Курсовая работа: Взаимосвязь религиозности и интеллекта: анализ исследований

В конце прошлого века психологов-исследователей все больше стал интересовать вопрос о том, имеется ли связь между такими понятиями как уровень интеллекта человека, а именно коэффициента IQ, и степень его религиозной убежденности. Однако это не такая простая задача, потому что сразу же возникает ряд вопросов: Какие методики использовать для измерения уровня интеллекта? Какой вид интеллекта лучше исследовать в данном контексте?

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь религиозности и интеллекта: анализ исследований':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Взаимосвязь религиозности и интеллекта: анализ исследований
Студент:
Никифорова Е.М.
Новосибирск - 2016 год
Оглавление
Введение
Глава 1. Определение понятий интеллекта и религиозности
Глава 2. Анализ исследований
.1 Почему либералы и атеисты умнее
.2 Взаимосвязь между интеллектом и разными сторонами религиозной веры
.3 Исследование среднего уровня интеллекта в 137 странах
.4 Мета-анализ 63 исследований на тему взаимосвязи интеллекта и религиозности
Глава 3. План эмпирического исследования
Заключение
Список литературы

Введение
В конце прошлого века психологов-исследователей все больше стал интересовать вопрос о том, имеется ли связь между такими понятиями как уровень интеллекта человека, а именно коэффициента IQ, и степень его религиозной убежденности. Однако это не такая простая задача, потому что сразу же возникает ряд вопросов: Какие методики использовать для измерения уровня интеллекта? Какой вид интеллекта лучше исследовать в данном контексте? Что определяется под «религиозностью»: только наличие или отсутствие веры у человека или необходимо учитывать и его религиозную «практику» или религиозное поведение (например, посещение церкви, соблюдение постов, чтение молитв и т.п.)? И разные исследователи использовали очень разные подходы и методы для установления наличия или отсутствия связи между этими конструктами.
Теоретическая же значимость заключается в том, что анализ ранее проведенных исследований на данную тему поможет определиться по поводу степени и качества изученности данного вопроса, а также даст возможность обозначить дальнейшую направленность исследований связи интеллекта и религиозности, которые были бы максимально полезными для психологической науки.
Актуальность настоящей работы видится в том, что на основе уже проведенных исследований, с учетом их сильных и слабых сторон, как с точки зрения моделирования самого исследования, так и с точки зрения выбора инструментариев для сбора данных, формирования выборки и других факторов, появляется возможность спланировать собственное исследование, учитывая все недочеты, а может модифицировать или адаптировать существующие методики регистрации данных, с целью сделать их эффективнее или даже разработать собственную новую.
Объект исследования - религиозность.
Предмет исследования - взаимосвязь интеллекта и религиозности в исследованиях разных авторов.
В данной работе выдвигается гипотеза о том, что люди с более высоким уровнем интеллекта менее религиозны, чем люди с низким уровнем интеллекта.
Отсюда вытекает и цель данной работы - проанализировать исследования на тему взаимосвязи интеллекта и религиозности и на основе этого анализа предложить план собственного исследования.
Задачи данной работы:
)определить значения исследуемых понятий с точки зрения психологии;
)проанализировать ранее проведенные исследования на предмет связи между интеллектом человека и степенью его религиозности.
)на основе анализа исследований спланировать собственное эмпирическое исследование.
Глава 1. Определение понятий интеллекта и религиозности
интеллект религиозность психологический
С самого начала необходимо обозначить определения и прояснить значения психологических конструктов, которые будут ключевыми в последующих анализируемых исследованиях, для возможности соотнести общепринятые формулировки с теми, что встречаются в исследованиях.
Для более общего представления о понятии интеллекта были взяты определения из Большого психологического словаря Мещерякова Б. и Зинченко В. и из психологического словаря Кембриджа по редакцией Дэвида Мацумото:
.Интеллект (англ. intelligence; от лат. intellectus - понимание, познание) -
) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способностей;
) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;
) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме» [6, с. 312].
. Интеллект есть комплекс способностей для лучшей адаптации к окружающей среде на основе опыта [17, с. 259-260].
Первое, состоящее из трех, определение, разумеется, видится более полным и развернутым по сравнению со вторым, потому что в первой и второй его части отображены две основные точки зрения, имеющиеся на сегодняшний день в психологии, которые являются в некоторой степени антагонистами: в первом случае интеллект обозначается как единая целостная способность, а во втором - система, которую можно рассматривать как некоторую совокупность, каждую составляющую которой можно характеризовать вне всех остальных. А в третьей части этого определения автор вообще не видит надобности, потому как оно представляет собой частный случай «решения проблем», о чем сказано уже в первой части.
Второе, данное учеными Кембриджа, определение можно сопоставить со второй частью первого определения, так как в нем тоже интеллект рассматривается как система или комплекс, однако есть важное отличие - адаптация к окружающей среде происходит на основе опыта, о чем не говорится в первом определении, то есть делается акцент на том, что интеллект опосредован опытом. Это определение, по всей видимости, выражает точку зрения, которой придерживаются именно кембриджские ученые.
Но необходимо дополнить, что существует ряд теорий, в которых выделяются различные виды или компоненты интеллекта: теория множественного интеллекта Гарднера [2], триархическая теория Стернберга [19], теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона [11], теория интеллекта Цеси [1] и т.п. И, если в ходе анализа статей будет необходимо обратиться к каким-то конкретным видам интеллекта - там и будет даваться непосредственное определение.
Важным является понятие G-фактора, который зачастую применяется при измерении общего интеллекта, введенное Ч. Спирменом:
G-фактор - это общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди, но которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности [3, с. 27-28].
Помимо определения самого интеллекта в ходе работы потребуется понятие коэффициента интеллекта (IQ), так как уровень интеллекта в большинстве случаев фиксируется именно с его помощью.
Коэффициент интеллекта (англ. intelligence quotient, IQ) - балл за тест на интеллект, получаемый путем деления умственного возраста, определенного в тесте, на фактической или хронологического возраст и умножения на 100 [18, с. 74].
Теперь необходимо перейти к определению второго конструкта, который фигурирует в анализируемых исследованиях. Понятию религиозности не дано определений как в отечественных, так и в зарубежных общепсихологических источниках, поэтому было принято решение взять за основу определения из смежных наук, более подробно изучивших уже этот феномен, таких как социология и психология религии.
Религиозность - воздействие религии на сознание и поведение как отдельных индивидов, так и социальных и демографических групп [9, с. 25].
Религиозность - определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучений и предписаний [8, с. 293]. Религиозность - качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений [10, с. 78]. В первом определении, которое дается Ургиновичем Д.М., с точки зрения психологии религии, понятие религиозности определяется именно как воздействие, тогда как с точки зрения социолога Тощенко Ж.Т. оно характеризует именно человеческое состояние, а Яблоков И.Н. определяет его качеством человека. В данной работе будет использоваться понимание религиозности ближе к третьему определению, автор работы на основании проанализированных определений сформулировал собственное определение данного понятия, под которым оно и будет пониматься в настоящей работе.
Религиозность - возникающее и развивающееся под влиянием социокультурного окружения на состояние сознания личности, определяющееся принятием норм, правил, догматов и ценностей определенной религиозной системы как своей личной, и которое, в зависимости от степени развития у каждого отдельного индивида, может являть собой основу ценностно-смысловых ориентаций, направленности мышления и действий.

Глава 2. Анализ исследований
Пора перейти к описанию непосредственному анализу исследований на тему взаимосвязи интеллектуального уровня человека со степенью религиозности. И начать хочется, пожалуй, с самого масштабного исследования в этой отрасли.
.1 Почему либералы и атеисты умнее
Психолог-эволюционист Сатоси Канадзава (Satoshi Kanazawa) из Лондонской школы экономики и политологии при университете Лондона изучил по большой выборке корреляцию между IQ и религиозными и политическими убеждениями.
Он выдвинул гипотезу о том, что люди с более высоким уровнем интеллекта более склонны к тому, чтобы выбирать и поддерживать эволюционно новые взгляды и ценности, чем люди с более низким уровнем интеллекта (к эволюционно новым он относил атеистичность, либеральные политические взгляды и приверженности к моногамии у мужчин). И он дает своей гипотезе обоснование, которое называет “Принципом Саванны”, заключающееся в том, что для человеческого мозга сложно осознавать и адаптироваться в ситуациях, которые не существовали в окружающей среде, в которой изначально существовал человек. То есть исходя из этих сложностей, появляется потребность в поддержке/покровительстве и т.п. неких “высших сил”.
Та часть исследования, которая касалась политических взглядов и моногамии у мужчин, в данном анализе рассматриваться не будет.
В первой волне исследований участвовало 20 745 американских школьников 7-12 классов в 1994-1995 годах, вторая волна прошла через год (1996), но ее данные в данном исследовании не учитывались, затем в третьей волне в 2001-2002 годах участвовало 15 197 из тех, что участвовали в исследовании в 1994-1995 годах. Данные по религиозным убеждениям, были получены посредством опросника национального исследования подросткового здоровья (Add Health), который заполнялся каждым участником индивидуально на дому на принесенном экспериментатором компьютере и в первой, и в третьей волне. Эти опросники содержали вопросы, затрагивающие практически все стороны жизни (общий уровень здоровья, отношения в семье, о друзьях, о взглядах на политику, самоопределение и т.д.). Данные по уровню IQ были получены при помощи проведения теста PPVT (Peabody Picture Vocabulary Test) - тест на вербальный интеллект, который исследователи в данном случае сочли эквивалентным тесту на общий интеллект. Тест на IQ проходил лишь единожды в первой волне исследований, когда испытуемые были еще школьниками, повторно в третьей волне он не проводился, американские школьники проходили его в своих школах на компьютерах, кураторство этого процесса было передано директорам школ.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу. Было обнаружено, что респонденты, относившие себя во взрослые годы к атеистам, в среднем показывали в подростковом возрасте IQ 103 балла, тогда как среди религиозных людей этот показатель составлял 97 баллов. Разница в IQ статистически достоверная, но не слишком большая - 6-11 баллов [14].
Результаты статического анализа сведены в графике (см. Приложение №1).
Если рассматривать угрозы валидности данного исследование, то необходимо начать с конструктной:
)Недостаток репрезентативности независимой переменной (балл теста на IQ (PPVT)): нет логичного обоснования, почему тест на вербальный интеллект, который по теории множественного интеллекта Гарднера отвечает главным образом за словарный запас, оперирование языком и речью [2], в данном случае является эквивалентным тесту на общий интеллект;
)Недостаток репрезентативности зависимой переменной: опросники, предлагаемые респондентам, включали лишь один вопрос относительно религиозности - этого недостаточно, чтобы полностью достоверно оценить картину, так как это показывает лишь отношение, но никаким образом не сообщает о степени религиозного поведения, выполнения ритуалов и т.п.;
)Недостаток силы воздействия независимой переменной: так как тест на IQ подростки проходили в школе, нельзя исключать возможности того, что кто-то «сжульничал», подглядев у соседа, кто-то выполнял тест «пальцем в небо», что свойственно подростам, то есть результаты теста могли абсолютно не отражать подлинного уровня интеллекта.
Теперь необходимо рассмотреть угрозы внутренней валидности:
Во-первых, произошел значительный отсев испытуемых в ходе исследования: от изначальной выборки в 20 745 человек осталось 15 197, то есть отсев оказался больше ¼ первоначальной выборки.
Во-вторых, нельзя не обратить внимание на угрозу развития, поскольку между первой и третьей волнами прошло 6-7 лет, многое в жизни тех людей могло измениться, могло измениться мировоззрение, мог произойти значительный личностный рост, и уровень интеллекта тоже мог измениться.
В-третьих, эффект фона: когда школьники заполняли тесты они не были изолированы друг от друга или от учителей.
Говоря об угрозе внешней валидности, здесь крайне нерепрезентативная выборка, школьники 7-12 классов, по которой некорректно экстраполировать результаты на генеральную совокупность.
Увеличить же валидность данного исследования можно несколькими путями:
)Модификация данных или использование других методик для измерения как независимой, так и зависимой переменных;
)Сокращение времени исследования - нет необходимости делать промежуток в 6-7 лет, между замерами интеллекта и религиозности;
)Проведение исследования на более репрезентативной выборке - участие в исследовании людей разных возрастов, национальностей, социальных слоев.
.2 Взаимосвязь между интеллектом и разными сторонами религиозной веры
В 2011 году Г. Льюис, С. Ричи и Т. Бэйтс, изучив предыдущие исследования, касавшиеся взаимосвязи интеллекта с религиозностью и открытостью человека, провели собственное на основе большой выборки среди американских взрослых.
Они выдвинули ряд гипотез:
)Интеллект будет одинаково коррелировать с фундаментализмом, религиозной идентификацией и частной религиозной практикой;
)Отсутствие значимой связи между интеллектом и духовностью;
)Наличие положительной корреляции открытости с духовностью и отрицательной ее корреляции с фундаментализмом, религиозной идентификацией и частной религиозной практикой.
Выборка составляла 2307 человек: 1035 мужчин (средний возраст 48,49 лет), 1262 женщины (средний возраст 47,87 лет) и 10 человек, не указавших свой пол (средний возраст 43,30 года), которых исследовали на предмет религиозности, когнитивных способностей/интеллекта и «открытости». По расовой принадлежности: 92,3% белых людей, 3,4% афроамериканцев, 1,3% коренных американцев, 0,5% лиц азиатской расы и 2,5% лиц, указавших свою расу как “другую”. Из выборки были исключены результаты лиц нехристианских конфессий (<100 человек). Почти все участники определили свою принадлежность к христианской религии, за исключение 3,2%, которые определили себя к атеистам и агностикам, еще 11,4%, сообщивших, что не имеют никаких религиозных предпочтений.
Для оценки уровня религиозности по каждому из показателей (внимательность к людям, духовность, религиозная поддержка, религиозная идентификация, частная религиозная практика, фундаментализм) испытуемым было предложены 4- и 5-балльные шкалы Лайкерта, по нескольку вопросов на каждый показатель. Открытость также измерялась при помощи шкалы Лайкерта, на которой испытуемый должен был оценить, в какой степени его характеризует приведенное прилагательное из списка: творческий, изобретательный, умный, любопытный, терпимый, искушенный, авантюрный.
В качестве маркера общего интеллекта, использовался составной показатель из пяти суб-тестов. Общая составная оценка была рассчитана как среднее Z-оценки для следующих подтестах: сумма немедленного и отсроченного испытаний, объем рабочей памяти, беглость речи, индуктивного рассуждения и скорость обработки. Общая оценка была рассчитана только для случаев со всеми выполненными тестам. Составная общая оценка была стандартизирована на Z-оценку.
Согласно результатам данного исследования, интеллект имеет существенную отрицательную корреляционную связь с пятью из шести сторон религиозности, наибольший коэффициент был выявлен у фундаментализма (β = -.13). При наличии достаточно большой выборки, 2307 человек, наблюдаемый эффект является слабым, и едва ли его можно принимать за действительно значимый [15].
Результаты регрессионного статистического анализа приведены в таблице (см. Приложение №2).
Анализируя данное исследование, необходимо отметить, что авторы, изучив предыдущие исследования и учтя ошибки, допущенные в них, спланировали его качественно с точки зрения угроз конструктной валидности: как независимая, так и зависимая переменные являются вполне репрезентативными, то есть инструментарии, выбранные для регистрации показателей интеллекта и религиозности, являются адекватными, потому как в расчет берутся как разные виды интеллекта и его проявления, так и разные стороны религиозности; воздействие независимой переменной так валидно, так как каждый испытуемые выполнял тесты и заполнял опросники индивидуально.
То, что касается угроз внутренней валидости, то необходимо сказать о невозможности контроля за регрессией к среднему в опросниках на уровень религиозности, однако при регистрации этого конструкта избежать подобного вида угроз весьма сложно.
Относительно внешней валидности, недочетом является то, что нет сведений о том, каков был диапазон возрастов испытуемых (есть информации только о среднем возрасте у испытуемых каждого пола), и о том, каким образом была сформирована выборка, то есть по данным представленным в исследовании нет возможности судить о репрезентативности выборки, хотя она является довольно большой и разнородной, однако можно сказать о репрезентативности исследовательского контекста, так как экспериментальное воздействие и вовсе отсутствовало, но тем не менее нельзя с уверенность сказать о возможности экстраполяции результатов, поскольку нет данных о формировании выборки. выборка в 2307 человек является весьма репрезентативной, учитывая, что участие принимали и мужчины, и женщины, представители разных рас, однако невозможно сделать вывод о разнородности возраста испытуемых, поскольку не был указан его диапазон, а только средний возраст.
.3 Исследование среднего уровня интеллекта в 137 странах
Р. Линн, Дж. Харви и Г. Ниборг на основании результатов ранее проведенных исследований решили провести сравнительный анализ связи среднего уровня интеллекта у жителей разных стран с их уровнем религиозности.
В исследовании проверялись наличия доказательств нескольких высказываний:
) между уровнем интеллекта и...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности

Реферат: Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации личности у студентов ВУЗа

Дипломная работа: Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов факультета психология

Домашняя работа: Анализ кандидата на профессию пилота

Реферат: Взаимосвязь удовлетворенности семейно-брачными отношениями с установками семейной пары