Реферат: Агрессивное поведение детей

В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено множество исследования. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, а скорее, реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция адекватная и своевременная.

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'Агрессивное поведение детей':


Введение
агрессия ребенок поведение
В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено множество исследования. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, а скорее, реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Реакция адекватная и своевременная.
Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к появлени нового качества, к новому, более глубокому и непротиворечивому понимани сущности агрессивного поведения человека. Проблема агрессии изучается не только психологией, но и другими науками с их специфичными системами методов.
Однако можно констатировать, что на сегодняшний день наиболее впечатлящие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения человека достигнуты именно в психологической науке [2, 60-67].
Сама по себе тема "детской агрессивности" долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему немногочисленны и представлят собой главным образом обзор зарубежных исследований.
Еще более малочисленны исследования агрессивности у детей дошкольного возраста. Можно с уверенность сказать, что тема агрессии в дошкольном возрасте, не потеряет своей актуальности и в будущем, т.к. первые годы жизни являтся периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития. И от того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особу тревогу вызывает не только прогрессирущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
В целом же агрессивные проявления или же построенное ожидание подобного от окружащих ограничивает активность ребенка, усиливает его тревожность, формирует заниженну или компенсированну самооценку. Агрессивных детей, равно как и детей, опасащихся агрессии, относят к группе риска.
Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научения адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии. Все это определило выбор темы курсового исследования.
Цель настоящей работы - изучить влияние психологических особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Исходя из цели исследования, были определены следущие задачи:
) анализ литературы по проблемам агрессивности в детском возрасте;
) выбор методов и методик для выявления агрессии у старших дошкольников;
) проведение исследований на агрессивность у детей;
) выявление путей преодоления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
На разных этапах работы были использованы различные методы психологического исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; беседа; тестирование.
Методологической основой настоящего исследования являтся основные положения возрастной и педагогической психологии, представленные в работах отечественных и зарубежных психологов.
В выборочну совокупность вошли 10 детей, 6-ти лет, детский сад № 52 Практическая значимость работы состоит в том, что были изучены семьи испытуемых детей дошкольного возраста; в результате проведенных исследований выявлены формы агрессии, разработаны коррекционные упражнения, направленные на гармонизаци детско-родительских отношений и на снижение агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Глава I. Изучение агрессивного поведения в науке
.1 Основные подходы к изучени агрессивного поведения в науке
Специфика активности человека состоит в том, что она проистекает во взаимодействии с другими людьми или предметами, произведенными ими. Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определящих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность
Агрессивность - устойчивая черта личности, готовность к агрессивному поведени. Ее уровни определятся как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важные из которых - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолковани намерений окружащих, возможности получения связи обратной, провоцирущему влияни оружия.
Агрессивность - одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления.
Одним из проявлений агрессивности личности является агрессия, которая рассматривается нами как поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда.
Агрессия - это лбая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желащему подобного обращения». Это определение вклчает в себя следущие положения:
)агрессия всегда подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
)в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
)жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения
В современной науке, с одной стороны, имется биологические данные о существовании механизмов, участвущих в агрессивном поведении, а с другой стороны - результаты исследований говорят о первостепенной роли факторов в развитии агрессивности. Попытки решения этой проблемы были сделаны в разное время рядом видных ученых, представлящих различные направления психологической науки.
Самое раннее и возможно наиболее известное теоретическое положение, имещее отношение к агрессии - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому подходу агрессия возникает, потому что человеческие чувства генетически или конституционально запрограммированы на подобные действия. Агрессия как инстинктивное поведение рассматривалась в психоаналитическом подходе.
Зигмунд Фрейд первоначально уделял феномену агрессии сравнительно мало внимания, считая сексуальность (либидо) и инстинкт самосохранения главными и преобладащими силами в человеке. Однако в 20-е годы прошлого века он полность отказывается от этих представлений. В работе «Я и Оно» , а также во всех последущих трудах он выдвигает нову дихотомическу пару: влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос).
Инстинкт смерти направлен против самого живого организма и потому является инстинктом либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида (в случае направленности вовне). Из гипотезы влечения к смерти следует, что агрессивность по сути своей является не реакцией на раздражение, а представляет собой некий постоянно присутствущий в организме импульс, обусловленный самой природой человека.
Противоречие между инстинктом жизни и инстинктом смерти ставит человека перед лицом трагической альтернативы: если он не может решиться стать агрессивным, дать выход своей враждебности, то ему остается заболеть. Фрейд прямо указывал, что сдерживание агрессивности вообще вредно и ведет к заболевани.
Однако, будучи гуманистом, Фрейд не мог согласиться со столь пессимистическими выводами собственных теоретических построений. Он пытался обосновать преобразование агрессивного инстинкта в совесть: «Агрессия интроецируется, переносится внутрь, возвращается туда, где она, возникла, и направляется против собственного «Я». Там она перехватывается той часть «Я», которая противостоит остальным частям как «Сверх-Я», и теперь в виде совести использует против «Я» ту же готовность к агрессии, котору «Я» охотно удовлетворило бы на других чуждых ему индивидах. Напряжение между усилившимся «Сверх-Я» и подчиненным ему «Я» мы называем сознанием вины, которое проявляется как потребность в наказании.
Однако непонятно, почему преобразование агрессивности в каращу самого себя совесть может решить проблему. Ведь в соответствии с теорией Фрейда совесть должна быть столь же жестокой, как и инстинкт смерти.
Теория совести как проявление инстинкта смерти - не единственная попытка Фрейда смягчить понимание трагической альтернативы. Он пытался также обосновать возможность перенаправленности инстинкта агрессивности на объекты, дащие возможность удовлетворять жизненные потребности и властвовать над природой. Однако в этом случае мы сталкиваемся скорее с созидательным инстинктом - инстинктом жизни, чем с сублимированной агрессивность.
Фрейд так и не смог решить важный для него вопрос об относительной силе инстинктов. Сейчас вопрос решается экспериментально. Показано, что при инсулиновой коме у испытуемых агрессия (оборонительный инстинкт) угасает позже сексуального и пищевого.
Теория Фрейда внутренне противоречива по той причине, что инстинкт смерти не соответствует представлени самого Фрейда об инстинктах. В теле нет специальной зоны, из которой он проистекает, как это наблюдается для либидо. К тому же медленное угасание жизни вовсе не тождественно разрушительности. Таким образом, инстинкт смерти не имеет под собой биологической основы и не соответствует определени инстинкта вообще.
Это привело к тому, что многие психоаналитики так и не приняли нову теори, а некоторые трактовали ее по-своему, часто весьма свободно. Однако это была первая стройная теория, которая одновременно рассматривала влияние на человеческу агрессивность и внутренних подсознательных влечений в виде инстинкта смерти, и влияния социального окружения (культуры, воспитания, семейного окружения) посредством формирования «Сверх-Я».
Продолжателем идей З. Фрейда явилась его дочь А. Фрейд, уделившая большое внимание проблемам детской агрессивности. На богатейшем клиническом материале А. Фрейд конкретизировала основные положения классического психоанализа о детском развитии , обогатив их психоаналитическим учением о сознании или, в терминологии А. Фрейд, психологическом «Я» ребенка.
А. Фрейд описывает различные формы детской агрессивности. Так, для самых маленьких детей характерна оральная агрессивность. В этом возрасте наблюдается просто моторно-аффективный процесс отвода инстинктивных побуждений. Подобные проявления агрессивности исчезат сами по себе в процессе созревания сознания ребенка и появления других возможностей отвода, в частности, речи.
Всплеск агрессивности наблюдается на анально - садистской стадии развития. Затем агрессивность сама по себе «связывается» и усмиряется посредством слияния с либидо, ограниченного смещения и сублимирования. Вмешательство воспитательных мероприятий в естественный отвод агрессивности может помешать этому процессу или опрокинуть его. Если ненависть или агрессия против внешнего мира не могут проявиться со всей полнотой, они направлятся обратно на собственное тело ребенка и непосредственно доступные ему предметы: ребенок бьется головой об стену, портит мебель, часто наблюдается самовредительство. В этом случае ребенку надо дать возможность направить агрессивность на внешн цель (старые ненужные вещи, игрушки и т.д.).
На следущей фаллической стадии развития бурная агрессивность и утрирование мужского поведения могут выражаться в виде приступов ярости, на самом деле являщихся приступами страха, когда фобическим детям мешат осуществить их защитные действия. Такие состояния могут быть ликвидированы двумя способами: либо избеганием состояний, вызыващих страх, либо путем аналитической работы (нахождение, толкование и разрешение причины страха).
А. Фрейд утверждает, что агрессивность, если она вступает в нормальные взаимоотношения с либидо, влият на социализаци ребенка не сдерживаще, а побуждаще. Только там, где смешение между либидо и агрессивность не происходит или где позднее происходит их расслоение, агрессивность в качестве чистой агрессивности и антисоциальной тенденции становится угрозой социального поведения. Подробно ее концепция рассмотрена в работе Я. Л. Обухова
Возникащие в раннем детстве агрессивные действия ребенка (удары, приступы ярости, взрывы гнева и бешенства, неожиданные проявления внезапного упрямства и навязчивости) привлекли внимание исследователей детского развития Д. Б. Эльконина, Е. И. Рогова
Особого внимания, заслуживает работа известного психоаналитика и философа Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности», которая посвящена исследовани истоков человеческой агрессивности. Разрушительное в человеке философски переосмыслено автором как проблема зла в индивиде, в социуме, в истории, в жизни человеческого рода.
Э.Фромм различает у человека «два совершенно разных вида агрессии. Первый вид, общий и для человека, и для всех животных, - это филогенетически заложенный импульс к атаке (или к бегству) в ситуации, когда возникает угроза жизни. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия служит делу выживания индивида и рода; она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность.
Другой вид представляет «злокачественная» агрессия - это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и отсутствут у других млекопитащих; она не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлени и не имеет никакой цели». Если доброкачественная агрессия основана на инстинктивном влечении, то «деструктивность и жестокость - не инстинктивные влечения, а страсти, которые корнями уходят в целостну структуру человеческого бытия».Э.Фромм подчеркивает, что человеческие страсти коренятся в характере и соответствут экзистенциальным потребностям человека, которые определятся специфическими особенностями его существования. Инстинкт же - это ответ на физиологические потребности.
Однако даже доброкачественная оборонительная агрессия человека отличается от таковой у животного. Причину этого Э.Фромм видит в специфических условиях человеческого существования, а именно:
) животное воспринимает как угрозу только явну опасность, существущу в данный момент, а человек, обладащий даром предвидения и фантазией, реагирует не только на симинутну угрозу, но и на возможну опасность в будущем, на свое представление об опасности угрозы, т.е. чаще всего человек выдает агрессивну реакци на свой собственный прогноз;
) человек обладает не только способность сам предвидеть реальну опасность в будущем, но он еще позволяет себя уговорить, допускает, чтобы им манипулировали, руководили, убеждали; он готов увидеть опасность там, где ее действительно нет; только у человека можно вызвать оборонительну агресси методом «промывания мозгов»;
) дополнительное усиление оборонительной агрессии человека в сравнении с животным вызвано тем, что сфера витальных интересов у него гораздо шире, чем у зверя; человеку для выживания необходимы не только физические, но и психические условия, а именно, сохранение своей ценностной ориентации; если человек обнаруживает идеи, которые ставят под сомнение его ценностные ориентиры, он прореагирует на эти идеи как на угрозу своим жизненно важным интересам.
Важнейшим витальным интересом человека Фромм считает потребность в свободе и рассматривает ее как биологическу реакци человеческого организма. Под свободой он понимает не отсутствие, каких бы то ни было ограничений; все дело в том, кому это ограничение выгодно - какому-то одному лицу или учреждени, или же оно необходимо для роста и развития самой структуры личности. Опасность лишиться свободы вызывает мощну оборонительну агресси.
К современным представлениям психоаналитического подхода относится работа американского психолога Г. Паренса «Агрессия наших детей». В своей работе он подробно рассматривает проблему агрессивности детей. Г. Паренс выделяет две формы детской агрессии. Недеструктивная, т.е. настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Эта форма вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворени желаний.
Эти механизмы наличествут и функционирут с самого рождения. Другая форма агрессии - враждебная деструктивность, т.е. злобное, причинящее боль окружащим поведение.
Враждебная деструктивность, в отличие от недеструктивной агрессии, не появляется сразу после рождения. Однако Г. Паренс считает, что механизм ее мобилизации существует с самого начала жизни ребенка. Враждебная деструктивность вызывается и активизируется в результате сильных неприятных переживаний (чрезмерная боль или дистресс).
С точки зрения Паренса основной причиной возникновения враждебности в раннем возрасте, а затем перехода ее в ненависть, злость, ярость, является «переживание чрезмерного неудовольствия». Предотвращение подобных переживаний прямой путь к снижени уровня враждебности в поведении ребенка. Фрустрационная теория агрессии была опубликована в 1939 г. группой психологов Йельского университета США во главе с Д. Доллардом и положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии.
Согласно этой теории, возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот, наличие фрустрации всегда влечет за собой каку-нибудь форму агрессивности. Агрессия в рамках данной теории определяется как «аþкт, цеþль коþтоþроþгоþ являеþтся вреþд неþкоþтоþроþй личноþсти или оþбъеþкту», аþ фрустраþция каþк «услоþвиеþ, коþтоþроþеþ воþзникаþеþт, коþгдаþ цеþлеþнаþпраþвлеþнныеþ реþаþкции испытываþт поþмеþхи».
Утвеþрждеþниеþ оþб оþдноþзнаþчноþм оþтноþшеþнии меþжду аþгреþссиеþй и фрустраþциеþй вызваþлоþ критику, и ужеþ в 1941 г. оþдин из соþаþвтоþроþв теþоþрии Н. Миллеþр оþпубликоþваþл неþскоþлькоþ видоþизмеþнеþнну коþнцеþпци, сдеþлаþв доþпущеþниеþ, чтоþ фрустраþция моþжеþт вызваþть мноþжеþствоþ раþзличных реþаþкций и чтоþ аþгреþссивноþсть еþсть лишь оþднаþ из них. Вмеþстоþ оþпеþраþциоþнноþй оþпреþдеþляеþмоþй аþгреþссии оþн ввеþл поþнятиеþ «проþвоþкаþция аþгреþссии», в заþвисимоþсти оþт силы, коþтоþроþй аþгреþссия моþглаþ быть либоþ наþблюдаþеþмоþй, либоþ неþт.
Знаþчитеþльный вклаþд в раþзвитиеþ теþоþрии фрустраþции внеþсли раþбоþты С. Роþзеþнцвеþйгаþ.
В коþнцеþпции С. Роþзеþнцвеþйгаþ поþнятиеþ фрустраþции раþзраþбоþтаþноþ наþибоþлеþеþ поþдроþбноþ: ввеþдеþноþ преþдстаþвлеþниеþ оþ фрустраþциоþнноþй тоþлеþраþнтноþсти, и соþдеþржаþтеþльных аþспеþктаþх реþаþкции чеþлоþвеþкаþ в услоþвиях фрустраþции, аþ имеþнноþ, наþпраþвлеþниеþ аþгреþссии и типеþ реþаþкции. Фрустраþциоþннаþя теþоþрия аþгреþссии поþлучилаþ...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение сиблингов младшего школьного возраста

Реферат: Агрессивное поведение умственно отсталых младших школьников

Реферат: Особенности течения и лечения герпетической инфекции у детей

Курсовая работа: Память умственно отсталых детей

Контрольная работа: Особенности развития детей, которые утратили родительскую опеку