Курсовая работа: Особенности агрессивного поведения подростков

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии [22, с.141].

Дата добавления на сайт: 05 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности агрессивного поведения подростков':


Введение
агрессивный поведение подросток
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии [22, с.141].
Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп [22, с.136]. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством [59, с.5]. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты [22, с.96].
Перестройка нашего общества, обусловленная переходом к рыночным отношениям, привела не только к экономическим и политическим изменениям, но и к изменению моральных норм поведения людей и особенно молодежи. Педагоги, родители отмечают, количество учащихся агрессивного поведения резко увеличивается, причинами этого является: социальная незащищенность подрастающего поколения, ослабление роли семьи, образовательных учреждений, как социальных институтов, недостаточная эффективность государственных программ по профилактике и преодолению агрессивного поведения среди учащихся.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др. . Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (С.А. Беличева, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Берковитц, А. Бандура, Реан, Э. Фромм и др.). Агрессивность явилась предметом значительного числа экспериментальных работ и специальных монографий зарубежных исследователей (Buss A., 1948; Bandura A., 1950; Berkowitz S., 1962; Lorenz К., 1967 и др.).
Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики и коррекции не в полной мере решает задачи по предупреждению и снижению агрессивного поведения подростков.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность послужила основанием для определения темы нашего исследования «Особенности профилактической работы с учащимися агрессивного поведения младшего подросткового возраста в современной школе»
Объект исследования: образовательный процесс в современной школе;
Предмет исследования: особенности профилактической работы с учащимися агрессивного поведения младшего подросткового возраста в современной школе
Цель исследования: рассмотреть особенности профилактической работы с учащимися агрессивного поведения младшего подросткового возраста в современной школе
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования нами решались следующие задачи:
1.Проанализировать теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе
2.Раскрыть основные принципы и методы профилактической работы с учащимися агрессивного поведения;
3.Определить основные особенности младшего подросткового возраста и их влияние на появление агрессивного поведения;
4.Изучить уровень агрессивности учащихся во время прохождения практики.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение личных дел учащихся.
База исследования: МОУ СОШ № 8 г. Горно-Алтайска, 4 класс
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы учащихся агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе
1.1Природа и структура агрессивного поведения
Понятие агрессии и насилия прочно вошли в сознание человека XXI века. Никто не будет отрицать тот факт, что эти явления столь же опасны, сколь и распространены. Любой из нас каждый день сталкивается с бесчисленными свидетельствами этих явлений: угрозами, давлением физической расправой и разрушением. Понятие насилия - частый гость на страницах научных, газетных и журнальных статей и заметок. Видимо этим объясняется разнообразие определений описываемого феномена.
Одно из определений свидетельствует о насилии как применении силы, либо разного рода угроз по отношению к определенным социальным субъектам или их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям.
Ввиду того, что феномен агрессии, исследуется в различных науках, рассмотрим некоторые из определений.
«Агрессия»- (от лат. нападение, угроза) общее название всех деструктивных, разрушающих действия, направленных на причинение вреда [26,c. 29].
«Агрессивность» - намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. А само агрессивное поведение - это поведение ребенка, направленное на причинение вреда другим людям. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т.д. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д.[28, c. 55]. Мы согласны с мнением Кондрашенко В.Т., и считаем данное определение основополагающим в нашем исследовании.
Несмотря на то, что интуитивно смысл агрессивного поведения понятен каждому, по поводу терминологических определений до сих пор идут жаркие споры. Дело в том, что агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести - от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Когда агрессий называют применение огнестрельного оружия для жестокой расправы, то смысл один. Но когда этим же словом называют настойчивость, напористость, жестокость ученика или учителя, то смысл уже несколько иной. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, ребенок дерется и сильно кусает своего противника, ребенок облил краской стол своей учительницы. Все это агрессия, хотя и в разных формах.
«Агрессия» - это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах, неумышленные удары на спортплощадках, причинение боли во время лечения зубов или промывание раны водой. Зато это определение подходит для рукоприкладства, прямых оскорблений, в том числе и «невинных» - дерганей девочек за косички, ущемляющих достоинство «дразнилок» и «прозывалок» [56, с.18].
Школьной агрессией можно назвать, всякое умышленное действие учителя или учеников, причинившее душевную или физическую травму другим.
Агрессивностью в той или иной степени страдают все люди. Умеренная агрессивность - качество скорее положительное, чем отрицательное. Что было бы, если бы все люди вдруг оказались «беззубыми», вялыми, пассивными, и плаксивыми, не способными отстаивать свои права, не умеющими с кулаками, если в этом будет необходимость, вставать за правое дело. Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы [9, с.82].
В быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость"[36, с.65].
К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.
Одно из психологических определений характеризует агрессию как «наступление, движение вперед или против чего-либо с целью поддержать выживание, а значит преодолеть препятствия, которые имеют место между конечной целью и любым неустойчивым положением дел» [41, с. 38].
В этом определении агрессия может рассматриваться, по меньшей мере, как вынужденная необходимость или же, как положительный факт, движение вперед.
Другое определение: «Человеческая агрессия- это любой акт, имеющий деструктивные последствия, включая и самоубийство» [64,C.7]. Здесь агрессия определяется сточки зрения ее последствий, результатов, которые имеют негативный характер.
«Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт» [59,с.10].
В социологической литературе даются следующие определения агрессии:
. Агрессия - действие, поведение, нацеленное на причинение ущерба (морального, физического и т.д., вплоть до полного уничтожения) другому существу или объекту [47, с.9].
. Агрессия - есть ничто иное, как вынужденная обстоятельствами защитная реакция индивидуума к сохранению своей индивидуальности и возможности ее выразить в соответствующей форме [8, с.41].
Э. Фромм выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдо агрессию
(непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм). Он различает агрессию биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни.
Биологически адаптивная агрессивность - это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу.
Биологически неадаптивная агрессия - это злокачественная агрессивность, т.е. деструктивность и жестокость. Главные ее проявления это жестокое истязание или убийство не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору. В основе ее лежит некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.
Основатель психоанализа З. Фрейд впервые сформулировал свое понимание агрессии в работе «По ту сторону удовольствия». В ней он рассматривал агрессию как соединение Эроса (либидо, созидающего начала) и Танатоса (мортидо, деструктивного начала), с преобладанием последнего, то есть как слияние сексуального инстинкта и инстинкта смерти при доминировании последнего. З, Фрейд считал, что агрессия в человеке - это проявление и доказательство биологического инстинкта смерти. Он утверждал, что созидающее начало противостоит деструктивному началу, и его целью является возвращение к неорганическому состоянию.
Путь развития агрессивных наклонностей и агрессивного поведения достаточно хорошо изучен - от мелких незаметных пакостей к большим и жестоким действиям. Неотреагированный маленький проступок упрощает попытку совершения крупных нарушений. Агрессивность, развивающаяся вначале как легкие словесные обиды, перерастает в дальнейшем в тяжелые физические оскорбления [13, с.210].
Существует несколько теорий, объясняющих вспышки агрессивности. Первая исходит из того, что агрессивное поведение дано человеку от природы. Так он защищается от своих врагов и выживает. Вторая считает агрессию естественной реакцией организма на состояние депривации и фрустрации, т.е. невозможность достижения цели, исполнения желаний. Мы уже знаем, что фрустрация усиливается, когда человек ожидает большого, но ничего не получает. Это состояние больше, чем другие, создает предпосылки для агрессивного поведения. А третья теория утверждает, что и у животных, и у человека есть участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии. При активизации (раздражении) этих структур агрессия возрастает, дезактивация их ведет к уменьшению враждебности. Это означает, что можно усиливать или подавлять агрессивность, воздействуя на нервную систему определенными веществами, например лекарственными. Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии. Если ребенок родился с ослабленной нервной системой, то существует определенный риск, что у него разовьются агрессивные наклонности. Это не значит, что он немедля примется все крушить на своем пути, но будет больше, чем другие, подвержен эмоциональным расстройствам. Ведь именно эмоции «выталкивают» агрессию на поверхность.
Общим фактором значительного роста агрессивного поведения в современном мире является повышение напряженности, ухудшению отношений между людьми. Другие относятся к нам так же, как мы относимся к ним. Враждебность всегда порождает враждебность, нежелание сотрудничать одной стороны всегда отталкивает другую. Если она сторона считает другую агрессивной, обиженной и мстительной, то другая сторона начинает вести себя именно так в порядке самообороны, что и создает порочный круг. Нельзя отвечать злом на зло, иначе не будет конца, кто-то должен проявить мудрость и благоразумием ответить на зло добром, тогда открывается путь к примирению.
Но агрессивность в мире нарастает как снежный ком. Удивительно, что люди, видя и понимая, что из порочного круга нет другого выхода, кроме примирения, ничего не делают, чтобы изменить страшную зависимость. В результате зло накапливается, усиливается, уничтожает людей. Дети втягиваются в этот страшный круговорот с пеленок, перенимают манеру агрессивного поведения еще до того как учатся соображать. Ежедневная жизнь постоянно демонстрирует модели агрессивного поведения в семье, окружающей действительности, средствах массовой информации. Стоит ли удивляться, что наши дети агрессивны: они ведь только воспроизводят то, что видят вокруг себя [25, с.167 - 168].
В развитии детской агрессивности проявляется тот же закон что и в развитии всех других форм отклоняющегося поведения: от внешнего к внутреннему, а затем от внутреннего к внешнему. Сначала изменения во внешнем поведении приводят к внутренним переменам и закрепляют их, а затем уже внутренние установки начинают определять поведение. Связь эта может формироваться и в обратном порядке, если ребенок уже имеет ген зерна агрессивности.
Ведущий теоретик социального учения американский психолог А.Бандура считает, что дети усваивают агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями взрослых и отмечая последствия этих действий.
В одном из экспериментов женщина на глазах у детей дошкольного возраста почти 10 минут избивала надувную резиновую куклу. Дети из контрольной группы, которые этого не видели, никогда не обращались к подобной игре. А дети, наблюдавшие за поведением экспериментатора, во много раз чаще брали в руки палку и избивали куклу. Наблюдение акта агрессивного поведения взрослого развивает у ребенка деструктивные желания, ослабляет торможение силового поведения. Этим объясняется и то, что в семьях с агрессивным поведением родителей, растут склонные к силовому решению своих проблем дети [11, с.128].
Разнообразие подходов к определению понятия «агрессивное поведение» порождает многообразие факторов его обуславливающих. В их числе можно выделить такие как:
Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;
Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим взаимодействиям семьи и школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
Социальный фактор, определяющий социальным и социально-экономическим условиям существования общества [7, с.56].
Расшифровка генома человека подтвердила, что все свойства родившегося ребенка зашифрованы в генном коде, хранящем и передающем о нем всю информацию, в том числе и склонность его родителей к агрессивному поведению. Конечно, это не означает, что ребенок автоматически становится агрессивным, но предпосылки отклоняющегося поведения он имеет в своей наследственности. При прочих равных условиях его эмоциональная сфера более уязвима, чем у нормальных детей, и он легче становится на путь агрессивного поведения. Отрицательное предрасположение создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушение генетической структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.
Кроме биологической,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности агрессивного поведения подростков с задержкой психического развития

Курсовая работа: Стратегии конфликтного поведения и коммуникативные особенности подростков девиантов

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста

Дипломная работа: Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Курсовая работа: Социальная профилактика суицидального поведения подростков