Нормативная документация: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.08.2002 N 61 "Об утверждении Инструкции по определению группы инвалидности и Инструкции по определению причины инвалидности

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.08.2002 N 61 "Об утверждении Инструкции по определению группы инвалидности и Инструкции по определению причины инвалидности"

Дата добавления на сайт: 22 марта 2024


Скачать работу 'Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.08.2002 N 61 "Об утверждении Инструкции по определению группы инвалидности и Инструкции по определению причины инвалидности':


Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.08.2002 N 61 "Об утверждении Инструкции по определению группы инвалидности и Инструкции по определению причины инвалидности"
СодержаниеВ соответствии со статьей 49 Закона Республики Беларусь "О здравоохранении" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 24, ст. 290) и во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 2002 г. N 903 "О делегировании полномочий Правительства Республики Беларусь Министерству здравоохранения на принятие (издание) нормативных правовых актов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 78, 5/10734) Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Инструкцию по определению группы инвалидности;
1.2. Инструкцию по определению причины инвалидности.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Министра Колбанова В.В.
Министр Л.А.ПОСТОЯЛКО 
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Министерства
здравоохранения
Республики Беларусь
12.08.2002 N 61
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ
Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:
инвалид - лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите;
инвалидность - социальная недостаточность, обусловленная нарушением здоровья (заболеванием, травмой, анатомическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты;
жизнедеятельность - повседневная деятельность, способность организма осуществлять деятельность способом и в рамках, обычных для человека;
ограничение жизнедеятельности - невозможность выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека, что воздвигает барьеры в среде его обитания и ставит в невыгодное положение по сравнению со здоровыми и приводит к социальной недостаточности;
социальная недостаточность (дезадаптация) - неспособность человека (обусловленная нарушением функций и ограничением жизнедеятельности) выполнять обычную для его положения роль в жизни (с учетом возраста, пола, места жительства, образования и другого): неспособность к самостоятельному проживанию, неустановление социальных связей, нуждаемость в помощи других лиц, неспособность к поддержанию экономической независимости, занятиям, присущим человеку (включая профессиональную деятельность); социальная недостаточность создает потребность в социальной защите и является основанием для определения инвалидности;
социальная защита инвалида - система гарантированных государством мер экономического, юридического, социального и другого характера, включая реабилитацию, направленных на устранение барьеров из среды обитания инвалидов и создание им равных со здоровыми возможностей социальной адаптации и интеграции;
профессия - род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта;
квалификация - уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и другое);
должность - служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности;
специальность - совокупность приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида трудовой деятельности в рамках данной профессии;
основная профессия - работа наиболее высокой квалификации или квалифицированная работа, выполняемая более длительное время;
реабилитация - процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости; включает систему медицинских, психологических, социально-экономических, юридических, профессиональных, педагогических и других мероприятий, направленных на устранение и компенсацию ограничений жизнедеятельности и социальную адаптацию инвалида.
2. Категории (критерии) жизнедеятельности - это способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, общению, обучению, выполнению трудовой деятельности:2.1. способность к передвижению - способность эффективно передвигаться в своем окружении (ходить, бегать, преодолевать препятствия, пользоваться личным и общественным транспортом).
Параметры оценки - характер походки, темп передвижения, расстояние, преодолеваемое больным, способность самостоятельно использовать транспорт, нуждаемость в помощи других лиц при передвижении;
2.2. способность к самообслуживанию - способность эффективно выполнять повседневную бытовую деятельность и удовлетворять потребности без помощи других лиц.
Параметры оценки - временные интервалы, через которые возникает нуждаемость в помощи: эпизодическая помощь (реже 1 раза в месяц), регулярная (несколько раз в месяц), постоянная помощь (несколько раз в неделю - регулируемая или несколько раз в день - нерегулируемая помощь);
2.3. способность к ориентации - способность самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, иметь осведомленность об окружающих предметах. Основными системами ориентации являются зрение и слух. Способность к ориентации здесь оценивается при условии нормального состояния психической деятельности и речи.
Параметры оценки - способность различать зрительные образы людей и предметов на увеличивающемся расстоянии и в разных условиях (наличие или отсутствие помех, знакомство с обстановкой); способность различать звуки и устную речь (слуховая ориентация) при отсутствии или наличии помех и степень компенсации нарушения слухового восприятия устной речи другими ее способами (письмо, невербальные формы); необходимость использования технических средств для ориентации и помощи других лиц в разных видах повседневной деятельности (в быту, в учебе, на производстве);
2.4. способность к общению (коммуникативная способность) - способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать привычные общественные взаимоотношения (нарушения общения, связанные с расстройством психической деятельности, здесь не рассматриваются).
Основным средством коммуникации является устная речь, вспомогательным - чтение, письмо, невербальная речь (жестовая, знаковая).
Параметры оценки - характеристика круга лиц, с которыми возможно поддержание контактов, а также нуждаемость в помощи других лиц в процессе обучения и трудовой деятельности;
2.5. способность контролировать свое поведение - способность вести себя в соответствии с морально-этическими и правовыми нормами среды обитания.
Параметры оценки - способность осознавать себя и соблюдать установившиеся общественные нормы, идентифицировать людей и объекты и понимать отношения между ними, правильно воспринимать, интерпретировать и адекватно реагировать на традиционную и необычную ситуацию, соблюдать личную безопасность, личная чистоплотность;
2.6. способность к обучению - способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, формировать навыки и умения (бытовые, культурные, профессиональные и другие) в целенаправленном процессе обучения; способность к профессиональному обучению - способность к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями конкретной профессии.
Параметры оценки - возможность обучения в обычных или специально созданных условиях (специальное учебное заведение или группа, обучение на дому и другое); объем программы, сроки и режим обучения; возможность освоения профессий различного квалификационного уровня или только отдельных видов работ; необходимость использования специальных средств обучения и привлечения помощи других (кроме преподавателя) лиц;
2.7. способность к трудовой деятельности - совокупность физических и духовных возможностей человека, определяемая состоянием здоровья, позволяющая ему заниматься различного рода трудовой деятельностью. Профессиональная трудоспособность - способность человека качественно выполнять работу, предусмотренную конкретной профессией, которая позволяет реализовать трудовую занятость в определенной сфере производства в соответствии с требованиями к содержанию и объему производственной нагрузки, установленному режиму работы и условиям производственной среды.
Параметры оценки - сохранность или утрата профессиональной пригодности, возможность трудовой деятельности в другой профессии, равной по квалификации прежней, оценка допустимого объема работы в своей профессии и должности, возможность трудовой занятости в обычных или специально созданных условиях;
2.8. нарушение профессиональной трудоспособности - самая частая причина социальной недостаточности, может возникать первично, когда другие категории жизнедеятельности не нарушены, или вторично, на основе ограничения жизнедеятельности. Способность к труду в конкретной профессии у инвалидов с ограничением других сторон жизнедеятельности может быть сохранена полностью или частично, либо восстановлена мерами профессиональной реабилитации, и они могут работать в обычных или специально созданных условиях с полной или неполной продолжительностью рабочего времени.
Глава 2 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
3. Медико-реабилитационная экспертная комиссия (далее - МРЭК) проводит медико-социальную экспертизу инвалидности на основе всесторонней оценки состояния здоровья, степени нарушения функций и ограничения жизнедеятельности с учетом психологического статуса и мотиваций освидетельствуемого, социально-средовых и профессиональных факторов.
4. МРЭК при наличии оснований (медицинских показаний) устанавливает ограничение жизнедеятельности больных, причину и время наступления инвалидности, определяет степень потери профессиональной трудоспособности (в процентах), составляет индивидуальные программы реабилитации (далее - ИПР).
5. Нарушения функций и ограничения жизнедеятельности подлежат количественной оценке. В целях ее унификации в оценке разных параметров определяется "функциональный класс" (ФК), ранжированный по 5-балльной шкале (от 0 до 4), принятой за 100%, интервал между баллами составляет 25%: ФК-0 характеризует нормальное состояние параметра; ФК-1 - легкое нарушение функции или критерия жизнедеятельности (от 1 до 25%); ФК-2 - умеренное нарушение (от 26 до 50%); ФК-3 - значительное нарушение (от 51 до 75%); ФК-4 - резкое нарушение вплоть до полной утраты функции или способности (от 76 до 100%).
6. При количественной оценке степени нарушения функции (ее ФК) учитывается эффект компенсации с помощью медикаментозных или технических средств, улучшающих функцию.
7. Состояние жизнедеятельности оценивается по каждому ее критерию в отдельности, так как в ранней стадии болезни может нарушаться только одна способность, которая приводит к социальной недостаточности и необходимости определения инвалидности.
8. Между ФК нарушения и ограничения жизнедеятельности не всегда проявляются прямо пропорциональные отношения, что требует отдельной оценки каждого параметра; выраженность социальных последствий болезни (травмы, дефекты) прямо вытекает из степени ограничения жизнедеятельности.
9. При сохранении профессиональной трудоспособности инвалида или возможности ее восстановления мерами реабилитации МРЭК выносит инвалиду трудовую рекомендацию либо составляет программу профессиональной реабилитации и направляет ее в службу занятости (в организацию).
10. Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает три раздела, отражающие меры медицинской, социально-бытовой и профессиональной реабилитации, каждый из которых направляется для исполнения соответственно в лечебно-профилактическое учреждение, управление (отдел) по труду и социальной защите, управление (отдел) социальной защиты, службу занятости или в организацию. На руки инвалиду МРЭК выдает краткий вариант программы (памятку) с указанием основных мер реабилитации, места и сроков ее проведения, адреса и часов работы учреждения, в которое больной должен обратиться.
11. При очередном переосвидетельствовании инвалида к направлению на МРЭК лечебно-профилактическое учреждение прилагает программу медицинской реабилитации инвалида с отметкой о ее выполнении, оценкой эффективности или указанием причин невыполнения.
Об исполнении программ социально-бытовой и/или профессиональной реабилитации МРЭК уведомляется посредством отрывного талона, содержащегося в соответствующих разделах ИПР, отправляемого после завершения мер реабилитации с отметкой об их выполнении или указанием причин невыполнения.
12. Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III группы - на один год. У инвалидов в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС очередное переосвидетельствование производится через пять лет. У инвалидов в связи с участием в боевых действиях в Афганистане и на территории других государств при первичном освидетельствовании инвалидность устанавливается на 5 лет, при переосвидетельствовании - на общих основаниях.
13. Переосвидетельствование инвалидов проводится по истечении срока инвалидности, заканчивающегося первого числа месяца, следующего за тем, в котором определялась инвалидность.
Переосвидетельствование ранее указанных сроков и при бессрочном определении инвалидности проводится:
при изменении (ухудшении) состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности;
при вскрытии в процессе предварительного расследования фактов противоправных действий (подложные документы, другое).
14. Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается:
женщинам - старше 55 лет, мужчинам старше - 60 лет;
при стойких необратимых морфологических изменениях и нарушениях функций органов и систем организма, невозможности улучшения течения заболевания и социальной адаптации по причине неэффективности проведенных реабилитационных мероприятий (после трех лет наблюдения МРЭК);
при анатомических дефектах, перечисленных в главе 6 настоящей Инструкции.
Глава 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ I ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ
15. Основанием для определения I группы инвалидности является зависимость от постоянной нерегулируемой помощи других лиц вследствие резко выраженного ограничения жизнедеятельности, обусловленного заболеваниями, последствиями травм, тяжелыми комбинированными анатомическими дефектами и приводящего к социальной недостаточности.
16. К резко выраженным ограничениям жизнедеятельности (ФК-4) относятся:
16.1. резкое нарушение самообслуживания - невозможность без помощи других лиц осуществлять одну или несколько насущных потребностей (личная гигиена, одевание, прием пищи, осуществление физиологических отправлений), нуждаемость в удовлетворении которых возникает через короткие интервалы и является нерегулируемой;16.2. полная утрата способности к передвижению или резкое его ограничение - возможность передвижения только в пределах жилья или при помощи других лиц;
16.3. резкое ограничение ориентации - полная неспособность или резкое нарушение способности различать и идентифицировать близко расположенных людей и объекты, что создает нуждаемость в помощи других лиц во всех видах повседневной деятельности; возможность компенсации зрительных нарушений только за счет других систем ориентации;
16.4. резкое нарушение контроля своего поведения - невозможность или резкое нарушение осознания собственной личности, окружающих предметов, людей, отсутствие реакции или неадекватная реакция на обычную ситуацию, несоблюдение личной безопасности, что создает необходимость постоянного надзора и помощи других лиц и приводит к нарушению практически всех сторон жизнедеятельности; так же оцениваются очень часто повторяющиеся пароксизмы полного нарушения сознания (сумеречные расстройства сознания, ежедневные повторные генерализованные тонико-клонические припадки и другие);
16.5. резкое нарушение общения - невозможность общения или резкое нарушение контактов даже с ближайшими родственниками на бытовом уровне, затрудняющее адекватную помощь других лиц.
17. Резко выраженные ограничения жизнедеятельности возникают:
при патологии висцеральной, нервной, эндокринной, костно-мышечной, зрительной, сосудистой систем, когда нарушение функции любой из них достигает резкой степени выраженности (ФК-4);
при значительно выраженных нарушениях функций (ФК-3) двух и более указанных систем, создающих синдром взаимного отягощения и приводящих к резкому ограничению жизнедеятельности в рамках одной ее категории;
при резко выраженных психических расстройствах.
18. Первая группа инвалидности определяется также при заболеваниях с абсолютно неблагоприятным в отношении жизни прогнозом на ближайшее время вне зависимости от степени ограничения жизнедеятельности на момент освидетельствования в МРЭК.
Глава 4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ II ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ
19. Основанием для определения II группы инвалидности является значительно выраженное ограничение жизнедеятельности, обусловленное заболеваниями, последствиями травм, комбинированными анатомическими дефектами и приводящее к социальной недостаточности.
20. К значительно выраженным ограничениям жизнедеятельности (ФК-3) относятся:
20.1. значительное ограничение самообслуживания - постоянная нуждаемость в помощи других лиц в осуществлении ряда регулируемых потребностей, необходимость в удовлетворении которых возникает три и более раза в неделю, но не чаще одного раза в день (обеспечение продуктами, уборка, стирка, приготовление пищи, отопление помещения и другое);
20.2. значительное ограничение передвижения - возможность передвижения только в пределах ближайшей к жилью территории или с помощью сложных вспомогательных средств, резкое затруднение использования транспорта без помощи других лиц;
20.3. значительное ограничение ориентации - значительное затруднение способности распознавать людей и объекты на небольшом отдалении, при наличии помех ориентации (низкая освещенность, мелькание и другое), в малознакомой обстановке; необходимость использования вспомогательных средств в учебе или на производстве: невосприятие звуков и устной речи при невозможности компенсации дефекта слуха адекватными способами (глухонемота в сочетании с безграмотностью);20.4. значительное нарушение контроля поведения - сохранение возможности осознавать себя и ближайших родственников, осуществлять личный уход и элементарное самообслуживание при неполном определении местоположения и времени, затруднении справляться с ситуацией вне дома, идентифицировать людей и объекты в незнакомой обстановке, должным образом соблюдать личную безопасность; сюда же относятся и часто повторяющиеся пароксизмы...

Похожие материалы:

Нормативная документация: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.05.2006 N 38 "Об утверждении Инструкции о порядке медицинского отбора пациентов на санаторно-курортное лечение"

Нормативная документация: ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 октября 2007 г. № 92 Об организации диспансерного наблюдения взрослого населения Республики Беларусь

Нормативная документация: Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.07.2002 N 106 "О совершенствовании диспансерного наблюдения и выявления больных туберкулезом в Республике Беларусь"

Нормативная документация: ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 февраля 2012 г. N 155

Нормативная документация: Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.01.2008 N 53 "Об организации работы отделения профилактики поликлиники"