Курсовая работа: ГЕНДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ И СТЕРЕОТИПЫ

Содержание

Введение
Глава 1. Основные положения гендерной психологии
.1 Cравнительный анализ различных определений понятия «гендер»
.2 Теории и концепции гендерной психологии
.3 Формирование гендерных различий в процессе социализации
Глава 2. Гендер в процессе социального познания
.1 Гендерные стереотипы
.2 Сексизм в современном обществе
Глава 3. Эмпирическое исследование (практическая часть)
.1 Методика личностного дифференциала (ЛД)
.2 Описание хода исследования
Список литературы

Дата добавления на сайт: 27 августа 2024


Скачать работу 'ГЕНДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ И СТЕРЕОТИПЫ':


Негосударственное высшее профессиональное образовательное учреждение
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Кафедра психологии
Курсовая работа
Направление «Социальная психология»
ГЕНДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ И СТЕРЕОТИПЫ
Исполнитель:
Фролова М.
Екатеринбург 2014
Содержание
Введение
Глава 1. Основные положения гендерной психологии
.1 Cравнительный анализ различных определений понятия «гендер»
.2 Теории и концепции гендерной психологии
.3 Формирование гендерных различий в процессе социализации
Глава 2. Гендер в процессе социального познания
.1 Гендерные стереотипы
.2 Сексизм в современном обществе
Глава 3. Эмпирическое исследование (практическая часть)
.1 Методика личностного дифференциала (ЛД)
.2 Описание хода исследования
Список литературы
Введение
Проблема гендерной стереотипизации является одной из тех, которая в значительной степени стимулировала развитие женских, а затем и гендерных исследований. Обосновывая положение о патриархальном характере общества и дискриминации женщин, поборники женского равноправия оказываются перед необходимостью ответить на вопрос, почему же данный вид несправедливости не вызывает протеста, в том числе у большинства самих женщин [11].
Объяснение этого парадокса включило в феминистский дискурс такие концепты, как предрассудки, предубеждения, стереотипы. В данной работе будут рассмотрены основные проблемы гендерной стереотипизации. Каковы факторы, механизмы гендерной стереотипизации и каково содержание, свойства, функции гендерных стереотипов и предрассудков, их влияние на гендерные отношения и социальные отношения в целом? Наконец, можно ли говорить о специфических чертах именно гендерных стереотипов и предрассудков?
Заметим, что повышенный интерес к проблеме гендерных стереотипов обозначился в западной социологии в 70-е годы и сохраняется до настоящего времени. Этот интерес подогревается, помимо бурного развития гендерных исследований, еще и тем, что анализ гендерных стереотипов стал благодатным полем исследований ввиду их очевидных отличий от стереотипов этнических [12].
Гендер изучается в рамках таких наук как: психология и социология. Обращаясь к Ш. Берн, более конкретизировано: Социальная психология - это наука, изучающая, как общество влияет на мысли, чувства и поведение отдельного человека. А ее подраздел - социальная психология гендера - занимается исследованием социальных норм, обусловливающих то, как реагируют на половые различия отдельный человек, группа или целое культурное сообщество. Пожалуй, что ни в одной области социальной психологии не найдется столь ярких примеров парализующей силы конформности, невозможности отойти от навязанных обществом ролей и присущих человеческому сознанию принципов обработки информации [12, с 7].
Думаю актуальность темы, данной работы, не вызывает сомнений, поэтому перейдем непосредственно к структуре исследования. Работа будет состоять из двух основных частей: теоретической и практической. В теоретической части выделяем следующие критерии:
Объект исследования: гендер как социально-биологическое понятие.
Предмет исследования: гендерные стереотипы.
Цель исследования: исследовать роль гендерных стереотипов и установок в процессе социального познания.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Провести сравнительный анализ различных определений понятия «гендер».
2.Изучить наиболее значимые теории и концепции гендерной психологии.
3.Изучить, как происходит формирование гендерных различий в процессе социализации.
4.Рассмотреть наиболее распространенные гендерные стереотипы и структуру их становления в обществе.
5.Дать определение понятию сексизм, выявить проявление сексизм в современном обществе.
Практическая часть будет представлять собой эмпирическое исследование по теме работы.
Цель: исследовать роль гендерных стереотипов и установок в процессе социального познания через представления «идеального мужчины» и «идеальной женщины» в обществе.
Гипотеза: гендерные стереотипы и установки, сформировавшиеся в процессе социализации, будут влиять на представления об «идеальном мужчине» и «идеальной женщине», как на мужчин, так и на женщин.
Задачи исследования:
1.Описать метод исследования;
2.Описать ход исследования;
3.Представить анализ полученных результатов, сопоставить их с данными теоретической главы.
Глава 1. Основные положения гендерной психологии
.1 Сравнительный анализ различных определений понятия «гендер»
Начнем с того, что понятие «гендер» не является понятием, используемым только в социальной психологии, так например:
«гендер» - индонезийский ударный инструмент. Состоит из 10-12 чуть выпуклых металлических пластин, укреплённых в горизонтальном положении на деревянной подставке при помощи шнуров. Что здесь может нас заинтересовать, так это то, что чаще на нем играют женщины.
В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая первичные - любые психические или поведенческие свойства (черты характера, модели поведения, профессии и прочее), ассоциирующиеся с "мужским/маскулиным" и "женским/фемининностью".
Чтобы понять, что определяет понятие гендер, мы обратимся к различным авторам и с помощью сравнительного анализа попытаемся найти истину. Ссылаясь на Т.В. Бендас [11], отметим, определение термина «гендер» в социологии, как социального пола (пол как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.).
Гендер в психологии - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол (sex) является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые» [12].
Гендер - социальныйпол , определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими ит.д. [5]
Гендер - это повседневный мир взаимодействия мужского и женского, воплощенный в "практиках", представлениях, нравах; это системная характеристика социального порядка, от которой невозможно отказаться - она постоянно воспроизводится и в структурах сознания, и в структурах действия [22].
Гендер в психологии - биологические или социальные характеристики, с помощью которых людей определяют как мужчин и женщин [29].
Гендер - социальный пол индивида в отличие от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей [25]
Гендер - совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола, социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения понятиям "мужчина" и "женщина" [13].
Итак, из выше приведенных определений мы видим, что понятие «гендер» связанно с полом индивида и с социо-культурными нормами общества. Современная социальная наука различает понятия полигендер. В результате разделения понятий биологического и социального в 1960-е гг. в научный оборот вводится понятие «гендер». Дифференциация понятий пол и гендер в науке, означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. Как уже отмечалось ранее, в конце 80-х женские исследования постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными [24]. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти. Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины [10]. Пол (т.е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами [11]. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Сегодня, очевидно, что такие "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому - мужчинам или женщинам - необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других [11 с. 15]. Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные намгендерные роли [12 c.9].
Так же слово «гендер» позволяет в некоторых случаях добиться большей ясности; например, если бы моя работа назвалась «Половые установки и стереотипы», то могло сложиться неверное представление о ее содержании. Однако бывают случаи, когда более подходящим оказывается слово «пол» [12].
.2 Теории и концепции гендерной психологии
Теории и концепции гендерной психологии можно разделить на 6 категорий в зависимости от того, в каком ее разделе они появились и какую проблему объясняют. Это теории и концепции:
) гендерных различий;
) гендерной социализации;
) психологии женщины;
) психологии мужчины;
) психологии гендерных отношений;
) гендерной психологии лидерства.
Правда, иногда ту или иную концепцию трудно отнести к какому-либо определенному разделу. К примеру, некоторые концепции объясняют и гендерную социализацию, и гендерные различия.
Существуют также частные концепции, которые объясняют экспериментальные факты в узком диапазоне (к примеру, половые различия по болевым ощущениям или отсутствие мотивации достижений у женщин) [11с. 43]. Большинство из них касается различий между полами, именно этот раздел гендерной психологии наиболее развит. Все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большие категории: биологические и социальные.
Биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т.п. [11 с. 46]. К биологическому подходу относятся исследования связанные с гормонально-химическими и физиологическими переменными (X. Айзенк, М. Цукерман и др.). В частности, Цукерман предположил, что гендерные различия по доминантности и агрессивности могут быть связаны с половыми гормонами. Так же пытались объяснить и различия по зрительно-пространственным способностям: С. Нолей-Хоекзема связывала половые различия в хромосомах со склонностью женщин к депрессии, тревожности и нейротизму [11].
Эволюционную концепцию дифференциации полов В.А. Геодакяна можно отнести к этому же подходу. Мужской пол играет главную роль в изменении, а женский - в сохранении популяции: мужской пол - это глина, из которой природа лепит образцы, а то, что проверено, становится мрамором - женским полом. В онтогенезе также имеются различия. Здесь уже более изменчивым, пластичным является женский пол, мужской же более ригиден. Половые различия связаны с различной степенью генетической обусловленности признаков у мужчин и женщин. Эта концепция была подтверждена экспериментами на животных, проведенными В.К. Федоровой, Ю.Г. Трошихиной и В.П. Багруновым (1981). Она может объяснить и многие половые различия в сенсомоторных и интеллектуальных функциях [11с.47]. Но реакция специалистов по гендерной психологии на эту концепцию неоднозначна. И.С. Клецина, к примеру, считает, что неправомерно прямо переносить эволюционно-генетические закономерности полового диморфизма на человеческую психологию и поведение, поскольку психика человека не развивается по законам биологической эволюции, а человек сам создает себе среду развития.
Социокультурный подход предполагает, что различия между полами формируются обществом. Одна из наиболее известных в этом подходе - теория социальных ролей Элис Игли. Чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли, т. е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как представителю определенного пола. Одни личностные черты и характеристики поведения являются приемлемыми для мужчин, другие - для женщин. Эта теория очень популярна [11].
Согласно модели артефакта, разрабатываемой А. Фейнгольдом, гендерные стереотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные и стремиться в самоотчетах (на которых построено большинство личностных шкал) отразить свою личность благоприятным образом. Поэтому результаты лишь подтверждают стереотипы. Модель считает артефактом лишь данные, полученные по личностным шкалам, а не поведенческие показатели, хотя и последние не свободны от влияния гендерных стереотипов [11].
Американские психологи Сюзанна Кросс и Лаура Мэдсон использовали идею Ш. Маркуса и С. Китаямы о «взаимозависимой» и «независимой» я-концепциях у индивидов восточной и западной культуры. На основе этой идеи они создали модель, объясняющую гендерные различия в социальном поведении. По мнению авторов, для американских женщин в целом характерна связь с другими людьми, т. е. «взаимозависимая», а для мужчин - «независимая» я-концепции. Формирование первой происходит в тесной взаимосвязи с представлением о близких людях, и их цели и потребности так же важны, как и собственные [11 с.48].
В независимой я-концепции главным принципом является автономия, отделение от других, а взаимоотношения с другими людьми служат лишь средством к достижению индивидуалистических целей. Чтобы достичь этой автономии и независимости, мужчины стремятся получить власть над другими.
Р. Баумейстер и К. Соммер, в целом принимая эту модель, уточняют ее; мужчины и женщины являются одинаково социальными существами, но эта социальность у них разная. У женщин она диадическая (они вовлечены в небольшое число тесных, близких взаимоотношений), а у мужчин - родоплеменная (они ориентированы и вовлечены в более многочисленные социальные связи). Данные авторы приводят следующие проявления указанной ориентации у мужчин: 1) недостаток интимности, которую успешно реализуют в своих отношениях женщины, мужчины компенсируют стремлением подчеркивать свой статус и власть; 2) получение власти для мужчин означает одновременно и расширение сексуальных контактов, а для женщин - нет: власть не увеличивает их сексуальную привлекательность; 3) мужские сексуальные желания являются более разнообразными, чем женские, т.е. также ориентированы на более широкую, чем у женщин, социальную общность [11с.48].
Концепция андрогинии Сандры Бэм и Джудит Спенс объясняет как наличие, так и отсутствие различий между полами. Д. Спенс и коллеги рассматривали андрогинность по показателям высокой маскулинности и высокой фемининности, а С. Бэм представила ее как баланс между этими двумя категориями. Существование индивидов с гендернотипичными чертами (маскулинных мужчин и фемининных женщин) не исключает возможности совмещения этих черт в одном типе - андрогинном, который рассматривается как выход для обоих полов; можно выбирать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики [11 с.48].
Концепция токенизма, предложенная Розабет Кентер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности). В асимметричной группе ее члены, составляющие большинство по какому-то из указанных признаков, были названы доминантами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, - токенами (символами). В качестве последних, например, выступают 2-3 негра в школе для белых. Токены из-за своей малочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, их характеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины в мужском деловом мире выступают в роли токенов. Отсюда разное восприятие мужчин и женщин в организациях [11].
Розабет Кентер обнаружила 4 неформальных роли женщин-токенов:
) «мать» - от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности;
) «соблазнительница» - здесь токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусом в организации, вызывая негодование у коллег-мужчин;
) «игрушка, талисман» - милая, но не деловая женщина, приносящая удачу;
) «железная леди» - этим токенам приписывается неженская жесткость, и они особенно изолированы от группы.
Все эти роли мешают женщинам занять положение равных доминантой в группе, снижают возможности их служебного роста, и изменить эту ситуацию может увеличение их числа в организациях [11с.49].
Во многих случаях различия между полами объясняются сочетанием биологических и социальных факторов.
.3 Формирование гендерных различий в процессе социализации
Исходя из работ таких авторов как: Т.В. Бендас, Д. Майерс, Ш. Берн и других - очевидно, что важной составляющей процесса социализации является гендерная социализация. Она включает в себя вопросы формирования психологического пола, психических половых различий и гендерной дифференциации. Дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Гендерные стереотипы в руководстве организации

Курсовая работа: Гендерные стереотипы у женщин разных возрастных групп

Реферат: Гендерные особенности самосознания в подростковом возрасте

Курсовая работа: Гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах

Курсовая работа: Гендерные различия подростков при выборе стратегий поведения в конфликте