Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Влияние фильмов ужасов на психику подростков

Содержание:

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния фильмов ужасов на психику подростков
.1 Понятие «фильм ужасов»
.2 Влияние фильмов ужасов на человеческую психику
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме влияния фильмов ужасов на психику подростков
.1 Выбор и обоснование этапов исследования
.2 Анализ проведенных исследований
Заключение
Приложение

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Влияние фильмов ужасов на психику подростков':


МАОУ
Средняя общеобразовательная школа №22
г. Сыктывкара
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Влияние фильмов ужасов на психику подростков
Выполнили: ученики 8 класса
Бурцев М., Чокинюк П., Мелехова В.,
Научный руководитель:
Педагог-психолог В.И. Жданова
Сыктывкар, 2014

Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния фильмов ужасов на психику подростков
.1 Понятие «фильм ужасов»
.2 Влияние фильмов ужасов на человеческую психику
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме влияния фильмов ужасов на психику подростков
.1 Выбор и обоснование этапов исследования
.2 Анализ проведенных исследований
Заключение
Приложение

Введение
В последнее время усилилось внимание к особенностям воздействия СМИ на подрастающее поколение. Средства массовой коммуникации - это не только источник информации или одно из множества развлечений, обладающее огромными возможностями воздействия на личность ребенка, его психику и поведение. В связи с этим стал интересен факт об особенности влияния СМИ на аудиторию.
Особое внимание привлекают к себе фильмы, демонстрирующие жестокое и устрашающее поведение. Установлено, показ по телевидению сцен насилия вызывают значимое увеличение агрессивности зрителей.
Среди фильмов, вызывающих наибольшее беспокойство вызывают «фильмы ужасов», включающие, в свой сюжет кровавые сцены, персонажей устрашающего или отвратительного вида - зомби, демонов и др.
Исследованию содержания фильмов ужасов в странах Европы и в США посвящено много работ. Одни авторы обращают внимание на содержание фильмов с точки зрения присутствующих в них персонажей и также создают классификации показываемых в таких фильмах монстров. Другие больше внимания обращают на культурно-исторические аспекты возникновения таких фильмов. Третьи исследуют, как само восприятие сцен насилия влияет на детей, подростков и молодежь.
Все перечисленные направления исследований рассматривают зрителей как пассивный объект воздействия со стороны фильмов. Вполне очевидно, аудитория, проявляющая большой интерес к фильмам ужасов, является не только наблюдателями происходящего на экране. Есть что-то, что изнутри определяет выбор фильмов того или иного жанра, особенности восприятия персонажей и сюжетов, поведение зрителей во время просмотра и, в большей мере, степень влияния, оказывающее на них увиденное.
О влиянии фильмов жанра «ужасы» на человека написано немало литературы, но для выявления, какое влияние они оказывают, для начала необходимо выявить: почему люди выбирают этот жанр?
Цель нашего исследования заключается в выявлении причин выбора жанра «ужасы» и определении их влияния на психику подростков.
Объектом исследования является интерес целевой аудитории к фильмам ужасов как социально-психологический феномен.
Предмет исследования составили психологические последствия проявления интереса подростков к фильмам ужасов.
Цель и предмет определили следующие задачи исследования:
.Изучить особенности интереса подростков к фильмам ужасов.
2.Выявить целевую аудиторию фильмов жанра «ужасы»
.Определить мотивацию к просмотру фильмов этого жанра
.Проследить реакцию во время просмотра фильма ужасов.
Нами были использованы такие методы исследования, как изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме, сбор и анализ материала, анкетирование.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния фильмов ужасов на психику подростков
1.1Понятие «фильм ужасов»
Ужасы - это жанр художественного фильма.
К фильмам ужасов относят фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и страха, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного.
По большому счету фильмы ужасов предназначены пугать, вызывать спрятанные внутри нас страхи, часто в шокирующем финале. Они эффективно концентрируются на темных сторонах человеческой жизни, странных и тревожных чувствах. Фильмы ужасов раскрывают первородную натуру человека, первобытные страхи: ранимость, страх перед непознанным, боязнь смерти. Самые темные, примитивные стороны, которые одновременно привлекают и отталкивают нас, заключены в этом жанре. [6]
Страх - это основная эмоция, которую человек испытывает при просмотре фильмов ужасов.
Необходимо обозначить понятие страха, для того чтобы выявить причину столь страстного желания постоянно испытывать его. Сёрен Кьеркегор в своей книге «Понятии страха» дает следующее понятие страха:
«Страх - это «симпатическая антипатия и антипатическая симпатия», это чувство, овладевающее человеком, когда в нем зарождается догадка о существовании некоей силы, обладающей совершенно неведомыми возможностями».
В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля понятие «страх» трактуется как «боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состоянье души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия…»
Энциклопедический словарь медицинских терминов трактует понятие «страх» следующим образом: «Фобия - навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, движений, действий, поступков, ситуаций».
Иными словами, страх - это стресс, который испытывает организм при грозящей ему (реальной или воображаемой) опасности.
Так, например, потребность в безопасности у детей проявляется в их тяге к постоянству, к упорядочиванию повседневной жизни. Абрахам Маслоу указывает также на то, что и среднестатистический взрослый представитель нашей культуры стремится к тому, чтобы жить в безопасном, стабильном, организованном мире, в мире, где действуют раз и навсегда установленные правила и порядки, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос. [1]
Таким образом, сформировался вопрос о необходимости в безопасности и связи с проявления интереса к фильмам ужасов, которые должны пугать, устрашать, препятствовать удовлетворению этих потребностей. Для преступления базовых потребностей и намеренного испытывания стресса должна быть мотивация к таким действиям.
Мотивация - это соотношение между поведением человека и причинами, которые обусловливают это поведение; совокупность психологических явлений, в которых отражается наличие в человеческой психике определенной готовности, направляющей к достижению цели. Мотивация тесно связана с потребностями человека и всегда сопровождается переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями. Мотивы каждого человека индивидуальны, но мотивация к просмотру фильмов ужасов велика, в доказательство тому большая популярность этого жанра, но цели, которые люди, преследуют, смотря эти фильмы - разные.
Альфред Хичкок выразился: «Я слыхал, что давно слыву сущим монстром, потому что рассказываю о преступлениях. А между тем вряд ли сыщешь человека, который боялся бы всего этого в жизни больше меня». Учитывая тяжелое детство режиссера, можно, предположить, что снимая фильмы ужасов, он переживал свои страхи «воплощая» их в кино, то есть, кинематограф он использовал для преодоления фобий. Возможно, в этом контексте стоит рассмотреть желание смотреть фильмы этого жанра, а именно: люди смотрят фильмы ужасов, для преодоления собственных фобий. [12]
Можно посмотреть на проблему и с другой стороны: человек, видящий на экране фильмы ужасов, удовлетворяет потребности в насилии, исторические корни которого, можно проследить в статье А.П. Назаретян «Насилие в СМИ: сегодня и завтра», где автор также повествует о том, что насилие не возрастает, а сублимируется из физической в символическую и виртуальную сферы, причем современные СМИ играют существенную роль в развитии этой тенденции.
Из этой статьи можно сделать вывод, что люди с давнего времени использовали насилие, как метод воспитания, с использованием грубой физической силы. С развитием технологий, наше общество стало более гуманным, видя насилие только в виртуальной реальности, телевидении, газетах. Следовательно, фильмы, содержащие сцены насилия и ужасов, несут благоприятную цель гуманизация общества, воплощая агрессивные потребности человека в нереальной обстановке.
1.2 Влияние фильмов ужасов на человеческую психику
Чтобы определить какое же влияние оказывают на человека просмотр фильмов ужасов, необходимо рассмотреть различные взгляды на эту проблему. Мнения ученых разделяются на два ожидаемых типа: отрицательное и положительное. В качестве примера о положительном воздействии фильмов ужасов предлагается следующая статья: «…качественные ужастики являются неплохим тренингом для человеческих нервов. Руководитель исследования, профессор Дэвид Радд, утверждает, что при просмотре фильмов ужасов мы получаем своеобразное удовольствие, так как наш мозг при этом адекватно оценивает реальность угрозы. Понимая, что в действительности никакой опасности нет, зритель испытывает волнующие ощущения от выброса адреналина. Профессор Радд также утверждает, что неоднократно повторяющийся аналогичный страх вызывает у мозга определенную «привычку», и он перестает реагировать на него как на угрозу. По мнению техасского ученого, этот факт может оказать незаменимую помощь в лечении фобий и прочих психических расстройств».
Но есть и другие факты, подтверждающие отрицательное воздействие от просмотра фильмов ужасов на физиологическом уровне. К примеру, рассмотрим следующую статью: «Биохимики из Вашингтонского университета обнаружили, что просмотр боевиков и фильмов ужасов со сценами насилия запускает программу самоуничтожения организма. По мнению ученых, такие картины оказывают пагубное влияние не только на психику, но и физиологию человека. В процессе эксперимента группе добровольцев предложили посмотреть несколько фильмов - мелодраму, документальную ленту и жестокий боевик. После каждого из киносеансов у участников был взят анализ крови. Согласно его результатам, мелодрама и документальный фильм никак не повлияли на состав крови, тогда как боевик заставил кровь испытуемых «вскипеть». У испытуемых была зафиксирована повышенная выработка антител. Эти клетки обычно вырабатываются в ответ на проникновение в организм вируса или инфекции. Однако иногда антитела могут атаковать здоровые клетки организма, что в дальнейшем приводит к повреждению и разрушению нормальных тканей.
Ученые объясняют такое деструктивное поведение организма тем, что сильный страх и внутреннее напряжение человека при просмотре насыщенного жестокостью фильма являются для организма сигналом об опасности. Но так как человек не пытается прекратить этот стресс и прореагировать в соответствии с естественной программой самосохранения, то организм считает, что стрессовый фактор находится внутри. На поиск внутреннего врага направляются антитела, которые начинают уничтожать здоровые клетки организма».
Рассмотрим также статью из «Российской газеты», в которой директор Государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского рассказывает нам об истинном влиянии фильмов ужасов: «…К сожалению, не только фильмы, но и жизнь вокруг такова, что ребенок видит слишком много ужасов не только по телевизору. Подрастая, он превращается из потерпевшего от насилия в преступника. Ведь такую норму поведения он перенял у отчима, матери или наставников в школе.
Фильмы, конечно, здесь играют не первую, но важную роль. Одно из самых тяжких преступлений, прошедших нашу экспертизу, было связано с фильмами о вампирах, которые, на мой взгляд, наносят самый большой вред. 14-летние мальчики совершили убийство своей одноклассницы: заманили ее в лес, заставили вырыть себе могилу, перерезали ей горло и пили теплую кровь. Это все взято из фильма. И экспертиза показала, что все они были психически здоровыми, вменяемыми. Причем один из них - лидер - больше остальных увлекался фильмами про вампиров, а остальных - ведомых - заставлял пить кровь. Они давились, но не могли этого не делать. Ведь закон стаи - это специфика подросткового возраста».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что фильмы ужасов влияют на человека на физиологическом и психологическом уровне, при этом носит как отрицательный, так и положительный характер. А именно, из-за просмотров фильмов идут неуправляемые реакции, влияющие на психическое состояние человека, на его поведение, на его действия. Кроме того переживая вместе с героями фильма эмоции страха, ужаса, тревоги, он имеет возможность преодолевать их, «подняться» над ними, «подчинить» их и справиться со своим страхом. Другими словами ситуация просмотра фильма создает комфортные условия для зрителя: события на экране не могут причинить реального вреда, создать реальной угрозы, какими бы пугающими они ни были. Зритель находится в ситуации полной безопасности.
Комфортные условия при просмотре фильма, абсолютная защищенность от опасности - вершина айсберга. В реальности, наш организм реагирует на нереальную опасность максимально реально, пагубно сказывается на нашем здоровье. Но все, же со временем возникает «привыкание» к жестокости и насилию. Не появляется и сопереживание страданию другого существа и становится довольно легко переступить запрет на агрессивное поведение.
В связи с этим следует ввести термин «агрессия».
Агрессия - проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.
Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.
Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния - это чувства, и прежде всего гнев.
Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:
физическую - проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (человек ломает, швыряет предметы и т.п.)
вербальную - выражающуюся в словесной форме (человек кричит, угрожает, оскорбляет других)
косвенную - непрямая агрессия (человек сплетничает, ябедничает, провоцирует и т.п.).
Но не всегда агрессия сопровождается гневом, и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии.
Таким образом, потребность в безопасности у людей из так называемой «группы поклонников фильмов ужасов» проявляется в повышенном интересе и стремлении пережить пугающие их моменты в достаточно безопасной обстановке, что дает им возможность совладать» с угрозой хотя бы в воображении и более успешно адаптироваться к такой мнимо или реально угрожающей ситуации. Эти устремления остаются, как правило, неосознаваемыми, осознается же только интерес к фильмам этого жанра.
фильм ужас психика подросток

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме влияния фильмов ужасов на психику подростков
.1 Выбор и обоснование методов исследования
Существуют различные методы исследования, такие как тесты, опросники, фокус - группы, анкетирование и другие.
Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. Это психологический вербально - коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. [6]
Плюсом этого вида исследования является оперативность и достоверность получаемой информации, но отрицательной стороной является возможность влияния на ответ опрашиваемого посредством интонации интервьюера, манере общения, и других факторов.
Тест является одним из самых достоверных методов исследования.
Фокус - группа - социологическое интервью, основанное на использовании реальной групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления специфики и особенностей представлений некоей социальной группы об объекте исследования. [8]
Применение данного метода предполагает групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора) по заранее подготовленному сценарию. Дискуссия проводится в специально оборудованном помещении и записывается на видео - пленку. Участники фокус группы отбираются строго по заданным критериям и являются представителями целевой аудитории.
Для нас наиболее предпочтительными являются следующие виды исследований:
опрос;
анкетирование;
исследование посредством фокус - группы.
Выбор методов исследования мы можем обосновать следующим образом:
.Посредством опроса мы сможем получить необходимую информацию о целевой аудитории фильмов жанра «ужасы», узнать возраст поклонников этого жанра, а так же смогу выявить их отношение к фильмам хоррор, то есть ужасов.
2.Анкетирование является прекрасным методом исследования, который сможет показать нам не только отношение к фильмам жанра «ужасы», но и покажет причины, которые мотивируют людей к просмотру этих фильмов, покажет какой жанр наиболее предпочитаемый.
.Посредством проведения исследования методом фокус - группы, мы сможем увидеть эмоции, которые испытывают любители этого жанра во время просмотра фильма, проследить реакцию зрителей на захватывающие моменты, обсудить с ними их отношение к просмотренному фильму.
2.2 Анализ проведенных исследований
В начале нашего исследования нами был проведен опрос с целью выявления целевой аудитории, предпочитающей просмотр фильмов ужасов, определения их возраста и пола.
Опрос проводился 28 марта 2014 г., в ТРЦ «Макси» в г. Сыктывкаре. Респондентам были заданы следующие вопросы:
фамилия и имя участника опроса;
смотрит ли он фильмы ужасов»;
отношение к данному жанру;
род занятий.
Данные нами регистрировались в бланке, представленном нами в Приложение 1. Итоги опроса:
Опрошено 29 человек
Женщин 10
Мужчин 19
Возраст опрашиваемых от 16 до 28
Положительных ответов на вопрос «Смотрите ли вы фильмы ужасов?» 21
Отрицательных ответов на вопрос «Смотрите ли вы фильмы ужасов?» 8
Далее нами было проведено анкетирование. Бланки анкет рассылались посредством электронной почты, для того чтобы каждый участник мог уделить необходимое время его заполнению. Участниками анкетирования была молодежь в возрасте от 16 до 21 в количестве 20 человек. Главным критерием отбора была их увлеченность фильмами жанра «ужасы».
В течение 3 дней участники должны были ознакомиться, заполнить и отправить анкету для обработки результатов.
Бланк анкеты, который высылался участникам, представлен в Приложении 2.
Вопросы, которые были указаны в анкете, позволили нам понять мотивацию к просмотру фильмов жанра «ужасы», выяснить моменты которые нравится любителям в этом жанре.
марта 2014 г. нами проводилось исследование методом фокус - группы. Группа состояла из...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние типа нервной системы на профессиональное самоопределение подростков

Курсовая работа: Влияние акцентуаций характера на проявление ответственности у подростков

Курсовая работа: Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет

Курсовая работа: Влияние стилей взаимоотношения в семье на агрессивность подростков

Статья: ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА