Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному развитию ребенка. Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.

Дата добавления на сайт: 27 августа 2024


Скачать работу 'ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ':


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Факультет педагогики и психологии детства
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Выпускная квалификационная работа
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ
Работу выполнила:
студентка z 551 группы
Федянина Юлия Николаевна
Руководитель:
Ильина Ирина Юрьевна
ПЕРМЬ - 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей эмоционального развития ребенка четвертого года жизни
.1 Понятийный аппарат
.2Особенности эмоционального развития ребенка
.3 Типология родительских отношений
.4 Особенности адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
Глава 2. Исследование особенностей эмоционального развития детей в период адаптации к ДОУ
.1 Описание диагностических методик
.2 Анализ результатов диагностики на начало экспериментальной работы
.3 Основные направления коррекционной работы с родителями, детьми, педагогами
.4 Анализ результатов экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному развитию ребенка. Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.
Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка (А. В. Запорожец), как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.
Замечая, что "психология без учения об эмоциях не много стоит", А. В. Запорожец указывал на необходимость развертывания фундаментальных научных исследований в области детских эмоций, и особенно в связи с распространением общественного дошкольного воспитания.
Семья - это первый социальный институт, в котором формируется личность ребенка в первые годы его жизни. Именно в ней ребенок получает первый жизненный опыт, формирует представление об элементарных нормах жизни в обществе и учитсся контролировать свое поведение. Другими словами, в семье происходит первичная социализация ребенка.обязательным условием полноценного формирования личности является общение. В первую очередь ребенок попадает в определенную структуру отношений, складывающуюся между ним и значимыми взрослыми. Тип родительского отношения, а аменно стратегия построения взаимодействия между ребенком и взрослым во многом отражается на личности ребенка, определяя его характер и дальнейший путь жизни.
Исследования многих авторов свидетельствуют о том, что именно особенности родительских отношений, динамика эмоциональных контактов между членами семьи, эмоциональная атмосфера семьи в целом имеют базовые значения для психического и духовного развития ребенка. (Дж. Боулби, А.Д. Кошелева, В.В. Лебединский). Нарушения в эмоциональных контактах ребенка с близкими взрослыми приводят к возникновению у него внутреннего дискомфорта, создают угрозу стабильности и устойчивости его отношений к миру, что в итоге может привести к значительным искажениям в развитии (М.И. Буянов, А.Я. Варга, А.Н.Захаров, К.С. Лебединский)
А.М. Захаров в своей книге «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» подробно описал типичные нарушения правил семейного воспитания, которые выделяют психологи. Также известны другие типологии родительских отношений. В работе А.Я.Варга рассматриваются типы родительского отношения, которые определяются по пяти шкалам: «принятие отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник». Родительское отношение понимается ею как система разнообразных чувств, поведенческих стериотипов, пратикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка и его поступков. А.С.Спиваковская разделяет родительские позиции на оптимальные и неоптимальные. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Родитель понимает индивидуальность своего ребенка, перестраивает взаимодействие с ним по ходу его взросления, в связи с изменениями условий жизни семьи. В основу выделения типов воспитания ею положена степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку. Так, например, в основе воспитания по типу любви и принятия отмечается нежность родителей к детям, забота о их воспитании, разнообразные занятия с ними. Утверждением для таких родителей является: «Ребенок - центр моих интересов». Обобщенная характеристика родительского отношения по типу неприятия, отвержения формулируется так: «Ненавижу своего ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться». Родители невнимательны к ребенку, проявляют жесткость в отношениях к ребенку, желание как можно меньше общаться с ним.
Проблемой эмоционального развития детей занимались многие ученые: А.Д.Кошелева, Л.И. Божович, А.В.Запорожец, Г.Г.Филиппова, В.М.Бехтерев, А.Рояк, Т.А. Репина, В.С.Мухина и другие.
В нашем исследовании мы хотим глубоко изучить, каким образом тип родительского отношения влияет на эмоциональное развитие ребенка в период его адаптации в детском саду.
Дошкольный возраст представляет особую фазу в эмоциональном развитии ребенка, так как эмоции находятся как бы в центре всех психических процессов и функций. Именно эмоциональными реакциями, аффективными появлениями малыш сообщает о своих потребностях, однако, как подчеркивают исследователи, А.Д.Кошелева, С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, уже на протяжении первого и второго годов жизни аффект как форма эмоционального поведения изменяется. В основе этих изменений лежит опосредование аффективного поведения предметным и социальным содержанием воздействий на ребенка, хотя это опосредование не означает исчезновения аффектов в дошкольном возрасте.
