Курсовая работа: Гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах

Содержание

Введение
Глава I. Теоретическое исследование современного состояния проблемы гендерного влияния на стратегию поведения в конфликтной ситуации
.1 Возрастные особенности юношеского возраста
1.2 Понятие Гендерности и ее особенности
.3 Особенности выбора стратегии в конфликтной ситуации
Глава II. Эмпирические исследования темы гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах
2.1 Программа исследования
2.2 Обоснование выбора методик исследования
.3 Анализ и интерпретация результатов
Заключение
Список используемой литературы

Дата добавления на сайт: 14 августа 2024


Скачать работу 'Гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах':


АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»
Кафедра ООД
КУРСОВАЯ РАБОТА
ДИСЦИПЛИНА Социальная психология
ТЕМА Гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах
Выполнил студент:
-ПВ группы 2 курса
Мутасов Алексей Романович
Алматы 2014
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическое исследование современного состояния проблемы гендерного влияния на стратегию поведения в конфликтной ситуации
.1Возрастные особенности юношеского возраста
1.2Понятие Гендерности и ее особенности
.3Особенности выбора стратегии в конфликтной ситуации
Глава II. Эмпирические исследования темы гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах
2.1Программа исследования
2.2Обоснование выбора методик исследования
.3Анализ и интерпретация результатов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность исследования - Трудно представить себе жизнь человека без конфликтов, переживаний, постоянных стрессов. Этим наполнена вся наша жизнь от начала и до конца, но есть люди которые могут с легкостью выходить из таких неприятных ситуаций, а есть те для кого каждая такая ситуация это огромный стресс. Изучение стратегий поведения в таких ситуациях очень важно, т.к. суицид, преступления и другие ужасные вещи, конечно, не в 100% случаев, но с большой вероятностью совершаются впоследствии конфликтных ситуаций. И речь идет не только о конфликтах с внешними раздражителями, также есть и внутренние раздражители, с которыми тоже нужно уметь справляться. Еще Зигмунд Фрейд утверждал, что конфликт это постоянный элемент душевной жизни человека. Как таковая тема особенностей поведения в конфликте, конечно, изучается с давних времен, но именно в Казахстане данная тема во взаимосвязи с особенностями гендерности, почти не изучена. Это еще один фактор актуальности данной темы.
Цель исследования - выяснить, как гендерные особенности влияют на стратегию поведения в конфликте, и влияют ли вообще.
Задачи исследования:
.Исследовать, какие стратегии поведения в конфликтах бывают.
.Исследовать особенности юношеского возраста.
.Исследовать, гендерность и ее особенности.
.Исследовать, гендерность каждого из испытуемых.
.Исследовать, какие стратегии поведения в конфликте выражены больше, а какие меньше.
.Проанализировать, как гендерность влияет на поведение в конфликте.
Гипотеза исследования - люди с маскулинным гендером чаще всего пользуются компромиссной стратегией поведения в конфликтной ситуации.
Объект исследования - личностные особенности в юношеском возрасте.
Предмет исследования - особенности поведения в конфликтных ситуациях.
Степень научной разработанности проблемы - тема гендерных особенностей и стратегий поведения в конфликтах изучена на данный момент не слишком хорошо. Есть несколько зарубежных и отечественных авторов, которые изучали эти темы в отдельности. Так, книга Меган Берн затрагивает весьма актуальные вопросы, касающиеся гендерной социализации [1]. Книга «Стратегия конфликта» - посвящена исследованию общей логики поведения участников конфликтных ситуаций - теории игр. Впервые вышедшая в 1960 г., она стала фундаментальным вкладом в эту науку, заложив основы теории стратегического поведения. Работа имеет большое значение для изучения некоторых важных классов игр - игр с неполной информацией, неантагонистических игр и др.[5].
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов психологами при определении стратегий поведения при конфликте в юношеском возрасте.
Научная новизна курсовой работы заключается в проведении исследований на лицах юношеского возраста. Исследования уже проводились на группах лиц подросткового возраста и возрастом ниже, но именно на группах лиц юношеского возраста, а именно у юношей от 17-21 года, у девушек от 16 до 20 лет, исследования не проводились. Также научная новизна заключается в месте проведения исследований, а именно в Казахстане. До этого исследования в данной стране не проводились.
Методы исследования - опрос, тест.
Методиками исследования являются: Тест Сандры Бэм «определение маскулинности - феминности» и Тест Томаса «типы поведения в конфликте».
Глава I. Теоретическое исследование современного состояния проблемы гендерного влияния на стратегию поведения в конфликтной ситуации
.1 Возрастные особенности юношеского возраста
Юность - это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей - служба в армии. В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.
Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально - личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. В этот период происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста. В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).[7]
В последние годы много говорят об акселерации. Что это такое? Акселерация - это ускорение биологического созревания. Оно выражается в том, что средний вес детей в первый год их жизни теперь больше, чем в предшествующие десятилетия. Удвоение веса ребенка теперь наблюдается не в 6, а в 4 месяца, зубы у ребенка прорезываются раньше, половое созревание заканчивается не в 16-17 лет, а зачастую в 11-12. Стабилизация роста наступает у юношей не в 25-26, а в 18-19 лет, а у девушек в 16-17. Рост 13-15-летних мальчиков теперь превышает средний рост их сверстников двадцатилетней давности на 12-14 см, а вес - на 10-12 кг. Сегодняшние 16-17-летние по половому поведению соответствуют 19-20-летним шестидесятых годов. Сталкиваясь с акселератом, который на голову выше родителей и косая сажень в плечах, взрослые порой не представляют себе, что перед ними по существу еще ребенок и что к нему следует предъявлять соответствующие требования. С такими инфантильными акселератами приходится сталкиваться и педагогам, и врачам, и милиции. У них нередко обнаруживаются черты незрелой личности: они плохо понимают, что можно, а чего нельзя делать, не осознают социальных ограничений и последствий своих поступков.[6]
В то же время современная молодежь значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинает самостоятельную трудовую жизнь. Так, из людей, родившихся в России в 1906 г., третья часть уже работала к 16 годам, а к 20 годам почти все юноши начинали трудовую жизнь. Сегодня в связи с переходом к всеобщему среднему образованию значительная часть молодежи 16-летнего возраста еще учится. Что касается студенческой молодежи, то она заканчивает свое образование только в 22-25 лет. Как отмечал Б. Г. Ананьев [8], наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают во времени.[6]
Мы кратко обозначили некоторые особенности психологии юношеского возраста на современном этапе, но есть и старые проблемы. В этом возрасте отношения молодого человека с окружающими обостряются и в силу биологических причин. Изменение гормонального обмена вызывает у подростков и юношей повышенную возбудимость и раздражительность. Дисгармония физического и психического облика проецируется молодым человеком на окружающий мир, который воспринимается им как особенно напряженный и конфликтный. Половое созревание пробуждает желание нравиться, вызывает повышенный интерес к своей внешности, внезапно обостряя проблему малого или слишком большого роста, комплекции, прически, одежды. Поэтому внешний мир представляется для юноши более конфликтным, чем для зрелого человека, а трепетное отношение юноши к одежде и внешности, способность вознести их значимость на необыкновенную высоту уже забыты взрослыми и потому раздражают их.
Юноша и тем более подросток легко идеализируют окружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу. Такой максимализм - следствие стремления к самоутверждению, он порождает так называемую черно-белую логику. Черно-белая логика, максимализм и малый жизненный опыт приводят молодых людей к преувеличению оригинальности собственного опыта. Им кажется, что никто так не любил, не страдал, не боролся, как они. Однако их родители, находясь во власти вкусов и привычек собственной молодости, абсолютизируя и считая единственно правильными только свои привычки и вкусы, не подают примера разумного отношения к действительности, основанного на трезвой оценке значимости событий, возводя в ранг проблемы вопросы о ширине брюк, длине волос, манере танца, стиле музыки и песен. Эти проблемы стары, как мир. Еще Аристофан в комедии «Облака» описывал конфликт между рассудительным, благонамеренным отцом и легкомысленным длинноволосым сыном. В ответ на просьбу отца спеть что-либо из древних авторов - Симонида или Эсхила - сын называет этих поэтов устаревшими и ходульными. Когда же сын обращается к современному искусству и читает монолог из Еврипида, старик выходит из себя, видя в нем безвкусицу и безнравственность.
.2Понятие Гендерности и ее особенности
Гендер (Gender). В психологии - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол (sex) является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются нате гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые»[1].
Социальная психология гендера - это широчайшее поле для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия (social perception) и самовосприятия (self-perception), самоуважения, возникновения социальных ролей и норм[1].
Что мы можем сказать о данной теме? Каждый день мы слышим, что женщины и мужчины совершенно разные существа. Что мы с разных планет, что наше сознание устроено совершенно по-разному, даже что анатомически мы устроены по-разному. Но можно заметить, что это никак не влияет на наше существование рядом, бок обок друг с другом. Мы платим одинаковые деньги, когда покупаем какие-либо товары в магазине, мы работаем на одних и тех же рабочих местах, и критерии при повышении заработной платы, при продвижении по службе для нас одинаковые.
Сегодня ситуация сложилась так, что практически любое социально-психологическое исследование гендера очень политизировано, роль науки скорее состоит здесь не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов. Впрочем, это закономерно, ведь социальная психология гендера во многом совпадает с целями феминистского движения, хотя последнее занимается скорее политическим, экономическим и социальным равноправием мужчин и женщин (Hyde, 1991).
Лотт отметил, что социальная психология в любом случае пересекается с гендерными исследованиями, поскольку «изучать условия, которые формируют и поддерживают социальное поведение, означает изучать то, как культура выстраивает гендер» (Lott, 1991, р. 506).
Однако, изучая стереотипы, предрассудки и дискриминацию, социальная психология вплоть до конца 60-70-х годов практически игнорировала гендерные отношения и даже не рассматривала женщин как дискриминируемую социальную группу.
Гендерные исследования сдвинулись с мертвой точки лишь, когда в науку пришло новое поколение - целая плеяда вдохновленных феминистским движением женщин, которые работали в научных программах по социальной психологии для выпускников вузов. Они на собственном опыте прочувствовали, что значит находиться на правах меньшинства: даже просто получить возможность участия в этих программах и то стоило огромного труда - ведь они не были мужчинами.
Уже с момента своего рождения человек становится объектом системы: в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средств массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных механизмов. Суть гендера состоит в том, что помимо биологических отличий между людьми существуют расслоение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. [11]
В итоге можно сказать, что биологический пол не может полностью охарактеризовать огромное разнообразие социальных характеристик в обществе. В связи с этим появилось понятие «гендер», которое обозначает совокупность социальных и культурных норм которые приписываются людям в зависимости от их биологического пола. Чтобы считаться в обществе мужчиной или женщиной, сейчас недостаточно одних анатомических различий. В наше время нужно следовать гендерным ролям, которые общество нам предписывает.
И что самое интересное, гендерные роли не остаются одинаковыми в разные периоды времени. Они постоянно меняются и так сказать эволюционируют вместе с нами. Например: если сравнить девушек XX века и XXI века, то можно заметить множество различий в менталитете, в характере, в системе ценностей и т.д. Или же мы можем сравнить, например: современную российскую женщину конца XX - начала XXI в. и женщину «пушкинской эпохи», и мы найдем много отличий в женских образах разных исторических эпох, несмотря на ограниченность рамками одной страны, одного культурного поля. [11]
В современном мире, мы можем заметить, что юноши и девушки становятся все больше и больше похожи друг на друга, как во внешнем виде (парни, которые делают женские прически или же девушки, которые ходят в мужских костюмах) так и в чертах характера (все чаще можно заметить, как девушки рвутся сами оплатить счет, причем не только за себя, но и за своего кавалера, и так же все чаще можно заметить мужчин, которые выставляют свои эмоции на показ, которые без угрызения совести сидят в общественном транспорте, в то время когда девушки стоят - см. рис. 1)

Рисунок 1. Борода не делает тебя мужчиной. Все чаще фотографии такого рода можно заметить у особ женского пола, на их страницах в социальных сетях.
Стремясь, стать сильной, независимой и равной мужчине, девушки стали терять самую главную черту своего характера, а именно - женственность. А ведь быть женственной не означает быть слабой, в большей мере это означает быть хрупкой и нежной, что вызывает у мужчины на подсознательном уровне, оберегать и защищать такую девушку. Но конечно на это повлияло множество факторов, таких как война. Из-за которой огромное количество мужчин ушло защищать свою родину и женщинам пришлось приспосабливаться и становится сильнее, ради своих детей и своей родины.
Таким образом, гендерная социализация начинается буквально с момента рождения ребенка, а в трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика роль стереотипов, выработанных в обществе и культуре относительно мужчин и женщин, способствующих однозначному пониманию возможностей маскулинности и феминности.[11]
Наиболее распространенные гендерные стереотипы усваиваются в детстве благодаря основным институтам социализации. Влияние родителей - один из основных социализирующих факторов, так как семья для ребенка - это первый его социальный мир. Дети наблюдают, как их родители выражают свои чувства, выполняют желания друг друга, общаются и строят отношения с другими людьми. В этом заключается процесс гендерной социализации. В результате ребенок создает модель того, что значит быть мужчиной и женщиной. Мальчики и девочки воспроизводят модель поведения других мужчин и женщин, повторяя их сложности и проблемы. Таким образом, в процессе социализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры сообщества.[11]
1.3Особенности выбора стратегии в конфликтной ситуации
Понятие конфликт существует как в науке, так и в обыденной жизни, наделяя понятие конфликт своим специфическим смыслом. Каждый из нас понимает, что такое конфликт, и даже более каждый уже сталкивался с конфликтными ситуациями, но от этого определение его содержания не становится более легким.
В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений - от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга и многое другое. [3]
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict - англ., konflikt - нем., conflit - франц.). Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения: [3]
1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.
. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.
. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.
. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет.
Если объединить все 4 определения то можно сказать, что конфликт это - состояние затяжной борьбы, дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами, а также психическая борьба, вызванная впоследствии противостояния характеров.
Конфликт как одно из значимых явлений психической жизни человека непосредственно связан с проблемой психического благополучия - фундаментальной проблемой всей психологической науки, по-разному решаемой ее различными дисциплинами. Например, социальная психология, будучи наукой о закономерностях общения людей, в той или иной форме решает фундаментальные вопросы об отношениях индивида и общества, о месте человека в мире, о поисках согласия и гармонии. Начиная с самых первых работ, в которых человек наделялся либо «социальными инстинктами»,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Гендерные различия подростков при выборе стратегий поведения в конфликте

Курсовая работа: Психологические особенности агрессивного поведения у людей с нарушением зрения

Курсовая работа: Клинико-психологические особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

Реферат: Гендерные особенности в системе управления

Реферат: Гендерные особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста