Дипломная работа: Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов факультета психология

СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов факультета психология 3
2.1. Методы и организация исследования 3
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования и интерпретация результатов 4
2.3. Программа снижения агрессивного проявления и коррекции эмоционального интеллекта студентов-психологов 15
Приложения 27

Дата добавления на сайт: 14 октября 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов факультета психология':


тема диплома: Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов факультета психология. 

СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов факультета психология PAGEREF _Toc416302544 \h 32.1. Методы и организация исследования PAGEREF _Toc416302545 \h 32.2. Анализ результатов эмпирического исследования и интерпретация результатов PAGEREF _Toc416302546 \h 42.3. Программа снижения агрессивного проявления и коррекции эмоционального интеллекта студентов-психологов PAGEREF _Toc416302547 \h 15Приложения PAGEREF _Toc416302548 \h 27

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов факультета психология2.1. Методы и организация исследованияНеобходимость проведения исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессии обусловлена тем, что данная тема все еще остаётся мало изученной, как показывают результаты проведенного в первой главе исследования.
В последнее десятилетие концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в психологической науке. Многие утверждают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности повседневной деятельности. Так, некоторые авторы считают, что коэффициент эмоционального интеллекта имеет большую прогностическую ценность, чем простой интеллект.
Сегодня актуальность проблемы в большой степени обусловлена недостаточной разработанностью концепции эмоционального интеллекта в России. В настоящее время в отечественной психологической науке практически не проводится эмпирических исследований эмоционального интеллекта, тем более среди студенческой молодежи.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики.
В данной работе было проведено исследование взаимосвязи агрессии и эмоционального интеллекта студентов ТНУ им. Вернадского.
Объектом нашего исследования являются особенности эмоциональной сферы личности, а также способности, которые помогают осознанию и пониманию своих эмоций и эмоций других людей.
Предметом нашего исследования являются показатели эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов-психологов, а также их взаимосвязь и различия.
Цель экспериментальной работы – выяснить особенности взаимовлияния агрессивности и эмоционального интеллекта у студентов-психологов.
Гипотеза исследования основывалась на предположении, что между степенью агрессивности и уровнем эмоционального интеллекта студентов-психологов существует определенная взаимосвязь.
Методологическую основу исследования составили:
1. Опросник «Эмоциональный интеллект» Н. Холла
2. Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИН» Д.В. Люсина
3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева.
4. Анкета собственной разработки по вопросам социального взаимодействия студентов со сверстниками.
Тексты вышеуказанных методик представлены в Приложениях 1-4. Кроме того, при обработке результатов был использован Т-Критерия Стьюдента.
Выборку данного исследования составили 30 человек - студентов-психологов 1-5 курсов ТНУ им. Вернадского в возрасте от 18 до 24 лет, 15 парней и 15 девушек.
Эксперимент был проведен в течении февраля-марта 2015 г. Результаты проведенного исследования представлены в следующем пункте данной дипломной работы.
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования и интерпретация результатовПри проведении исследования мы предложили респондентам ответить на вопросы по нескольким методичкам с целью эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов факультета психология. Рассмотрим полученные результаты по каждой методике:
1. «Эмоциональный интеллект» Н. Холла 
В нашей работе мы рассматривали результаты общей выборки из 30 человек полученные при проведении исследования по каждому респонденту:
Таблица 1. Результаты по опроснику «Эмоциональный интеллект» Н. Холла по каждому респонденту
№ респо-ндента Шкалы Интегра-
тивный уровень эмоциона-льного интеллекта №
респо-ндента Шкалы Интегра-
тивный уровень эмоцио-нального интеллекта
Эмоциональная осведомленность Управление своими эмоциями Самомотивация Эмпатия Распознавание эмоций других людей Эмоциональная осведомленность Управление своими эмоциями Самомотивация Эмпатия Распознавание эмоций других людей 1 7 8 10 2 5 32 16 14 12 12 12 5 57
2 12 11 8 5 8 44 17 12 14 15 15 14 70
3 4 8 12 2 -2 24 18 5 9 9 14 9 46
4 11 9 8 5 12 45 19 11 15 6 8 14 54
5 7 5 9 9 14 44 20 -3 -2 7 11 11 24
6 5 11 15 6 8 45 21 9 2 4 6 10 31
7 6 9 2 -2 15 30 22 14 9 11 13 5 52
8 4 14 9 9 10 46 23 11 10 7 6 4 38
9 7 11 10 5 14 47 24 6 10 8 4 10 38
10 14 6 10 8 13 51 25 14 9 10 10 6 49
11 11 13 5 5 11 45 26 2 2 4 8 5 21
12 6 12 1 7 8 34 27 10 5 11 6 6 38
13 10 9 10 10 6 45 28 2 5 4 6 14 31
14 8 2 4 8 5 27 29 6 5 5 7 13 36
15 -4 5 11 9 6 27 30 10 8 7 -1 12 36
Итак, согласно описанным в молодике рекомендациям, мы можем классифицировать полученные результаты по шкалам следующим образом:
- 14 и более – высокий уровень;
- 8-13 – средний;
- 7 и менее – низкий.
Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:
- 70 и более – высокий;
- 40-69 – средний;
- 39 и менее – низкий.
Таблица 1 дает основания говорить, что __ респондентов характеризуются как обладатели высокого и среднего уровня эмоционального интеллекта, а 15 – низкого. Для наглядности представим эти данные в виде диаграммы:
52381151874520низкий уровень
00низкий уровень
5238115828040средний уровень
00средний уровень
518096579375высокий уровень
00высокий уровень
756285152082400
Рисунок 1. Результаты по опроснику «Эмоциональный интеллект» Н. Холла по каждому респонденту
Итак, в группу студентов-психологов (вы) с высоким эмоционального интеллекта вошли респонденты под номерами: 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 16, 17, 18, 19, 22, 25. Соответственной во вторую группу (низкий уровень эмоционального интеллекта) вошли участники опроса под номерами: 1, 3, 7, 12, 14, 15, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30.
Определим точность полученных результатов на основе использования другой методики определения уровня эмоционального интеллекта.
2.  Методика «ЭмИН» Д.В Люсина
В основу опросника положена трактовка ЭИ (эмоционального интеллекта) как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом. Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых даёт четыре вида ЭИ.
Респондентам предлагалось заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. На основе ответов мы измеряли эмоциональный интеллект (ЭИ) студентов-психологов, который трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В структуре ЭИ выделяется межличностный ЭИ (МЭИ) - понимание эмоций других людей и управление ими, внутриличностный ЭИ (ВЭИ) - понимание собственных эмоций и управление ими, способность к пониманию своих и чужих эмоций (ПЭ), способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ). Опросник ЭмИн даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты МЭИ, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал. Результаты опроса и соответствующих расчетов представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Результаты по опроснику «ЭмИН» Д.В Люсина по каждому респонденту
№ респо-ндента Шкалы Итоговый уровень ЭИ № респо-
ндента Шкалы Итоговый уровень ЭИ
МП МУ ПЭ УЭ ОЭИ МП МУ ПЭ УЭ ОЭИ 1 19 22 27 5 74 Низкое значение 16 28 33 13 28 112 Очень высокое значение
2 33 30 22 14 99 Высокое значение 17 23 18 11 21 83 Среднее значение
3 11 22 33 5 71 Очень низкое значение 18 14 25 25 38 101 Очень высокое значение
4 30 25 22 14 90 Среднее значение 19 30 41 16 22 110 Очень высокое значение
5 19 14 25 25 82 Среднее значение 20 8 5 19 30 62 Очень низкое значение
6 14 30 41 16 101 Очень высокое значение 21 25 5 11 16 58 Очень низкое значение
7 16 25 5 5 52 Низкое значение 22 38 25 30 5 98 Высокое значение
8 11 38 25 25 99 Очень высокое значение 23 30 27 19 16 93 Высокое значение
9 19 30 27 14 90 Очень высокое значение 24 16 27 22 11 77 Низкое значение
10 38 16 27 22 104 Очень высокое значение 25 38 25 27 27 118 Очень высокое значение
11 30 36 14 14 93 Очень высокое значение 26 5 5 11 22 44 Очень низкое значение
12 16 33 3 19 71 Низкое значение 27 27 14 30 16 88 Среднее значение
13 17 22 17 17 74 Низкое значение 28 5 14 11 16 47 Очень низкое значение
14 22 5 11 22 60 Очень низкое значение 29 16 14 14 19 63 Очень низкое значение
15 11 14 30 25 80 Среднее значение 30 11 22 19 3 55 Очень низкое значение
Полученные данные мы можем интерпретировать по группам, которые были определены для методики «Эмоциональный интеллект» Н. Холла. Так, в группу с высоким эмоциональным интеллектом мы отнесли тех респондентов, которые согласно методики набрали баллы с «очень высоким значением», «высокий значением», «средним значением». Остальные респонденты был отнесены в группу 2 – с низким эмоциональным интеллектом.
Полученные таким образом данные подтверждают правильность результатов по первой методике. Так, все респонденты подтвердили свой уровень эмоционального интеллекта, определенный ранее. Однако, респондент под номером 15 из второй группы перешел в первую, так как набрал большее количество баллов, а респондент № 13 – наоборот – теперь относится к группе с высоким уровнем ЭИ. Так как данные респонденты все-таки ответили на вопросы по обеим методикам на среднем уровне, мы отнесем их в первую группу.
Интерпретируя полученные по методикам «Эмоциональный интеллект» Н. Холла и «ЭмИН» Д.В Люсина следует рассмотреть не только количественные показатели, но и обратить внимание на качественные характеристики.
Качественный анализ полученных данных показывает, что студенты психологи всей выборки характеризуются высоким уровнем эмпатии, могут распознавать чувства других людей, понимать их и управлять ими. Однако, мы заметили тенденцию, что по обеим методикам показатели уровня управления своими эмоциями достаточно низкий: средний показатель по методике «Эмоциональный интеллект» Н. Холла составил всего 8,8 баллов, по методике «ЭмИН» Д.В Люсина – 24,1.
Таким образом, нами выявлено, что 14 из 30 респондентов имеют низкий эмоциональный интеллект, а все опрошенные студенты-психологи характеризуются недостаточным уровнем управления своими эмоциями. В связи с этим далее нами будут рассмотрены результаты по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева.
3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева.
Нами были исследованы две выборки студентов-психологов, которых мы выделили по результатам опросников ЭИ. Первая выборка состояла из 14 студентов-психологов с низким уровнем ЭИ, вторая – из 16 студентов с высокими показателями по методикам ЭИ.
Опросник Е. П. Ильина, П. А. Ковалёва «Личностная агрессивность и конфликтность» содержит 80 утверждений, с которыми респондент может согласиться или не согласиться. Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: вспыльчивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, компромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность.
По каждой шкале исследуемые могут набрать от 0 до 10 баллов. Сумма баллов по шкалам «наступательность» и «неуступчивость» даёт показатель «позитивной агрессивности» субъекта, сумма баллов по шкалам «мстительность» и «нетерпимость к мнению других» — показатель «негативной агрессивности». Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» даёт обобщённый показатель агресивоности и конфликтности (см. Табл. 3).

Таблице 3 – Средние результаты (в баллах) по шкалам психологического теста
Шкалы теста Студенты с низким уровнем ЭИ Студенты с высоким уровнем ЭИ
Вспыльчивость 4,80 6,05
Наступательность 4,45 4,20
Обидчивость 3,15 3,85
Неуступчивость 4,70 4,65
Компромиссность 7,95 7,10
Мстительность 3,05 3,80
Нетерпимость к мнению других 2,60 2,95
Подозрительность 4,55 5,00
Позитивная агрессивность 9,25 8,80
Негативная агрессивность 5,65 6,75
Конфликтность 14,60 17,55
Сумма баллов по шкалам "наступательность", "неуступчивость" дает суммарный показатель позитивной агрессивности респондентов. Он составил для студентов с низким уровнем ЭИ – 9,15, что свидетельствует о среднем уровне агрессивности. Данные для группы студентов с высоким уровнем ЭИ говорят о том, что для них характерен больший уровень агрессивности.
Сумма баллов по шкалам "бескомпромиссность", "вспыльчивость", "обидчивость", "подозрительность" дает обобщенный показатель конфликтности, который для первой группы (низкий ЭИ) составил – 20,45 и для второй – 19,1. То есть для обоих групп характерный невысокий показатель конфликтности. Полученные результаты не дают нам однозначного ответа о связи эмоционального интеллекта и агрессивности (в т.ч. и конфликтности). В связи с этим в дальнейшем будут использованы методы математической статистики для корреляции полученных данных. Кроме того, мы разработали анкету для выявления уровня агрессивности, чтобы определить правильность полученных данных по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева..
4. Анкетирование
В эмпирическом исследовании взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов факультета психология мы использовали анкету собственной разработки по вопросам социального взаимодействия студентов со сверстниками (с целью определить характер их взаимодействия и агрессивности в общении и подтвердить данные по основной методике по агрессии).
Вопросы разработанной анкеты направлены на выявление агрессии у студентов-психологов и факта ее направленности на других. Анкета включает в себе 16 вопросов (См. Приложение 3).
Утвердительные ответы на вопросы с нечетным номером свидетельствуют об агрессивности. За утвердительный ответ насчитывается 1 балл, так же как за ответ «нет» на вопросы с четным номером. Количество набранных баллов от 9 до 16 говорит о высоком уровне агрессивности, а от 0 до 8 – о незначительности выраженности данной характеристики.
Полученные результаты по каждому респонденту представим в табличной форме:
Таблица 4. Результаты анкетирования
№ респо-ндента Группа* Количество набранных баллов Уровень агрессивности № респо-ндента Группа* Количество набранных баллов Уровень агрессивности
1 1 8 Низкий 16 2 5 Низкий
2 2 8 Низкий 17 2 4 Низкий
3 1 9 Высокий 18 1 4 Низкий
4 2 12 Высокий 19 1 9 Высокий
5 2 15 Высокий 20 1 10 Высокий
6 2 1 Низкий 21 1 12 Высокий
7 1 0 Низкий 22 1 13 Высокий
8 2 3 Низкий 23 1 12 Высокий
9 2 5 Низкий 24 1 9 Высокий
10 2 5 Низкий 25 1 8 Низкий
11 2 7 Низкий 26 1 9 Высокий
12 1 8 Низкий 27 1 9 Высокий
13 1 9 Высокий 28 1 7 Низкий
14 1 1 Низкий 29 1 11 Высокий
15 1 2 Низкий 30 1 10 Высокий
* 1 группа – студенты с низкий уровнем ЭИ, 2 группа – студенты с высоким ЭИ
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что у 6 студентов группы 1 (низкий ЭИ) и 5 группы 2 (высокий) не отмечалось высокого уровня агрессии при общении со сверстниками, они более уверены в себе в разговоре, считают себя более признанными и принят в группе сверстников. Тогда как для 9 и 12 респондентов этих же групп характерно агрессивное поведение. Их агрессия направлена ​​в большей степени на окружающих и в меньшей - на себя. По ответам, которые дали эти студенты, можно увидеть, что у некоторых из них проявляется низкий уровень самооценки, который влияет на их поведение и отношение к сверстниками.
Итак, мы получили на первый взгляд, одинаковые показатели по каждой группе респондентов. Поэтому для подтверждения или опровержения гипотезы данного исследования требуется использование методов статистической обработки данных.
5. Т-Критерия Стьюдента
В рамках данного исследования был использован сервис http://www.psychol-ok.ru/statistics/student/ для проведения автоматизированного расчета Т-Критерия Стьюдента. Использования сервиса предполагает наличие соответствующих знаний в области математической статистики в психологии, а также минимизирует возможности допущения ошибки в расчетах.
Итак, представим полученные результаты:
Таблица 5. Автоматический расчет t-критерия Стьюдента (n=30)
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений
В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2
1 9  8  0.44  3.27  0.1936  10.6929 
2 5  1  -3.56  -3.73  12.6736  13.9129 
3 8  1  -0.56  -3.73  0.3136  13.9129 
4 9  1  0.44  -3.73  0.1936  13.9129 
5 10  3  1.44  -1.73  2.0736  2.9929 
6 2  5  -6.56  0.27  43.0336  0.0729 
7 4  5  -4.56  0.27  20.7936  0.0729 
8 9  7  0.44  2.27  0.1936  5.1529 
9 10  5  1.44  0.27  2.0736  0.0729 
10 13  4  4.44  -0.73  19.7136  0.5329 
11 12  12  3.44  7.27  11.8336  52.8529 
12 9    0.44    0.1936   
13 8    -0.56    0.3136   
14 9    0.44    0.1936   
15 9    0.44    0.1936   
16 7    -1.56    2.4336   
17 11    2.44    5.9536   
18 10    1.44    2.0736   
Суммы: 154 52 -0.08 -0.03 124.4448 114.1819
Среднее: 8.56 4.73        
Результат: tЭмп = 3.4
Критические значения и графическая интерпретация представлены на Рис. 3, 4:
tКр
p≤0.05 p≤0.01
2.05 2.77
Рисунок 3. Критические значения

Рисунок 4. Ось значимости
Полученное эмпирическое значение t (3.4) находится в зоне значимости. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена и для развития эмоционального интеллекта студентов-психологов необходимо снижение уровня агрессивности. В связи с этим перспективы исследования видятся в создании программы снижения агрессивного проявления и коррекции эмоционального интеллекта студентов-психологов.
2.3. Программа снижения агрессивного проявления и коррекции эмоционального интеллекта студентов-психологовНазвание: «Программа снижения агрессивного проявления и коррекции эмоционального интеллекта студентов-психологов».
Разработанные тренинговые занятия позволяют прививать навыки анализа своих поступков, умение конструктивно выходить из противоречивых ситуаций, провоцирующих вспышки гнева. Студенты-психологи знакомятся с приемлемыми и способами выражения гнева, у них формируется способность к доверию, сочувствию, сопереживанию.
Цель программы: развитие навыков общения, умения конструктивно выходить из противоречивых ситуаций, провоцирующих вспышки гнева, обучение приемлемым способам выражения гнева. Формирование способности к доверию,...

Похожие материалы:

Реферат: Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации личности у студентов ВУЗа

Тестовые задания: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КОЖНЫМ И ВЕНЕРИЧЕСКИМ БОЛЕЗНЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА (Вариант 1)

Реферат: Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов

Вопросы для экзамена, зачёта: Экзаменационные вопросы к курсовому экзамену по внутренним болезням для студентов 5 курса лечебного факультета, ФПСЗС 2014-2015 учебный год

Реферат: Изучение эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста