Реферат: Влияние семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста

Проблема влияния семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных проблем возрастной психологии. Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, прежде всего родители.

Дата добавления на сайт: 26 августа 2024


Скачать работу 'Влияние семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста':


Введение
Проблема влияния семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных проблем возрастной психологии. Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, прежде всего родители.
Изучению проблемы индивидуально-психологических особенностей личности в дошкольном возрасте посвящены труды Л.С. Выготского, В.И. Слободчикова, Д.Б. Эльконина и многих других ученых.
Большой и ценный для науки и практики материал о влиянии семьи на состояние ребёнка, формирование его личности представлен в работах таких педагогов и психологов как: Г.С. Абрамовой, Л.Ф. Обуховой, Е.Г. Силяевой и др.
Дошкольный возраст - это период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др.
На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями.
Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.
Взаимоотношения в семье играют огромную роль в развитии и воспитании развивающейся личности ребенка. То, как люди взаимодействуют между собой в семейном кругу, сказывается на развитии ребёнка самым непосредственным образом. Каждый член семьи может играть какую-то определённую роль во взаимодействии с другими её членами. Семья, воспитывающая ребенка дошкольного возраста, решает определенные задачи, свойственные именно данному этапу развития. К сожалению, не всегда отношения между супругами складываются благополучно. Достаточно часто могут возникать различные конфликты в семье. Проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений в результате конфликтных отношений в семье является предметом пристального внимания специалистов разных областей: медиков, педагогов, психологов. Восприятие ребенком конфликтных отношений в семье индивидуально и зависит от его личности, степени вовлечённости в это событие, его предыдущего опыта восприятия и преодоления драматических ситуаций. Родители могут столкнуться с неблагоприятными факторами воздействия семейных конфликтов на психическое состояние ребенка. Конфликтные ситуации как любое психотравмирующее событие может негативно отразиться на детях.
В связи с этим актуальным является изучение влияния семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Цель курсовой работы: изучить влияние семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Несмотря на большое количество исследований, посвященных особенностям воспитания ребенка дошкольного возраста и роли семьи в развитии детей, недостаточно освещены проблемы влияния семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста. В связи с этим были сформулированы следующие задачи курсовой работы:
рассмотреть современные подходы к периодизации психического развития;
изучить возрастные особенности детей дошкольного возраста;
раскрыть понятие семьи, ее задачи и функции;
изучить влияние семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста;
выявить особенности профилактики психических нарушений у детей, вызванных конфликтными отношениями в семье.
Объект исследования: психическое развитие детей.
Предмет исследования: влияние семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что результаты анализа психолого-педагогической литературы по проблеме могут быть использованы практическими психологами и педагогами в определении способов помощи детям дошкольного возраста, воспитывающихся в конфликтных семьях, а также при оказании квалифицированной помощи родителям детей дошкольного возраста.

. Теоретические подходы к проблеме развития в дошкольном возрасте
1.1Современные подходы к периодизации психического развития
В отечественной и зарубежной психологии довольно много классификаций периодизации возрастного развития. Наиболее распространёнными являются периодизации развития в детстве и отрочестве. В то же время существует и периодизация развития взрослого человека.
Под периодизацией психического развития (англ. levels of human mental development) понимается «принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов)» [2, с.580-581]. В стадиальных концепциях (в противоположность концепции непрерывного развития) смена стадий полагается имеющей в основании некоторый устойчивый признак (или отношение признаков). В зависимости от своих теоретических установок сторонники периодизации психического развития подразделяют процесс психического развития на большее или меньшее число стадий.
Л.С. Выготский существующие в науке схемы периодизации детского развития предлагает разделить на три группы [3].
К первой группе относятся попытки периодизации детства на основе ступенчатообразного построения процессов, так или иначе связанных с детским развитием. К этой группе относится попытка периодизации детства в соответствии со ступенями воспитания и образования ребёнка, с расчленением системы народного образования, принятой в данной стране (дошкольный возраст, младший школьный возраст и т.д.). Периодизация детства строится при этом не на основе внутреннего расчленения самого развития, а на основе ступеней воспитания и образования. В этом, по мнению Л.С. Выготского, и заключается ошибочность этой схемы.
Ко второй относятся наиболее многочисленные попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды. Типичным примером служит попытка П.П. Блонского расчленить детство на эпохи на основании «дентиции», то есть появления и смены зубов. Л.С. Выготский полагает, что все выделенные схемы субъективны, так как объективный признак берётся по субъективным основаниям.
К третьей группе относятся попытки периодизации детского развития связанные со стремлением перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития. Однако в этих попытках, по мнению Л.С. Выготского, скорее правильно ставится задача, чем разрешается. Например, А. Гезелла строит периодизацию детского развития, исходя из изменения его внутреннего ритма и темпа. Он представляет динамику детского развития как процесс постепенного замедления роста. И раннее детство является высшей инстанцией для истолкования личности [3].
Основы собственно периодизации психического развития в отечественной психологии заложил Л.С. Выготский. Он проанализировал процессы психического развития ребёнка в разные возрастные периоды и разработал общую схему, которая позволяет наблюдать причины смены возрастов. Согласно этой схеме каждый возраст открывается кризисом. Кризис обуславливает становление новой социальной ситуации развития. В ней имеются внутренние противоречия, которые и развивают в психике ребёнка новообразование (впервые возникающие в том или ином возрасте психические изменения в психике). Возникшее новообразование несёт в себе предпосылки разрушения данной социальной ситуации развития и назревания нового кризиса. С понятием «новообразование» Л.С. Выготский связывал новый тип деятельности ребёнка, характеризующий его возраст, новый тип его личности и такие психические изменения, которые впервые возникают в данном возрасте.
По мнению ученого возрастная периодизация психического развития может быть представлена в следующем виде: кризис новорожденности, младенческий возраст (от 2 месяцев до 1 года); кризис одного года, раннее детство (от 1 года - до 3-х лет); кризис трёх лет; дошкольный возраст (от 3-х лет - до 7 лет); кризис семи лет; школьный возраст (от 8 лет - до 12 лет); кризис 13 лет; пубертатный возраст (от 14 лет - до 18 лет); кризис 17 лет [4].
Также следует учитывать, что на каждом возрастном этапе складывается своеобразное, специфическое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Л.С. Выготский эти отношений определил как «социальная ситуация развития» [4].
Таким образом, по мнению Л.С. Выготского критерием деления детского развития на отдельные возрасты были центральные (основные) психологические новообразования, характерные для каждой стадии; кроме того, стадия характеризуется устойчивой адекватной возрасту социальной ситуацией развития.
Различные понятия являются ключевыми в периодизациях как отечественных, так и зарубежных авторов. Например, центральное место в периодизации Д.Б. Эльконина занимает ведущая деятельность. Согласно его концепции смена стадий развития зависит от степени взаимодействия ребёнка и общества. Деятельность ребёнка внутри систем «ребёнок-общественный предмет» и «ребёнок-общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность. Взрослый человек выступает перед ребёнком как носитель новых и всё более сложных способов действий с предметами, общественно выработанных эталонов и мер, необходимых для ориентации в окружающей действительности. Усвоение детьми задач, мотивов и норм отношений, существующих в деятельности взрослых, осуществляется через воспроизведение или моделирование этих отношений в собственно деятельности детей [1, с.172]
Д.Б. Эльконин выделяет в детском возрасте шесть периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей деятельности.
Первый период - младенчество (от 0 - до 1 года). Ведущая деятельность - непосредственно-эмоциональное общение, внутри него у ребёнка формируется потребность в общении с другими людьми, эмоциональное отношение к ним, хватание как основа человеческих действий с вещами, ряд перцептивных действий.
Второй период - раннее детство (от 1 года - до 3-х лет). Ведущая деятельность - предметно-манипулятивная, Осуществляя эту деятельность (первоначально в сотрудничестве с взрослыми), ребёнок воспроизводит общественно выработанные способы действия с вещами; у него возникает речь, смысловое обозначение вещей, обобщённо-категориальное восприятие предметного мира и наглядно-действенное мышление. Центральным новообразованием этого возраста является возникновение у ребёнка сознания, выступающего для других в виде собственного «я».
Третий период - дошкольное детство (от 3-х - до 6 лет). Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. В процессе её осуществления у него формируются воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий. Происходит выделение в них моментов соподчинения и управления, а также складываются обобщённые переживания и осмысленная ориентация в них. Доминирует мотивационно-потребностная сфера [1, с.175].
Четвёртый период - младший школьный возраст (от 6 - до 10 лет). Ведущая деятельность - учебная деятельность. На её основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
Пятый период - подростковый возраст (от 10 - до 15 лет). Ведущая деятельность - общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их. В этом общении оформляются смысловые ориентации подростка на его будущее, на взаимоотношения с людьми, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности. Также доминирует целостная общественно полезная деятельность, включающая в себя такие виды, как трудовая, учебная, общественно-организаторская, спортивная и художественная деятельности. В процессе осуществления этих видов деятельности у подростков возникает стремление участвовать в любой общественно необходимой работе, умение строить общение в различных коллективах с учётом принятых в них норм взаимоотношений, появляется рефлексия на собственное поведение, умение оценивать возможности своего «я», то есть самосознание.
Шестой период - ранняя юность (от 15 - до 17 лет). Ведущая деятельность - учебно-профессиональная деятельность. Благодаря ей у них формируются потребность в труде, профессиональное самоопределение, а также познавательные интересы [1, с.177].
Также, Д.Б. Элькониным были выделены 2 типа фаз возрастного развития - фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности. В соответствии с этим дошкольный возраст (возраст овладения смыслами человеческой деятельности в игре) и младший школьный возраст (когда происходит овладение средствами мыслительной деятельности в учебной деятельности) составляют 2 фазы единой эпохи - детства. [4].
Таким образом, психическое развитие, согласно периодизации Д.Б. Эльконина, осуществляется в процессе закономерной смены ведущего типа деятельности. Переходы от одного периода к другому сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, так как ребёнок «заявляет» о своих новых потребностях или умениях. Эти переходные периоды названы кризисами возрастного развития.
К.Н. Поливанова анализируя классические схемы периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, выдвигает ряд вопросов: «В чем психологическая специфика этапов детства, относящихся к двум разным системам: «ребенок-общественный взрослый» и «ребенок-общественный предмет». Существует ли какая-то специфика механизмов развития в периоды, относящиеся к этим двум системам? Каким образом происходит развитие в разные периоды?» [5, с.123].
Отвечая на эти вопросы, К.Н. Поливанова вводит категорию моделирования, как инструмента анализа различных возрастов, что позволяет перейти к описанию субъектно-психологических составляющих развития. Исследователь не пытается оспорить термин «деятельность», но описание систем «ребенок-общественный взрослый» и «ребенок-общественный предмет» может вестись в русле выявления связи входящих в систему элементов, а не простого называния элементов дихотомии. Описывая эти связи в терминах различных форм моделирования, можно получить инструмент сопоставления возрастов, принадлежащих одной системе [5].
Таким образом, по мнению К.Н. Поливановой периодизации психического развития преимущественно относятся к психическому развитию в детстве, поскольку достижение зрелости требует «проживания» общих для всех индивидуальных случаев стадий развития; в зрелом возрасте развитие может осуществляться по индивидуальным траекториям, а потому создание единой периодизации представляется спорным. Многочисленность и разнообразие предложенных периодизаций психического развития закономерно отражают многомерность самого процесса развития.
Э. Эриксон разработал эпигенетическую теорию развития личности, в которой рассмотрел развитие человека в связи с его отношениями с близкими людьми. Исследуя стили материнского поведения, учёный показал, что они определяются тем, что именно ожидает от ребёнка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. По мнению психолога, на каждой стадии возрастного развития общество выдвигает определённые ожидания в отношении человека. Таким образом, каждому возрасту свойственна определённая задача. Однако успешность решения этой задачи зависит как от уровня развития личности, так и от духовной атмосферы общества и условий жизни этого человека (отсюда и название - психосоциальная модель развития личности).
Рассматривая развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти, Э. Эриксон полагал, что важнейшее значение для психики человека имеет упорядочивание и интегрирование собственного жизненного опыта - синтез эго. Сквозная задача, «пронизывающая» всю жизнь человека - обретение идентичности. Идентичность предполагает тождественность человека самому себе. Это твёрдо усвоенный и принимаемый самим человеком целостный образ себя в самых разных жизненных обстоятельствах. Приобретение идентичности, как целостности своего «Я» происходит между двумя полюсами развития - позитивным и негативным. Развитие личности - борьба этих крайних возможностей.
В каждом возрасте человек должен делать выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач своего развития. Если побеждает продуктивное направление, тогда у человека развиваются его сильные качества или основная способность самотождественности. Если человек развивается в деструктивном направлении, то возникает патология данного возраста, ослабляющая чувство самоидентичности, человек становится всё менее адекватен самому себе.
Э. Эриксон выделил восемь стадий жизни человека и представил свойственные каждой стадии «полюса», между которыми формируется личность.
Первая стадия - младенчество (от 0 - до 1 год). По тому, какой уход получает малыш в этом возрасте, он «принимает» для себя решение - заслуживает ли этот мир доверия или нет? Если развивается доверие (в противовес недоверию), то у младенца рождается первое базисное качество психики - надежда. В противном случае ребёнок решает, что жизнь непредсказуема и не заслуживает доверия. Результат развития: доверие - недоверие к окружающим людям.
Вторая стадия - ранний возраст (от 1 - до 3-х лет). На этой стадии ребёнок решает задачу формирования своей самостоятельности (автономии и независимости). Ребёнок учится управлять своим поведением. Негативный вариант развития - либо гиперопека, либо отсутствие поддержки и доверия со стороны взрослых, приводящие ребёнка к неуверенности в себе, сомнению в своих действиях. Если близкие взрослые проявляют разумную дозволенность, не торопят ребёнка, поддерживают его стремление к самостоятельности, то задача возраста решается положительно. Результат развития: автономия - зависимость.
Третья стадия - детство (от 3 - до 6 лет). На этой стадии решается альтернатива между инициативой и чувством вины. Дети в этом возрасте узнают, как устроен мир, и как можно на него воздействовать. Если их исследовательская активность поощряется взрослыми, то ребёнок обретает чувство...

Похожие материалы:

Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Курсовая работа: Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Влияние родительского отношения на самооценку детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Развитие воображения у детей дошкольного возраста