребёнок» М.Марковской
3.Качественный анализ распределения результатов и количественный анализ с помощью U - критерия Манна - Уитни
Глава 1. Теоретические основы исследования связи стиля родительского поведения и мотивации достижения у курсантов
.1 Понятие мотивации, её свойства и структура
Мотивация - это совокупность мотивов, побуждающих к активности и определяющих ее направленность. Достижение целей возможно при выполнении намеченных задач, именно поэтому под мотивацией можно также понимать ряд факторов, способствующих достижению этих целей, а также сам процесс побуждения себя и других к деятельности.
Можно выделить внутреннюю и внешнюю мотивации. Внутренняя мотивация связана с удовлетворением чувства собственного достоинства, повышением уверенности в своих силах и намерениях, удовлетворением от своего труда, самореализации. Эту мотивацию усиливает внешняя похвала, одобрение и т.п.
Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.). Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности.
В основе любой мотивации так или иначе лежат потребности человека, которые является неизбежным условием самого его существования определяют связь человека с окружающей средой.
Наиболее крупный вклад в обосновании роли потребностей в мотивации поведения людей внес американский психолог Абрахам Маслоу (1908 - 1970). По его мнению, поведение личности определяется наиболее сильной в данный момент потребностью. Все человеческие потребности он разделил на высшие и низшие и объединил их в пять групп:
.Физиологические - утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.
.Безопасности.
.Причастности (к коллективу, обществу), привязанности и любви.
.Признания, уважения, одобрения.
.Самореализации (самовыражения) - стремление к раскрытию внутреннего потенциала.
Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей, в основании которой находятся низшие физиологические потребности. Потребности высшего порядка появляются тогда, когда уже удовлетворены потребности всех нижележащих уровней.
А. Н. Леонтьев под мотивом понимает предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении.
С. Адамс является основателем теории справедливости, которая заключается в том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих другую работу. Если они обнаруживают неопределенность в отношении оценки своего труда, то будут стремиться уменьшить его интенсивность. Если же они узнают, что личное вознаграждение выше, чем у других за аналогичную работу, то в большинстве случаев это не оказывает положительного стимулирующего влияния на повышение интенсивности их труда.
Согласно мотивационной теории ожиданий В. Врума мотивационный эффект оказывают не сами потребности людей, а мыслительный процесс, в котором индивид оценивает реальность достижения поставленной цели и получения желаемого вознаграждения.
Классический пример: курсант готовится к сдаче экзамена. Допустим, это последний экзамен, все предыдущие были сданы на «отлично», и курсант знает о том, что в случае сдачи на «отлично» и этого экзамена, весь следующий семестр он будет получать повышенную стипендию. На мотивацию курсанта влияют:
вера в свои силы, то есть в реальность получения оценки «отлично» на предстоящем экзамене, ведь все предыдущие он смог сдать с желаемым результатом;
желательность получения повышенной стипендии.
Если бы курсант не был уверен в том, что он способен получить «отлично» на экзамене или в том, что отличная оценка принесет ему повышенную стипендию, у него не было бы мотивации добросовестно готовиться к предстоящему экзамену.
Мотивационная модель Л. Портера и Э. Лоулера, или комплексная процессуальная теория мотивации, включает в себя пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно этой модели достигнутые результаты деятельности зависят от приложенных человеком усилий, его способностей, в свою очередь уровень этих усилий зависит от ценности вознаграждения и степени уверенности в том, что именно эти усилия принесут необходимые вознаграждения. Кроме этого, человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения, полученного за достигнутые результаты.
Е. Торндайк предложил так называемый закон эффекта, который объясняет механизм влияния удовольствия и боли на последующее поведение человека.
Согласно этому закону поведенческие реакции, следующие непосредственно за приятным переживанием закрепляются и с возрастающей вероятностью повторяются в аналогичных ситуациях. Если же реакции следуют за неприятными переживаниями (наказанием), то они угасают и повторяются в аналогичных ситуациях с меньшей вероятностью.
Исследования по модификации поведения показали, что подкрепление поведения поощрением более эффективно, чем попытки изменить поведение человека наказанием. Б. Скиннер продемонстрировал, что поведение можно эффективно изменять путем подкрепления желательных реакций и игнорирования нежелательных. Таким образом, слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация - это совокупность мотивов, побуждающих к активности и определяющих ее направленность.
1.2 Мотивация достижения как фактор успешности у курсантов
мотивация достижение курсант поведение
Большую роль в объяснении влияния мотивации на успешность оказывают исследования мотива достижения.
Д. Мак Клелланд и его коллеги разработали модель мотивации, используя только в потребности высших уровней и объединяли их в три категории:
.Потребность присоединения (причастности) - потребность в установлении и поддержании межличностных отношений. Таких людей будет привлекать вид деятельности, дающий возможность общения. Это обычно открытые и социально активные люди.
.Потребность власти - потребность в навыках влияния и установления контроля за поступками других людей, в воздействии на ход событий. Люди, у которых доминирует этот мотив, испытывают потребность во власти, они очень дисциплинированны и ценят возможность выразить себя. Потребность достижения (успеха) - потребность принимать на себя личную ответственность и добиваться успешного выполнения заданий. В рамках данной работы нас больше интересует последняя потребность - потребность в успехе. Такие люди работают гораздо эффективней, когда окружающие подмечают и оценивают их достоинства. Как правило, эти люди идут на умеренный риск, очень ценят, когда их поощряют. Более всего их мотивирует признание и уважение.
Стремление к достижению успеха или мотив достижения - это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности.
Потребность в успехе может быть удовлетворена только при доведении работы до успешного завершения. Человек, стремящийся к успеху, ставит перед собой более сложные задачи, желает получить отзыв о своей работе.
Не секрет, что потребность в успехе (мотивации достижения) является общей для большинства людей, однако степень ее развития у всех различна. Именно от степени выраженности это потребности зависит эффективность профессиональной и любой другой значимой деятельности.
Как таковой мотив достижения на сегодняшний день наиболее хорошо изучен. Еще в 1938 г. Г. А. Мюррей включил его в свой список потребностей под именем «потребности достижения». Он описывал эту потребность следующим образом: «Справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их, увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей».
В концепцию Д. Мак Клелланда внес важное дополнение Дж. Аткинсон. По его мнению, потребность в успехе должна рассматриваться в комплексе с другой потребностью - потребностью в избегании неудач.
Мак Клелланд, Аткинсон и Кларк провели эксперимент, цель которого заключалась в демонстрации того, что исследователь может вызывать у индивидов потребность в достижении с помощью теоретически релевантного типа экспериментальных манипуляций. Были сформированы две группы мужчин - студентов колледжа, которые выполняли серию заданий. В экспериментальной группе эти задания предъявлялись как тесты на интеллект, которые обычно используются для отбора людей с высокими административными способностями для работы в правительстве. Проводилась дальнейшая разработка возможностей этих заданий раскрывать способность человека к организации материала, к быстрой и точной оценке критических ситуаций и к лидерству. Инструкции, данные экспериментальной группе, были направлены на возбуждение высокого уровня потребности в достижении. Контрольной группе были даны те же задания, но с нейтральными, успокаивающими инструкциями, подчеркивающими, что исследователь просто хочет проверить некоторые тесты с неопределенной областью применения. Затем испытуемым обеих групп давались небольшие, но трудные задания и ставилась задача составить рассказы по четырем неоднозначным картинкам, изображающим людей в рабочих ситуациях.
Было выявлено, что для людей с сильной мотивацией достижений характерно стремление к успеху, а для людей с низкой мотивацией достижения - стремлении избежать неудачи.
Это дополнение легло в основу разработанной Дж. Аткинсоном совместно с Д. Мак Клелландом теории субъективно предпочитаемого риска. Согласно этой теории, мотивация достижения и мотивация избегания неудач определяют приемлемый для человека уровень рискованного поведения. При этом люди с высокой мотивацией достижения предпочитают не высокие и не низкие уровни риска, а некий средний его уровень, когда успех во многом зависит от собственных усилий человека.
Х. Хекхаузен также считает, что мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным способностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Мотивация достижения, таким образом, по сути своей ориентирована на цель. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Однако существуют специфические формы активности, не связанные напрямую с целью таким образом. Относящаяся к достижению деятельность иногда выполняется сама по себе и не имеет своей целью завершение по достижении цели или какой-либо другой внешней причины.
Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей. Если посмотреть на последовательность действий, важность постоянного пересмотра целей с течением времени становится очевидной, поскольку цепь действий может прерываться на часы, дни, недели, месяцы или даже годы.
Еще одной характеристикой мотивации достижения является постоянное возвращение к прерванному заданию, к чему-то прежде оставленному, возобновление основной направленности действий. Так, создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут посредством достижения серии «субцелей» к главной, пусть даже очень отдаленной. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий.
1.3 Стили семейного воспитания
Тип семейного воспитания играет важную роль в формировании Я-концепции ребенка, определяет его умственное развитие ребенка, его отношению к миру. Тип воспитания выражает родительские ценности, установки, эмоциональное отношение к ребенку.
Тип воспитания зависит не только от принятых в обществе в данное время правил и норм, а также и от собственной педагогической позиции (точки зрения) родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения в общении с ребенком. Можно выделять несколько классификаций типов воспитания или стилей родительского поведения. В настоящее время наиболее популярна классификация Дианы Бомринд, которая обозначила 4 стиля, в основе которых лежат два фактора воздействия на ребенка в семье - родительский контроль и родительская теплота.
Родительский контроль означает наличие у родителей запретов, правил, детских обязанностей. С помощью контроля родители влияют на деятельность своего ребенка.
Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение, выражающееся в похвалах, поддержке ребенка или, наоборот, в какой степени они критикуют, наказывают его.
Таким образом, стили родительского поведения можно разделить на следующие:
.Авторитетный стиль родительского поведения - образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения,...