В период адаптации каждый ребенок по разному реагирует на изменения социальной среды, социальное окружение. Эти реакции, как отмечает ряд исследователей, зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от характера семейных отношений условий воспитания, готовности родителей помочь ребенку. (А.И.Захаров, Н.Д.Ватутина, М.Б.Теплицкая).
Изучая особенности адаптации к дошкольному учреждению детей, исследователи указывают, что в этот период могут возникнуть задержки психического развития, «пограничные нарушения», неврозы, аффективные состояния, которые находятся на грани здоровья и болезни. Особенно серьезным изменениям, и особенно, более ди=лительному восстановлению подвеженва эмоциональная сфера детей. Одной из психотравмирующих ситуаций, в которой возрастает аффективная возбудимость, является для ребенка разлука с близкими. Н.М. Аксарина всегда приводила пример: садовник, бережно пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, его листики вянут. А мы безжалостно отрывает ребенка от родителей, рушим сложившиеся стериотипы, погружаем это беспомощное существов незнакомую обстановку, окружаем чужими людьми, не оставляем ни единой точки соприкосновения с привычной жизнью. Разлука порождает чувство тревоги, незащищенности, отвергнутости. Особенно эмоционально чувствительные, впечатлительные, дети долго адаптируются к детскому саду, поскольку реагируют аффективно на разлуку с мамой.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время эмоциональное развитие дошкольников является приоритетным направлением воспитательной работы в дошкольных учреждениях. В данном аспекте особенности родительских отношений во многом определяют последующую успешность воспитательного и учебного процессов, становление личности ребенка.
Объектом исследования являются особенности эмоционального развития ребенка,
Предмет исследования - влияние родительских отношений на эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в детском саду.
Основная цель работы: Теоретически обосновать и практически изучить влияние родительских отношений на эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в детском саду.
Гипотеза исследования заключается в следующем:
1)Смягчить и ускорить процесс адаптации к детскому саду позволяет изменение в эмоциональном контакте родителя и ребенка.
)Существует взаимосвязь между особенностями родительских отношений и адаптацией детей младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению.
Задачи исследования:
)дать определение основным понятиям исследования;
)охарактеризовать особенности эмоционального развития ребенка 2-4 лет;
)описать типологию родительских отношений;
)раскрыть особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста;
)проанализировать результаты диагностики на начало экспериментальной работы;
)систематизировать коррекционную работу по трем направленим: с родителями, педагогами, детьми;
)проанализировать и обобщить результаты проведенной работы.
Методы исследования: анализ литературных источников, сравнение различных точек зрения авторов и обобщение; наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, опросник.
База исследования: МАДОУ «ЦРР_детский сад №266»
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1Понятийный аппарат
В ходе исследования были изучены следующие понятия:
Эмоции - особый класс психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающихся в форме непосредственного переживания. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Формирование эмоций человека - важнейшие условия развития его как личности.[23]
Эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру, к людям, процессам и результатам его практической деятельности. [30]
В большой медицинской энциклопедии под редакцией Петровского Б.В. дается следующее определение. Эмоции - это субъективное состояние человека и животных, возникающие в ответ на воздействие внешних и внутренних раздражителей и проявляющиеся в форме непосредс.твенных переживаний (удовольствие, неудовольствие, гнев, страх). [5]
Петровский А.В. описывает эмоции « как непосредственное, временное переживание какого - нибудь более постоянного чувства. Эмоция это душевное волнение, душевное движение. В одних случаях эмоции отмечаются действительностью. Они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил и называются стеническими. В других случаях эмоции (астенические) характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживание чувств расслабляет человека, человек уходит в себя, замыкается. [37]
Вилюнас В.К. выделяет, что « эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируют и направляют ее. Эмоции - это такие психологические образования, которые окрашивают в образе отражаемое содержание, как бы добавляясь к нему, выражают значимость этого содержания для субъекта (функция, оценка) и определяет его к соответствующей значимости (функция, побуждение) [10].
