Курсовая работа: Исследование проблемы агрессивности детей дошкольного возраста

Актуальность темы определяется тем, что повышенная агрессивность детей на сегодняшний день является одной из острейших современных проблем. Несмотря на выявление многих причин и типов агрессивных действий психологами и педагогами, уровень жестокости дошкольников не уменьшается. Как правило, агрессивными могут быть названы многие из детей дошкольного возраста, причем агрессивное поведение может ярко проявиться не только при взаимодействии другими детьми, но и со взрослыми тоже.

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Исследование проблемы агрессивности детей дошкольного возраста':


Оглавление
Введение
Глава 1. Научные подходы в исследовании агрессивности детей дошкольного возраста
.1 Понятие агрессивности и формы её проявления. Психологические особенности детей, склонных к агрессии
1.2 Источники и причины детской агрессивности
Глава 2. Опытно - экспериментированная работа по изучению агрессии детей дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня агрессии детей дошкольного возраста
2.2 Опыты экспериментальной работы по снижению уровня агрессивности у детей
Заключение
Список использованной литературы
агрессивность дошкольный корректирующая
Введение
Актуальность темы определяется тем, что повышенная агрессивность детей на сегодняшний день является одной из острейших современных проблем. Несмотря на выявление многих причин и типов агрессивных действий психологами и педагогами, уровень жестокости дошкольников не уменьшается. Как правило, агрессивными могут быть названы многие из детей дошкольного возраста, причем агрессивное поведение может ярко проявиться не только при взаимодействии другими детьми, но и со взрослыми тоже. Рост количества дошкольников, предрасположенных к агрессивному поведению, ставит задачу исследования психологических условий, инициирующих подобные явления.
Проблема исследования: агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между детьми дошкольного возраста и серьёзно влияет на их дальнейшее развитие, на их становление в жизни.
Цель исследования: исследовать степень эффективности корректирующей работы с детьми дошкольного возраста, склонными к агрессии.
Задачи исследования:
выявить разные подходы психологического исследования детей,
склонных к агрессии;
провести эмпирическое исследование по изучению агрессии детей дошкольного возраста;
) апробирование способов коррекции
Объект работы: дети дошкольного возраста. В ходе выполнения работы было обследовано 25 воспитанников МБДОУ Детский сад № 3 «Колокольчик» г. Котельниково Волгоградской области.
Предмет исследования: склонность детей дошкольного возраста к проявлению агрессии.
Гипотеза исследования: агрессивное поведение детей является весьма серьёзной социальной, педагогической и психологической проблемой, так как дошкольном возрасте создаётся фундамент нравственного поведения, усваиваются моральные нормы и правила поведения, начинает ся формирование общественной направленности личности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, объединяющих в общей сложности пять параграфов, а также заключения и списка использованной литературы. Объём курсовой работы - 26 страниц.
Глава 1. Научные подходы в исследовании агрессивности детей дошкольного возраста
.1 Понятие агрессивности и формы её проявления
Агрессия (лат. аgressio - нападение) - это осмысленное деструктивное поведение, направленное против норм и правил сосуществования людей в обществе, причиняющее вред объектам такого поведения. Показателем агрессивности является количество агрессивных реакций. Агрессия - один из наиболее распространенных способов разрешения проблем, появляющихся в сложных ситуациях, являющихся причиной психической напряженности. Агрессивные действия зачастую не адекватны сложившейся ситуации.
Агрессия так или иначе свойственна всем людям, так как она является инстинктивной формой человеческого поведения, ключевой целью которого изначально является выживание в окружающем мире. Однако человек, в отличие от животных, с накоплением жизненного опыта учится видоизменять свои инстинкты в социально-приемлемые виды реагирования, иначе говоря, у большинства людей происходит социализация агрессии.
Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста может принимать различные формы. Принято различать вербальную и физическую агрессию (см. рис. 1.1), каждая из которых может быть прямой или косвенной.

Рис. 1.1. Виды и формы агрессии
Вербальная агрессия в косвенной форме может быть направлена на обвинение или на угрозы. Они могут проявляются в виде:
жалоб;
демонстративного крика, имеющего целью устранение объекта агрессии;
фантазий агрессивной направленности.
Вербальная агрессия в прямой форме проявляться в виде оскорбления и вербальное унижение объекта агрессии.
Физическая агрессия в косвенной форме направлена на причинение материального ущерба объекту агрессии путём непосредственных физических действий:
разрушения продуктов деятельности того, против кого направлена агрессия;
уничтожения или порчи чужих вещей.
Физическая агрессия в прямой форме проявляется в виде непосредственного нападения на жертву и причинения ей физической боли или унижения. Может быть символической и реальной. Символическая агрессия - это угрозы, запугивание, демонстрация намерений; реальная - это прямое физическое нападение, драка.
К ситуациям, провоцирующим агрессивность, можно отнести:
стремление привлечь к своей персоне внимание;
попытка ущемления достоинств другого с целью подчеркивания своего мнимого превосходства;
желание защититься и отомстить;
тяга к главенству;
желание получить какой-либо предмет.
Большинство отрицательных проявлений замечается в ситуации защиты личных интересов, отстаивания собственного превосходства. Подобные действия применяются как средство достижения какой-то своей цели. Ребенок чувствует удовлетворение, если его цель достигнута. Таким образом, зачастую агрессивные действия у дошкольников носят утилитарный характер. При этом у некоторых из детей агрессивные действия не имеют никакой цели и направлены лишь на нанесение вреда другому.
Психологические особенности детей, склонных к агрессии
Различные формы агрессивного поведения отмечаются у большинства детей дошкольного возраста. В то же время, часть детей имеет существенно более выраженное стремление к агрессивности, которое может выражаться в следующем:
) повышенная частота агрессивных действий - в течение одного часа наблюдений такие дети демонстрируют не менее четырех актов, направленных на причинение вреда другим, тогда как у остальных наблюдается не более одного;
) преобладание прямой физической агрессии - если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети нередко применяют прямое физическое насилие;
) присутствие враждебных поступков, устремленных не на достижение какой-то реальной цели, а на причинение физическую боли или страдания другим детям.
У детей в возрасте до 3 лет агрессивное поведение чаще всего возникает по поводу игрушек. Дети могут кусаться, плеваться, толкаться, бить других, кидаться различными предметами, устраивать истерики. В этом возрасте они обучаются адекватным способам коммуникации с другими детьми: как предлагать играть, успокаиваться, переключаться. Попытка со стороны родителей воздействовать на ребенка силой может привести только к тому, что он будет действовать более агрессивно в следующий раз или это приведет к желанию нанести ответный удар [Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р., 2011]. В этом возрасте ребенка лучше переключать, давать отдохнуть от деятельности, которая провоцирует агрессию. С 3 до 5 лет у детей обычно физическая агрессия снижается, они начинают использовать слова, чтобы общаться со сверстниками, в то же время они еще достаточно эгоцентричны и чужую точку зрения еще с трудом могут принять. Для них все или плохое или хорошее, нет нюансов. Дети не способны обдумывать, планировать, им нужны четкие руководства, инструкции, как и что делать. В этом возрасте они не могут разобраться, что фантазия, а что реальность в фильме или телевизионном шоу. Они могут неправильно понять желание другого ребенка присоединиться к его играм и увидеть в этом враждебность, вторжение на их территорию. Соответственно, будут стремиться защититься и, скорее, с применением агрессии. Объяснения, что другой ребенок миролюбив, часто не воспринимаются.
В 6 лет дети уже обладают достаточным самоконтролем, чтобы не выражать обиду, неудовольствие или страх через агрессию по отношению к другим детям. Но в то же время они еще могут защищать свои интересы с помощью агрессии.
Мальчики обычно действуют открыто через физическую агрессию. Девочки склонны к косвенной, скрытой - без прямой конфронтации. Например, через вербальное нападение - насмешки, прозвища или, наоборот, через игнорирование, молчание. И мальчики, и девочки, склонные к агрессии, часто имеют низкую самооценку и скрытую депрессию. Обычно число дошкольников с повышенной агрессивностью составляет от 15 до 30 процентов от общего числа наблюдаемых детей.
.2 Источники и причины детской агрессивности
Есть множество причин, почему дети ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение ребенка чаще всего возникает в ответ на такие его чувства, как страх, печаль, разочарование, отчаяние и ревность. Они могут возникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят к низкой самооценке, состоянию изоляции или потере контроля. Некоторые дети не имеют возможности или не знают, как контролировать свои действия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в виде агрессивного поведения. Агрессия у маленьких детей может проявляться в виде ударов руками, ногами, головой, плевков, укусов, бросания предметов, уничтожения или порчи вещей и игрушек.
В некоторых случаях взаимодействие между темпераментом ребенка и/или генетической предрасположенностью и воздействием окружающей обстановки (например, атмосфера в семье или стрессы) увеличивает вероятность использования ребенком агрессии в качестве основной стратегии выживания.
Можно выделить три основных источника деструктивного поведения (рис. 1.2):
чувство страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;
столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;
отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Рис. 1.2. Основные источники деструктивного поведения
Важно также понимать, что агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводящее к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях. Нередко выясняется, что модель агрессивного поведения ребенок перенимает от кого-то из близких. Если родители часто ссорятся, подавляют сына или дочь, и реагируют на проступки лишь вспышками гнева, то и ребенок, скорее всего, будет вспыльчивым и раздражительным, подражая поведению, принятому в семье.
Кроме неблагополучных семейных взаимоотношений есть и другие причины агрессии. Бывают ситуации, когда здоровые дети, которые могли бы посещать детский сад и тратить энергию на игры и прогулки со сверстниками, сидят дома с бабушками или нянями. Они не имеют достаточно возможностей, чтобы побегать, поиграть в активные игры с другими детьми, им не хватает свежего воздуха и новых впечатлений. Следствием этого также может быть агрессивное поведение, как выход накопившейся энергии.
Еще одной причиной агрессии является ревность. Дети испытывают чувство ревности гораздо чаще, чем думают взрослые. Это чувство отравляет даже взрослого человека, а что говорить о малыше, который еще не умеет справляться со своими чувствами. Некоторые дети даже ревнуют не к кому-то в отдельности, а чуть ли не ко всему миру. Им кажется, что мама с папой любят кого угодно, только не их. Но самый очевидный «виновник» ревности к родителям - младший брат или сестра, появление которых сразу же начинает отнимать у ребенка большую долю родительского внимания [Непомнящая Н. И, 2012]. Есть дети, которые более подвержены чувству ревности по сравнению с другими (например, первый ребенок в семье намного ревнивее, чем последующие малыши, которые с рождения уже приучены «делить» родителей ещё с кем-то; ребенок одного из родителей может длительное время (или всегда) относится с ревностью к совместным детям с «чужим» новым родителем и потребуют для себя большей любви и поддержки). У детей ревность может возникать на основе сравнения, кому от родителей достанется больше внимания или материальных вещей, на основе того, что «соперник » имеет лучшие оценки, или того, что взрослые относятся к конкуренту с большей привилегией. Признаки ревности - плохое, отличное от предыдущего поведение, имеющее признаки агрессии (часто по отношению к «сопернику»), капризность, желание привлечь внимание, пусть и отрицательное. Ревность может получать и совсем неожиданные для взрослых формы, по-своему корректные: ребенок становится чересчур заботливым по отношению к объекту своей ревности (скажем, потому что касается отношения к новому ребёнку), а может и замкнуться внутри себя, переживая это чувство. Как правило, детская ревность проявляется острее у детей до 5 лет, в этом возрасте ребенок наиболее зависим от своих родителей, и не имеет больших интересов за пределами семьи. Может быть, ребенка кто-то обижает, а он боится дать отпор обидчику и вымещает свою злость на близких и безопасных людях. В такой ситуации непросто разобраться, потому что гордость часто не позволяет ребенку (особенно мальчику) рассказать о своем унижении родителям [Обухова Л.Ф, 2013].
Часто дети могут действовать агрессивно просто потому, что чувствуют себя расстроенными или беспомощными и не могут выразить это словами. Дети не обладают столь развитыми коммуникативными навыками, бытовыми психологическими знаниями, понятиями, как взрослые. Поэтому важно поощрять ребенка, когда он пытается выразить свои чувства. Здесь бывают очень полезны ролевые игры, вам подойдут игрушки, куклы, различные герои, которые популярны сейчас у ребенка. Вы можете вместе с малышом разыграть противостояние, конфликт, противоречие интересов. Создайте провокацию, во время которой можно на примере игрушек продемонстрировать ребенку, как можно разрешать конфликты, не проявляя агрессию, физическую силу, без унижений и обид: находя общие интересы, компромиссы с помощью переговоров.
Если в семье ребенок не получает необходимых знаний о приемлемом и неприемлемом поведении со сверстниками, например, если он часто дерется с братом/сестрой, и его никто не учит справляться с конфликтами, ему сложно понять, когда он ведет себя агрессивно. Бранные, злобные слова, и, конечно, физическая агрессия со стороны родителей передают детям образцы агрессивного поведения.
Фильмы, онлайн-игры тоже моделируют поведение ребенка и допустимый уровень агрессии. Телевизионные передачи, шоу бывают достаточно жестокими, и если дети видят это, они просто не понимают разницы между игрой и реальностью, тем более, что часто насилие может выглядеть очень естественно. Если у ребенка есть проблемы с агрессивным поведением, вам обязательно надо ограничить или исключить просмотр ТВ и агрессивных фильмов. Если ребенок не чувствует себя в безопасности, он может сигнализировать о помощи, становясь агрессивным.
Иногда у детей могут быть вспышки агрессии из-за событий в семье, например, при разводе родителей. Кроме того, у детей есть потребность в контроле. Иногда ребенок может действовать агрессивно, чтобы получить реакцию или восстановить контроль над ситуацией, над другим ребенком. Это нормально для детей 2-6 лет. Маленькие дети еще не умеют регулировать свои реакции, чувства не отделяются от поведения.
Если не управлять агрессивностью ребенка, он не узнает, где находится граница дозволенного, и будет продолжать провоцировать и проявлять себя подобным образом, не понимая, когда он может остановиться. Если не принимать мер, ребенок остается в замешательстве, не зная, ни когда он должен остановиться, ни какие могут быть последствия. Важно указывать детям на последствия своего поведения - это помогает им чувствовать себя эмоционально в безопасности.
Анализ мотивов агрессивного поведения приведен в таблице 1.1
Таблица 1.1
Мотивы агрессивного поведения
Мотивы Привлечь внимание Власть Месть Избегание неудачи
Социаль-ные при-чины 1.Эмоциональная холодность родителей 2. Внимание уделяется плохому поведению Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктив-ного подчинения Рост насилия в обществе, фрустрация потребностной сферы Завышенные требования родителей
Сущность поведения Получить внимание любым способом «Ты мне ничего не сделаешь» Вредит в ответ на обиду «Не буду и пробовать, все равно ничего не получится
Сильные стороны поведения Потребность в контактах, эмоциональном общении с родителями Смелость, сопротивление влияниям Способность защищать себя от боли и обид нет
Реакция родителей: эмоция Раздражение, негодование Гнев, негодование, может быть, страх Обида, боль, негодование, опустошение, страх Беспомощность
Реакции родителей: действие Сделать замечание Прекратить выходку с помощью физического действия Немедленно ответить силой или уйти от ситуации Все делают за ребенка или «закрывают глаза», объясняя это внешними причинами
Реакции ребенка Временно прекращают Прекращают выходку, когда сами решат Прекращают действия, когда сами решат Попадают в зависимость от родителей. Продолжают ничего не делать
Способы предотвра-щения Утолить жажду в «поглаживаниях». Учить детей проявлять себя социально-одобряемыми способами пове-дения. Оказывать внимание, хвалить за хорошее поведение Уходить от конфронтации. Пытаться договариваться, идти на компромисс, сотрудничать, позволяя проявлять самостоятельность. Строить отношения с ребенком по принципу заботы о нем (в трудных ситуациях оказывать безусловную поддержку). Поддержка ребенка и закрепление успеха, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»

Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов, агрессивные действия прекращаются при достижении цели. Кроме мотивированной агрессии у детей дошкольного возраста наблюдаются агрессивные действия, не имеющие никакой цели, кроме причинения вреда другому человеку. В этих случаях можно говорить о психопатическом формировании личности. Считается, что на агрессивные поступки ребенка могут толкнуть факторы, инициирующие у него состояние депрессии, стресса, фрустрации. Как уже было упомянуто в параграфе 1.2, имеет место общественная установка, что мальчики более склонны к агрессии, чем девочки. Гендерные различия агрессивности таковы, что у мальчиков преобладает невербальная агрессия, то есть выражение их чувств и эмоций открыто; у девочек - вербальная агрессия или «внутренняя», проявляющаяся в обидах, зависти и т. п. [Ковалев П. Л., 2010].
Развиваясь, ребенок как бы нащупывает способы своего поведения в разных, особенно в конфликтных, ситуациях, формирует собственную манеру общения, и этот стиль у него закрепляется. Следуя этому наблюдению, можно сделать вывод: если ребенок реагирует агрессивно, скорее всего, он и в дальнейшем будет прибегать к подобным действиям.
Исследования показали, что родители, подавляющие выбросы...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста

Реферат: Исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией

Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Курсовая работа: Эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием

Курсовая работа: Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр