Реферат: ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Распад семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОСЛЕ РАЗВОДА':


Содержание
Введение
Глава 1. Особенности развития личности в подростковом возрасте
Глава 2. Особенности взаимоотношений подростков с родителями
Глава 3. Развод как семейный кризис
Глава 4. Стратегии поведения подростка в условиях развода родителей
Глава 5. Условия эффективной адаптации подростка
Заключение
Список литературы

Введение
Распад семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Ряд исследователей отмечает, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям. Исследования свидетельствуют о травмирующей роли развода на личность ребенка.
На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности и благополучия. Однако современные семьи переживают кризис, существуя в мире постоянных конфликтов, ссор, жестокого обращения с детьми, алкоголизма и других проблем. Многочисленные ссоры, возникающие между супругами на почве ревности, измены, финансового неблагополучия приводит к кризису семейных отношений. Этот кризис сопровождается постоянными конфликтами, происходящими на глазах у детей. Особенно тяжело и эмоционально переносят эти конфликты подростки в силу своих физиологических и психических изменений. В этом возрасте эмоции просто «бурлят», и одно малейшее потрясение оставляет очень глубокий след на психике подростка. Одним из самых тяжелых потрясений для подростка является развод родителей.
В последнее время в педагогической науке заметно возрос интерес к проблемам формирования личности подростка, ее воспитания и социальной адаптации. Им посвящены исследования В.Т. Ащепкова, С.А. Беличевой, В.С. Богословской, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Г.Д. Глейзера, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, Т.Ю. Гущиной, С.В. Дармодехина, И.С. Кона, И.В. Крупиной, А.В. Мудрика, Л.Е. Никитиной, А.М. Панова, А.С. Роботова и др.
Общие вопросы семейных конфликтов широко раскрыты в трудах А.И. Акуловой, Н.Е. Бекетовой, Б.П. Битинаса, В.Г. Бочаровой, Т.А. Васильковой, Ю.В. Васильковой, Б.З. Вульфова, А.Е. Выгорбиной, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, М.П. Гурьяновой, В.И. Загвязинского, И.Н. Закатовой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, Г.А. Новокшоновой, Л.Я. Олиференко, В.Д. Семенова, Е.Н. Сорочинской, Г.Н. Филонова, П.А. Шептенко, Т.Ф. Яркиной.
Проблемам становления и развития личности подростка в условиях семейного кризиса посвящены труды Е.В. Бондаревской, В.А. Кальней, В.С. Лазарева, А.М. Моисеева, Е.С. Полат, М.М. Поташника, В.П. Сергеевой, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, Р.М. Чумичевой, Т.И. Шамовой, С.Е. Шишова, Е.А. Ямбурга и др.
В данной работе преследуется цель комплексного анализа влияния развода родителей на детей подросткового возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
. Охарактеризовать особенности развития личности в подростковом возрасте.
. Оценить особенности взаимоотношений подростков с родителями.
. Показать развод как семейный кризис.
. Проанализировать стратегии поведения подростка в условиях развода родителей.
. Выявить условия эффективной адаптации подростка.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - специфика влияния развода родителей на формирование личности подростка.

Глава 1. Особенности развития личности в подростковом возрасте
развод подросток адаптация
Подростковым считается возраст от 12 до 17 лет. Это время быстрых перемен и трудных исканий. Одновременно подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. И это далеко неполный перечень перемен в их жизни[1].
Представляя собой социально-психологическое явление, обусловленное конкретно-историческими обстоятельствами развития общества, подростковый период отличается, с одной стороны, стабильностью глубинно психологической сущности основных характеристик (развитие, например, самосознания также определяет лицо современного подростка, как и определяло его у подростка 50-60 лет назад); с другой стороны, изменения в социально-экономической жизни обусловливают качественные различия социальной наполняющей процессов формирования сознания, самосознания, личностного становления растущих людей. Показательно, что существенные сдвиги в социальном развитии подростка отмечаются при ретроспективном анализе не только длительной протяженности, но и на исторически короткой дистанции. Существенно изменились, например, мотивы отношения к общественно полезному труду у современных подростков. Так, по сравнению с детьми 50-х гг., современные подростки, обладающие развитыми общественно значимыми мотивами, обусловливающими их отношение к труду, являются более самостоятельными в выполнении различных видов общественно полезного труда, при этом отдавая предпочтение индивидуальному общественно полезному труду перед коллективистическим. Речь идет об индивидуально-общественной сущности этих мотивов, направленных на самовыражение, самооценку в труде, на стремление участвовать в нем для собственного развития и совершенствования, для завоевания определенной позиции по отношению к товарищам, утверждения своего «я», выработки черт характера, необходимых для самостоятельной жизни [5].
Безусловно ценно то, что современный подросток видит перспективу своей полезности для других, общества в обогащении собственной индивидуальности. Но при этом ему не хватает ни доверия, ни уважения взрослых, во-первых, и, во-вторых, не создаются возможности для реализации потребности в самореализации.
Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки. Даже по сравнению с началом 70-х гг. появилось на 20-25 % больше подростков [7], у которых превалирует негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оценок взрослых, независимо от их правоты. Причина кроется, прежде всего, в отсутствии должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании, что оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, интенсификацией квазипотребностей, квазиинтересов, находя, в частности, отражение в тяге подростков к интимно-личному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп, в которых складываются ситуации непонятости подростков во взрослом мире, ситуации «замещения» потребности в установлении новых отношений с обществом. Именно в процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают беспокоящие общество моменты в поведении части подростков: агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и пр.
Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Поэтому выявление типичных сочетаний разных показателей социальной зрелости детей с 10 до 15 лет и позволяет выделять разные стадии подросткового периода.
Наиболее выпукло характер стадиального развития подростка как личности прослеживается через изменение структуры самосознания в его различных проявлениях: самооценки, личностной рефлексии, требований к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересах и пр.
Так, на первой стадии подросткового возраста (в 10-11 лет) ребенка характеризует весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34 % [7]мальчиков и 26 % девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. И хотя около 70 % подростков [7]отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе «только одно», «единственная черта», т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон. При этом у детей четко обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя.
На второй стадии подросткового периода (в 12-13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.
На третьей стадии этого возраста (в 14-15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.
Другим важным механизмом самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей. Характерно, что на первой стадии подросткового возраста предметом рефлексивного ожидания выступают в основном отдельные поступки детей. На второй стадии ведущее место занимает рассмотрение черт своего характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В это время происходит своеобразный скачок в развитии личностной рефлексии, что выступает как серьезный стимул для самовоспитания подростка. Существенной особенностью личностной рефлексии на третьей стадии является возросшая критичность детей по отношению к особенностям своей личности, что типично для 35 % подростков [7].
Итак, подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает общественно полезная деятельность, потому что в ней подросток получает возможность не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. В этом и заключается механизм выработки социальной позиции подростка по отношению к обществу, выступающей исходной точкой, необходимым внутренним условием дальнейшего развития его деятельности как форма выражения сознания, самосознания, личностного самоопределения, что является важнейшим моментом включения индивида в социальное движение, приобщающее его к социальному движению общества. Внешне задаваемая, педагогически «навязываемая» подростку общественно полезная деятельность формирует» адекватную ей мотивационно-потребностную сферу, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям растущего человека, его потенциям, с другой - предоставляет ему практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности.
Глава 2. Особенности взаимоотношений подростков с родителями
По выражению Л.С. Выготского, "в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного" [3]. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы "Я", первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое.
Наиболее важными и наиболее напряженными являются в этот период отношения подростка с родителями. Тяжесть положения здесь обусловлена, с одной стороны, экономической зависимостью и прочими формами зависимости от родителей, и с другой - желанием получить самостоятельность, возрастающей потребностью в независимости. В отношениях с родителями подросток поставлен в довольно сложные условия: с одной стороны, он "занимается формированием собственной индивидуальности", с другой - в связи с новым своим положением "налаживает новые связи с родителями" [4]. Это противоречие во взаимоотношениях подростка и взрослого характерно именно для подросткового возраста.
Отношения подростка с родителями и конфликтность этих отношений, связанная со стремлением молодого человека освободиться от родительской опеки и контроля, зависит от многих факторов. Это, во-первых, условия, связанные с материальным положением семьи, ее психологической атмосферой, стилем воспитания, уровнем образования, социальным положением и родом занятий родителей. Во-вторых, сформировавшиеся к этому времени индивидуальные особенности юноши и девушки.
Стремление к поведенческой и нормативной автономии тоже имеет относительный характер. Подростки в действительности и не стремятся к полной свободе, поскольку полная свобода, предоставленная им слишком быстро, воспринимается ими как отторжение от семьи. Подростки хотят иметь право делать собственный выбор, проявлять свою независимость, спорить со старшими и нести ответственность за свои слова и поступки, однако полная свобода им не нужна. Те из них, кому дается полная свобода, испытывают чувство тревоги, так как не знают, как ею воспользоваться.
Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.
В подростковом возрасте особенно ярко проявляются акцентуации характера, отличающиеся тем, что при действии психогенных факторов, адресующихся к наиболее «слабому», уязвимому месту соответствующей акцентуации, могут наступать нарушения социальной адаптации, отклонения в поведении.
Нарушения взаимоотношений подростка с родителями, стиль семейного воспитания могут явиться именно такими факторами, провоцирующими усиление акцентуированного поведения у подростков, невротические и психосоматические расстройства, даже психогении.
Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.
Глава 3. Развод как семейный кризис
Развод прочно вошел в сознание людей как вполне допустимое явление и выход из любых сложных семейных ситуаций. Этот факт заставляет задуматься. Ведь развод, как привычное явление в обыденном сознании, дает основание молодым заключать необдуманные браки, создавать семью даже в тех случаях, когда они не верят, что их будущая семейная жизнь может быть удачной.
При этом семейная социальная группа утрачивает свои как специфические, так и не специфические функции. Ряд функций семьи редуцируются, например, функция содержания детей, которая в основе имеет реализацию родительских потребностей в конкретной социально-психологической среде, претерпела серьезные изменения.
Социально-психологический статус семьи в современном обществе утрачивает свое значение. Для молодого поколения в большинстве случаев принадлежность к родительской и супружеской семье не является жизненно важным условием.
В результате распада браков ежедневно без одного из родителей остаются более 1300 детей, что составляет в год около полумиллиона детей. Также, разведенные мужчины сводят счеты с жизнью значительно чаще, чем женатые, имея множество психологических, социальных и соматических проблем.
Выражением семейного неблагополучия выступает сокращение продолжительности семейной жизни. По данным Г. Г. Силласте, каждый третий брак у русскоязычного населения распадается, не продлившись и пяти лет [9].
Кризис переживают конкретные сферы жизнедеятельности института семьи, т.е. ее функции и в, частности, функция социализации. Дефицитарность этой функции семьи обуславливает формирование противоправных и антисоциальных направленностей, сначала членов семей, в последствии - членов общества. Проблема недостаточности социализации семьей своих членов становится все более социально значимой. Институциональные структуры такие, как медицинские, правоохранительные, исправительные учреждения не обеспечивают эффективного социализирующего воздействия.
Семейная группа наиболее сенситивна к нормативным и ненормативным стрессам в начале своего существования, когда семья формируется, складывается образ жизни новой малой социальной группы. В этот период жизни семьи процесс группообразования находится в начале и процессы социально-психологической адаптации и нормативных стрессов наиболее интенсивны. Это период формирования совместной ценностной системы группы, ее норм, традиций и санкций. В силу сенситивности группы она наиболее подвержена влиянию различных депривирующих факторов ненормативных стрессов, что обуславливает выбор молодых семей и среднего возраста в качестве объекта социально-психологической помощи.
Существенно негативное влияние развода на уровень рождаемости. В ряде случаев женщина после развода так и остается одинокой, а в “преддверие” развода воздерживается от рождения детей. С ростом количества разводов возросло число людей, не желающих после развода...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ

Курсовая работа: Взаимосвязь детско-родительских отношений и особенности этнической идентичности у молодежи

Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Реферат: Особенности детско-родительских конфликтов и методов их разрешения

Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников