Курсовая работа: Влияние семейных конфликтов на развитие агрессивности ребенка

Актуальность проблемы агрессивного поведения детей чрезвычайно важна для современного общества, испытывающего на себе возросшее воздействие насилия и жестокости. Социальная направленность современной детской психиатрии определяет в качестве приоритетов для диагностических, лечебных, коррекционных и профилактических мер проблемы таких расстройств у детей, прежде всего - обусловленных трудностями социализации в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности - в семье, школе, микросоциальном окружении.

Дата добавления на сайт: 27 августа 2024


Скачать работу 'Влияние семейных конфликтов на развитие агрессивности ребенка':


Курсовая работа
Влияние семейных конфликтов на развитие агрессивности ребенка

Оглавление
Введение
. Влияние семейных конфликтов на развитие агрессивности ребенка
.1 Детская агрессивность: понятие, виды и причины
.2 Роль внутрисемейных отношений на развитие агрессивности у ребенка
.3 Диагностика и коррекция проявлений агрессивности у детей дошкольного возраста
. Констатирующий эксперимент и его анализ
.1 Организация исследования
.2 Диагностика и анализ результатов исследования
.3 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
внутрисемейные отношения агрессия дошкольник

Введение
Актуальность проблемы агрессивного поведения детей чрезвычайно важна для современного общества, испытывающего на себе возросшее воздействие насилия и жестокости. Социальная направленность современной детской психиатрии определяет в качестве приоритетов для диагностических, лечебных, коррекционных и профилактических мер проблемы таких расстройств у детей, прежде всего - обусловленных трудностями социализации в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности - в семье, школе, микросоциальном окружении. Из них, особо выделяют родительскую семью, которая, является ключевым элементом оптимального психосоциального формирования ребенка. Важное место, при этом, в воспитании занимает характер отношения как родителей к ребенку, так и между родителями. В литературе сложилось единодушное мнение о важности родительского воспитания ребенка особенно в периоде до 3-х лет, т.к. у ребенка, находящегося в условиях недостаточности эмоциональной теплоты и не привязанного к матери, развиваются существенные нарушения психического здоровья [25, С. С. 92-99].
Детям важно чувствовать себя в семье защищенными, которую они, в первую очередь, связывают со стабильностью в отношениях со взрослыми. Конфликты в семье лишают ребенка чувства безопасности. Ощущение внешней нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей - фактор, очень неблагоприятно сказывающийся на формировании деткой психики. Даже если дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях, реагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко их чувствуют. Научные исследования (М. И. Буянов, А.И. Захаров, Т. П. Гаврилова, А. Б. Добрович, А. Г. Шмелев, Л. Анзорг, В. А. Сысенко и др.) показывают, что общим является появление эмоциональных расстройств в виде возбудимости, беспокойства, сниженного фона настроения, нарушений сна и аппетита. Кроме того, дети страдают от своего бессилия что-либо изменить во взаимоотношениях родителей. При конфликте между родителями дети часто лишены возможности прямо влиять на его исход, обычно до тех пор, пока их состояние не станет настолько тяжелым, что заставит обратить на него внимание, по крайней мере, одного из взрослых в семье и искать помощи у врача.
Степень разработанности. Агрессия является предметом большого числа психолого-педагогических работ как зарубежных, так отечественных исследователей, которые предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Этим вопросом занимались такие авторы, как З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, М. Алвор, П. Бейкер, Н.Л. Кряжева, К. Фопель, Ю.С. Шевченко и другие.
Изучением взаимоотношений родителей и ребенка, как важный источник детского развития, занимались представители различных психологических школ. Так, научные основы для разработки проблемы отношений заложены в исследованиях психологами Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, П.Я. Гальпериным, К.К. Платоновым, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Т.А. Комиссаренко, В.Н. Мясищевым, М.И. Лисиной, Н.Н. Обозовым, А.Г. Ковалевым и др., уделяя при этом большое внимание разработке способов преодоления агрессии. В исследованиях А.Я. Варга, А.А. Бодалёв, В.В. Столин, Г.Т. Хоментаускас, раскрыты вопросы развития детско-родительских отношений. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности выявляется в работах М.И. Лисина, Н.К. Радина, СП. Тищенко, С.Г. Якобсон, П.Я. Якобсон. Данные о нарушениях в отношениях между родителями и детьми и их последствия, анализируются М.И. Буяновым, А.И. Захаровым и другими. Н.М. Платонова, А.В. Ковальчук исследует возможности использования различных форм и методов диагностической, коррекционной, профилактической работы с агрессивными детьми и подростками. Различные способы и методы коррекции агрессивного поведения детей 6-10 лет предлагают Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс и др. Условия преодоления агрессивного поведения у детей, делая акцент на психологической коррекции агрессивного поведения, наиболее полно раскрыты в работах Р.В. Овчаровой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной. Т.П. Смирнова, Г.Э. Бреслав. Проблема взаимосвязи семейных конфликтов и детской агрессивности остается одной из сложных, неоднозначно решаемых, противоречивых проблем в современной психологической науке.
Цель курсовой работы: изучение влияния семейных конфликтов на развитие детской агрессивности.
Объектом исследования является детская агрессивность.
Предмет исследования - роль семейных конфликтов в развитии агрессивного поведения ребенка.
С учетом цели, объекта и предмета определены следующие задачи:
) Исследовать состояние проблемы детской агрессивности в психолого-педагогической литературе.
) Выявить роль внутрисемейных отношений на развитие агрессивности у ребенка.
) Изучить особенности диагностики проявлений агрессивности у детей дошкольного возраста.
) Проведение констатирующий эксперимент и анализ его результатов.
Гипотеза заключается в том, что внутрисемейные конфликты играет огромную роль на развитие агрессивности у ребенка.
Используемые методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, методы психодиагностики: тестирование, письменный опрос, методики на выявление агрессивного поведения, методы качественного и количественного анализа результатов исследования, статистические методы обработки данных.
Методологической основой исследования являются теоретические положения вышеназванных и других авторов, которые изучали детскую агрессивность. Работа состоит из: введения, двух частей, заключения, списка литературы и приложений.

1. Влияние семейных конфликтов на развитие агрессивности ребенка
Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессии, приступить к описанию направлений коррекционной работы, прежде необходимо остановиться на понятии агрессии, причинах и видах детской агрессии, а также характерологических особенностях агрессивных детей и их семей, поскольку эти особенности и дают ключ к тем направлениям, в которых нужно строить коррекционную работу.
1.1 Детская агрессивность: понятие, виды и причины
В разное время и различными учеными были предложены следующие определения агрессии [18, С. 60-65]:
Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы (А. Басс).
Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи (Уилсон).
Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение (Г. Паренс).
Агрессия - попытка нанесения другим телесных или физических повреждений (Зильманн).
Э. Фромм связывал проблему насилия и агрессии с вопросом о социальном характере человека. Общество, группа целенаправленно формирует у своих индивидов определенные черты, в том числе и отношение к насилию.
К. Юнг объясняется причины проявления агрессивности и насилия воздействием бессознательного на сознание, психику человека. Конфликт индивида с его темной половиной неизбежен и мучителен, поражение ведет к душевной гибели, преодолению, возрождению. По мнению А.Г. Долговой «Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям».
Дать исчерпывающее определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них неизбежно будет либо сужать, либо расширять границы понятия. При этом нужно сказать, что психологи разделяют понятия: агрессия и агрессивность.
Как отмечает Т.Б. Беневольская, [5, С. 49-59] существует явно выраженная неоднозначность определения понятия «агрессия», которая проявляется:
в широком контексте употребления и неоднозначности трактовки терминов «агрессия», «агрессивное поведениие», «агрессивность»;
в множественности определений понятия «агрессия» и в разнообразии теоретических подходов к определению сущности агрессивного поведения и к пониманию его психологических механизмов;
в множестве классификаций, отражающих различные содержательные характеристики агрессии;
в многообразии выделяемых исследователями форм и видов агрессии;
факторы дискуссионности вопросов толкования понятия «агрессия», ее разновидностей, а также причин возникновения агрессии и возможных путей контроля и коррекции этого явления.
К примеру, одни авторы [1, С. 36] используют понятия «агрессивность» и «агрессивное поведение» как синонимы, ясно не выделяя содержательных оттенков и нюансов в их употреблении. Другие [35, С. 64]- четко разводят понятия «агрессия» как специфическая форма поведения и «агрессивность» как психическое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Тогда агрессия трактуется ими как процесс, агрессивность же рассматривается как некая структура психических свойств личности.
Например, А.А. Реан давая определение данным терминам, обращает внимание на то, что «агрессия - это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному». Соответственно, агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий.
Психологический словарь [8] предлагает следующие определение: агрессия (от лат. aggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Агрессивность - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [10, С. 26].
Такое различие в толковании понятий «агрессия» и «агрессивность» ведет к важным последствиям. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности, с другой - агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. При этом, Беневольская придерживается точки зрения, которая разводит понятия агрессии - как специфической формы поведения и агрессивности - как психического свойства личности и понимает агрессию «как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт». При таком толковании терминов «агрессия», «агрессивное поведение» и «агрессивность» можно говорить о том, что у отдельной категории детей при определенных условиях и конкретных обстоятельствах агрессия может сохраняться как устойчивая форма поведения. В дальнейшем по мере взросления такое поведение, развиваясь, постепенно трансформируется в агрессивность как устойчивое личностное качество и сохраняется на протяжении всей жизни [31, С. 11].
Иными словами, агрессия - это, активная форма выражения эмоции гнева, - быстрая реакция на какой-то негативный для ребенка «раздражитель», что может проявляться в причинении ущерба человеку или предмету. Агрессивность же - это ставшее привычным поведение, даже можно сказать, качество личности.
Однако, сама по себе эмоция гнева не всегда влечет агрессивные действия, для этого должны совпасть многие факторы: культура, семья, индивидуальные особенности ребенка. С возрастом ребенок при помощи окружающих взрослых учится сдерживать свои порывы, более цивилизованно выражать свой гнев.
При этом, важно знать, что агрессивность ребенка - это нарушение поведения, а не симптомом психического заболевания.
В связи с вышеизложенным, для характеристики особенностей поведения детей, правомерно использовать словосочетание «агрессивные проявления в поведении», так как спектр этих проявлений фактически часто неустойчив по интенсивности и частоте выражения, а личностные качества ребенка находятся еще в стадии формирования.
Факторы формирования агрессивности и агрессивного поведения могут быть весьма разнообразными. Исследуя причины, способствующие формированию агрессии в детском возрасте, многие исследователи придерживаются мнения, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников [18, С. 36]:
условия воспитания ребенка в семье, стили родительского отношения;
влияние социального окружения ребенка (группы сверстников, значимые взрослые);
социальные информационные факторы.
Первый и главный источник - это семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление.
Формированию агрессивности как устойчивой характеристики поведения может способствовать: отчуждение матери от ребенка, постоянная критика, равнодушие, холодность, безразличие или враждебность со стороны родителей, оскорбления, негативные оценки, подавление, неуважение к личности ребенка, эмоциональное неприятие ребенка, конфликтность, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей, запрет на физическую активность, слишком суровая дисциплина и наличие наказаний, проявление терпимости к проявлению агрессии других членов семьи, агрессивное отношение отца к матери и пр. То есть все это говорит о том, что у агрессивных родителей вырастают агрессивные дети. [37; С. 83-87].
Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других людей, в том числе детей. так, взаимодействие со взрослыми дает им возможность научиться агрессивным реакциям (подражание моделям агрессивного поведения), например, пущенные в ход кулаки или оскорбления. Агрессии дети обучаются и при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. Наиболее часто встречающаяся форма поведения с проявлением агрессий, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, - это игры-потасовки [10, С. 104]. Хотя существует мнение, что даже если эти игры и сопровождаются ударами, преследованием друг друга и борьбой, они являются добровольной «возней» и в них практически отсутствует стремление нанести друг другу ущерб [39, С. 11].
И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых СМИ (сюжеты сказок, мультфильмов): ребенок идентифицирует себя с агрессивными героями.
Однако, одних только фактов наблюдения за насильственными формами поведения и испытания насилия на себе явно недостаточно для раннего формирования агрессивности, ведь в одной и той же семье, в сходных условиях воспитания могут вырастать совершенно разные по степени агрессивности дети [31, С. 17-26]. Поэтому вероятность возникновения агрессивного поведения детей может также зависеть от влияния множества других агрессивных факторов, связанных как с самой личностью, так и с внешней средой. Так, результаты наблюдения за поведением ребенка в различных ситуациях, а также в процессе бесед с родителями и педагогами удалось выявить круг причин, провоцирующих агрессивность с раннего возраста:
социальные факторы (фрустрация, вербальное и физическое нападение, характеристики жертвы, подстрекательство со стороны окружающих, установки, предрассудки и система ценностей значимых для детей взрослых);
и внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух);
ситуационные (плохое самочувствие, переутомление, ответная агрессивность на присутствие новых взрослых или сверстников, чувствительность к оценке, осуждению, порицанию, введение ограничений в поведение ребенка, новизна увеличивающая тревогу, влияние продуктов питания);
индивидуальные, или личные (подсознательное ожидание опасности, неуверенность в собственной безопасности, приобретенный отрицательный опыт, эмоциональная нестабильность, недовольство собой, повышенная раздражительность, чувство вины);
биологические причины (реактивность симпатической нервной системы, родовая травма, влияние гормонов, травмы и органические заболевания мозга, психические заболевания, темперамент и особенности характера, его акцентуация, послеродовая депрессия матери);
наследственные (психопатоподобное, аффективно-возбудимое поведение родителей, наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др.).
Существенным фактором, стимулирующим агрессивное поведение, является враждебность, то есть негативное отношение ребенка к окружающему миру. В сочетании с обидой и подозрительностью оно формирует искаженную картину мира и грубо нарушает систему взаимоотношений и взаимодействия с окружением. Стоит сказать, что враждебность начинает формироваться на этапе нарушения эмоционального контакта ребенка с матерью и продолжается на последующих этапах. Так, социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
Отмечено, что агрессивное поведение детей может проявляться в следующих формах [3, С. 42-50]:
) Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.).
) Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников, и т.п.), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (ребенок кричит, топает ногами, бьет кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
) Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других).
) Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
) Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях...

Похожие материалы:

Реферат: Влияние семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста

Дипломная работа: Влияние стиля семейного воспитания на развитие способностей ребенка

Курсовая работа: Влияние типов семейного воспитания на личностное развитие ребенка

Курсовая работа: Влияние физических упражнений на психическое развитие ребёнка

Курсовая работа: Родительское отношение и его влияние на развитие ребёнка