Реферат: Формирование творческой активности личности

В настоящее время происходит смена приоритетов и социальных ценностей: человеческий фактор выходит на первый план во всех сферах его жизнедеятельности, становится все более верной и актуальной формула древнегреческого философа Протагора: «Человек - мера всех вещей».

Дата добавления на сайт: 21 сентября 2024


Скачать работу 'Формирование творческой активности личности':


Введение
В настоящее время происходит смена приоритетов и социальных ценностей: человеческий фактор выходит на первый план во всех сферах его жизнедеятельности, становится все более верной и актуальной формула древнегреческого философа Протагора: «Человек - мера всех вещей».
Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии подчеркивают противоречия между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии самостоятельной творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех ступенях обучения. Поэтому сейчас в педагогике интенсивно ведется поиск рациональной организации учебного процесса, стимулирующей творческую активность обучающихся.
Формирование творческой активности личности обуславливает необходимость органического единства образования, обучения и воспитания, интеграции учебной, научно - исследовательской и воспитательной работы в рамках целостного педагогического процесса.
В создавшихся условиях проблема творческой активности личности приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением современных научных исследований. Увеличивается число философских, педагогических, психологических и других, работ по этой проблематике. Ее активно разрабатывают ведущие ученые стран мирового сообщества (Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Г. Лозанов, А. Маслоу, Р. Торренс и др.). В отечественной науке проблема творческого развития личности исследуется на междисциплинарном уровне, привлекая внимание крупнейших теоретиков и практиков (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, В.И. Заика, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, Я.А. Пономарев и др.). В контексте данной проблемы значительно возрос интерес современной науки к исследованию процессов «самости» в трудах активных философов (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель и др.), в философских теориях субъективного идеализма (И. Кант, Л. Фейербах, И. Фихте и др.). Приобрели новое звучание философско-этические воззрения М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева. Разрабатывается проблема развития творческого мышления учащихся в процессе обучения в школе и вузе (Н.И. Ильясов, А.И. Кочетов, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Лук и др.), рассматривается психология творческого мышления (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, И.Н. Семенов, СЮ. Степинский и др.), анализируется креативность как качество личности (Э. Крик, Р. Мэй, Эдвард де Боно, Д.Б. Богоявленская, Г.А. Давыдова и др.).
Отдельные аспекты проблемы творческого саморазвития личности исследуются в практике работы немногочисленных инновационных школ (В.И. Андреев, B.C. Библер, - С.Ю. Курганов, А.Н. Тубельский, В.А. Караковский, Г.А. Каспржак и др.). На основе исследований педагогов - теоретиков и учителей - практиков исследуются закономерности и принципы развития творческой личности, рассматриваются методики генерирования новых идей, апробируются различные творческие задания и психолого-педагогические тесты.
Парадоксально, но факт: о развитии творческой активности личности более всего говорили в «застойный период», особенно в 70-х годах. К концу 80-х годов эта проблема по числу публикаций, а главное - по остроте размышлений и дискуссий явно уступила другим. Анализ диссертационных исследований по педагогике показал, что в 90-х годах проблеме развития творческой активности уделено недостаточно внимания, часть из этих работ посвящена развитию технического творчества школьников, другая - формированию готовности будущего учителя к организации творческой деятельности, третья - истории этой проблемы и менее всего затрагивается вопрос о путях развития творческой активности студентов и взрослых.
Современная материальная культура тесно связана с духовным и художественным наследием народного творчества. Народное искусство представляет особый тип художественного творчества, главный аспект которого целостность.
Повышенное внимание к народному искусству в последнее время вполне оправдано происходящим в современном обществе духовным кризисом. Особенно важным здесь становится знакомство слушателей дополнительного образования с традициями, с народным творчеством. Народное творчество близко и понятно каждому. Декоративность народного искусства - это не что-то привнесенное и добавленное, не украшательство. Это - прежде всего внутреннее качество художественного образа. Это качество присуще и творчеству и начинающему художнику.
Тем богаче станет натура человека, чем шире он раскроется в своем творчестве. Здесь происходит не только формирование личностных творческих качеств, но и становление психических функций, таких, как восприятие, представление, воображение, мышление.
Огромную содержательную, эстетическую и духовную нагрузку несет в себе художественный образ народного искусства. Его содержание определяют традиция, тема, материал, техника исполнения. И здесь осуществляется неразрывная связь художественной, эстетической стороны, со стороной прикладной. Художественная роспись ткани (батик), как никакой другой вид народного искусства может донести до нас наиболее древние и глубокие художественные образы (знаки и символы) и мотивы русского искусства. Изучение художественных особенностей росписи ткани способствует развитию их интереса к образной форме освоения мира, формированию национального типа восприятия.
Творческое освоение художественной росписи ткани, требует, на наш взгляд, создания эффективных методик, программ на основе состояния, национально-художественных традиций и требований образовательного процесса.
Декоративно-прикладное искусство, обладая достаточной степенью самостоятельности, существует и развивается вместе со всем обществом в непрерывном и взаимосвязанном процессе. Поэтому ему, как и культуре вообще, присущи разные сферы деятельности: художественно-производственная (связанная с непосредственным созданием предметов декоративно-прикладного искусства); социально-потребительская; образовательная (обращенная к развитию и воспитанию средствами декоративного искусства). Особенность образовательной деятельности в рассматриваемой области искусства обусловлена разнообразием форм, видов и направлений. В связи с ломкой традиционных укладов жизни в конце XIX - начале XX веков произошло исчезновение целых пластов народной культуры, что во многом привело к потере истоков отечественного декоративно-прикладного искусства. Вместе с тем, корни национальной культуры очень важны при обучении учащихся декоративно-прикладным видам деятельности. На сегодняшний день эта проблема особенно актуальна с точки зрения освоения конкретных методик использования в художественной педагогике народных традиций.
С незапамятных времен люди изготавливали разнообразные декоративные изделия и обучали этому своих учеников, передавая, таким образом, свое мастерство из поколения в поколение. Традиция эта сохранилась и активно развивается в наши дни. Существует множество учебных заведений различного уровня (от кружков и студий до высших учебных заведений), обучающих профессии художника-прикладника.
Проблема развития творческой активности при освоении мастерства художественной росписи ткани взрослыми слушателями, развитие их творческих достижений в процессе обучения батику остается актуальной.
До настоящего времени проблема методического обучения художественной росписи ткани не рассматривалось как целостное явление. Вполне возможно, что поэтому, она часто обходилась вниманием в научных трудах, особенно в педагогическом, социальном и психологическом аспектах. Чаще всего эта проблема рассматривалась в контексте других видов декоративно-прикладного искусства лишь с искусствоведческой точки зрения. Выбор темы определен и прикладными задачами, в связи с которыми, особую актуальность приобретает развитие декоративного искусства, а также влияние общего культурного уровня и психологии населения на развитие прикладных видов творчества.
В предлагаемой работе предпринята попытка разработать целостную методическую систему в области преподавания и освоения мастерства художественной росписи ткани для взрослой категории (бакалавров).
Обращение к данной теме обусловлено еще и тем, что, во-первых, художественные народные промыслы, в которых развиты традиционные формы передачи опыта, являются не только отраслью народного декоративно-прикладного искусства, но и отраслью промышленности, с присущей ей законами: массовым серийным производством изделий народного потребления; частично механизированным и даже автоматизированным производством. Во-вторых, оживление в последние десятилетия научного и общественного интереса к русскому народному творчеству и декоративно-прикладному искусству, выдвигает на первый план не только возрождение центров художественной отечественной культуры, и исторически сложившихся форм творчества, но и проблему возрождения традиций обучения конкретному мастерству художественной росписи ткани.
К.Д. Ушинский в свое время указ на то, что средства обучения должны извлекаться из человеческой природы, а для этого необходимо руководствоваться знаниями о периодах своевременного развития чело века. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Эти слова справедливы как для детства, так и для зрелого периода жизни человека.
Для успешного управления педагогическим процессом в условиях непрерывного образования психологическая наука должна вооружить педагогику не просто знаниями тех или иных особенностей психики взрослых, а возрастной периодизацией психофизиологического и интеллектуального развития. Результатом педагогического управления является в конечном итоге развитие человека. В связи с этим необходимо выявить основные этапы возрастной динамики психического разбития, свойственные для каждого периода жизни взрослого человека.
Настоятельная потребность в разработке возрастной психологии взрослых была вызвана нуждами практики обучения и воспитания взрослых людей разных периодов зрелости. Ряд авторов совершенно справедливо ставили отставание психологии обучения взрослых в зависимость от недостаточной разработанности возрастной периодизации зрелости (В. Шевчук, Польша; Е. Харке и Г. Лёве, ГДР; Б.Г. Ананьев, СССР).
Всестороннее развитие личности происходит не только на первоначальных ступенях ее становления (в детстве и ранней юности), но и во взрослом состоянии в периоды зрелости. Становление личности как субъекта деятельности начинается рано и не заканчивается с созреванием организма. Оно происходит в процессе познания, труда и общения. Говоря об индивидуальном развитии человека, Б.Г. Ананьев отмечает, что личность формируется па известном уровне нервно-психического развития: «Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, что является необходимым внутренним условием этого становления. Под влиянием социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т.е. самая общая структура человека как субъекта познания».
До наступления зрелости (умственной, трудовой, гражданской) человек проходит длительный путь онтогенетического (индивидуального) развития, не завершающегося с переходом человека во взрослое состояние. Как отмечает Б.Г. Ананьев, наступление зрелости человека как субъекта познания, труда и общения не совпадает во времени. В одни возрастные периоды наиболее интенсивно может происходить формирование человека как субъекта познания, в другие - как субъекта труда или общения.
Психология обучения взрослых в настоящее время располагает экспериментальными данными психофизиологического развития взрослых людей, в соответствии с которыми может быть обоснован выбор организационных форм обучения, методов, принципов, индивидуальных и групповых вариантов работы со взрослыми. Педагогическая психология взрослых должна разрабатываться на основе возрастной психологии взрослых.
Можно особо выделить принцип совместной деятельности. В обучении художественной росписи ткани более точнее подобрать ему синоним как «сотворчество», т.е. более духовно связанная деятельность обучающегося с обучающим. В проведенном ранее исследовании (опрос и анкетирование обучающихся взрослых батику на художественно-графическом факультете при РГПУ, 2005 гг.) подтверждается, что совместная деятельность (сотворчество) является важным фактором среди опрошенных студентов и слушателей ДО.
Следует заметить, что «батик» - это художественная роспись по ткани и буквально переводится как «рисую воском». Обучение батику взрослых - процесс творческий, состоящий из различных компонентов как индивидуальных, психологических, так и личностных, социальных. Только совместная деятельность преподавателя и обучающегося, позитивный диалог, сотворчество возможны при обучении батику (художественной росписи ткани). Таким образом, учитывая специфику, обучение целесообразно строить в основном на андрагогических принципах, ведущим из которых становится принцип совместной деятельности. Отмечается, что именно этот фактор способствует «уверенности в своих силах», придает моральную поддержку со стороны обучающегося и способствует дальнейшему творческому развитию личности (80% опрошенных)
Таким образом, мы придерживаемся мнения, что более полное раскрытие творческого потенциала личности, ее индивидуальных качеств возможно при применении андрагогических принципов и их взаимосвязи с различными педагогическими и психологическими приемами на основе концепции непрерывного образования.
В настоящее время возросла потребность в освоении видов художественной росписи тканей среди людей, так называемых, «непрофессионалов», не художников. Снова возросла потребность производить вещи индивидуально, своими руками, но уже имея в багаже опыт и знания предыдущего витка развития.
Если обратиться к существующим на сей день методикам обучения и программам по росписи тканей [95, 99, 100, 101,140, 252, 260, 288], то практически в них отсутствует современные подходы к данному виду деятельности, отсутствие новейших технологий и материалов. Все программы обучения сводятся к освоению традиционной техники или конкретно одного из видов росписи ткани, предлагаются упражнения по шаблону; на творческое освоение художественной росписи ткани не остаётся часов, предполагается, что студент или слушатель дополнительного образования научится самостоятельно и обучение это не предполагает. Особенно эта тенденция прослеживается в дополнительном образовании, краткосрочных курсах по освоению росписи тканей. Слушателям выдаётся информация о ткани и красках (причём очень сжато) рассказывается какой надо приобрести резерв. Выдаётся шаблон-эскиз для раскрашивания с указаниями определённых цветов и счастливый слушатель и думает, что он уже художник и всему научился. Ведь его убедили - «ты можешь!» - вот и всё обучение.
Под творческим освоением художественной росписи ткани мы предполагаем не только обучению и освоению техники росписи ткани, что весьма важно, но и изучение композиции, цветовых сочетаний, основы рисунка, т.е. основ изобразительной грамоты; чтобы у студента или слушателя дополнительного образования была возможность творчески мыслить, понимать взаимосвязь всех видов изобразительных и декоративно-прикладных искусств и таким образом, поднять свой эстетический уровень восприятия искусства, расширить восприятие мира, активизировать творческую деятельность на создание художественного образа.
В издательстве «Радуга» в 2000 году автором Ириной Дворкиной выпущено руководство по росписи ткани с учётом наших современных отечественных красителей, в котором вкратце идет ознакомление с классическими способами украшения тканей, процесс работы иллюстрируется фотографиями и рисунками.
Из методических программ обучения художественной росписи ткани в государственной системе образования можно назвать, пожалуй, программу-алгоритм авторского курса для студентов ХГФ, специализирующихся на декоративно-прикладном искусстве, разработанную Р.А. Гильман. В программе рассматривается последовательное выполнение различных технологических операций, даны художественные и педагогические приёмы организации творческой деятельности учащихся на занятиях по художественной росписи тканей. Программа интересна тем, что включает в себя методические указания по содержанию и типу урока и материал по интеграционной связи с другими предметами.
Из анализа изученных нами программ видно, что художественная роспись ткани как вид декоративно-прикладного искусства занимает в структуре образования минимальное, но определённое место. Прослеживая разные программы по освоению основ народного искусства в системе общеобразовательного и дополнительного образования, чётко обозначаются три основных подхода к этому процессу обучения:
) имеют место методики на уровне точного повторения предлагаемого изделия, когда результатом работы является создание копий, обучение технологическим приемам. Осуществляется освоение ремесла на уровне повтора. Основная ущербность в таком подходе - только в непрерывном копировании;
) обучение, где за основу берётся определённый технический приём и даётся полная свобода для творчества, где нет обучения традиционной системе освоения основ изобразительной грамоты. При таком подходе страдает и эстетическая и содержательная сторона работы;
) в обучении предусматривается взаимосвязь изобразительной и образной системы, технического приёма и художественно-творческого метода получения образа, эстетического типа изображения и его содержательной смысловой стороны - это наиболее целостный подход в обучении и применяется только в учреждениях специального профиля (художественные школы, лицеи, вузы).
В свете заявленной нами проблемы развития творческой активности личности на занятиях художественной росписью ткани, в процессе анализа искусствоведческой и методической литературы по художественным росписям ткани, мы выделяем основные техники и темы изображений художественных оформлений тканей, на основе которых и строится предлагаемая экспериментальная программа, направленная на развитие творческой активности:
. Свободная роспись (роспись тушью, пейзажи, композиции на шёлке).
. Резервирование (использование воска, кубовая набойка, холодная роспись, горячий батик).
. Узелковая окраска (перевязывание определённых участков перед окрашиванием, сжатие участков с помощью разных приспособлений).
. Трафаретная техника.
. Штампование.
. Разбрызгивание (аэрография, крапп).
. Смешанная техника (соединение различных техник в разных сочетаниях).
Из многообразия изображений особо следует выделить: 1) архетипы и каноны; 2) знаки, символы рисунки, обладающие магической силой; 3) космогонические и религиозные символы; 4) сложные сюжетные композиции и пейзажи; 5) сложные разного типа орнаменты; 6) узоры геометрические и растительные; 7) производственные мотивы и их элементы; 8) всевозможные сочетания вышеперечисленных изображений и их элементов.
Подводя итоги...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Формирование личности преступника в семье

Курсовая работа: Влияние факторов дифференциальной социализации на формирование гендерной идентичности личности

Курсовая работа: Влияние семьи на формирование личности ребенка

Курсовая работа: Влияние порядка рождения в семье на формирование личности

Реферат: Формирование личности студента