Эмоции являются механизмами, нарушающими равновесие в образе среды между одинаковыми возможностями действия. Вилюнас В.К. классифицировал эмоции. Выделяет два основных вида: ведущие и производственные. Ведущие эмоции открывают субъекты значимости или смысл самого предмета потребности. Производственные - открывают субъекту смысл как предметы, которые обладают лишь ситуативной, условной жизненной значимостью, опосредованной их объективным отношением к предмету ведущей эмоции.
С точки зрения Леонтьева, у человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой, субъект узнает о потребности, значимости происходящего. Особенность эмоций в том, что они непосредственно отражают, отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам.[15]
Немов Р.С., в своей работе, выделяет три эмоциональных основных состояний человека - собственно эмоции, чувства, аффект.[34]
Рассмотрим понятие аффект. Определение понятия в словаре под ред. Зинченко звучит так: «Аффект - сильное и относительно эмоциональное кратковременное состяние, связанное с резкими изменениями важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениямив функциях внутренних органов»[22]
Тревожность - склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий
В нашем исследовании предпринята попытка, изучить особенности проявления аффективного поведения у детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. И поэтому нам необходимо более конкретно представить понятие адаптации.
Под биологической адаптацией в узком смысле понимается перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется на основе врожденных механизмов. Уже новорожденный ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, которые специально создаются в семье после его рождения.[32]
Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания ребенка в Дошкольном учреждении. Он должен привыкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.
Наряду с биологической адаптацией осуществляется и социальная адаптация, то есть способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. В психолого-педагогическом словаре Коджаспирова определяет социальную адаптацию как 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его соц. окружения - родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.[24]
Биологическая и социальная адаптация взаимосвязаны и взаимно обуславливают друг друга. В дошкольном, особенно в раннем возрасте изменения среды и обычного образа жизни приводят к психическому напряжению, которое вызывает изменение эмоционального состояния, нарушения в поведении (появляется раздражительность, ссоры со сверстниками, заторможенность), ухудшение сна и потеря аппетита. Одновременно происходят сдвиги и в других функциональных системах (вегетативной), в системе реактивности, снижаются защитные силы организма, что часто приводит к заболеваниям. Эти явления в разной степени выражены у детей и объясняются недостаточной тренированностью механизмов адаптации.
Рассмотрим другие понятия, которые будут изучаться в нашем исследовании.
Родительское отношение - система разнообразных чувств, проявляемых родителями, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков.[7]
Семья - малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. [21]
1.2 Особенности эмоционального развития ребенка
Первые годы жизни - интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребенок наиболее непосредствен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. Повышена у него и потребность в эмоциональном признании окружающими.
Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка (А. В. Запорожец), как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.
Эмоции, по В.В.Зеньковскому, - это прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода. Когда же, как считает этот исследователь, в душе ребенка утверждается интерес к внешнему миру, тогда уже кончается период раннего детства, эмоциональная сфера перестает играть прежнюю роль, исчезает понемногу и непосредственность, грация детской души. [21]
Замечая, что "психология без учения об эмоциях не много стоит", А. В. Запорожец указывал на необходимость развертывания фундаментальных научных исследований в области детских эмоций, и особенно в связи с распространением общественного дошкольного воспитания. [18]
В более узком смысле этого слова эмоции определяются в психологической литературе как те психические процессы и состояния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-то для жизнедеятельности человека. Другими словами, эмоции - своеобразный индикатор значимости окружающего для человека. Если слово "значимость" понимать как важность, необходимость, нужду (что уравновешивается понятием "потребность"), тогда высказывание "эмоция отражает значимость" будет иметь смысл "эмоция отражает потребность".
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.
Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: радость, удивление, гнев, горе, страдание, отвращение, презрение, интерес - волнение, страх, стыд, вину. [23]
Немов Р.С., в своей работе, выделяет три эмоциональных основных состояний человека - собственно эмоции, чувства, аффект.[34]
Эмоции и чувства, по мнению...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Реферат: Влияние семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста

Курсовая работа: Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр

Курсовая работа: Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Реферат: Развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста