Реферат: Медико-социальная экспертиза степени утраты трудоспособности
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие медико-социальной экспертизы степени утраты трудоспособности
Глава 2. Нормативная база проведения медико-социальной экспертизы
Заключение
Список литературы
Дата добавления на сайт: 12 января 2025
Скачать работу 'Медико-социальная экспертиза степени утраты трудоспособности':
Медико-социальная экспертиза степени утраты трудоспособности
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие медико-социальной экспертизы степени утраты трудоспособности
Глава 2. Нормативная база проведения медико-социальной экспертизы
Заключение
Список литературы
Введение
С переходом Российского государства к рыночной экономике произошли значительные изменения в его социальной политике. Разработаны и приняты федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в социальной сфере, возросла роль органов социальной защиты населения, изменились их структура, характер деятельности. Все сотрудники организаций имеют гарантированное государством право на оказание квалифицированной медико-социальной помощи. В том числе она осуществляется посредством проведения медико-социальной экспертиз.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ \"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации\" медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев.
От правильности определения причинной связи заболеваний, травм и увечий во многом зависит и выплата страховых сумм. Действующим законодательством определение причины инвалидности возложено на бюро медико-социальной экспертизы, подчиненные органам социальной защиты населения Российской Федерации. Это определяет актуальность темы работы.
Целью работы будет исследование института Медико-социальной экспертизы степени утраты трудоспособности.
Для этого мы решим ряд задач:
проанализируем понятие медико-социальной экспертизы степени утраты трудоспособности;
исследуем нормативную базу медико-социальной экспертизы степени утраты трудоспособности.
Глава 1. Понятие медико-социальной экспертизы степени утраты трудоспособности
По данным статистики в России проживает 13.02 млн. инвалидов. Из них инвалидов пенсионного возраста - 65%, трудоспособного возраста - 30.5%, инвалидов-детей - 4.5%. В 2008 году Россией была подписана Конвенция ООН «О правах инвалидов».
Установление инвалидности и определение ее степени - это государственная услуга оказываемая учреждениями МСЭ.
Медико-социальная экспертиза (далее - МСЭ) в Российской Федерации является одним из видов медицинской экспертизы, устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, определяет виды, объем, сроки проведения реабилитации, меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. Вопросы МСЭ урегулированы Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.
Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Полномочия по организации деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ возложены на ФМБА России.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.12.2004 № 805 “О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы” к федеральным государственным учреждениям МСЭ относятся находящиеся в ведении ФМБА России Федеральное бюро МСЭ, главные бюро МСЭ по соответствующему субъекту РФ, имеющие филиалы - бюро МСЭ в городах и районах, и главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий.
Бюро выполняет следующие функции:
) проводит освидетельствование граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности;
) разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
) устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности;
) определяет степень утраты профессиональной трудоспособности;
) определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
) дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;
) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
) формирует в рамках обслуживаемой территории банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
) представляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста.
Главное бюро выполняет следующие функции:
) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения бюро;
) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;
) проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования, в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала;
) дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;
) формирует в рамках обслуживаемой территории банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
) координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории;
) в случае проведения освидетельствования:
разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности;
определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);
) определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.
Федеральное бюро выполняет следующие функции:
) обеспечивает предоставление всем гражданам равных возможностей для прохождения ими освидетельствования в целях признания инвалидом в соответствии с комментируемым Законом;
) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения главных бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения главных бюро;
) проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения главных бюро;
) проводит освидетельствование граждан по направлению главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования;
) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в главных бюро, и при наличии достаточных оснований изменяет либо отменяет решения главных бюро;
) осуществляет комплексную реабилитационно-экспертную диагностику с применением новейших технологий, результатов научных разработок в целях определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;
) проводит по поручению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации научные исследования в установленной сфере деятельности;
) осуществляет мероприятия по повышению квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы;
) оказывает методологическую и организационно-методическую помощь главным бюро и бюро в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение указанных рекомендаций, а также законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;
) формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов;
) принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и вносит предложения по разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов;
) вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения о внедрении в практику результатов научных разработок, новых технологий реабилитационно-экспертной диагностики, передового опыта главных бюро, а также реализации программ по различным направлениям медико-социальной экспертизы;
) вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения по формированию государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-социальной экспертизе.
После освидетельствования в бюро МСЭ и определения медицинских показаний инвалиду выдается соответствующий документ (справка).
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:
степень - незначительные нарушения,
степень - умеренные нарушения,
степень - выраженные нарушения,
степень - значительно выраженные нарушения.
В зависимости от степени выраженности заболевания и тех ограничений, которые заболевание накладывает на жизнедеятельность из-за полученного расстройства функций организма, гражданину может быть установлена I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория \"ребенок-инвалид\".
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
Категория \"ребенок-инвалид\" устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
Категория \"ребенок-инвалид\" сроком на 5 лет устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза.
Применение предусмотренной МКФ классификации функций и структур организма, активности и участия, в том числе по степени выраженности, а также факторов окружающей среды, позволяет с высокой степенью достоверности и объективности оценивать функциональное здоровье индивида с биологической, психологической и социальной точки зрения и определять его нуждаемость в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию.
Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности выносится экспертной комиссией, состоящей из специалистов, простым большинством голосов. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, или его законному представителю руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, принимающих это решение.
Глава 2. Нормативная база проведения медико-социальной экспертизы
Нормативной базой проведения медико-социальной экспертизы утраты работоспособности являются как нормативные акты Российской Федерации, так и международные правовые акты.
Документами, определяющими методологическое и теоретико-практическое развитие системы МСЭ России, являются следующие:
Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.);
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г., распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р;
Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (2010 г.);
освидетельствование населения страны с учетом международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (2001 г.);
Национальные стандарты в области МСЭ;
Административные регламенты в области МСЭ;
Государственная услуга МСЭ в электронном виде;
Государственная программа Российской Федерации \"Доступная среда\" на 2011 - 2015 гг., Постановление Правительства РФ 17 марта 2011 г. N 175;
проект Федерального закона от 28 июня 2011 г. \"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов\".
Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. и подписанная Российской Федерацией 24 сентября 2008 г., устанавливает международные обязательства государств-участников в области реабилитации инвалидов, предусматривающие осуществление мер по предоставлению инвалидам возможностей для достижения и сохранения максимальной независимости, реализации физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни общества, - путем организации, укрепления и расширения комплексных реабилитационных услуг и программ. Целью Конвенции является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. Инвалидность признается как составная часть соответствующей стратегии устойчивого развития.
Организационное и институциональное совершенствование систем МСЭ и реабилитации инвалидов является одним из основных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция совершенствования государственной системы МСЭ и реабилитации инвалидов, которая определяет цели, задачи, основные направления и этапы совершенствования государственной системы МСЭ и реабилитации инвалидов, с учетом достигнутого уровня ее развития, национальных и международных обязательств Российской Федерации, отечественного и зарубежного опыта, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее - МКФ). Целями Концепции являются повышение объективности, доступности и эффективности экспертных и реабилитационных мероприятий в целях обеспечения соответствия принципов и механизмов их осуществления требованиям Конвенции ООН о правах инвалидов.
Так же предоставление услуг по медико-социальной экспертизе регламентированы:
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ \"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации\";
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ \"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний\";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 \"Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний\" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 43, ст. 4247; 2005, N 7, ст. 560);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 \"О порядке и условиях признания лица инвалидом\" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 9, ст. 1018; 2008, N 15, ст. 1554; 2010, N 2, ст. 184);
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2009 г. N 906н \"Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы\" (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2009 г. N 15899);
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1013н \"Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы\" (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2010 г. N 16603);
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2010 г. N 1031н \"О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления\" (зарегистрирован Минюстом России 20 января 2011 г. N 19539).
Приказом правительства РФ от 11 апреля 2011 г. N 295н «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» утверждены основные положения деятельности служб медико-социальной экспертизы по обслуживанию населения в указанной сфере.
В том числе:
.Утвержден стандарт оказания услуг по медико-социальной экспертизе, в том числе определены получатель указанной услуги и организации, которые ее оказывают, результаты и сроки проведения МСЭ, перечень документов, необходимых для проведения МСЭ и т.д.
.Положение установлено, что оснований для отказа в оказании услуги нет, кроме случаев представления неполного пакета документов.
.Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме.
.Порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц.
В феврале 2012 года Правительством РФ принято Постановление, которое продлевает сроки переосвидетельствования инвалидности детям с различными видами лейкозов. Сделали так, что после первого освидетельствования ребенок повторно должен будет пройти его через год, и при достижении первой ремиссии инвалидность ребенку устанавливается на 5 лет. При рецидивирующих и осложненных формах лейкозов по истечению 6 лет инвалидность ребенку продлевается до достижения возраста 18 лет.
Также в феврале 2012 года были внесены изменения в законодательство, которые обеспечивают, инвалидов на право на работу, при наличии такого желания, вне зависимости от группы инвалидности.
Улучшилось обеспечение инвалидов техническими средствами - инвалидными колясками. В 2011 году по данным Минсоцразвития 98% инвалидов было обеспечено средствами реабилитации.
В 2008 году отдельным группам инвалидов, инвалидность устанавливалась без указания срока переосвидетельствования. Это касается таких заболеваний, как дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма. (Таких как дефекты верхних и нижних конечностей, полная слепоглухота, врожденные аномалии развития костно-мышечной системы с выраженными стойкими нарушениями функции опоры, наследственные прогрессирующие нервно-мышечные заболевания и другие согласно Постановлению Правительства РФ №247 от 7 апреля 2008 года).
Таким образом, в Российской Федерации сформированы международные и отечественные законодательные и нормативные документы, которые регламентируют государственной системы МСЭ России.
Заключение
социальный экспертиза утрата работоспособность
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы
В соответствии с Постановлением от 20 февраля 2006 г. N 95 “О порядке и условиях признания лица инвалидом“, основаниями для признания гражданина инвалидом являются:
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
Для признания инвалидности в первую очередь обращаются к лечащему врачу по месту жительства. Если основания для оформления инвалидности имеются, врач дает направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Также в некоторых случаях на основании справок, подтверждающих медицинские показания к оформлению инвалидности, направление на МСЭ может дать орган социальной защиты населения (по месту жительства).
Медико-социальная экспертиза гражданина производится в государственном или муниципальном лечебно-профилактическом учреждении здравоохранения по месту его жительства. При невозможности присутствия по состоянию здоровья, медико-социальная экспертиза может проводиться на дому (или в стационаре), где гражданин находится на лечении Также МСЭ может быть проведена заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия законного представителя лица, которое должно быть признано инвалидом.
Исходя из степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицо может быть признано инвалидом I, II или III группы и установлена степень ограничения способности к трудовой деятельности. Детям в возрасте до 18 лет устанавливается категория “ребенок-инвалид”.
Если бюро МСЭ признало гражданина инвалидом, ему выдаются два документа:
справка, подтверждающая факт установления инвалидности, которая содержит дату назначения инвалидности, а также дату проведения следующей медэкспертизы (в случае, если инвалидность не бессрочная);
индивидуальная программа реабилитации.
Список литературы
.Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013) \"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации\"//опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 03.07.2013
2.Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 04.09.2012) \"О порядке и условиях признания лица инвалидом\"// Собрание законодательства РФ\", 27.02.2006, N 9, ст. 1018
.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009 N 906н \"Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»// опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 03.07.2013
.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н \"Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы\" опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 03.07.2013
.Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 04.09.2012) \"О порядке и условиях признания лица инвалидом\"// Собрание законодательства РФ\", 27.02.2006, N 9, ст. 1018
.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 N 295н \"Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы\"// (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.07.2011 N 21444)
.http://www.help-patient.ru/oncology/disablement/