Реферат: Взаимосвязь субъективной витальности и уровня личностной тревожности

В настоящее время влияние тревожности на различные аспекты жизни индивида стало предметом междисциплинарного изучения. Каждому человеку знакомы те или иные формы проявления тревожности: начиная от ситуативной тревожности, которая может длиться несколько мгновений, заканчивая серьезными тревожными расстройствами, сопровождающими личность на всем жизненном пути.

Дата добавления на сайт: 26 сентября 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь субъективной витальности и уровня личностной тревожности':


Содержание
Введение
1. Взаимосвязь субъективной витальности и уровня личностной тревожности
1. Тревожность как предмет психологического изучения
1.1 История термина в рамках философии и культуры
1.2 Взгляды психологических подходов на страх и тревожность
1.3 Субъективная витальность: история и современные исследования
1.3.1 История понятия и развитие
1.3.2 Современные исследования субъективной витальности
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня субъективной витальности и личностной тревожности
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В настоящее время влияние тревожности на различные аспекты жизни индивида стало предметом междисциплинарного изучения. Каждому человеку знакомы те или иные формы проявления тревожности: начиная от ситуативной тревожности, которая может длиться несколько мгновений, заканчивая серьезными тревожными расстройствами, сопровождающими личность на всем жизненном пути.
В современной науке существует множество исследований, обращенных к проблеме тревожности, факторов ее появления и проявлений, но на настоящий момент нет единого мнения о ее природе и предназначении. Тревожность используется как показатель в исследованиях психологии, медицины, социологии, но ее роль в тех или иных процессах оценивается по-разному: тревожность служит показателем эмоционального неблагополучия, используется в качестве проявления или побочного эффекта проблем со здоровьем и отсутствия благополучия в жизни и т.д. Большой интерес к личностной тревожности проявляют исследователи психологии и медицины, как к одному из показателей психологических или физиологических расстройств и субъективного благополучия.
Многие авторы трактуют тревожность как эмоциональное переживание, которое связано с ожиданием или предчувствием опасности, возможного нарушения благополучия или даже разрушением личности. Выделяют два типа тревожности: ситуативную и личностную. Данная работа обращается к исследованию личностной тревожности, которая является личностной характеристикой. В исследованиях они фигурирует как фактор снижающий продуктивность, мотивацию, субъективное благополучие, но в тоже время она изучается как возможный инструмент для мобилизации организма, повышения активности и как часть необходимого для выживания инструментария. Таким образом она выступает в роли положительного и отрицательного конструкта одновременно.
Если говорить об исследованиях тревожности в рамках изучения субъективного благополучия, то нередко в них фигурирует субъективная витальность, как одна из составляющих этого благополучия. Субъективная витальность отражает индивидуальное ощущение психофизической энергии. При достаточном уровне витальности личность полна энтузиазма, энергичности и жизненных сил.
Тревожность зачастую в исследованиях фигурирует как фактор снижения уровня витальности. В то же время существуют теории, которые говорят об оптимальном уровне тревожности, помогающем мобилизовать силы, активизировать деятельность на преодоление стрессовой ситуации и достижение результата. Данная работа направлена на разрешение этого противоречия, что и является основной рассматриваемой проблемой.
Актуальность данной работы заключается в более детальном теоретическом и обособленным от других конструктов эмпирическом анализе взаимосвязи субъективной витальности и личностной тревожности. Так как субъективная витальность является недостаточно изучена как отдельный конструкт, поэтому проведение исследований, включающих ее, будут важным вкладом в формирование теоретической базы. Возможно, дальнейшее накопление данных позволит перенести витальность в использование в практической психологии, в т. ч. консультировании. Работа с таким конструктом даст возможность создавать дополнительные методы поддерживающей терапии для людей, склонных к депрессивным и тревожным расстройствам.
Цель работы заключается в изучении характера взаимосвязи этих двух конструктов и возможных теоретических аспектах этой взаимосвязи.
На основе поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.Теоретические задачи:
a.Проведение теоретического анализа истории развития концепций тревоги и тревожности;
b.Провести анализ теории субъективной витальности;
2.Методологические задачи:
a.Подбор релевантных методик для изучения выделяемых в теоретической части феноменов;
3.Эмпирические задачи:.Проведение исследования;
b.Проверка гипотез на основании полученных данных.
Объектом исследования являются индивиды с различными уровнями личностной тревожности.
Предмет исследования - взаимосвязь субъективной витальности и уровня личностной тревожности.
В качестве основной гипотезы выступает предположение о наличии функциональной связи между уровнем личностной тревожности и субъективной витальностью, а именно: уровень витальности при среднем уровне тревожности будет выше, чем при низком и высоком уровне личностной тревожности.
Структура текста: количество основных разделов текста; его общий объем (в страницах); количество таблиц, схем, рисунков и пр.; количество источников использованной литературы (отдельно на русском языке и на иностранных языках); число приложений и т.д.
1. Взаимосвязь субъективной витальности и уровня личностной тревожности
Тревога в различных ее проявлениях является одним из главных запросов в психологической и психиатрической практике. Когда тревожность, будь то ситуативная или личностная, становится частым явлением в жизни индивида, то ежедневная деятельность может стать сложной для выполнения или вообще невозможной. Таким образом наличие тревожности может привести к снижению психологического, соматического и социального благополучия. Каждое направление психологии уделяет внимание тревожности как фактору неблагополучия личности. Различные подходы по-разному смотрят на феномен тревожности, на его предикторы и последствия, но все ни сходятся в том, что с данным конструктом необходимо проводить деликатную и тщательную работу, ведь она может быть началом или источником подавленного состояния, апатии, дезадаптации, депрессии и т.д. Во многих исследованиях тревожность является одним из критериев для определения сниженного уровня благополучия индивида, будь то неудовлетворение базовых потребностей или же внутренние неразрешимые конфликты и ситуации сложного выбора.
Субъективная витальность используется при определении уровня жизни, здоровья и психического и физического состояния индивида. По сути, субъективная витальность является личностным ресурсом для физической и психической деятельности человека, который может подвергаться различным изменениям целенаправленно или по неподвластным индивиду обстоятельствам. Работа с этим конструктом может быть полезной для людей, которые нуждаются во внутренней энергии, необходимой для разрешения конфликтов и сложных жизненных ситуаций. Но случается так, что некоторые черты личности могут быть факторами понижения субъективной витальности и могут привести к истощению этого ресурса.
1. Тревожность как предмет психологического изучения
1.1 История термина в рамках философии и культуры
До появления психологических теорий и психологии как науки природу страхов, в т. ч. и тревожности, занимались философы. С античных времен одной из наиболее волнующих тем для человечества был страх смерти: его природа, его влияние на жизнь и его преодоление. Мыслители с давних времен старались объяснить причины этого чувства, этих мук перед лицом неизвестности и неизведанности будущего. Идеи о бессмертии души являлись способом преодолеть этот страх. Платон говорил о том, что душа после смерти попадает в блаженное место или же возрождается в новой жизни по причине неправедного сущетсвования в облике человека. Демокрит считал жизнь конечной, но у души есть бессмертне атомы, которые могут переселяться. Эпикур говорил о том, что человек не может быть счастлив, если его жизнь полна страхов о будущем, жизни и смерти, и цель философии - освобождение от этих страхов, ведь душа смертна и беспокоится о том, что будет после смерти, лишь мешает нам наслаждаться жизнью. Тит Лукреций Кар продолжает идеи Эпикура и говорит не только о тщетности страха смерти, но и о бесполезности страха перед богами, который заставляет с ужасом ожидать нового рока за проступки, терпеть мучения всю жизнь за злодеяния и ожидать после смерти еще больших страданий. В своей поэме "О природе вещей" он сравнивает страдания известных мифологических героев с реальными бесцельными, на его взгляд, переживаниями в реальной жизни: Тантал - страх божественнного наказания, Титий - это влюбленный, которого мучает тревога и терзают страсти; Кербер, Фурий и Тартар - это провинившиеся, ожидающие наказания во время жизни или после смерти и проживающие свою жизнь погруженными в эти бесконечные тревоги и страдания [Тит лукреций]. Стоики выделяли страх как один из четырех аффектов и даже выделили некоторую классификацию страхов.
В средневековье страх рассматривался в теологической парадигме. Один тип страха появлялся как следствие грехов (уныние, неверие, тщеславие, гордыня), а другой в какой-то мере защищал верующего от грехопадения - "страх Божий". В эпоху Средневековья социальные рамки, которые задавала церковь и правительство, были важнейшими в формировании личности и регулировании ее общественного поведения. С одной стороны это сдерживало жестокость и способствовало развитию общественных норм и установлению порядка в обществе, в то же время общество было достаточно далеко от культуры индивидуализма и ее ценностей. Сильные давлеющие рамки и нарастающий страх и тревога перед всем неизвестным привели к тому, что весь уклад и правила общественной жизни стали несовпадать с реальной жизнью и сильно сковывали какое-либо дальнейшее движение развития человечества.
Эпоха Возрождения характеризовалась этим качественным переходм к индивидуальному миру личности. Это выражалось в культуре, науке и искусстве. Все обращается к внутреннему и внешенему миру личности: искусство тщательнее прорабатывает главных персонажей произведений, наука обращается к устройству организма и психики, общая культура способствует тому, что человек должен развиваться и проявлять себя с разных сторон. Акцентуация на развитии сильной личности привело к тому, что в обществе начали зарождаться соревнования между индивидами внутри групп, а не только межгрупповые. Такое соревнование, по мнению Р. Мейя, стало основой для формирования новых тревог и страхов: страха быть неуспешным, проиграть, страха перед будущим. Этот страх сохраняется до современного мира и все сильнее сковывает личность перед лицом неудачи. Тревога постепенно переходит в перманентную характеристику, так как состояние соревнования сопровождает личность в ежедневных процессах.
В Новое время философы продолжали размышлять над проблемой тревоги и страха. Появилось несколько точек зрения и подходов к ней. Стремление разрешить психофозическую проблему долгое время влияли на желание философов механизировать психологический мир, рационализировать эмоции и доказать, что они подвластны абсолютному контролю. Спиноза, как один из влиятельных философов, в своих работах затрагивал проблему страха. Для него страх есть ожидание неприятных ощущений и страданий, которые могут появится в жизни и сопровождаются неуверенностью и неопределенностью. Он считал, что страх можно победить лишь разумом, Паскаль же отмечал, что невозможно познать природу страха, так как он является частью эмоциональных переживаний.
Т. Гоббс создал свою концепцию страха, феномену которого посвятил часть своих работ. Страх, по его мнению, есть "любое предвидение будущего зла". Страх запускает процесс рассуждений, стимулирует работу рационального начала человека, работа которого должна привести к избежанию негативных последствий ситуации и/или достижения желаемого. Но если страх соединяется с неведением или незнанием, то он может породить суеверия и илюзии. Таким образом он выделил следующие виды страха: страх смерти, страх перед неизведанными силами и страх наказания.
По мнению Дж. Локка, страх возникает в ответ на мысли о будущем, которое, вероятно, несет беды. Сам же страх побуждает личность преодолевать эти беды и зло будущего.
Накопленные страхи перед неизвестной и могущественной природой было целью эпохи Просвещения. Стремительно развивающиеся науки пытались развинитить мифы о всемогуществе природы и ее божественного происхождения. Но у человека зарождается внутренний страх, боязнь самого себя. Функция этого страха - формирвание благочестивого человека, соблюдающего все нормы своего времени. Одним из самых влиятельных взглядов на страх и тревогу принадлежит экзистенциальной философии.С. Кьеркегор разделил страх предметный и беспредметный. Он говорит о том, что страх субъективен и во многом является отражением личности, которая его испытывает. Он связывает страх с первородным грехом, с переживанием которого рождаетсся человек. Сам экзистенциализм обращен к конечности существования, ответственность за которое каждый индивид берет на себя. В течение жизни человек испытывает страх и вину, и, по мнению Хайдеггера, человеку необходимо этот страх принять, чтобы подлинно прожить свою жизнь. Развитие экзистенциализма в 20-м веке сопровождалось развитием новых страхов и формированием тревог у человечества, которые были связаны с реальными, потенциальными и выдуманными угрозами жизни. Такое внешнее давление усилило тревогу и увеличило количество неврозов и психологических отклонений, что и послужило основным толчком в развитие взглядов на тревогу и тревожность медицины и психологии.
Культура и общество являлась источником страхов и тревог, а также знаний о них. Представления философов и мыслителей отражали социальный, культурный и религиозный аспект жизни человечества. Наличие того или иного признака эпохи служило и главным источником, и главным отражением страхов для личности. Взгляды философов и деятелей науки позволяют разобраться в современной им эпохе и проследить развитие человечества как способ преодоления и перенаправления этих страхов.
1.2 Взгляды психологических подходов на страх и тревожность
Тревожность является разносторонним конструктом, который различные дисциплины и подходы видят по-разному. Не существует четкой классификации, истории происхождения, критериев оценки, которые бы удовлетворяли всех исследователей и практиков. Если отвлечься от размышлений философов, медиков и биологов на этиологию тревоги и тревожности и рассмотреть проблему тревоги в рамках психологии, то стоить начать с теории психоанализа. З. Фрейд проявлял особый интерес к проблеме тревоги, поэтому в своих исследованиях пытался раскрыть ее происхождение, и в рамках психодинамической теории. З. Фрейд менял свои взгляды на природу тревоги. В ранних работах он говорит о тревоге как о симптомокомплексе "невроза тревоги". Основой для формирования такого невроза является трансформация сексуального возбуждения, которое встречается с сопротивлением психического и не имеет адекватной разрядки.З. Фрейд в своей работе "" особенно отмечает как причину или основу для развития "невроза тревоги" coitus interruptus, но так как у женщин формируется такой же невроз, он предполагает, что тревога соответствует накопленному напряжению соматического происхождения, т. е "механизм невроза тревоги следует искать в отклонении соматического сексуального возбуждения от психики и как следствие в ненормальном использовании этого возбуждения" [Фрейд, 2006]. В такой ситуации, по мнению психоаналитика, психика становится неспособной к устранению такого возбуждения, и оно переходит вовне. С 1926 З. Фрейд меняет свой взгляд на тревогу и ее происхождение, в последствие отказываясь от идеи преобразованного либидо. Он выделяет два типа тревоги:
oреалистичная тревога, по мнению автора, является врожденными механизмом, который приобретает объекты в течение обучения. Данный тип тревоги связан с реальными травматическими переживаниями;
oневротическая является ответом на внутренние инстинктивные импульсы, внутренние опасности и сигналом Эго об опасности, которая может появиться.
В своей поздней теории тревоги З. Фрейд главными источниками тревоги считает травму рождения, процесс отделения от матери и страх кастрации, которые являются прототипами дальнейших переживаний различных опасных для жизни ситуаций. Теперь либидо в его теории не играет ведущую роль в формировании тревоги, скорее сексуальная энергия служит ресурсом для преодоления опасностей, причем, внешних. Тревога является неким предупреждением об опасной ситуации во внешнем мире. В то же время в поздних работах не удается точно определить, к какой структуре психики он относит тревогу и в ответ на какие процессы она образуется.
Ученики и последователи З. Фрейда продолжали работу по изучению тревоги и страхов, развивая его идеи или внося свои собственные взгляды.
О. Ранк особое внимание уделяет травме рождения, которая является одной из первых ситуаций "отделения" человека, которая дает возможность развития автономии личности. Тревога сопровождает все процессы "отделения" и расставания человека с чем-либо ценным и значимым в конкретный период его развития. Он говорит о том, что свой первый страх человек испытывает во время рождения по причине полного отделения от матери. После этого внутренний страх по мере взросления обретает внешние объекты. Момент перед установлением связи внутреннего страха с внешним миром и является для него первичной тревогой, которое он обозначает как "недифференцированное ощущение опасности". В его работах нет слова тревога, он выделяет лишь различные типы страха: страх жизни и смерти, дифференцированный и недифференцированный страх. Под страхом жизни он понимает тревогу, которая возникает при появлении новых возможностей для индивидуации и автономной деятельности. Страх смерти есть тревога, возникающая в ситуациях, которые могут привести к потере независимости личности и к нежелательной интеграции с другим целым. З. Фрейд не поддерживал его идеи о прямой связи травмы рождения и тревогой, но и не отрицал, что сам процесс отделения от матери является травмирующим для личности из-за страха потерять мать и близость с ней. Дж. Боулби придерживается более компромиссного взгляда на проблему тревоги, отмечая важность отношений и взаимодействия с матерью, в котором всегда присутствует опасение потерять ее.
Г.С. Салливан подчеркивает важность социальной среды, интерперсонального взаимодействия, нежели сепарации с матерью в процессе формировании тревоги. Тревога есть страх неодобрения со стороны значимых других. В общении с матерью закладываются первые черты тревоги и неуверенности, которые в дальнейшем будут основой формирования Я личности. Это Я и будет являться средством преодоления тревоги и поддерживания безопасности.
К. Хорни, в отличие от З. Фрейда, говорит о первоочередности тревоги в процессе формирования психологических отклонений. Она вводит понятие базальной (базовой) тревоги, которая, по ее...

Похожие материалы:

Реферат: Взаимосвязь уровня тревожности и его статусного положения в группе

Реферат: Взаимосвязь уровневых характеристик памяти и тревожности у школьников

Курсовая работа: Взаимосвязь самосознания и уровня толерантности в юношеском возрасте

Реферат: Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков

Курсовая работа: Влияние уровня тревожности на склонность руководителя к риску