Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Воспитание ребенка с умственной отсталостью
Еще в начале XX века в России стал активно развиваться опыт воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями физического и умственного развития на принципах милосердия, гуманности, оказания медико-педагогической и социальной поддержки детям и их семьям.
Дата добавления на сайт: 27 августа 2024
Скачать работу 'Воспитание ребенка с умственной отсталостью':
ВВЕДЕНИЕ
Еще в начале XX века в России стал активно развиваться опыт воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями физического и умственного развития на принципах милосердия, гуманности, оказания медико-педагогической и социальной поддержки детям и их семьям.
Прошло несколько десятилетий, прежде чем сложившийся за рубежом и в России научный и практический опыт показал, что создание развивающей, адаптивной, комфортной среды позитивно и качественно меняют личность особого ребенка. Согласно традиции, сложившейся в нашей стране, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривается в большинстве случаев исключительно через призму проблем самого ребенка. Считается достаточным ограничиться методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторыми советами, касающимся воспитания ребенка. Однако такое воздействие, несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказывается недостаточным, так как из поля зрения исключается один из аспектов, требующих особого внимания, а именно: родители ребенка с отклонениями в развитии. Решение проблемы социальной адаптации семей данной категории, приобретение ими своей «социальной ниши» следует искать в сфере реализации коррекционного воздействия не только на аномального ребенка, но и на его родителей. В связи с рождением ребенка с нарушением интеллекта у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку - не такому как все, к другим людям и к жизни вообще. Поэтому важно исследовать не только детей с умственной отсталостью, но и их семьи, нуждающихся в комплексной психологической помощи и поддержке. Только при решении этой проблемы можно обеспечить реабилитацию и интеграцию в общество детей с интеллектуальным недоразвитием.
Между тем, связь уровня адаптации с выраженностью отклонений в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно поэтому последние можно рассматривать как один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации умственно отсталых детей, подростков, взрослых.
Проблему межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью, изучала в своих работах Л.М. Шипицына. Она исследовала детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Проблема же детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих подростка с умственной отсталостью, и влияние системы семейного воспитания на формирование его характера ранее не изучалась, а вопрос о коррекции данных отношений не исследовался совсем. Поэтому мы считаем, что данная проблема актуальна и требует изучения.
Цель исследования: изучить влияние стиля семейного воспитания на структуру характера умственно отсталого подростка в семье.
В данной работе выдвинута следующая гипотеза: нарушение стиля семейного воспитания являются фактором формирования негативных черт характера подростка с умственной отсталостью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.изучить психологические особенности подростка с умственной отсталостью;
2.изучить стиль воспитания подростка с легкой степенью умственной отсталости в семье.
.исследовать влияние семьи на формирование характера умственно отсталого подростка
Объектом исследования является: влияние стилей семейного воспитания на формирование характера подростка с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования: коррекция негативных черт характера умственно отсталого подростка.
В своей работе мы опираемся на следующие теоретические положения:
1.В понимании умственной отсталости нас интересуют работы С.С Мнухиной, Д.Н. Исаева.
2.Деятельностный подход - теории социального научения, которыми занимались: Б. Скиннер, И.П. Павлов, Э. Торндайк, С. Халл.
В своем исследовании мы использовали следующие методы:
1.Теоретико-аналитический метод
2.Психодиагностические методы:
Методика изучения самооценки «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г.Щур);
Метод исследования уровня тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);
Метод исследования личности детей Тест «Рука» (Брайклин, Пиотровский, Вагнер, адаптирован Н.Я.Семаго);
Методика изучения уровня притязаний Моторная проба Шварцландера.
Тест-опросник родительского отношения к детям А.Я.Варга и В.В. Столина.
3.Эксперимент: констатирующий и формирующий этапы .
4.Коррекционный метод.
.Качественный и количественный анализ
.Методы математической статистики:
Непараметрические методы статистики:
U -Манна - Уитни;
Т- критерий Вилкоксона.
R s коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
семейный эмоциональный характер умственный
Подростковый возраст - это переходный возраст между детством и взрослостью, период развития ребенка с особым, присущим только этому возрасту чертами. В подростковом возрасте происходят резкие качественные изменения анатомо-физиологического состояния ребенка и его психики.
Структуры организма ребенка начинают развиваться быстро и неравномерно, этот возрастной период происходит половое созревание. Бурные психофизиологические изменения делают психику особенно уязвимой к воздействию вредоносных биологических и социальных факторов, повышают риск возникновения психических заболеваний. Именно в подростковом возрасте формируются разнообразные акцентуации характера, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут развиться в психопатии; возникают выраженные нарушения поведения.
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). в этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он приобрести чувство личности. однако раскрывающемуся его сознанию общество жестоко инициирует его.
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Подростковая рефлексия, потребность разобраться в самом себе порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.
Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», то есть представление о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я».
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два - оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников.
Подросток - еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты.
Помимо «Я» реального, Я-концепция включает в себя «Я»-идеальное. при высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне проявляется в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества.
Самовоспитание становится важным в этот период благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник блестяще напишет контрольную работу. Вместо того, чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему - «Я»- концепцию. У части детей «Я- концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае, это важнейший этап в развитии самосознания.
В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией.
Многие подростки, попадая в зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.
Подростковый возраст-период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход в табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость.
Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые - и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности в новом качестве, в результате потери самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.
Отдельно следует указать на подростковый кризис, связанный с душевным ростом и изменени6ем психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения подростка (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями; расширяется поле деятельности и другое), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, является рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой.
Потеря идентичности с самими собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом - вот основное содержание подростковых переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.
Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма - бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии (часто родителям).
Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят по большей части выбираются из него самостоятельно. Близкие часто догадываются о душевных бурях своих дорогих чад.
1.2 Особенности взаимоотношений подростков в социальной среде
В подростковом периоде человек начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».
Стремление осознать и развить свою уникальность, побуждающееся чувство личности требует от подростка обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» составляют сверстники.
Отрочество-это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает такими же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. Дружба также дает возможность че6рез доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. Таким образом, дружба не только учит прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего.
Дружба в отрочестве, так же, как и общение в группе, благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации, повышает комфортность во взаимоотношениях.
Отрочество при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения со сверстниками, со своими кумирами, с теми. кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний.
Подростки стремятся переосмыслить то, что они сделали предметом своего интеллектуального постижения и, прочувствовав, выдать и утвердить это как продукт своего собственного мышления.
Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые для себя «взрослые» виды взаимодействия. Этому, естественно, способствует бурное телесное развитие и. следовательно, идентификация подростка с взрослыми.
Отвлеченные факторы существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как объекту противоположного пола. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим, прежде всего, связывается собственная внешность: в какой мере она соответствовать половой идентификации. Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.
Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявлялся вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.
Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к противоположному полу, либо в стеснительности при общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола.
Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится.
У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.
Интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.
Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.
Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Они тонко чувствуют происходящее с их телом и душой метаморфозы. Одних это смущает. Другие гордятся собой. Стремление нравится становиться одним из значимых стремлений.
Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психическим обретением тела.
В отрочестве начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью (обычно это состояние подростка называют геперсексуальностью).
Естественно, при этом возникает внутренний конфликт между стремлением подростка освоить новее для себя формы...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Эмоциональное воспитание ребенкаРеферат: Особенности психического развития детей с умственной отсталостью
Курсовая работа: Процесс формирования адекватной самооценки у подростков с умственной отсталостью
История болезни: Органическое заболевание головного мозга с депрессивно-бредовым синдромом и умственной отсталостью в стадии дебильности
Курсовая работа: Возрастно-половые различия в социальных представлениях о лицах с умственной отсталостью