Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

В условиях современного общества взрослые, не осознают, что ребенок в силу своих возрастных особенностей не в состоянии понять их точку зрения. Поэтому взрослое поколение часто раздражает то, что дети не замечают трудностей, с которыми они сталкиваемся ежедневно, не понимают желание дать им все самое лучшее, не ценят усилий по их воспитанию. Научиться понимать состояние души ребенка, сделать так, чтобы его развитие происходило не по принуждению ("это он должен знать в своем возрасте"), а в процессе радостного сотрудничества со взрослым, - большое родительское искусство.

Дата добавления на сайт: 26 августа 2024


Скачать работу 'Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста':


Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
"Кировский индустриально-педагогический колледж" им. А.П. Чурилина
Специальность 44.02.01 "Дошкольное образование"
Курсовая работа
Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Головач М.Ю.
студентки 3 курса, группы 3 "Д"
Научный руководитель:
Жабина И.Ю.
Киров, 2015
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты изучения психологического развития детей среднего дошкольного возраста
1.1 Основные закономерности физического развития детей в среднем дошкольном возрасте
1.2 Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
2. Современные подходы к исследованию влияния семейных отношений на развитие личности ребенка
2.1 Семья, как фактор развития ребенка
2.2 Основные подходы к семейному воспитанию
2.3 Классификация семейного воспитания и семейных отношений
3. Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие
3.1 Суть детско-родительских отношений
3.2 Влияние детско-родительских отношений на психическое развитие личности дошкольника
3.3 Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Введение
В условиях современного общества взрослые, не осознают, что ребенок в силу своих возрастных особенностей не в состоянии понять их точку зрения. Поэтому взрослое поколение часто раздражает то, что дети не замечают трудностей, с которыми они сталкиваемся ежедневно, не понимают желание дать им все самое лучшее, не ценят усилий по их воспитанию. Научиться понимать состояние души ребенка, сделать так, чтобы его развитие происходило не по принуждению ("это он должен знать в своем возрасте"), а в процессе радостного сотрудничества со взрослым, - большое родительское искусство.
Мир семьи разнообразен, многолик. Он дает родителям возможность почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить ее, продлить свое бытие в детях. Однако семейная жизнь - не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, проблем. Это и хорошо: преодолевая их, человек меняется, совершенствует свою личность, улучшает свои отношения с близкими людьми.
Проблемы семьи и ее влияние на ребенка волновали людей уже с древних времен. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Сегодня все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают признаки дезорганизации семьи, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов.
Актуальность исследования обусловливается недостаточностью внимания к решению проблем психологической диагностики и коррекции, возникших в результате нарушенных отношений в семье. Исключение составляют отдельные работы клиницистов - А.И. Захарова, В.И. Гарбузова, Э.Г. Эйдемиллера. Поэтому разработка теоретических и методических принципов психокоррекционной работы, как с детьми, так и с их близким окружением чрезвычайно актуальна.
Цель: изучить влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Объект: психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом и целью работы поставлены следующие задачи:
1) Изучить накопленный теоретический материал отечественных и зарубежных психологов по данной проблеме;
) Рассмотреть типы детско-родительских отношений;
) Выявить влияние типов детско-родительских отношений на психологическое развитие ребенка среднего дошкольного возраста;
) Представить классификацию семейного воспитания и семейных отношений;
) Проанализировать психологические нарушения, которые могут быть вызваны влиянием детско-родительских отношений.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка литературы.
психологический развитие родительский семейный
1. Теоретические аспекты изучения психологического развития детей среднего дошкольного возраста
1.1 Основные закономерности физического развития детей в среднем дошкольном возрасте
Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка, движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.
Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно - вначале он замедляется до 4-6 см в год, а затем на 6-7-м году жизни ускоряется до 7-10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения).
Прибавка в весе также происходит неравномерно. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,5 кг, за 5-й - около 2 кг, за 6-й - 2,5 кг, т.е. в среднем 2 кг в год. К 6-7 годам ребенок должен удвоить свой вес, который имел в годовалом возрасте.
Кожные покровы в этом возрасте все утолщаются, становятся эластичные, количество кровеносных сосудов в них уменьшаются, кожа становится более стойкой к механическому воздействию.
К 5-6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скелета еще не закончено.
Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обуславливает значительную нагрузку на скелет ребенка.
С 5-7 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться постоянные зубы. В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Дыхание становится все более глубоким и редким. Сердечно - сосудистая система также претерпевает значительные развития, становится все более работоспособной и выносливой.
Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается. Уже достаточно определенно выражает различные эмоции - радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяется, и развиваются моральные понятия, представления об обязанностях.
Психическое развитие детей зависит от многих обстоятельств. Выяснение этих обстоятельств - важнейшая задача психологии. 8, с.297
1.2 Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
Возраст 4 - 5 лет - возраст "почемучек". Ребенок, с одной стороны, пытается осознать смысл действий человека в ближайшем предметном окружении, а с другой - интересуется явлениями и фактами, выходящими за границы его ближайшего окружения. Ведущие виды деятельности - игра и продуктивные виды деятельности. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. [12, с.136]
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов, запоминают уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Воображение в этом возрасте выполняет две функции. Во-первых, воображение осуществляет познавательную функцию, позволяя ребенку построить целостное представление о мире. Во-вторых, воображение связано с эмоциональной сферой, направленной на защиту "Я" ребенка. В этом случае воображение функционирует в ситуации неопределенности (например, при конфликтных отношениях с родителями, при негативном отношении со стороны близкого взрослого), когда ребенок не знает о том, какая стратегия поведения будет правильной. Эмоциональное воображение ребенка создает отрицательный эмоционально насыщенный образ, замещающий негативное взаимодействий с взрослым.
Таким образом, ребенку удается защитить свое "Я" и сохранить положительное отношение к близким людям. Кроме того, с целью эмоциональной защиты и поддержки он может вовлечь в эту ситуацию именно того взрослого, по поводу которого изначально возникли эмоциональные переживания. Однако эмоциональное воображение способно привести к нежелательным последствиям в развитии ребенка, если он создаст для себя такую систему образов, которая заменит ему реальность. [20, с.439] Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
В этом возрасте сверстники становятся более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей. Продолжительность совместных игр детей составляет в среднем 15-20 минут. Но в отдельных случаях даже может достигать и 40-50 мин. Дети этого возраста становятся избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настаивать на своём. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются у детей конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа "Я" ребенка, его детализации. Средний дошкольный возраст - это период, когда начинают формироваться основные структуры личности ребёнка, ответственные за его произвольное моральное поведение. Особую роль здесь играет взрослый, который должен понимать: именно он является тем человеком, с которым ребёнок идентифицирует себя. [14, с.720]
2. Современные подходы к исследованию влияния семейных отношений на развитие личности ребенка
2.1 Семья, как фактор развития ребенка
Вопросы семьи, брака, психического развития личности в семье всегда интересовали человечество. Человек рождается, растет и большую часть жизни неразрывно связан с семьей. От семейных отношений во многом зависит счастье и ощущение полноты жизни. Социально-политические и экономические преобразования в России породили много различных проблем, важнейшей из которых является становление личности и нового поколения в изменяющемся российском обществе. Темпы роста числа неблагополучных семей в России принимают угрожающий характер. В настоящее время современная семья переживает сложный этап революции - переход от традиционной модели к новой, современной. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей.
Многие исследователи характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах в сторону автоматизации семьи, что влечёт за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
Многие авторы отмечают, что семья является одним из главных институтов социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. В семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семья подготавливает ребёнка к жизни, является его первым и глубоким источником социальных идеалов. Именно в семье большинство детей узнает, что значит быть отцом, матерью, как складываются семейные отношения. Здесь он впервые видит мир, пытается его понять и осознать. Это делает семью важнейшим институтом социализации ребёнка. Семья передаёт детям социальный, культурный, нравственный опыт. И самое главное - она обеспечивает преемственность духовной культуры. [6, с.45]
Особого внимания заслуживает анализ понятия "семья" и её роль в развитии личности. А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как "малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью". Он выделяет такие важные черты социально-правовой характеристики семьи, как общность быта и связанность взаимной ответственностью, видит в семье систему взаимоотношений супругов, родителей и детей как малой социальной группы. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчёркивая тем самым, что для неё характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. В целом, под семьёй понимается конкретная историческая система взаимоотношений между её членами, объединяющая их общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязательствами. [13, с.407]
Вслед за С.Л. Рубинштейном, мы рассматриваем семью как "духовно-нравственный союз (сообщество), состоящий из родителей и детей, обладающий устойчивым, постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве". Важной характеристикой семьи является её функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления её деятельности, выражающие сущность семьи, её социальный статус и социальную роль. Анализ литературы по данной проблеме позволяет нам выделить основные функции современной семьи, которые отражают систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, досуговая, эмоциональная (психотерапевтическая), сексуально-эротическая.
Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья, как референтная группа имеет две основные функции - нормативную и сравнительную, выполнение которых важно как для общества, так и для членов семьи, оно способствует удовлетворению общественных потребностей. Как следствие невыполнения семьёй в различной степени основных своих функций, определяемых по общепринятым критериям в рамках бытующих систем ценностей, возникает крах, кризис и дезорганизация. [7, с.97]
Анализируя понятие "семья", невозможно не затронуть самого понятия "родительство", под которым понимается отдельно функционирующая подсистема, имеющая свои стадии развития, которая находится в детерминирующей семейной системе и рассматривается в двух ипостасях: отцовства и материнства. Родители являются первой социальной средой развития ребёнка, обеспечивающей удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе, в любви и привязанности. Потребность в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека, в ней нуждается ребёнок любого возраста. Материнская и отцовская любовь являются составляющими частями целостного феномена родительской любви. Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребёнка пристально изучается с 20-х г. ХХ века. Родительская любовь имеет врождённые биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребёнку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.
Обеспечить весь комплекс отношений и удовлетворение потребности в любви в первые годы жизни ребёнка способен только родитель
А. Лоуэн отмечает, что недостаток любви в ранние годы влечёт за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно не зрелы. Если родительство сопровождается нестабильной, конфликтной ситуацией, воспитание личности ребёнка будет сопряжено со специфическим, неблагоприятным развитием. Человек учится выполнять мужскую и женскую роли в значительной степени от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителем того же пола. Также можно сказать о том, что наследуется модель родительской любви, которая дублируется в родительских свойствах к своим детям. Э. Фромм придерживается мнения о необходимости именно материнско-отцовского паритета в воспитательной задаче семьи. Он считает, что свою лепту в воспитательный процесс должны вносить каждый по-своему, оба родителя, ссылаясь на психологические особенности материнской и отцовской любви к своим детям. Синтез материнской и отцовской привязанности в сознании ребёнка - основа его духовного развития и зрелости. Слабое их синтезирование приводит детей к неврозам. [11, с.474]
Понятия "семья", "родительство", "семейное воспитание" неразрывно взаимосвязаны между собой. В психолого-педагогической...

Похожие материалы:

Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Курсовая работа: Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр

Реферат: Влияние семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста

Курсовая работа: Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Реферат: Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста