Реферат: Организация сестринского контроля за развитием ребенка грудного возраста

ПЛАН:
1. Организация сестринского контроля за развитием ребенка грудного возраста
2. Структура патронажа
3. Основные режимы детей грудного и младшего возраста
4. Основные принципы рекомендуемых воспитательных воздействий
5. Основные гимнастические комплексы
6. Принципы массажа детей
7. Календарь прививок, патологические реакции на прививки и сроки их возникновения
8. Группы риска детей по возникновению патологической реакции на прививки
9. Список использованной литературы

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'Организация сестринского контроля за развитием ребенка грудного возраста':


СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
по педиатрии
«Организация сестринского контроля за развитием ребенка грудного возраста»
Выполнила студентка 3-го курса
ЗФВМСО группы 59-04
Слесарева С.В.
Томск
2002
ПЛАН:
Организация сестринского контроля за развитием ребенка грудного возраста
Структура патронажа
Основные режимы детей грудного и младшего возраста
Основные принципы рекомендуемых воспитательных воздействий
Основные гимнастические комплексы
Принципы массажа детей
Календарь прививок, патологические реакции на прививки и сроки их возникновения
Группы риска детей по возникновению патологической реакции на прививки
Список использованной литературы
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕСТРИНСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА РАЗВИТИЕМ
РЕБЕНКА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА
Сестринский контроль за развитием ребенка грудного возраста - это, в первую очередь, работа медицинской сестры педиатрического участка, которая складывается из 3 основных разделов: профилактической, лечебной и санитарно-просветительной работы.
Профилактическая работа направлена на предупреждение возможных заболеваний, повреждений, а также своевременное выявление врожденных и приобретенных патологических состояний. Борьба за здорового ребенка включает и борьбу за здоровую мать, поэтому в объем работы медицинской сестры входит работа с беременными, особенно первородящими. Основной формой профилактической работы является патронаж.
Лечебная работа заключается в непосредственном выполнении назначений участкового врача, а также в вызове на прием к врачу детей диспансерной группы в соответствии с картотекой, основанной на ведении учетной формы № 30. Медицинская сестра вместе с участковым педиатром ведет ежедневный поликлинический прием и выполняет назначения врача. Она должна быть хорошо знакома с историей развития ребенка (учетная форма № 112), статистическим талоном (учетная форма № 256). У нее должен быть список детей участка от первых дней жизни до 15 лет.
Санитарно-просветительная работа. Совместно с врачом медицинская сестра проводит встречи с населением 1 раз в год, организует на участке кружки по уходу за ребенком, прогулочные группы, рейды чистоты, комнаты здоровья детей при ЖЭКе и т. п. Перепись детского населения на участке следует проводить 2 раза в год (апрель и сентябрь), используя подворные обходы. При переписи учитывают детей, проживающих и прописанных в данной квартире, прописанных, но не проживающих в данной квартире, проживающих, но не прописанных в квартире.
Общие медицинские мероприятия по наблюдению за ребенком
Грудной возраст Ранний детский возраст
2-4 нед 2 мес 4 мес 6 мес 9-10 мес 12 мес 15 мес 18 мес 2 г 3 г 4 г
Анамнез + + + + + + + + + + +
Инструктаж + + + + + + + + + + +
Физикальные исследования + + + + + + + + + + +
Общий контроль за развитием + + + + + + + + + + +
Измерения:
- рост + + + + + + + + + + +
2-4 нед 2 мес 4 мес 6 мес 9-10 мес 12 мес 15 мес 18 мес 2 г 3 г 4 г
- вес + + + + + + + + + + +
- окружность головы + + + + + + - АД + +
Исследования:
- скрининг по метаболическим показателям + - сенсорный скрининг + + + + + + + + + + +
- анализ крови на Нb и Ht + - анализ мочи + Туберкулиновая проба + + Определение содержания свинца + + Прививки + + + + + Физическое развитие детей
Основными признаками физического развития являются рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы. В последние десятилетия происходит значительное ускорение физического развития детей по сравнению с их сверстниками, жившими 30—40 лет назад.
Измерения роста грудных детей проводят с помощью горизонтального ростомера: теменная часть головы уложенного ребенка плотно соприкасается с неподвижной планкой ростомера, а подошвы выпрямленных ног (надавить рукой на колени) — с подвижной планкой.
Измерение роста детей старше года проводится с помощью вертикального ростомера. Ребенок ставится на площадку так, чтобы пятки его касались вертикальной стойки ростомера, а голова находилась в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха располагались бы на горизонтальной одной линии. Подвижная планка прикладывается к голове без надавливания. Антропометрия проводится утром.
Рост новорожденного в среднем равен 50,5 см. Нормальный рост ребенка до 4 лет можно рассчитать по формуле:
100 - 8 х (4 - n), а старше 4 лет:
100 + 6 х (n - 4), где n — возраст ребенка в годах.
Взвешивание детей до 2-х лет проводят в утренние часы на весах с лотком, более старших — на рычажных медицинских весах. Дети должны быть раздеты. Необходимо учитывать, что 90 из 100 детей находятся в пределах нормального роста и веса. Хотя 5% нижней и верхней границы роста и веса чаще всего обусловлено генетически и считается нормой.
Таблица роста, девочки
Возраст (мес) Рост (см)
5% 50% 95%
0 46 50 53
1 48 53 57
2 52 56 60
3 55 58 63
4 57 60 66
5 59 63 68
6 61 65 70
7 62 67 72
8  64 69 74
9 65 70 75
10  66 72 76
11  67 73 77
12 68 74 78
13  69 75 80
14  71 76 81
15 72 77 82
16  73 78 83
17  74 79 84
18 75 80 86
Таблица роста, мальчики
Возраст (мес) Рост (см)
5% 50% 95%
0 46 50 55
1 50 54 57
2 53 57 61
3 56 60 64
4 58 63 67
5 60 65 70
6 63 67 72
7 64 69 74
8 66 71 75
5% 50% 95%
9 68 72 77
10 69 74 78
11 70 75 79
12 71 76 81
13 72 77 82
14 74 78 83
15 75 79 85
16 76 80 86
17 77 81 87
18 78 82 88
Ребенок рождается с массой 2800—4000 г. Массу тела ребенка до 6 месяцев можно определить по формуле:
Мр + 800 х n,
где Мр — масса при рождении, 800 — средняя месячная прибавка, n — число месяцев жизни. Для детей второго полугодия:
Мр + (800 х 6) + 400 (n - 6).
Масса ребенка в 6 месяцев составляет 8200 г; на каждый недостающий месяц вычитается по 800, на каждый последующий — прибавляется 600 г.
У детей старше года ориентировочную массу тела можно определить так: 10,5 + 2n, где 10,5 кг — масса тела годовалого ребенка, n — возраст от 2 до 11 лет.
Таблица веса, девочки
Возраст (мес) Вес (кг)
5% 50% 95%
0  2.300 3.150 4.000
1  3.000 3.900 4.800
2  3.500 4.700 5.750
3  4.000 5.200 6.550
4  4.550 5.900 7.150
5  5.000 6.500 8.000
6  5.600 7.000 8.600
7  6.000 7.500 9.000
8  6.450 8.000 9.500
9  6.900 8.450 10.000
10  7.100 8.800 10.300
11  7.450 9.100 10.700
12  7.750 9.500 11.050
13  7.990 9.700 11.300
5% 50% 95%
14  8.100 9.950 11.650
15  8.250 10.100 12.000
16  8.500 10.250 12.150
17  8.700 10.500 12.350
18  8.800 10.750 12.550
Таблица веса, мальчики
Возраст (мес) Вес (кг)
5% 50% 95%
0 2.500 3.500 4.500
1 3.000 4.250 5.250
2 3.800 5.000 6.300
3 4.350 5.900 7.200
4 5.000 6.400 8.000
5 5.600 7.000 8.750
6 6.000 7.750 9.300
7 6.550 8.050 10.000
8 7.000 8.700 10.450
9 7.400 9.000 11.000
10 7.750 9.400 11.200
11 8.000 9.850 11.650
12 8.300 10.050 12.000
13 8.500 10.300 12.150
14 8.800 10.550 12.500
15 9.000 10.850 12.750
16 9.150 11.050 13.000
17 9.250 11.200 13.200
18 9.500 11.450 13.400
Окружность грудной клетки у детей раннего возраста измеряется в положении лежа, у детей старше года — в вертикальном положении. Сантиметровую ленту накладывают сзади под углами лопаток, спереди — на околососковые кружочки. У девочек-подростков лента проходит под нижними углами лопаток и под грудными железами. Измерение окружности грудной клетки проводят на высоте вдоха, выдоха и во время дыхательной паузы у детей старшего возраста, которые могут задержать дыхание. По разности окружности грудной клетки во время максимального вдоха и выдоха определяют амплитуду экскурсий грудной клетки.
Окружность грудной клетки при рождении в норме 32—34 см, в 6 месяцев — 45 см. Для ориентировочного определения окружности грудной клетки у детей до 1 года используется следующий расчет: на каждый недостающий месяц до 6 месяцев надо из 45 вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 месяцев прибавить 0,5 см. Например, для определения окружности груди 4-месячного ребенка из 45 см вычитаем 2 х 2 см и получаем 41 см.
Окружность груди 8-месячного ребенка равна 45 + (2 х 0,5 см) = 46 см.
Окружность груди для детей до 10 лет определяется по формуле: 63 см — 1,5 см (10 - n), где 63 см — средняя окружность груди ребенка 10 лет, n — число лет. Окружность груди в сантиметрах детей старше 10 лет:
63 + 3 (n - 10).
Пример: окружность груди ребенка 13 лет равна: 63 + 3 (13 - 10) = 72 см.
Измерение окружности головы проводится с помощью сантиметровой ленты по максимальному периметру головы. Ленту сзади накладывают на наиболее выдающуюся часть затылка, а спереди на надбровные дуги. В целях соблюдения асептики у новорожденных ленту перед употреблением обрабатывают дезинфицирующим раствором, через месяц постоянного употребления ее заменяют новой.
Окружность головы при рождении составляет 34— 36 см; окружность головы ребенка 6 месяцев равна 43 см. Для детей до 1 года окружность головы определяется так: на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см, на каждый последующий прибавить 0,5 см. Так окружность головы ребенка в 4 месяца равна: 43 см — (1,5 см х 2) = 40 см; в 8 месяцев — 43 + (0,5 х 2) = 44 см. Для определения окружности головы у детей старше года за основу берется окружность головы ребенка 5 лет — 50 см; на каждый недостающий год из 50 вычитают по 1 см, на каждый последующий — прибавляют 0,6 см. Так окружность головы ребенка в 3 года составляет 50 - (1 х 2) = 48 см, а в 7 лет — 50 + (2 х 0,6) =51,2 см.
Таблица окружности головы
Возраст (мес) Мальчики (см)
2% 50% 98%
0  32,0 34,0 37,0
1  34,5 37,0 40,0
2  36,8 39,0 42,0
3  38,0 41,0 43,5
4  39,0 42,0 44,6
5  40,0 43,0 45,6
6  41,0 44,0 46,6
7  42,0 44,8 47,3
2% 50% 98%
8  42,7 45,4 48,0
9  43,3 46,0 48,6
10  43,9 46,5 49,1
11  44,3 47,0 49,5
12  44,7 47,3 49,9
 
Возраст (мес) Девочки (см)
2% 50% 98%
0  31,0 34,0 36,2
1  33,0 36,0 38,2
2  35,0 37,5 40,0
3  37,0 39,0 41,5
4  38,0 40,5 43,0
5  39,0 41,8 44,4
6  40,0 42,8 45,2
7  40,8 43,5 46,0
8  41,3 44,0 46,8
9  41,8 44,5 47,2
10  42,3 45,0 47,6
11  42,8 45,4 48,0
12  43,1 45,8 48,3
Предполагаемые нормы физического развития
1-й месяц — прибавка массы тела к концу месяца в среднем на 600 г, увеличение длины тела на 3-х см, увеличение окружности головы на 1— 1,5 см.
2-й месяц — прибавка массы тела в среднем на 800 г, увеличение длины тела на 3 см, окружности головы — на 1,5 см.
3-й месяц — прибавка массы тела в среднем на 800 г, увеличение длины тела на 2,5 см, окружности головы — на 1,5 см.
4 – 5-й месяц — интенсивность прибавки массы тела снижается. Прибавка длины примерно до 9-го месяца — 2 см. Окружность головы — 39,5—40,5 см, а грудной клетки — 40—41 см.
6-й месяц — масса тела вдвое больше первоначальной. Вырос он в общей сложности на 14—17 см.
7-й месяц — прорезался первый зуб!
8-й месяц — страх перед незнакомыми людьми. И это тоже достижение, так как он теперь хорошо знает свое близкое окружение — свою семью.
9-й месяц — интенсивное развитие тонких движений кисти. Осваивает указующий жест.
10-й месяц — прибавка массы тела — 450 г, увеличение длины тела на 1,5 см.
11-й месяц — прибавка массы тела — 400 г, увеличение длины тела на 1,5 см.
12-й месяц — первоначальная (при рождении) масса тела утраивается, общая прибавка длины тела (от рождения) — 25 см. Встал на ноги, заговорил.
СТРУКТУРА ПАТРОНАЖА
Старшая медицинская сестра детской поликлиники, получив сведения о выписке младенца из роддома, в тот же день заносит данные в журнал регистрации новорожденных; она заполняет историю развития новорожденного, вклеивает в нее вкладыши дородового патронажа, передает историю развития в регистратуру или непосредственно участковой медицинской сестре. Первый патронаж к новорожденному медицинская сестра осуществляет в первый-второй день после выписки его из родильного дома. Патронаж, как правило, осуществляется вместе с участковым врачом-педиатром. Обращают внимание на гигиенические условия содержания ребенка, чистоту в комнате, правильную расстановку мебели и правильное определение места для кроватки новорожденного в комнате. Медицинская сестра следит за тем, как родители пеленают ребенка, кормят его, обрабатывают глаза и складки кожи, есть ли для этого все необходимое. Медицинская сестра должна участвовать в первом купании младенца — наиболее сложной процедуре для молодой матери в первые дни пребывания ребенка дома. Необходимо проверить, правильно ли родители производят контрольное взвешивание ребенка в домашних условиях. Особое внимание обращают на состояние пупочной области, обработку пуповинного остатка.
В течение первого месяца патронаж проводят один раз в неделю, если нет специальной нужды для более частых посещений. В возрасте 1 мес. и далее ежемесячно до 1 года ребенка осматривают в детской поликлинике, где проводят контрольное питание и взвешивание, общий осмотр; выявляют видимые и легко обнаруживаемые неправильности развития, например паховую грыжу, сосудистые опухоли (ангиомы), деформации скелета и т.п. Между посещениями поликлиники медицинская сестра продолжает с профилактической целью посещать детей на дому: в первые полгода — 2 раза в месяц, во вторую половину первого года — 1 раз в месяц, в возрасте от 1 до 2 лет — 4 раза в год, от 2 до 3 лет — 2 раза в год, от 4 до 7 лет — 1 раз в год. У медицинской сестры должна быть специальная сетка работы на участке, где отражена вся профилактическая работа с каждым ребенком. В обязанности медицинской сестры входит контроль за выполнением назначений врача по профилактике рахита, профилактических прививок. Она направляет всех детей первого года жизни для осмотра к специалистам — окулисту, невропатологу, хирургу и др., а также следит за проведением анализов крови, мочи и др.
ОСНОВНЫЕ РЕЖИМЫ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
В любом возрасте ребенок нуждается в строгом и четком режиме дня. Если ребенок спит, ест, играет и гуляет в одно и то же время дня, у него вырабатывается определенный рефлекс, привычка засыпать, принимать пищу и играть в одни и те же часы. Несоблюдение режима нарушает выработку условных рефлексов, и малыш растет беспокойным и раздражительным.
У каждого ребенка должен быть определенный режим. В основе режима лежит правильное чередование сна, бодрствования, игр, занятий и т. п.
В возрасте 3—5 лет ребенку полагается спать около 12,5 часа, детям 6—10 лет — 10,5 часа, школьникам 12—15 лет — не менее 9,5 часа, а старшим школьникам рекомендуется 8—9 часов сна.
Кроме ночного сна продолжительностью 10—12 часов ребенок в возрасте 5 месяцев должен спать днем 3—4 раза, в 5—9 месяцев — 3 раза, с 9 месяцев до 1,5 года — 2 раза, после полутора лет — 1 раз. Длительность каждого дневного сна около 2 часов. Грудных детей полезно приучать спать с незавернутыми ручками, на правом боку.
Дети как раннего возраста (до 3 лет), так и старшего непроизвольно мочатся ночью (мальчики чаще, нем девочки). Чтобы это не стало причиной нарушения сна, вечером несколько ограничивают прием жидкости ребенком, а перед сном дают что-нибудь соленое, например кусочек соленого огурца. Ночные кормления нарушают режим ребенка и должны быть исключены.
Ребенок в зависимости от возраста должен получать различное количество пищи, при этом она должна быть разнообразной. Для малыша до 4—5 месяцев идеальная пища — грудное молоко. Оно наиболее легко усваивается и полностью соответствует потребностям организма на этом этапе развития.
В возрасте 1—2 месяцев малыша кормят 7 раз, делая 6-часовой ночной перерыв. При этом за сутки расходуется 700—800 мл молока, т. е. 100—120 мл на одно кормление. В каждом следующем месяце он получает надбавку по 50 мл. В возрасте 6 месяцев, а иногда немного раньше ребенок получает 1 л молока — 5 раз в сутки по 200 мл. От 6 месяцев до года количество пищи не увеличивают, но меняют ее качество, так как вводят прикорм.
К 10—12 месяцам ребенка отнимают от груди и переводят целиком на разнообразное питание, так как в это время ему нужны вещества, которых в грудном молоке нет, а также требуется больше белка, минеральных солей, грубой клетчатки. Полное отнятие от груди не рекомендуют производить в летнее время и в период болезней ребенка. Детей старше года кормят 4 раза в день. Необходимо строго соблюдать фиксированные часы приема пищи.
Режим для ребенка от 1до 3 месяцев
Элементы режима
Время, ч
1 вариант 2 вариант
Пробуждение, туалет, кормление
6.00—6.30
8.00 – 8.30
Бодрствование
6.30—7.00 (7.30)
8.30 – 9.30
1-й дневной сон
(на воздухе)
7.00 (7.30)— 9.30
9.30 – 11.30
Кормление
9.30
11.30
Бодрствование
9.30 —11.00
11.30 – 12.30 (13.00)
2-й дневной сон
(на воздухе)
11.00—13.00
12.30 (13.00) – 15.00
Кормление
13.00
15.00
Бодрствование
13.00 – 14.00 (14.30)
15.00 – 16.30
3-й дневной сон
(на воздухе)
14.00 (14.30) —16.30
16.30 – 18.30
Кормление
16.30 18.30
Бодрствование
16.30—17.30
18.30– 20.30
4-й дневной сон 17.30 – 19.30 –
Купание
19.30
20.00
Кормление 20.00 –
Ночной сон 20.30 – 6.00 20.30 – 8.00
Кормление ночное
23.30
22.00 и в 2 –3 ч
Режим для 5—6-месячного ребенка
Элементы режима
Время, ч
1 вариант 2 вариант
Пробуждение, туалет, кормление
6.00—6.30
7.00 – 7.30
Бодрствование
6.30—8.00
7.30 – 9.30
1-й дневной сон
(на воздухе)
8.00—10.00
9.30 – 11.00
Кормление
10.00
11.00
Бодрствование
10.00—12.00
11.00 – 13.00
2-й дневной сон
(на воздухе)
12.00—14.00
13.00 – 15.00
Кормление
14.00
15.00
Бодрствование
14.00—16.00
15.00 – 17.30
3-й дневной сон
(на воздухе)
16.00—18.00
17.30 – 19.00
Кормление
18.00
19.00
Бодрствование
18.00—20.00
19.00 – 21.00
Купание
19.30
20.30
Сон
20.00—6.00
21.00 – 7.00
Кормление ночное
22.00 (или в 1—2 ч)
23.00 (или в 2 –3 ч)
Режим для 9—12-месячного ребенка
Элементы режима
Время, ч
1 вариант 2 вариант
Пробуждение, туалет
6.00—7.00
7.00 – 8.00
Завтрак 7.00 8.00
Бодрствование
6.00—9.00 (9.30)
7.00 – 9.30 (10.00)
1-й дневной сон
(на воздухе)
9.00 (9.30)—11.30
9.30 (10.00)– 12.00
Кормление
11.30
12.00
Бодрствование
11.30—14.00 (14.30)
12.00– 16.30
Полдник – 16.00
2-й дневной сон
(на воздухе)
14.00 (14.30)—16.00
16.30 – 17.00
Полдник
16.00

Бодрствование
16.00 – 19.30
17.00 – 20.30
Купание
18.30
19.00
Ужин 19.00 19.30
Сон
20.00—6.00
20.30 – 7.00
Кормление ночное
23.00 (или в 1—2 ч)
24.00 (или в 2 –3 ч)
Режим для 1,5 – 2х-летнего ребенка
Элементы режима
Время, ч
Пробуждение, туалет
7.00 – 8.00
Завтрак 8.00
Игра, прогулка
8.30 – 12.00
Обед
12.00 – 12.30
Дневной сон
12.30 – 15.00 (15.30)
Полдник
15.30
Игра, прогулка
16.00 – 19.00
Купание
19.00 – 19.30
Ужин 19.30 – 20.00
Спокойная игра
20.00 – 20.30
Сон
20.30 – 7.00
Режим для 2х – 3х-летнего ребенка
(летний вариант)
Элементы режима
Время, ч
Пробуждение, гимнастика, водные процедуры
6.30 – 7.30
Завтрак 7.30 – 8.00
Игра, прогулка
8.00 – 10.30
Второй завтрак 10.30 (11.00) – 11.00 (11.30)
Дневной сон 11.30 – 14.30
Обед
14.30 – 15.00
Игра, прогулка
15.30 – 19.00
Ужин 19.00 – 19.30
Спокойная игра
19.30 – 20.30
Купание, гигиенические процедуры
20.30 – 21.00
Сон
21.00 – 6.00
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Воспитатели и педагоги бьют тревогу: нынешнее поколение родителей катастрофически теряет свой авторитет в глазах детей. Такое положение является опасным - и прежде всего для самих детей. Мир становится всё более жестким и неуютным, поэтому многие родители считают необходимым как можно дольше оберегать своих детей от всяческих забот и потрясений, решать за них все проблемы и конфликты. Семейная жизнь должна быть, по возможности, гармоничной, - считают родители, - а возможные конфликты не должны затрагивать детей.
Однако педагоги и психологи считают, что такая тенденция внушает опасение, а последствия могут быть самыми печальными. Чему научится ребёнок, который вырастает в коконе, созданном заботливыми родителями? Как...

Похожие материалы:

Реферат: ОБСЛУЖИВАНИЕ РЕБЕНКА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

Реферат: Организация контроля за качеством лекарственных средств в аптечных организациях в Республике Беларусь

Дипломная работа: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА СО СПОРТСМЕНАМИ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕВОМ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНОМ ДИСПАНСЕРЕ

Курсовая работа: Методология и методика исследования влияния психомоторного тонуса на интеллектуальное развитие ребёнка младшего школьного возраста

Курсовая работа: Комплексное обследование психомоторного развития ребенка раннего возраста