Курсовая работа: Особенности агрессивного поведения подростков с задержкой психического развития

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗПР
1.1 ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИИ В ПСИХОЛОГИИ
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВ С ЗПР
1.3 ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗПР
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРЕССИИ, КОНФЛИКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ У ПОДРОСТКОВ ЗПР
2.1 БАЗА, МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ЗПР
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Дата добавления на сайт: 05 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности агрессивного поведения подростков с задержкой психического развития':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
(ФГБОУ ВПО "МГГУ")
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЛОГОПЕДИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: "Особенности агрессивного поведения подростков с задержкой психического развития"
Выполнила студентка
Минина Ульяна Валерьевна
Специальность 050716 "Специальная Психология",
3 курс, Заочная форма обучения
Научный руководитель:
К. психол. н.
Кобзева Ольга Владимировна
Мурманск 2015 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование агрессивного поведения подростков с ЗПР
1.1 Подходы к изучению агрессии в психологии
1.2 Психологическая характеристика подростков с ЗПР
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков с ЗПР
Выводы к главе 1
Глава 2. Эмпирическое изучение различных форм агрессии, конфликтности в подростковом возрасте у подростков ЗПР
2.1 База, методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по коррекции агрессивного поведения у подростков с ЗПР
Выводы к главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся сегодня в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным и агрессивным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (бандитизм, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. На почве интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку значительно увеличивается число межгрупповых и межнациональных конфликтов в подростковых группах. Резко возрос уровень преступности среди молодёжи. По данным правоохранительных органов особенно сильный всплеск наблюдается в таких видах преступности, как бандитизм, разбой, грабеж. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, в которых жестокость и агрессивность проявляются в крайних формах.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. При этом личность обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное ее развитие определяет весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.
Актуальность выбранной темы: "Особенности агрессивного поведения подростков с ЗПР" объясняется следующим. Во-первых, необходимость исследования проблемы агрессивного поведения подростков определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция накапливать психологическое напряжение и прибегание к антисоциальному поведению, как к одному из возможных способов избавления от состояния фрустрации и напряжения. Способность же преодолевать стрессовые ситуации и формирование самоконтроля над агрессивностью, сдерживанию агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.
Во-вторых, принимая во внимание огромное количество научных областей, изучавших проблемы агрессивного поведения в психолого-педагогических аспектах работы с агрессивными подростками определяется необходимость определения реальных психологических причин агрессивности, раскрытие условий, механизмов, становления и усвоение агрессивного поведения подростками, а также средств ее предотвращения и коррекции обуславливает актуальность настоящей работы.
Необходимость изучения различных аспектов проблемы особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а так же в сравнении с полноценно развивающимися детьми обусловлено главным образом нуждами психологической и педагогической практики. В последние годы заметно увеличилось число детей с ЗПР. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
агрессия задержка психическое развитие
Изучение психологических особенностей детей с ЗПР, выявление закономерностей развития таких детей в различные периоды онтогенеза является первым и важным шагом в построении коррекционных программ, направленных на преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. Обилие детективов, боевиков, фильмов ужасов, эротических фильмов, компьютерных игр агрессивной тематики провоцируют агрессивное поведение подростка, делая его взрослым в его собственных глазах. Деятельность СМИ, реклама, поток печатной продукции, кинопродукция, заполненные сценами насилия, обмана, секса - "научают" действовать агрессивно 5, с.66.
Объект: агрессия как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности агрессивного поведения подростков с ЗПР.
Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения подростков с задержкой психического развития.
Задачи:
. Систематизировать подходы к изучению агрессии в психологии.
. Обобщить психологические особенности подросткового возраста.
. Проанализировать особенности агрессивного поведения подростков с ЗПР.
. Разработать рекомендации по коррекции агрессивного поведения и подростков с ЗПР.
. Исследование состоит в предположении о том, что для подростков с ЗПР характерно более выраженные различные формы агрессивного поведения, такие как физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, раздражительность, негативизм, подозрительность, обида, чувство вины, чем у подростков с нормальным онтогенезом.
Глава 1. Теоретическое обоснование агрессивного поведения подростков с ЗПР
1.1 Подходы к изучению агрессии в психологии
Агрессия рассматривается с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии и религии. Но только в 20 веке данный вопрос стал предметом систематического научного исследования в психологии.
Современный словарь по психологии дает такое определение: "Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт, неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание". Вообще термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств.
Агрессия может выражаться по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей характера человека и отношений в семье и обществе. В психологии встречаются следующие формы агрессивного поведения:
Физическая агрессия. Ее прямой целью может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Она может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам.
Вербальная агрессия. Она также имеет собой целью нанесение или причинение боли (чаще психологического характера), которые незаметны для постороннего наблюдателя. Это такое выражение агрессии как: многочисленные отпоры, отрицательные отзывы и критические замечания, выражение отрицательных эмоций (брань, затаенная обида, недоверие, ярость, ненависть, высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания ("Я больше всего хотел бы тебя убить" или в форме проклятия), оскорбления, насмешки, грубость, унижения, угрозы, принуждение и вымогательство, упреки, обвинения, крик.
Раздражительность: готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). При этом человек грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым.
Подозрительность: Эта форма проявляется в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Человек негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что "все против него".
Косвенная агрессия: окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Человек пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля).
Обида. Эта эмоция проявляется в зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия, может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или "на весь мир".
Пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия). Человек не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.
Несмотря на значительные разногласия, относительно определения агрессии, многие специалисты в области социальных наук, в настоящее время склоняются к следующему определению: "агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения" [16, с.14].
Из вышеизложенного определения, агрессию следует рассматривать не как модель поведения, а как эмоцию, мотив или установку. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, - такими как злость; с мотивами, - такими, как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, - такие как расовые и этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не являются необходимым условием для подобных действий. Агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно необязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно (случаи насилия в семье) [1, с.42].
Анализ психологической литературы свидетельствует, что основными теоретическими концепциями проявления агрессивности являются теория влечения (инстинкта), фрустрационная, теория социального научения и мотивационная, в которых нашли свое отражение взгляды представителей разного направления: этологического, психоаналитического, бихевиористского, необихевиористского и гуманистического.
Психоаналитическая концепция агрессии, или теория влечений
Основоположником психоаналитической концепции является З. Фрейд. В рамках данной концепции агрессия рассматривается как врожденный инстинкт: "Она происходит из изначального отвержения нарциссическим "Я" внешнего мира" и "всегда связана с инстинктами самосохранения". 12, с.5.З. Фрейд различает два вида человеческих инстинктов - "первичных позывов”: "инстинкт жизни" (сексуальный, либидо) - созидательный, связанный с любовью, заботой; и "инстинкт смерти" - разрушительный, выражающийся в злобе, ненависти, "приводящий все органически живущее к состоянию безжизненности" 21, С.12. В целом приверженцы психоаналитической концепции придерживаются пессимистического взгляда на возможность преодоления человеком своей агрессии, полагая, что ее можно лишь временно сдерживать или трансформировать ее в безопасные формы, направлять на менее уязвимые цели. Контроль над проявлениями агрессии, согласно теории влечений, определяется необходимостью постоянной разрядки агрессии, например, с помощью наблюдения за жестокими действиями, разрушения неодушевленных предметов, участия в спортивных состязаниях, достижения успеха в бизнесе и т.д.
Таким образом, теория влечений создает своеобразную "гидравлическую модель", рассматривая агрессию человека не как реакцию на некий внешний раздражитель, а как постоянно присутствующий в организме подвижный стимул, обусловленный самой природой человека и требующий постоянной разрядки.
Этологическая концепция агрессии
Этология рассматривает агрессию как один из инстинктов, который "в естественных условиях так же, как и другие, служит сохранению жизни и вида". 12, с.90. Проявление агрессии связывается с понятием иерархии (отношениями соподчинения) и явлением доминирования - стабильным асимметричным агонистическим взаимодействием. Агрессия рассматривается как основа доминирования, которое, в свою очередь, является следствием или "эпифеноменом" агрессии. Причина иерархии - конкуренция, связанная с борьбой за власть, общественное положение и признание, укрепление позиций в коллективе и т.п.
Агрессия может наблюдаться как внутри сообщества (борьба за лидерство), так и выходить за его пределы. Высмеивание детьми не принадлежащего их группе - пример вербальной агрессии, направленной наружу, на не-члена-группы.
В целом сторонники этологической концепции агрессии оптимистически оценивают возможности контроля над ее проявлениями в человеческом сообществе. Признание биологической природы агрессии не вынуждает признавать неспособность человека обуздать ее в себе и в обществе. "Связующее звено между животными и подлинно человечными людьми. - это мы!" - полагает К. Лоренц. Поэтому "вновь возникающие сегодня условия жизни человечества категорически требуют появления. тормозящего механизма, который запрещал бы проявления агрессии." 1, с.86.
Таким образом, этологическая концепция уделяет основное внимание не столько исследованию причин человеческой агрессии (агрессия рассматривается как спонтанная врожденная реакция), сколько ее поведенческим проявлениям (ситуациям, в которых она проявляется), а также способам нейтрализации или предотвращения агрессивного поведения.
Сравнивая эти две концепции, можно увидеть их принципиальные различия в подходах и методах исследования природы агрессии. Если З. Фрейд и его последователи уделяют внимание главным образом организации психической деятельности человека, то ведущим методом этологии является скрупулезное описание целостного поведения в коммуникативных процессах, основанное на полевых наблюдениях и эксперименте. 12, с.50.
Фрустрационная концепция агрессии
Основоположником фрустрационной концепции является Дж. Доллард. Эта концепция является альтернативой инстинктивно-биологизаторскому подходу, рассматривая агрессивное поведение человека не как эволюционный, а как ситуативный процесс, а агрессию - не как автоматически возникающее в организме человека влечение, а как результат действия фрустраторов - непреодолимых барьеров на пути к достижению цели, удовлетворению потребностей, получению удовольствия, вызывающих состояние растерянности, или фрустрацию.
Схема "фрустрация-агрессия" базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение. Агрессия рассматривается как следствие фрустрации. Торможение - "тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий" 12, С.40, например, поведение ребенка, получившего в школе плохую отметку, который приходит домой с чувством вины и стремлением уединиться.
Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, вызывающей агрессию против "виновника" этого торможения. Такова, например, вербальная агрессия ребенка, которому мать не разрешает баловаться, выраженная в оскорблениях ("Ты плохая!") и упреках в нелюбви ("Ты меня не любишь!").
Замещение - это стремление участвовать в агрессивных действиях (физических или словесных), направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации. Примером речевой агрессии в данном случае будет перебранка девочек с мальчиками, которым запрещено с ними драться.
Одной из существенных идей фрустрационной теории, заимствованной из психоанализа, является эффект катарсиса (букв. "очищение эмоций") - процесса освобождения накопившейся энергии, приводящего к снижению уровня напряжения: физическое или вербальное выражение агрессии приводит ко временному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к новому акту агрессии.
Впоследствии многие приверженцы данной концепции отошли от жесткой взаимоопределенности схемы "фрустрация-агрессия". Так, Л. Берковитцем было отмечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но необязательно при этом ведут себя агрессивно; даже в состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий. Агрессия в рамках данной концепции стала рассматриваться лишь как один из возможных выходов из ситуации фрустрации.
Итак, последователи фрустрационной теории исследуют главным образом условия возникновения агрессивного поведения или типы агрессивных реакций на фрустрацию. Однако при этом никак не объясняется возникновение самого механизма человеческой агрессии, ее глубинная сущность.
Бихевиоральная концепция агрессии, или теория социального научения
Представления об агрессии в рамках бихевиоральной концепции связаны с восходящим к евангельской традиции и получившим широкое распространение в европейской культуре мифом об ангелоподобности ребенка, согласно которому человек изначально рождается непорочным и лишь в процессе своего развития и воспитания приобретает отрицательные качества, свойственные взрослому.
Агрессия изучается как поведение, усвоенное в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление. Поэтому существенное внимание уделяется анализу влияния первичных посредников социализации (родителей, воспитателей, педагогов) на "обучение" детей агрессивному поведению.
Многими бихевиористами (А. Бандура, А. Басс и др.) сама агрессия определяется как врожденное качество человека, что подтверждается, например, открытым и ярко выраженным агрессивным поведением ребенка в младенческом возрасте. Но "контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение не являются...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности агрессивного поведения подростков

Курсовая работа: Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

Реферат: Особенности психического развития детей с умственной отсталостью

Курсовая работа: Стратегии конфликтного поведения и коммуникативные особенности подростков девиантов

Курсовая работа: Страхи у детей с задержкой психического развития