Дипломная работа: Влияние стиля семейного воспитания на развитие способностей ребенка

За последнее десятилетие ситуация в области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждом школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами.

Дата добавления на сайт: 26 августа 2024


Скачать работу 'Влияние стиля семейного воспитания на развитие способностей ребенка':


Дипломная работа
Влияние стиля семейного воспитания на развитие способностей ребенка

Введение
семейный дошкольный воспитание способность
Актуальность исследования
За последнее десятилетие ситуация в области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждом школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами. Однако специалисты все чаще указывают на то, что результаты оказываются ниже ожидаемых. Чаще всего это связано с тем, что проблемы ребенка являются лишь следствием проблем взрослых членов семьи, например, супружеских отношений в семье, личностных проблем родителей и т.п. В частности формирование и развитие способностей ребенка зависит от стиля отношения родителей к ребенку. А стиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя.
Таким образом, актуальность темы довольно значима, так как именно родительское воспитание играет решающую роль в формировании и развитии способностей ребёнка.
Известный детский психолог О.М. Дьяченко писала, что способности имеют непреходящее значение для человека, они обеспечивают ему успешность в различных видах деятельности и помогают быстро приобретать необходимые знания, умения и навыки. Именно высокий уровень развития способностей позволяет ребенку быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, выделять существенные стороны для понимания отношений, находить пути решения через переструктурирование условий, создавать замыслы новых творческих продуктов, выражать свое отношение к окружающим и явлениям жизни в культурно выработанных формах.
Неповторимое сочетание и уровень развития способностей определяются двумя факторами: задатками и воздействиями окружающей среды.
Государством, для помощи семье создаются различные программы. Среди важнейших можно назвать Национальную программу демографической безопасности Республики Беларусь, Президентскую программу «Дети Беларуси», Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав. В настоящее время вопросы защиты детства решаются в рамках программы «Социальная поддержка семьи и детства», реализующейся в рамках Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы.
Можно привести в пример различные социальные организации и общественные объединения, такие как служба социальной защиты, служба психологической помощи, муниципальные центры работы с детьми и т.д.
Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, И.С. Кон, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, О.А. Карабанова, А.В. Черников, А.З. Шапиро, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, М.С. Мацковский и др.). Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания.
Как показывают исследования (Н.Н. Азисова, Д.Б. Баранова, О.В. Бессчетнова, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, Л.В. Карцева, О.Л. Лебедь, Г.И. Осадчая, А.П. Ощепкова, Н.Ю. Синягина, В.П. Сенько, В.М. Целуйко, В.В. Чечет) в современном обществе семья (родители, бабушки и дедушки, другие родственники) проявляет все большую заинтересованность в развитии ребенка.
Объект исследования - развитие способностей ребенка.
Предмет исследования - влияние стиля семейного воспитания на развитие способностей ребёнка.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь стиля семейного воспитания и его влияние на развитие способностей ребёнка в дошкольном возрасте.
Цель исследования - изучить влияние стиля семейного воспитания на развитие способностей ребёнка дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ психологической литературы в области влияния стиля семейного воспитания на развитие способностей ребёнка;
.Исследовать взгляды отечественных и зарубежных психологов относительно проблемы влияния стиля семейного воспитания на развитие способностей ребёнка
.Проанализировать влияние стиля семейного воспитания на развитие способностей ребёнка
.Организовать и провести собственное научное исследование на тему «Влияние стиля семейного воспитания на развитие способностей ребёнка». Провести количественно-качественный и статистический анализ результатов исследования, с помощью которого можно будет сделать вывод о том, как влияет стиль семейного воспитания на развитие способностей ребёнка.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
. Эмпирические методы: Кинетический рисунок «Рисунок семьи» автор Бернс, «Тест родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столина), методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
. Интерпретационные и описательные методы: количественный качественный анализ результатов обследования.
Обзор литературных источников:
Вопросу изучения стилей и методов воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие учёные. Среди них Каленский Я.А., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.Ж. Психолог Диана Бомринд исследовала влияние различных стилей воспитания на становление личности, а также поведение детей и их развитие.
В настоящее время изучением проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка занимались отечественные и зарубежные психологи и психотерапевты (Адлер А., Эриксон Э., Куликова Т.А, М. Кляйн, А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, В.В. Столин, А.Е. Личко и др.).
Во многих исследованиях посвященных развитию способностей детей (Р. Хесс, К. Хеллер, Ларионова Л.И.) говорится о значение внутренних факторов, влияющих на развитие и реализацию творческого потенциала. Другие исследователи обращают внимание на ряд социально-психологических факторов, таких как социальное окружение (семья, группа сверстников, педагоги) в котором развивается ребенок. Так, Т. Амабайл в своих исследованиях отмечал необходимость учета влияния окружающей среды на развитие способностей ребёнка.
Исследования К. Хеллер и Р. Хесс показывают влияние эмоционального климата в семье, стиля детско-родительских отношений и влияние эмоционально близкого родителя на развитие способностей детей.
В исследованиях Н. Роджерса отмечено, что некоторые дети сохраняют творческие способности вне зависимости от отношения родителей.
Э. Ландау отмечает, что окружение пробуждает и развивает способности ребенка. В то же время он утверждает, что многие проблемы одаренных детей берут свое начало в проблемах родителей: чрезмерное честолюбие ребенка основывается на чрезмерном честолюбии родителей, то есть отношение родителей к ребенку целиком основывается на его успехах.
Как отмечает Лаврик О.В., что различия между семьями, имеющими детей с высоким уровнем развития способностей, состоят в способах интеллектуального общения, в степени открытости, свободы предоставляемой родителями себе и своим детям.
Исследования Ларионовой Л.К. доказывают, что творческие способности проявляются у детей в большей степени в семьях, где преобладает партнерский стиль общения.
Тарасова С.Ю. отмечает роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Когда отцы проявляют больше «женских» экспрессивных свойств, а матери больше «мужского» инструментализма, дети противоположного пола бывают более развиты в творческом отношении.
В исследованиях зарубежных психологов (Дж. Гетцельс, Ф. Джексон) рассматривались условия, способствующие развитию креативности у детей. Было установлено, что материальное положение семьи не играет роли в развитии креативности детей. Более существенную роль оказывает профессия родителей, их социальный статус и позиция по отношению к детям. Отмечается, что важную роль в развитии творческих способностей детей играет их положение в семье, их статус по отношению к братьям и сестрам. Первенцы или те дети, которые по тем или иным причинам оказывались лидерами в семье, как правило, характеризуются более выраженными творческими способностями.
Эмпирическая база исследования: ГУО «Ясли-сад №24» г. Полоцка. В исследовании принимали участие 20 семей с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Теоретические изучение влияния стиля семейного воспитания на развитие способностей ребёнка
.1 Теоретический анализ проблемы влияния стиля семейного воспитания на развитие способностей ребёнка в отечественных и зарубежных исследованиях
Исследования влияния семейной среды на способности детей являются важным эмпирическим путем анализа фундаментальной проблемы психологии: проблемы детерминации психического развития. На протяжении десятилетий философы и психологи отводили решающую роль в описании психического развития нескольким фундаментальным категориям: категориям знака (Л.С. Выготский, Э. Кассирер), деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), общения (Б.Ф. Ломов). Во внутрисемейном взаимодействии присутствуют все эти компоненты: обмен знаками, совместная деятельность, общение. Оценивая особенности этого взаимодействия и соотнося их со способностями детей, исследователь получает факты, позволяющие судить о путях детерминации когнитивного развития. При этом создаются теории среднего уровня, которые, с одной стороны, обобщают факты, получаемые в эмпирических исследованиях, а с другой, - конкретизируют наиболее общие психологические категории.
Во многих исследованиях посвященных развитию творческих способностей детей (Р. Хесс, К. Хеллер, Ларионова Л.И.) говорится о значение внутренних факторов, влияющих на развитие и реализацию творческого потенциала. Другие исследователи обращают внимание на ряд социально-психологических факторов, таких как социальное окружение (семья, группа сверстников, педагоги) в котором развивается ребенок. Так, Т. Амабайл в своих исследованиях отмечал необходимость учета влияния окружающей среды на развитие творческих способностей. Он отмечает необходимость учета влияния социально - психологических факторов на развитие творческих способностей, так как именно они сохраняют рост творческих способностей.
Исследования К. Хеллер и Р. Хесс показывают влияние эмоционального климата в семье, стиля детско-родительских отношений и влияние эмоционально близкого родителя на развитие творческих способностей детей.
В исследованиях Н. Роджерса отмечено, что некоторые дети сохраняют творческие способности вне зависимости от отношения родителей.
Э. Ландау отмечает, что окружение пробуждает и развивает творческие способности ребенка. В то же время он утверждает, что многие проблемы одаренных детей берут свое начало в проблемах родителей: чрезмерное честолюбие ребенка основывается на чрезмерном честолюбии родителей, то есть отношение родителей к ребенку целиком основывается на его успехах.
Как отмечает Лаврик О.В., что различия между семьями, имеющими детей с высоким уровнем развития творческих способностей, состоят в способах интеллектуального общения, в степени открытости, свободы предоставляемой родителями себе и своим детям.
Исследования Ларионовой Л.К. доказывают, что творческие способности проявляются у детей в большей степени в семьях, где преобладает партнерский стиль общения.
Тарасова С.Ю. отмечает роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Когда отцы проявляют больше «женских» экспрессивных свойств, а матери больше «мужского» инструментализма, дети противоположного пола бывают более развиты в творческом отношении.
В исследованиях зарубежных психологов (Дж. Гетцельс, Ф. Джексон) рассматривались условия, способствующие развитию креативности у детей. Было установлено, что материальное положение семьи не играет роли в развитии креативности детей. Более существенную роль оказывает профессия родителей, их социальный статус и позиция по отношению к детям. Отмечается, что важную роль в развитии творческих способностей детей играет их положение в семье, их статус по отношению к братьям и сестрам. Первенцы или те дети, которые по тем или иным причинам оказывались лидерами в семье, как правило, характеризуются более выраженными творческими способностями.
Известный интерес представляет изучение влияния отношений родителей к детям на развитие креативности. Родители креативных детей находят меньше недостатков в своих детях. Эти данные нашли подтверждение и в нашем исследовании. Мы исследовали 132 ученика 2-х и 3-х классов и их родителей. По результатам тестирования мы выявили, что 23,5% показали высокий уровень развития творческих способностей, 40,9% учащихся средний уровень и 35,6% низкий уровень. В ходе исследования мы выявили, что у учащихся, чьи родители, принимают активное участие в их жизни, уровень развития творческих способностей выше. Они сами много занимались с ребенком и в дошкольном детстве и потом, много читают, посещают развивающие занятия и кружки по интересам ребенка, тем самым учитывают его интересы и способности. Они не возлагают всю ответственность на школу за воспитание и развитие своего ребенка. На вопрос анкеты: «Что для вас важнее, чтобы ваш ребенок был отличником или всесторонне развитым и творчески активным ребенком?» 77,4% родителей, чьи дети показывают высокий уровень развития творческих способностей, выбрали второй вариант - «творчески активный ребенок». Это говорит, что они всячески поддерживают творческую активность ребенка, что дает стимул к дальнейшему самосовершенствованию. Они показали свое благоприятное расположение к индивидуальности ребенка и уверенность в его способности поступать и делать все правильно.
Эти данные получили подтверждение в исследованиях Денисенковой Н.С. о влиянии семьи на развитие способностей.
Следующим этапом в исследовании влияния семьи на развитие творческих способностей являлось изучение стиля детско-родительских отношений. По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» - это система отношений к ребенку, разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его проступков.
Наиболее характерным стилем детско-родительских отношений в семьях, чьи дети показывали низкий уровень развития творческих способностей, является отвержение, когда родители воспринимают своего ребенка неудачником, испытывают к своему ребенку раздражительность и даже обиду. Некоторые родители отмечают, что их ребенок не оправдал их надежды. Отметим, что это «отвержение» проявляется в скрытой форме. Родители сетуют, что много вложили в своего ребенка для того чтобы он рос умным и успешным. Но их ребенок, к сожалению невнимателен и ленив. Также в данной группе часто встречался другой тип родительского отношения, называемый «авторитарная гиперсоциализация». Данный тип характеризуется безоговорочным послушанием, пристальным вниманием к поведению ребенка. От ребенка ждут постоянного успеха во всех видах деятельности. Здесь родители уделяют много внимания обучению ребенка, посещают с ним дополнительные развивающие занятия. Этот ребенок не имеет практически свободного времени. Эти дети перегружены и часто утомляются.
Говоря о стиле руководства в изучаемых семьях, мы опирались на исследования Р. Хесса и В. Шипмана, которые разделили стили руководства и контроля за детьми на императивный и инструктивный. Для семей, чьи дети показывают высокий уровень развития творческих способностей, характерен инструктивный стиль. Родители стараются беседовать с ребенком «на равных». Стараются обосновывать свои требования. Родители сами много читают, занимаются постоянным самообразованием. Их дети не боятся спорить с родителями, они поощряют их непосредственность и уверенность в себе. Они могут отстаивать свои точку зрения, при этом аргументируя ее. Данный стиль воспитывает инициативность и независимость. Проанализировав отношения в семьях, чьи дети отличаются высоким уровнем творческих способностями, мы пришли к выводу, что родители обычно не проявляют авторитарности и чрезмерной опеки.
Императивный стиль руководства и контроля за детьми характерен для семей, чьи дети показывают низкий уровень развития творческих способностей. Данный стиль основывается соблюдением авторитета взрослого, а не на сотрудничестве.
В связи с этим, можно говорить, что уважение, доверие к личности ребенка и предоставление ему достаточной самостоятельности стимулирует развитие творческих способностей.
Семейное воспитание - это более или менее осознанные усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребёнок, подросток, юноша. Семейное воспитание - составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным воспитанием и религиозным воспитанием).
Большинство авторов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком: автономия - контроль (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, С. Броуди, Е.Е. Маккоби, В. Шутц); отвержение - принятие (А. Роэ, М. Сегельман, А.И Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга); требовательность (Е.Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер); степень эмоциональной близости, привязанности (Дж. Боулби, Г.Т. Хоментаускас); строгость (Е.Е. Маккоби, П. Слатер); непоследовательность - последовательность (С. Броуди, Е.Е. Маккоби, А.И. Захаров).
В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителем, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. Обобщая все существующие классификации детско-родительских отношений, Е.Т. Соколова и И.Г. Чеснокова, к примеру, выделяют две оси, два измерения: любовь - контроль. Первая ось выражает эмоциональное отношение родителя к ребенку, родительскую установку и то, каким он воспринимает собственного ребенка. Любовь или принятие - это уважение к ребенку, забота о нем, понимание его внутреннего мира, терпеливое отношение к его психофизическим особенностям, поощрение самостоятельности и инициативы. Враждебность, неприятие - это неуважительное отношение к ребенку, жестокость, пренебрежительность, невнимательность. Ось (автономия - контроль) описывает типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Крайние их варианты - полная автономия, граничащая с безнадзорностью, и чрезмерно строгий, жесткий контроль, предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякой инициативы и самодеятельности ребенка.
Подробная классификация неадекватных типов семейного воспитания, основанная на многолетних исследованиях, дана Личко А.Е. Выделены...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние типов семейного воспитания на личностное развитие ребенка

Курсовая работа: Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания

Курсовая работа: Влияние семейных конфликтов на развитие агрессивности ребенка

Курсовая работа: Родительское отношение и его влияние на развитие ребёнка

Реферат: Влияние героиновой зависимости матери на развитие плода ребенка