Курсовая работа: Эмоциональное выгорание педагога

Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии достаточно недавно, около 20 лет тому назад. Оно стало широко использоваться в лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постоянного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, воспитателей, психологов и менеджеров.

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Эмоциональное выгорание педагога':


Оглавление
Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме исследования эмоционального выгорания, как психологического феномена
1.1 Синдром эмоционального выгорания и его симптомы
.2 Особенности профессиональной деятельности педагогов, работающих в детских домах
.3 Дети «группы риска», как субъект профессиональной деятельности
.4 Влияние детей группы риска на профессиональную деформацию педагогов, работающих с ними
Глава 2. Организация и методика психодиагностического обследования
2.1 Организация и выборка обследования
.2 Характеристика психодиагностических методик
.3 Описание психодиагностической процедуры
Глава 3. Диагностическое обследование эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии достаточно недавно, около 20 лет тому назад. Оно стало широко использоваться в лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постоянного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, воспитателей, психологов и менеджеров.
Данной проблеме посвящены работы таких авторов как Н.Е. Водопьянова (2000, 2002, 2003), Н.В. Гришина (1997), Е.С. Старченкова (2002), Т.В. Форманюк (2004) и других.
Однако, термин «эмоциональное выгорание» нельзя назвать строго научным. На самом деле за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникативные следствия.
Психическое выгорание является следствием продолжительных рабочих стрессов.
Синдром выгорания представляет собой совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных психологических переживаниях, мотивационно-установочной деформации и ухудшении психофизического самочувствия. Выгорание как проявление профессиональной дезадаптации ведет к снижению работоспособности и качества профессиональной жизни людей. При этом наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также на здоровье всей организации.
В связи с этим оказывается необходимым знание симптомов выгорания. Для проведения психокоррекционных программ ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей эмоционального выгорания в деятельности педагога.
В качестве объекта исследования выступает профессиональная деятельности педагога ГКОУ СО «Карпинский детский дом».
Предметом исследования: особенности эмоционального выгорания педагога.
Гипотеза исследования: эмоциональное выгорание является негативной особенностью деятельности педагога.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
•провести теоретический анализ работ по проблеме эмоционального выгорания как психологического феномена;
•сравнить основные методологические подходы и способы измерения синдрома эмоционального выгорания;
•освоить методики «Опросник ДЭВЛ» (автор В.В. Бойко) и Опросник на выгорание (MBI) (адаптирован Н.Е. Водопьяновой);
•продиагностировать синдром эмоционального выгорания у педагогов ГКОУ СО «Карпинского детского дома»;
•сопоставить полученные результаты с имеющимися тестовыми нормами;
•составить диагностическое заключение по уровню эмоционального выгорания в группе педагогов ГКОУ СО «Карпинского детского дома». При решении поставленных задач и подтверждение гипотезы использовались следующие методы исследования:
.Теоретический метод исследования.
.Психодиагностический метод исследований с использованием методик:
)Опросник ДЭВЛ В. В. Бойко [19];
)Опросник на выгорание (MBI) адаптирован Н.Е. Водопьяновой [9].
.Метод статистической обработки данных.
При обработке и интерпретации эмпирических данных использованы методы качественного и количественного анализа с использованием статистической системы «SPSS 20». Производится расчет среднего значения (М) и стандартного отклонения ().
Объем и структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 27 источников, приложений. В тексте работы имеются 4 рисунка, 2 таблицы.
Глава 1. Обзор литературы по проблеме исследования эмоционального выгорания, как психологического феномена
.1 Синдром эмоционального выгорания и его симптомы
Одной из основных задач психологического обеспечения профессионального здоровья специалистов является ранняя профилактика синдрома эмоционального выгорания и психокоррекционная работа с теми, кто уже находится на разных стадиях выгорания. Психическое выгорание является следствием продолжительных стрессов в профессиональной деятельности [18]. Этот синдром представляет собой совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных психологических переживаниях, мотивационно-установочной деформации и ухудшении психофизического самочувствия [20].
Синдром эмоционального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных переживаний, возникающих вследствие ежедневного напряженного общения с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью.
Существуют различные определения выгорания. По К. Маслач и С. Джексону данное явление рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, которая включает в себя три компонента:
эмоциональное истощение проявляющееся в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Возникает ощущение «приглушенности», «притупленности» эмоций;
деперсонализация представляющая собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к реципиентам. Контакты становятся обезличенными и формальными;
редукция персональных достижений обнаруживается в виде снижения чувства компетентности в своей работе, недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном самовосприятии в профессиональном плане.
Синдром эмоционального выгорания наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий - системы «человек-человек» (медицинские работники, учителя, менеджеры, психологи, психотерапевты, психиатры, представители различных сервисных профессий) [5].
Впервые термин «burnout» (выгорание) был введен американским психиатром Х. Дж. Фреденбергером для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Под «выгоранием» подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезное. Позже были описаны также и другие переживания, характеризующие данный феномен.
В настоящее время ведется широкая полемика по вопросу соотношения таких понятий, как стресс и выгорание [25].
Многие исследователи считают, что выгорание выступает самостоятельным аспектом стресса, потому оно определяется и исследуется в основном как модель ответных реакций на хронические рабочие стрессоры. Реакция выгорания начинается зачастую как результат требований, включающих стрессоры межличностного характера и представляет собой следствие профессионального стресса, в котором проявления эмоционального истощения, деперсонализации и редуцированных персональных достижений есть результат действия разнообразных рабочих требований (стрессоров), особенно межличностной природы. Выгорание как итог профессиональных стрессов возрастает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены [23].
Н.В. Гришина [8] рассматривает выгорание в качестве особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов. Однако развитие выгорания не ограничивается профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека - болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию.
Многочисленные зарубежные исследования подтверждают, что выгорание вытекает из профессиональных стрессов. Р. Пулен и М. Уолтер в лонгитюдном исследовании социальных работников обнаружили, что увеличение степени выгорания связано с увеличением уровня профессионального стресса. Л. Роуи получил данные о том, что лица, испытывающие выгорание, имеют более высокий уровень психологического стресса и меньшую устойчивость, выносливость [18].
Стрессы на рабочем месте тесно связаны с выгоранием. «Цена» выгорания и стресса на работе выражается в текучести кадров, абсентеизме, низкой продуктивности и возрастающих компенсациях на обеспечение здоровья.
Основываясь на результатах ряда исследований, Б. Перлман и Е.А. Хартман предложили модель, согласно которой выгорание рассматривается в (аспекте профессиональных стрессов. Три измерения выгорания отражают три основные симптоматические категории стресса:
•физиологическую, сфокусированную на физических симптомах (физическое истощение);
•аффективно-когнитивную, сфокусированную на установках и чувствах (эмоциональное истощение, деперсонализация);
•поведенческую, сфокусированную на симптоматических типах поведения (деперсонализация, сниженная рабочая продуктивность).
Согласно этой модели, индивидуальные характеристики, рабочее и социальное окружение важны для восприятия, воздействия и оценки стресса в совокупности с эффективным или неэффективным преодолением стрессовой ситуации. Данная модель включает в себя четыре стадии в развитии психического выгорания:
) ситуация способствующая возникновению стресса. Существует два наиболее вероятных типа ситуаций: навыки и умения работника могут быть недостаточными, чтобы соответствовать воспринимаемым или действительным организационным требованиям (1), или выполняемая специалистом работа может не совпадать с его ожиданиями, потребностями или ценностями (2). Таким образом, стресс вероятен, когда существует противоречие между субъектом труда и рабочим окружением;
) восприятие и переживание стресса. Движение от первой стадии ко второй зависит от ресурсов личности, а также от ролевых и организационных переменных;
) основные классы реакций на стресс (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие);
) последствия стресса.
Синдром эмоционального выгорание как многогранное переживание хронического эмоционального стресса соотносится именно с последней, представляя результат реакции на стресс [2].
Переменные, значимо связанные с выгоранием, подразделяются на организационные, ролевые и индивидуальные характеристики, которые обусловливают:
•восприятие субъектом своей профессиональной роли в организации;
•ответную реакцию на это восприятие;
•реакцию организации на симптомы, проявляющиеся у работника (третья стадия), которые затем могут привести к последствиям (четвертая стадия). К. Маслач определила факторы, от которых зависит развитие синдрома выгорания:
•индивидуальный предел или «потолок» возможностей «эмоционального «Я» противостоять истощению;
•внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы ожидания;
•негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия.
В настоящее время исследователями выделяется свыше 100 симптомов, помогающих определить начинающееся выгорание у работников. Вот некоторые из них: снижение мотивации к работе; резко возрастающая неудовлетворенность работой; потеря концентрации и увеличение ошибок; возрастающая небрежность во взаимодействии с клиентами; игнорирование требований к безопасности и процедурам; ослабление стандартов выполнения работы; снижение ожиданий; нарушение крайних сроков работ и увеличение невыполненных обязательств; поиск оправданий вместо решений; конфликты на рабочем месте; хроническая усталость; раздражительность, нервозность, беспокойство; дистанцирование от клиентов и коллег и др.
Симптомы эмоционального выгорания можно разделить на следующие категории:
.Физические (усталость; чувство истощения; восприимчивость к изменениям показателей внешней среды; астенизация; частые головные боли; расстройства желудочно-кишечного тракта; избыток или недостаток веса; одышка; бессонница и т.д.);
.Поведенческие и психологические (работа становится все тяжелее и тяжелее, а способность выполнять ее - все меньше и меньше; рано приходит на работу и остается надолго; поздно появляется на работе и рано уходит; берет работу домой; испытывает неопределенное чувство, будто что-то не так (чувство неосознанного беспокойства); чувство скуки; снижение уровня энтузиазма; чувство обиды; чувство разочарования; неуверенность; чувство вины; чувство невостребованности; легко возникающее чувство гнева; раздражительность; обращает внимание на детали; подозрительность; чувство всемогущества (власть над судьбой пациента); ригидность; неспособность принимать решения; дистанцирование от пациентов и стремление дистанцироваться от коллег; повышенное чувство ответственности за пациентов; растущее избегание (как копинг-стратегия); общая негативная установка на жизненные перспективы; злоупотребления алкоголем и (или) наркотиками и т.д.).
Наличие тех или иных симптомов определяет тип и степень выгорания. Однако все вместе они ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание - процесс сугубо индивидуальный [6].
Для сохранения здоровья организации и профессионального здоровья работников важным является знание личностных, организационных и профессиональных факторов риска выгорания. К. Маслач считает, что эмоциональное выгорание в большей степени зависит от условий работы, чем от личностных особенностей.
Жертвой выгорания может стать любой работник, так как этот синдром развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Вклад той или иной составляющей в динамику его развития различен. Специалисты в области стресс-менеджмента полагают, что выгорание заразно, подобно инфекционной болезни. Иногда можно встретить «выгорающие» отделы и даже целые организации. Те, кто подвержен этому процессу, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших».
Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. «Выгорающий» сотрудник, как правило, почти не осознает симптомы хронического эмоционального стресса, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких работников. Так как болезнь легче предупредить, чем лечить.
«Сгорание» специалистов сферы «человек-человек» объясняется специфическими особенностями «помогающих профессий». В результате «из платы за соучастие» синдром профессионального выгорания превратился в «болезнь» работников социальных или коммуникативных профессий [18].
Специфика работы людей данных профессий отличается тем, что требует от специалиста значительного личного вклада в установление доверительных отношений и умений управлять эмоциональной напряженностью делового общения.
Занимаясь изучением профессиональной дезадаптации педагогов, Н. Шафранова сформулировала характеристики педагогического труда, с помощью которых можно описать специфику деятельности всех профессий, способствующих выгоранию занятых в них людей. Среди них:
•постоянно присущее рабочим ситуациям ощущение новизны;
•специфика трудового процесса определяется не столько характером «предмета» труда, сколько особенностями и свойствами самого «производителя»;
•необходимость постоянного саморазвития, так как иначе «возникает ощущение насилия над психикой, приводящее к подавленности и раздражительности»;
•эмоциональная насыщенность межличностных контактов;
•ответственность за подопечных;
•постоянное включение в деятельность волевых процессов [5].
Говоря об эмоциональной насыщенности межличностных контактов, характерной для обсуждаемых профессий, отмечается, что она может не быть постоянно очень высокой, но имеет хронический характер, а это, в соответствии с концепцией «хронических житейских стрессов» Р. Лазаруса является особенно патогенным [17].
1.2 Особенности профессиональной деятельности педагогов, работающих в детских домах
В течение последних лет можно наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается со множеством неразрешенных проблем, их количество постоянно возрастает; происходит усиление социальной функции государственных учреждений; назначаются на роль социального педагога специалисты.
Как и всякая новая специальность, социальная педагогика первоначально возникает в виде разрозненного спонтанного практического опыта, в виде отдельных научных идей и учебных дисциплин. При этом неизбежным является временное состояние нечеткости предмета и недостаточная определенность метода, что создает специфические трудности для становления и подготовки кадров.
Социальные педагоги и воспитатели в учреждениях, где преобладают дети «группы риска» очень часто работают на этой должности по совместительству или, работая на полную ставку, выполняя много другой работы, не входящей в их компетенцию, не оформляют своевременно свои функции через должностную инструкцию и приказ директора. Как следствие - нестабильность и неудовлетворенность работой.
Никто не в состоянии дать совет, пригодный для каждого специалиста и тем самым решить его проблемы. Остается одно: убедить человека в том, что ему самому необходимо установить равновесие между эмоциональными реакциями и рациональными способами выхода из сложившейся ситуации. Для этого, прежде всего, надо соотнести социальный заказ государства, предоставляющего педагогу работу, свои собственные возможности и местные условия для результативной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение - это единственно возможный и верный путь, который приведет специалиста к равновесию и к успеху. Как показывает наблюдения, для успешного становления педагога необходимо воссоздание целостного видения им человека, обретение как можно более полного представления об условиях жизни и развитии ребенка; накопление знаний о месте и о роли педагога в решении жизненно важных проблем, касающихся развития ребенка, - все это можно считать качественными характеристиками профессионального самоопределения педагога.
Профессионально-личностное самоопределение - это осознание ведущих ценностей и смысла в...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Эмоциональное выгорание

Реферат: Способы повышения эмоциональной устойчивости педагога

Курсовая работа: Эмоциональное благополучие детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей

Курсовая работа: Деятельность педагога-психолога по созданию благоприятной и безопасной образовательной среды

Курсовая работа: Эмпирическое исследование эмпатийных тенденций личности будущего педагога