Отчёт по практике: Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста

Я, Бугай Оксана Николаевна, проходила учебную практику (научно-исследовательская работа) в Департаменте психологических исследований по теме «Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста».

Дата добавления на сайт: 10 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста':


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
.1Изучение памяти и ее видов
.2 Изучение кратковременной памяти, ее объема и механизмов
.3 Особенности развития памяти у дошкольников
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
2.1Организация и методика исследования
.2 Результаты исследования объема кратковременной памяти у дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Я, Бугай Оксана Николаевна, проходила учебную практику (научно-исследовательская работа) в Департаменте психологических исследований по теме «Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста».
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Дошкольный возраст - этап психического развития от 3 до 6-7 лет, занимающий особое место в развитии личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет).
В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др.
Раннее детство характеризуется сензитивностью (чувствительностью) к развитию памяти: в младшем дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности: ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно. Тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, означает, что желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.
Цель практики - формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.
Задачи:
. закрепление, расширение и углубление теоретических знаний;
. реализация теоретических знаний в практической деятельности будущего специалиста;
. осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме.
Объект исследования - кратковременная память.
ГЛАВА 1. КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
.1 Изучение памяти и её видов
Впечатления, получаемые об окружающем мире, сохраняются, закрепляются, а при необходимости - воспроизводятся. Такие процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память - это совокупность таких процессов как восприятие, запечатление, сохранение и воспроизведение информации.
Наш опыт - это информация, полученная по каналам восприятия (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Человек не просто впитывает внешнюю информацию, как земля воду. Он активно ищет эту информацию, он как бы опрашивает окружающий мир, пытаясь удовлетворить врождённый интерес к новому. «Мозг скорее ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок» - констатировал один из психологов. Можно испытать переутомление от долгой и непрерывной умственной работы, но это только потому, что человек ещё не умеет использовать все свои ресурсы.
Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных нервных связей в мозге.
Рассмотрим некоторые виды памяти, в зависимости от времени сохранения материала. Мгновенная (иконическая, следовая) память, в которой воспринятый образ сохраняется в течение нескольких долей секунды (0,1- 0,5 с.). Эта память - непосредственное отражение информации полученной органами чувств. Она представляет собой остаточное впечатление, образующееся от восприятия стимулов. Это память - образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов не превышает нескольких десятков секунд, в среднем 20 секунд (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется лишь обобщенный образ воспринятого, наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной установки на запоминание, но с установкой на воспроизведение информации.
Оперативная память хранит информацию в течение определенного, заранее заданного срока, от нескольких секунд до нескольких дней. Информация хранится в ней до тех пор пока не будет решена задача вставшая перед человеком, т.е. она рассчитана на решение определенной задачи. Эта память является промежуточной между кратковременной и долговременной памятью.
Долговременная память - эта память может хранить информацию в течение неограниченного времени. Информация из долговременной памяти может воспроизводиться сколько угодно раз, без утраты. Более того, чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее сохраняется её след в долговременной памяти.
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности выделяют четыре вида памяти:
. двигательная,
. эмоциональная (аффективная),
. словесно-логическая
. образная.
Остановимся и разберем образную память. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой. Зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты, и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех здоровых людей.
Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительная память.
Зрительная память - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам.
Поступающая от органов ощущений информация обрабатывается сенсорной памятью, которая обеспечивает удержание этой информации в течение очень короткого времени (обычно меньше одной секунды). Психологи полагают, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации: иными словами, на этом этапе происходит различение, чем мы «запоминаем» глазами или скажем ушами.
.2 Изучение кратковременной памяти, ее объема и механизмов
Кратковременная память - это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной памяти при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия. Кратковременную память ещё называют рабочей потому, что она нужна нам для выполнения определённых операций в процессе какой либо деятельности. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной памяти в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала. Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек сотни раз, видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос какой цифрой, римской или арабской, изображена на часах цифра 6. Он никогда целенаправленно не обращал внимание на этот факт, и таким образом информация не отложилась в кратковременной памяти.
Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен чем позволяет его объем памяти.
Сделав сознательное усилие можно удержать ее в памяти дольше, и обеспечить ее перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.
На самом деле, данная память играет важнейшую роль. Именно благодаря ей человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.
Одним из основных механизмов кратковременной памяти является реверберация. Реверберация - это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях. Субъективно этот процесс переживается как "отзвук" только что происшедшего события: на какое-то мгновение человек как бы продолжаем видеть, слышать то, что уже мы непосредственно не воспринимаем ("стоит перед глазами", "звучит в ушах" и т.д.). Тесно связанная с восприятием, являясь как бы ее инерцией (предрасположенность к какому-либо конкретному методу или образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале).
На уровне возбудительного синапса происходит передача возбуждения к следующему нейрону, и на уровне тормозного - она блокируется. Для того чтобы произошёл разряд нейрона, может потребоваться довольно большое число импульсов, одного импульса, как правило, не достаточно. Но для простоты анализа представим, что единственный нервный импульс, поступающий на возбудительный синапс, может вызвать ответ новой клетки. Простейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. И этот процесс называется реверберацией.
Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объём кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.
Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной. Один из связанных с кратковременной памятью процессов - это повторение, т.е. многократное пропускание информации через хранилище памяти. Как мы уже говорили, предполагается, что повторение несет в основном две функции: освежает хранящуюся в кратковременной памяти информацию, чтобы не произошло ее забывание, и переводит информацию повторения в долговременную память, повышая тем самым закрепление долговременных следов. Таким образом, повторение можно рассматривать как одну из «рабочих» функций кратковременной памяти. Однако пока еще не ясно, каким образом повторение выполняет эти функции, как оно действует и что именно повторяется.
Процесс повторения можно представить себе как своего рода речь - внутреннюю, или беззвучную
Давайте перечислим факторы, которые позволяют выявить кратковременную память как особую ступень переработки информации:
. Различный характер ошибок припоминания из кратковременной и долговременной памятей. Здесь информация хранится в акустической форме, а в долговременной в семантической (смысловое значение единиц) форме;
. Нарушение перехода информации из кратковременной памяти в долговременную память, при поражении глубинных отделов мозга. При этом поражении у больного сохраняется долговременная память. Он может извлечь из неё необходимую информацию. Если прервать больного на некоторое время он уже не в состоянии воспроизвести недавние события.
. Эффект «конца» и «начала». Эффект начала, согласно теории действенности, предполагающей существование кратковременной памяти и долговременной памяти это результат припоминания из долговременной памяти. Эффект конца объясняется следующим: элементы стоящие в конце ряда находятся в кратковременной памяти, когда начинается воспоминание, испытуемый воспроизводит их из кратковременной памяти и частота воспоминаний довольно высока.
1.3 Особенности развития памяти у дошкольников
память дошкольник кратковременный зрительный
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.
В этих условиях представляются достаточно простыми и понятными теоретические положения концепции развития памяти, предложенной П.П. Блонским. Основным положением данной концепции о соотношении образной и словесной памяти в их развитии является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности.
Самый ранний вид - моторная или двигательная память начальное свое выражение находит в первых, условных двигательных рефлексах детей. Эта реакция наблюдается уже на первом месяце после рождения.
Начало эмоциональной или аффективной памяти, относится к первому полугодию жизни ребенка.
Первые зачатки свободных воспоминаний, с которыми, можно связывать начало образной памяти, относятся им ко второму году жизни.
Образная память появляется значительно позже моторной и эмоциональной, но несколько раньше вербальной.
В концепции развития памяти вопрос о взаимоотношениях образной и словесно-логической памяти в их развитии ключевой.
Образная память есть более ранний и низкий уровень развития памяти по сравнению со словесной (вербальной). Более раннее появление образной памяти не означает ее последующее исчезновение и замены словесной памятью. Образная память продолжает оставаться более низким уровнем памяти по сравнению с вербальной. Это относится и к наиболее развитым - зрительным образам памяти, возникающим легче всего тогда, когда сознание человека находится на более низком уровне, чем при полном, совершенном бодрствовании.
На зрительную память можно смотреть только как на низкий вид памяти. Обычно зрительная память бедна, поэтому несравненно полезнее другой, более высокий вид памяти - память-рассказ. Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Память-рассказ и представляет собой, согласно П.П. Блонскому, подлинную словесную память, которую необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений, например, при заучивании бессмысленного словесного материала.
В дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того.
Словесно-логическая память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.
Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.
У младших дошкольников память преимущественно непроизвольная. Потому, как ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, реплики из мультфильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.
Непроизвольность памяти заметна в поведении детей дошкольников. Дети до 5 лет при задании рассмотреть серию картинок и запомнить другую серию картинок ведут себя одинаково, а именно не дослушав инструкцию, бросают беглый взгляд на картинки обеих серий,...

Похожие материалы:

Реферат: Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада

Реферат: Гендерные особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

Курсовая работа: Особенности развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста