Реферат: Мотивация в структуре личности
Содержание
Введение
. Понятие личности в психологической науке
. Сущность мотивации в психологии
. Теории мотивации
. Формирование и развитие мотивации личности
Заключение
Список использованных источников
Дата добавления на сайт: 04 сентября 2024
Скачать работу 'Мотивация в структуре личности':
Мотивация в структуре личности
Психология и педагогика
Содержание
Введение
. Понятие личности в психологической науке
. Сущность мотивации в психологии
. Теории мотивации
. Формирование и развитие мотивации личности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблема мотивации в советской психологии стала активно изучаться и обсуждаться с середины 70-х гг. XX в. и по сей день она остается актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке. Это происходит потому, что давно назрела необходимость внедрения в практику исследований психологов, выход к поведению человека в реальности, познания его закономерностей, важность раскрытия связи внутренних и внешних мотиваций человека с социальной составляющей.
В качестве объекта исследования выступает структура личности. Предметом исследования данной работы является мотивационная сфера человека как структурная составляющая личности.
Цель контрольной работы - исследовать место мотивационной сферы человека в структуре личности.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:
.Изучить теоретический материал по вопросу исследования мотивации как составной части структуры личности учеными психологами.
.Сопоставить теории мотивации различных течений.
.Сделать вывод о месте мотивации в структуре личности согласно известным теориям мотивации.
Для решения этих задач был использован теоретический материал по общей психологии, который раскрывает вопросы мотиваций личности. Характер контрольной работы оказал влияние на выбор его теоретической базы. Работа опирается на такой подход, который позволил исследовать интересующую проблему в диалектических, факторных отношениях. Авторы работ - ученые-психологи, преподаватели психологии, занимающиеся исследованием вопросов психологии личности.
Контрольная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Понятие личности в психологической науке
Изучением личности занимается раздел "Психология личности". Он посвящен вопросам изучения личности, а также ее характеристик и связей между характеристиками.
Каждый человек выполняет в социуме определенную задачу: он является носителем сознания, социальной индивидуальностью, объектом и субъектом событий. Его психологические особенности определяют познание, эмоции, межличностные ориентации, мотивации и поведение в социуме. Они устойчивы, неповторимы у каждого человека, являются фундаментом личности того или иного индивидуума.
Проблема личности - это вопрос о том, какое место человек занимает в мире, причем, не только, чем он фактически является, но и "…чем человек может стать, то есть, может ли человек стать, может ли он "сделать", создать свою собственную жизнь" (Грамши А., Избр. Произв., т.3, М., 1959. С.43)
Личность - это понятие, которое выработано для отображения социальной природы человека, рассматривается оно как субъект жизни индивидуума в социуме и определяется как носитель индивидуального начала, которое в итоге раскрывается в контексте социальных отношений. Личность есть объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения наконец, что особенно важно, субъект общественного поведения - носитель нравственного сознания.
Сегодня в психологии нет одной общей теории личности. Существуют разные теории, которые имеют большое количество сторонников: теория личности 3. Фрейда, индивидуальная теория личности А. Адлера, концепция личности Г. Айзенка. В целом существует множество теорий личности, которые развиваются в рамках психоанализа, неофрейдизма, гуманистической психологии, структурно-типологического направления.
Структуру личности характеризуют свойства ее психики. Составляющими структуры являются темперамент, характер, способности, направленность личности.
Темперамент представляет собой генетически заложенные особенности психики: состояние процессов, происходящих в психике, которые являются постоянными всю жизнь, влияют на эмоции, мышление, поведение индивидуума. Он определенным образом реагирует на среду и происходящие в ней явления. Темперамент человека можно определить уже в раннем детстве.
Типы темперамента и их связь с нервной системой выделил академик И.П. Павлов. Он выделил следующие типы нервной системы: сильный и слабый. Сильный тип, в свою очередь, разделил на уравновешенный и неуравновешенный. Уравновешенный имеет разветвление на подвижный темперамент и инертный. Таким образом, определенные типы нервной системы привели И.П. Павлова к определению известных нам типов темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.
Темперамент, как составляющая структуры личности, согласно учению И.П. Павлова, имеет свои свойства:
Чувствительность - способность ощущать и реагировать на раздражители извне;
Активность - способность индивида к деятельности;
Реактивность - интенсивность реакции;
Определенный темп психических реакций
Пластичность - способность адаптироваться к новым условиям;
Ригидность - медлительность в адаптации к новой деятельности;
Эмоциональная возбудимость - время реагирования на раздражители, сила воздействия, которое необходимого для того, чтобы появились определенные эмоции и скорость их возникновения;
Экстраверсия - ориентация на социум;
Интроверсия - ориентация на свой внутренний мир.
Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые формируются в течение жизни и являются условием для определенных способов поведения и деятельности;
Способности - это индивидуальные психологические особенности индивидуума, которые отличают людей друг от друга, они определяют успех в выполнении действий, не имеющих связи со знаниями, умениями и навыками, но обусловливающие скорость обучения новым способам действий.
Классификации способностей:
Общими называют способности, которые влияют на успешность выполнения человеком множества различных видов деятельности. Они имеются практически у всех людей, различаясь лишь по уровню развития.
Специальными называют способности, при наличии которых человек может успешно справляться с отдельными специфическими видами деятельности.
Задатки - генетически заложенные физиологические особенности человека, которые составляют основу для формирования и развития способностей. На основе одних и тех же задатков могут сформироваться разные способности.
Склонность - позитивное отношение, естественный интерес к определенному виду деятельности.
Одарённость - это совокупность способностей, которая обеспечивает человеку возможность успешного выполнения каких-либо видов деятельности.
Талант - высокий уровень развития способностей в творческих областях деятельности и обеспечивающих достижение выдающихся результатов.
Гениальность - высочайшая степень одаренности личности в творчестве, которое имеет значение для жизни всего общества.
Направленность личности - система устойчивых мотивов человека, которая складывается в процессе формирования личности и определяет его активность. Качества направленности личности:
Уровень.
Широта.
Интенсивность.
Устойчивость.
Действенность.
Психологическую структуру личности составляют:
индивидуальные особенности процессов;
психические состояния;
психические свойства;
жизненный опыт.
В заключение можно заметить, что психологи включают в структуру личности только психические явления, то есть то, что заметно в поведении другого человека не только специалисту, но и простому обывателю. Но структура личности не является статичным понятием, она развивается и укрепляется на протяжении всей жизни человека. В ходе этого сложного процесса она приобретает устойчивость, но завершенным этот процесс считать невозможно даже в зрелом возрасте. Поэтому поле деятельности для психологической науки неиссякаемо.
2. Сущность мотивации в психологии
Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность, это материальный или нематериальный предмет, образ предмета, который направляет деятельность человека, вызывает его на действие, в результате чего появляется характеристика этого действия, которое начинает стимулировать и поддерживать на определенном уровне поведенческую активность индивидуума. Это характеристика в науке называется мотивацией.
Мотивация - это составная часть структуры личности и психологическая двигающая сила, которая не дает исчезнуть активности человека в достижении определенной цели.
Но, рассматривая именно это понятие как важный элемент структуры личности индивидуума, мы увидим, насколько велики расхождения в определении деталей этого понятия. Это является своего рода проблемой в психологической науке. В теоретической психологии определения мотивации приобрели два направления: потребность и предмет. Отечественная психологическая наука считает нецелесообразным противопоставление этих понятий и склоняются больше к тому, что мотив побуждает к активности для удовлетворения потребности. Мотив иногда путают с потребностью. В этом случае необходимо обратиться к жизненным примерам. Человек проголодался и хочет есть. Голод - это физиологическая потребность. Желание поесть - это мотив. Мотивация для удовлетворения своей физиологической потребности - это удовлетворение чувства голода.
Мотивация - это сложное психологическое понятие, с чем и связано ее многообразие. Мотив (лат. emovere - толкатель). Если потребность только создает состояние психической активности, то мотив направляет (толкает) ее в нужном направлении.
Существует несколько определений мотивации:
Мотивация - это побуждение к действию.
Мотивация - это способность человека удовлетворять потребности посредством деятельности.
Мотивация - это психофизиологический процесс, который руководит поведением человека.
Мотивация может быть негативной и позитивной. Например, если ребенок не слушается родителей, то его мотивация основана на отрицательных эмоциях в ожидании наказания. Если он выполнил то, что ему поручили, то мотивация основана на его ожидании поощрения - это позитивный вид.
Вид мотивации зависит от ее источника:
Внешняя: мотивация, не связанная с какой-то деятельностью, а обусловлена внешними для человека признаками (обучение в университете, чтобы иметь диплом). Внутренняя: мотивация, связанная с деятельностью, без учета внешних факторов (обучение в университете для получения знаний).
Устойчивая мотивация - это мотивация, основанная на физиологических потребностях человека (утоление голода). Неустойчивая мотивация - это мотивация, которая требует внешней поддержки (похудеть, бросить курить).
Существуют дополнительные виды мотивации:
Индивидуальная - направлена на поддержку саморегуляции (утоление жажды, голод, во избежание боли).
Групповая - забота о продолжении рода, поиск места в социуме).
Познавательная - игровая деятельность, исследовательская активность.
Мотивы, которые движут поступками:
Самоутверждение - стремление найти место в обществе, иметь определенный статус, уважение, поддержание на определенном уровне имеющегося статуса.
Идентификация - стремление походить на кого-то, более авторитетного человека.
Мотив власти - тенденция к воздействию на окружающих, стремление руководить, направлять чьи-либо действия.
Процессуально-содержательные мотивы - побуждение окружающих к действиям посредством личного примера.
Внешние мотивы - побуждающие к действиям внешние факторы (высокая должность, материальные блага).
Саморазвитие - это стремление к личностному росту, самореализации в каком - либо виде деятельности.
Достижение - стремление достичь больших результатов и овладеть мастерством в чем-либо.
Просоциальные мотивы (значимые для общества) - мотивы, связанные с чувством долга, ответственностью перед кем-либо.
Мотив аффилиации (присоединения) - стремление постоянно расширять свой круг общения, устанавливать и поддерживать связи с новыми людьми, к контакту и общению с ними.
Таким образом, учитывая многообразие толкования такого сложного понятия, как мотивация, необходимо в первую очередь обратиться к тому, какое толкование дают этому термину ученые-психологи. Научные исследования такой тонкой материи как личность могут дать более обоснованные определения всем составляющим этой сложной структуры.
личность мотивация психология потребность
3. Теории мотивации
Любой вид мотивации играет важную роль в изучении психологии человека и его поведения в социуме. Но что влияет на мотивацию человека? Именно для изучения этих вопросов применяются теории мотивации. Наиболее распространенная теория, наиболее принятая мировой психологической наукой - теория потребностей А.К. Маслоу.
А. Маслоу - известный американский психолог, представил свое видение потребностей человека. Его теория нашла поддержку у многих ученых-психологов в мире. По Маслоу, существуют такие виды потребностей индивидуума, которые создают мотивацию:
Физиологические.
Потребность в безопасности.
Потребность в любви.
Потребность в признании.
Потребность в самоактуализации.
Потребность в познании.
Эстетические потребности.
Организм человека совершает разные действия, которые необходимы каждому, чтобы поддерживать себя в тонусе. Например, поддержание в норме температуры тела, витаминного баланса, обмена веществ и другое. Для поддержания баланса физиологические потребности сводятся к потреблению воды, еды, удовлетворением других необходимых надобностей. Маслоу считает эти потребности насущными, так как только по мере их удовлетворения можно говорить об удовлетворении, например, социальных проблем.
Потребность в безопасности подразумевает необходимость освободиться от страха, нужда в стабильности и спокойствии. Свобода от тревог и хаоса; потребность в стабильности и защите. Все способности человек направляет на удовлетворение этой потребности. Она возникает у нормального человека в основном в чрезвычайных ситуациях: во время войны, стихийного бедствия, преступного действия и так далее. Более мягкая форма этой потребности тоже существует при отсутствии критических факторов. Например, при решении насущных проблем: необходимости заработать денег, устроиться на более престижную работу.
Потребность в любви начинает активизироваться по мере удовлетворения предыдущих потребностей. Каждый человек стремится к общению с единомышленниками, к дружбе и любви. По А. Маслоу - это напрямую связано с тем, что каждый индивидуум стремится преодолеть свои одиночество и страх, именно поэтому так остро активизируется эта потребность.
Человек, у которого отсутствует потребность в признании, слаб, унижен и беспомощен. Отсюда - нервозность, вызывающая заболевания. Дело в том, что у каждого есть свой уровень этой потребности. Иному достаточно, чтобы он был признан своими близкими, а для другого - это статус и признание социума. Это значит достижение уважения других людей, завоевание статуса. Удовлетворение этой потребности порождает у личности чувство уверенности в себе, чувство значимости, силы, полезности в этом мире. Неудовлетворение этой потребности вызывает чувство слабости, униженности, беспомощности. Отсутствие этой потребности или невозможность реализовать ее является механизмом для старта асоциального поведения.
Потребность в самоактуализации - стремление человека, к реализации генетически заложенных в нем качеств. А. Маслоу называет это стремлением к идентичности. Человек знает, что он должен соответствовать сути, данной ему природой. Тот, кто отлично рисует, видит себя великим художником. Способный к изучению иностранных языков хочет стать переводчиком и так далее. Общее негласное правило реализации самоактуализации в том, что она осуществима после реализации предыдущих потребностей.
Потребность в познании - это стремление к истине, желание познать неизведанное, новое, а также к анализу фактов, установление связей, приведение в систему уже имеющихся знаний.
Маслоу выделил эстетические потребности как отдельный вид, но признавал, что невозможно четко описать эту группу в связи с ее сходством со всеми предыдущими. Она отличается своей неопределенностью. Эта потребность присуща с рождения любому человеку.
Потребность в познании и эстетическая потребность были выделены А. Маслоу позже первых пяти основных, при этом, признавая их неопределенность и возможность присоединения к предыдущим, но имеющим право на отдельное существование.
Таким образом, А.К. Маслоу дал обоснование, объяснил, классифицировал и расположил в иерархическом порядке потребности личности, сформулировал теорию позитивной мотивации для удовлетворения той или иной потребности личности. Структура его иерархической лестницы довольно доступна, потому что речь идет о понятных нам действиях индивидуума. Имеющиеся в психологической науке определения потребностей, присущих личности, по А.Г. Маслоу дают нам право предположить, что именно они могут послужить отправной точкой для создания мотива к деятельности.
Причина возникновения теории А. Маслоу в том, что автор искал ответы на вопросы, связанные с мотивами человека, на которые другие ученые в то время не дали ответа. Его теория дает глубокое представление о мотивах человеческих поступков, но является, скорее, размышлением ученого о том, какие мотивы руководят человеком, если возникает та или иная потребность. На практике теория А. Маслоу не работает.
Альдерфер Клейтон Пол (1940) - психолог. Считается в научных кругах, что его теория потребностей - одна из наиболее приемлемых и содержательных теорий мотивации. По Альдерферу, у людей есть три потребности: существовать, общаться с другими и развиваться. Эта градация созвучна с теорией А. Маслоу.
Потребность существовать аналогична физиологической потребности. Потребность общаться - социальная необходимость. Потребность собственного развития - это самореализация. Согласно учению К. Альдерфера потребности человека, которые он имеет сегодня, могут остаться неудовлетворенными и через 5 лет по разным причинам, тогда можно пересмотреть ориентиры. Молодой человек, например, хочет стать хозяином бизнеса. Не получилось, не хватило денег, терпения, желания. В зрелом возрасте он уже этого не хочет, потому что это ему уже не по силам, хотя деньги есть.
Теория Альдерфера отличается от теории Маслоу тем, что движение по иерархии может осуществляться снизу вверх и сверху вниз. От потребности существовать человек может перейти к потребности личного развития и наоборот. Когда потребность не удовлетворена, происходит переход на потребность, более простую в исполнении. Движение вверх по уровням Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а вниз - процессом фрустрации (невозможность удовлетворения потребностей).
Дэвид Кларенс Макклелланд (1917-1998) - американский психолог, профессор. Его учение называется теория приобретенных...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Дисгармонии в структуре характера и личности человекаКурсовая работа: Самооценка в структуре личности делинквентного подростка
Курсовая работа: Взаимосвязь характера и темперамента в структуре личности
Курсовая работа: Влияния средовых факторов на развитие личности ребенка
Реферат: Мотивация творческой деятельности