Курсовая работа: Влияние типов семейного воспитания на личностное развитие ребенка

Актуальность работы. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Влияние типов семейного воспитания на личностное развитие ребенка':


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. [6]
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. [9]
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. [11]
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Именно поэтому данная тема является актуальной.
Цель работы - выявить влияние типов семейного воспитания на процесс личностного развития ребенка.
Объект работы - личностное развитие ребенка.
Предмет работы - влияние типов семейного воспитания на процесс личностного развития ребенка.
Задачи работы:
.Рассмотреть основные типы семейного воспитания и их особенности.
.Анализировать взаимосвязь типов семейных отношений с личностным развитием ребенка.
.Экспериментально исследовать влияние типов семейного воспитание на личность ребенка.
Гипотеза исследования. Предполагается, что 1) негативные особенности развития ребенка зависят от типа семейных отношений; 2) властное, подавляющее отношение родителей к ребенку способствует развитию у ребенка агрессивности и других отрицательных качеств; 3) правильное гармоничное отношение родителей к детям способствует развитию успешной всесторонне развитой личности.
Теоретической базой исследования явились работы С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А. Маслоу, К. Роджерса, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, К.Д. Ушинского, В.С. Мухиной и других.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе СОШ № 57 г. Москвы. В исследовании принимали участие 60 человек, из них 30 младших школьников (9-10 лет) и 30 родителей.
Методики исследования: детский вариант шкалы явной тревожности (А.М.Прихожан); анкета для определения агрессивности (Т.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко); методика "Двенадцать животных" (Б.К.Папшев); методика исследования эмпатии (И.М.Юсупов); тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я.Варга, В.В. Столин).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, психодиагностика, педагогический эксперимент.
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ТИПОВ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
1.1 Основные типы семейного воспитания и их особенности
Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика включает в себя:
родительских ценностных ориентаций, установок;
эмоционального отношения к ребенку;
уровня родительской компетентности.
Все это является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру.
В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.
Выделены следующие параметры типов семейного воспитания:
интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям (принятие-непринятие);
параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный);
последовательность - непоследовательность в реализации стиля воспитания;
аффективная устойчивость - неустойчивость в отношениях с ребенком;
тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении. [22]
В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь.
При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности.
Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей:
Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.
Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей - в школе, дома, в отношениях со сверстниками.
Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз. [8]
Существует и другая классификация типов семейного воспитания:
гипопротекция;
доминирующая гиперпротекция;
потворствующая гиперпротекция;
потворствующая гипопротекция;
воспитание в культе болезни;
эмоциональное отвержение;
жестокое отношение;
повышенная моральная ответственность;
противоречивое воспитание;
воспитание вне семьи.
Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме - безнадзорностью.
Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным.
Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.
Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.
Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.
Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения.
Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям.
Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг.
Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви.
Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления.
Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок - кумир семьи».
Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности.
Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.
Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами.
Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.
Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка.
Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки).
Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка.
Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер. [10]
Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением.
Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку.
Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.
Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка.
Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления.
Преобладание рационального аспекта в воспитании - это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию. [25]
Противоречивое воспитание - это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи.
Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка.
Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка.
Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию.
Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального - только когда он оправдывает ожидания.
Воспитание вне семьи - экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.
Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение. [27]
1.2 Влияние типов семейных отношений на личностное развитие ребенка
Важным моментом является выявление взаимосвязи между стилем родительского воспитания и эмоциональным развитием ребенка. Но стиль семейного воспитания тесно связан с такой более общей характеристикой как тип отношений. От типа отношений будет зависеть - каким способом будут решаться противоречия и конфликты между участниками воспитательного процесса.
Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. [11]
Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.
Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети - мамы, папы - бабушки и дедушки - прабабушки и прадедушки. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения. [2]
Вероятность противоправного поведения будет увеличена, если межличностные конфликты разрешаются путем насильственных методов в виде актов агрессии. В современном мире эталоны агрессивного поведения широко рекламируются средствами массовой информации и получают высокий социальный статус.
Альтернативой агрессивного поведения может быть компромиссный путь решения конфликтов, ориентированный на сотрудничество, взаимное понимание и эмпатию. Для стиля же межличностного взаимодействия с элементом конфронтации характерна тенденция к доминированию, соперничеству, стремление добиваться победы любой ценой. Отношения к окружающим при такой манере взаимодействия характеризуется недоверчивостью, подозрительностью, негативными установками на окружающих, нетерпимостью к противодействию. Люди с такой ориентацией, как правило, склонны игнорировать желания и интересы близких им людей, стремятся превратить их в объекты для манипуляции. Данные характеристики такого взаимодействия способствуют проявлению агрессивности и являются в какой-то степени источником и катализатором агрессии. [19]
Особенностью родительских отношений, - считает Т.В. Архиреева, - являются три их составляющие: эмоциональная, когнитивная и поведенческая характеристики".
Эмоциональный компонент выражает негативное или положительное отношение к ребенку, принятие или отвержение. Так, например, мать мальчика, отец которого не захотел воспитывать и бросил их, не увидев даже своего сына, не может простить это и мстит сыну своей ненавистью. И, наоборот, любовь к своему мужу переносит на своего ребенка и благодарит судьбу за такой подарок. Эмоциональный компонент отражает «симпатию-антипатию», «уважение - неуважение», «близость - отдаленность».
Представление родителей о характере, потребностях, интересах, ценностях ребенка составляют гностический компонент родительских отношений.
Адекватное представление о ребенке - это знание его особенностей, его склонностей и увлечений, своеобразия его психических характеристик.
Неадекватное представление связано с ложными установками на ребенка - занижение или преувеличение его возможностей, недоверие к ребенку, враждебное отношение к нему. Рост напряжения в результате ошибочного представления в ребенке приводит к нарастанию агрессивности.
Негативные установки на ребенка способствуют развитию его дурных наклонностей, провоцируют порочные влечения, такие как наркотизация, алкоголизация. Дети используют их как средство снятия душевного дискомфорта, а потом это становится привычкой, от которых позже не могут избавиться. [3]
По мнению А.Я. Варга, поведенческий компонент родительских отношений - это способы воздействия на ребенка, манера общения, способы контроля. Крайние полюса этих воздействий - доминирование родителей и отсутствие всякого влияния на детей. Промежуточные формы воздействия - отсутствие всякого влияния на детей. Промежуточные формы воздействия - это кооперация родителя с ребенком.
Типы семейного воспитания отца еще не достаточно изучены как в нашей отечественной, так и в зарубежной науке.
По данным С.В. Небыковой родительским отношениям присущи противоречивость стилей семейного воспитания. Только 45% матерей и 25% отцов эмоционально принимают своих детей, т.е. высоко оценивают способности, поощряют их инициативу, доверяют им, могут встать на точку зрения ребенка. Другие же, которых большинство, имеют неадекватное представление о своем ребенке (инфантилизация), поведенческий компонент представлен авторитаризмом.
Неадекватное восприятие ребенка, по мнению В.Е. Каган, объясняется наличием тоталитарного мышления, когда акцент родителей перенесен из сферы самореализации в сферу самоутверждения (потребность доминировать над ребенком), преобладание словесных методов в их воспитании, размытость и конфликтность автоидентификации взрослого как активного воспитателя. [21]
В семьях с тоталитарным сознанием ярко выражено стремление к доминированию и властности. Можно предположить, что в таких семьях у детей социальная адаптация будет идти по типу активного протеста, по типу агрессивных реакций. Такая адаптация носит негибкий, односторонний характер с проявлением только одной стратегии.
У другой группы детей, у которых негативные эмоции не выливаются в поведенческий аспект, они переходят внутрь на уровень соматики. У этих детей страдает больше всего коммуникативная сфера личности. Если в семье ребенок не находит применения своим речевым способностям, он начинает чувствовать себя неполноценным.
Отметим особенности родителей, имеющих черты агрессивной, авторитарной модели общения. К таким родителям можно отнести человека - автократа, постоянно подавляющего инициативу, активность окружающих людей, стремящегося к манипулированию другими людьми. Они живут по заданному стандарту, программе и загоняют других под свой стандарт.
Ребенок, воспитывающийся у таких родителей, тренируется в исполнении чужих приказаний: «Поставь сюда туфли», «Сиди и помалкивай» и т.д. Такие родители лишают ребенка самого главного - способности самостоятельно мыслить, анализировать возникшие проблемы и принимать решения. Самое большое богатство ребенка - его чувства, эмоции - постоянно подавляются. Установка на ребенка «стань таким, как я хочу» превращает ребенка в робота или раба. Лишение человека права на собственный поступок стирает черты индивидуальности. [24]
А.И.Захаров пишет о недоверии таких родителей к способности ребенка быть самостоятельным и уметь постоять за себя. Для них характерно мотивированное убеждение в наличии постоянной, идущей извне опасности, от которой нужно во что бы то ни стало защитить ребенка всеми доступными способами, в том числе чрезмерной опекой и контролем. Типичным для таких родителей является обостренное чувство долга, обязанности, повышенная принципиальность, то есть комплекс гиперсоциализированных черт характера, подчеркивающий своего рода заданность в отношениях с ребенком и недостаток непосредственности в...

Похожие материалы:

Дипломная работа: Влияние стиля семейного воспитания на развитие способностей ребенка

Реферат: Влияние героиновой зависимости матери на развитие плода ребенка

Курсовая работа: Влияние развода на развитие ребенка (подростки)

Курсовая работа: Влияние семейных конфликтов на развитие агрессивности ребенка

Реферат: Влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха