Курсовая работа: Память в период молодости

Исследовательская проблема состоит в выявлении связи между ситуативной тревожностью и кратковременной памятью в период молодости. Память является одним из ценнейших свойств человеческой жизни. В период молодости память является своеобразной основой всякого познания, формирования умений и навыков.

Дата добавления на сайт: 10 сентября 2024


Скачать работу 'Память в период молодости':


МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Гуманитарный факультет
Кафедра психологии
Курсовая работа
на тему: «Память в период молодости»
Москва, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ
.1 Психологическая характеристика периода молодости
.2 Проблема тревожности во взглядах отечественных и зарубежных авторов
.3 Психологическая характеристика памяти
.4 Связь уровня тревожности и кратковременной памяти в период молодости
.5 Выводы по 1-й главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ
.1 Исследование объема кратковременной памяти по методике Джекобсона
.2 Тест ситуативной тревожности Спилбергера
.3 Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ
Исследовательская проблема состоит в выявлении связи между ситуативной тревожностью и кратковременной памятью в период молодости. Память является одним из ценнейших свойств человеческой жизни. В период молодости память является своеобразной основой всякого познания, формирования умений и навыков.
Актуальность темы исследования. XX вeк часто нaзывают «вeком молодых». Настойчивость в отстаивании этого тезиса обычно основывается нa утверждении, что в молодежи заложены образцы и масштабы человеческого совершенства, которые в наше время бурного развития техники и информационного бума, казалось бы, неопровержимо устанавливают преимущество таких качеств молодости, как пластичность и умение быстро приспосабливаться к современным новациям. С молодежью вполне справедливо связывают непосредственное будущее нашей цивилизации и ее дальнейшие перспективы.
Именно в молодости люди чаще всего вступают в брак, большая часть которых в скором времени распадается, после чего остаётся масса взаимных обид.
Любопытно, что самими представителями молодого поколения их возраст часто воспринимается как переходный, а имeнно: 1) как своеобразный «аванс» жизни на будущее; 2) как право на ошибки; 3)как возраст разрешенного недомыслия; и отсюда, как следствие, заниженность у ряда представителей этого возраста требований к себе, неразвитое чувство ответственности за себя и свои поступки, а тем более - нежелание принимать ответственность за других (например, за сексуального партнера и детей).
Эти чисто эмоциональные оценки не стоило бы и упоминать, если бы в них не раскрывалась одна примечательная особенность молодости - ее противоречивость, ее переходный характер, характер «ожидания взрослости».
Как объект научного исследования молодежь выступает довольно своеобразно. Масса психологических данных, полученных психологией о закономерностях психических процессов человека, добыта в основном на «испытуемых» из разряда молодых людей, которые легче и охотнее всего идут на эту роль. Поэтому, когда мы говорим о взрослых «стандартах» и «нормах» в психологических экспериментах, речь чаще всего идет о выборке лиц от 18-20 до 30 лет.
Объект исследования: психологические характеристики памяти в молодости.
Предмет исследования: память в период молодости.
Цель исследования: изучение психологических особенностей памяти.
Задачи исследования:
Изучить психологические характеристики периода молодости;
Изучить проблемы тревожности во взглядах отечественных и зарубежных авторов;
Изучить психологические характеристики памяти;
Определить связь уровня тревожности и кратковременной памяти в период молодости;
Провести психолого-педагогические исследования.
Гипотеза исследования: в качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между ситуативной тревожностью и кратковременной памятью в период молодости, а именно: чем выше уровень ситуативной тревожности, тем ниже показатели объема кратковременной памяти.
Теоретическая основа исследования:
Теоретико-методологической основой работы послужили:
взгляды на проблему психологической характеристики в период молодости Б.Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Е.Ф. Рыбалко;
взгляды на проблему тревожности Я. Рейковского, Л.С. Выготского, Л.И. Божович;
взгляды на проблему уровня тревожности и кратковременной памяти в период молодости Ч.Д. Спилбергена, Ф.Е. Василюка, Ф.Б. Березина, В.М. Астапова.
Методы исследования: включают в себя метод сопоставительного анализа, синтеза, а также индукции.
Сопоставительный анализ дает возможность расчленить элементы психологии на отдельные части с рассмотрением каждого из них в отдельности. Затем синтез объединяет все данные, полученные в результате анализа. Индуктивный метод, в свою очередь, помогает исследовать их черты от частного к общему.
Характеристика выборки:
В процессе работы используются материалы из отечественных и зарубежных библиографических источников.
Всего в исследовании принимало участие 10 человек в возрасте от 20 до 24 лет. Гомогенность выборки обеспечивалась тремя критериями:
Возрастной критерий - средний возраст испытуемых 22 года;
Половой критерий - в исследовании принимали участие испытуемые мужского и женского пола: 5 мужчин и 5 женщин;
Образовательный критерий - в исследовании принимали участие испытуемые, обучающиеся в ВУЗе;
База исследования: данное исследование проводилось 30 марта 2014 года со студентами Государственного Университета Управления.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ
.1 Психологическая характеристика периода молодости
Возрастные границы молодости разными авторами определяются в разных промежутках развития. Так, В. Квин: (18-40 лет); Г. Крайг молодость включает в раннюю взрослость (20-40 лет).
Условно определяя молодость в пределах от 20-23 лет и до 30, надо иметь в виду, «...что "молодежь" не столько возрастное понятие, пишет И.В. Бестужев-Лада, сколько социальное и историческое». К этой категории в разные времена и в различных слоях общества относили людей разного возраста.
Здесь основным критерием часто служит понятие: «начинающий». «Молодой ученый», «Молодой работник», «Молодой поэт» и т. д.
Молодость для большинства молодых людей и студенческая пора.
Молодость - это и самоопределение, и начало профессиональной деятельности. Молодость - это и выбор спутника жизни, семейная жизнь, воспитание детей. Молодость - одно из самых драгоценных и самых трудных этапов жизни. Психофизиологические функции достигают в этот период оптимума своего развития:
оптимум цветовой чувствительности, остроты зрения, сенсомоторные реакции и многое другое наблюдаются около 20-25 лет (Е.Ф. Рыбалко);
средний возраст олимпийских чемпионов среди женщин 23,6 лет, для мужчин 25,3 года; активно развиваются интеллектуальные и вербальные функции (Б.Г. Ананьев);
в период молодости происходит общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание.
Если в начале молодости преобладают юношеские черты, то к 30 годам они замещаются характеристиками взрослости.
В молодости может сохраняться гетерохронность развития, согласно которой различные стороны личности развиваются независимо. Если Л.С. Выготский отмечал, что в отрочестве происходит несовпадение во времени трех сторон его развития: интеллектуального, полового и социального, то Б.Г. Ананьев указывает на несовпадение во времени наступления зрелости чело века как индивида (физическая зрелость), как личности (гражданской зрелости), как субъекта познания и труда (умственная зрелость и трудоспособность). В период молодости происходит выравнивание темпов развития отдельных сторон личности.
Одни авторы считают, что развитие когнитивной сферы индивида прекращается на рубеже 18-20 лет, в последующие годы происходит снижение интеллектуальных показателей. Другие доказывают, что в период молодости, ранней взрослости когнитивное развитие продолжается.
Динамика и направление развития когнитивной сферы может быть, как положительной, так и отрицательной. И динамика развития когнитивной сферы человека при достижении молодости (ранней взрослости) в значительной степени имеет индивидуально-ситуативную обусловленность. С. Пако считает, что в этом процессе участвуют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относится одаренность индивида. У более одаренных индивидуумов интеллектуальный прогресс длительный, инволюция наступает позже и происходит медленнее, чем у менее одарённых. Внешние факторы - это социально-экономические и культурные условия. После школы образование носит не столько обязательную, сколько личностную обусловленность. Большую роль играет самообразование и самореализация. И развитие когнитивной сферы связано с развитием и формированием личности.
Начало молодости воспринимается как положительное и ценное чувство, человек начинает строить будущее, ориентируясь на жизненную перспективу в целом. Во всех сферах (социальной, профессиональной, эмоциональной, личностной) обнаруживается стремление к самовыражению. Профессиональная карьера набирает свои обороты.
В период молодости происходит выравнивание темпов развития отдельных сторон личности. Но, тем не менее, в зависимости от жизненной позиции, стиля жизни, развитие будет преобладать каком-то направлении.
Так же к концу периода молодости наступает кризис 30-летия (в 28-33 года). У людей изменяется представление о мире и о себе, часто даже разрушается прежний образ жизни. И.С. Кон отмечает, что никто не может реализовать себя полностью. Самоанализ выявляет эту нереализованность.
Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют человека. Он, как бы оглядывается назад, на свой прожитый путь, обнаруживает, что жизнь его несовершенна, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, что он не достиг желаемого. Происходит критический пересмотр своего «Я», жизненных целей, планов и ценностей.
1.2 Проблема тревожности во взглядах отечественных и зарубежных авторов
Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом.
При оценке состояния проблемы тревожности в психологической науке отмечаются две, на первый взгляд, взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, ссылки на неразработанность и неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «тревожность» как в нашей стране, так и за рубежом едва ли не обязательны для работ, посвященных проблеме тревожности. Указывается, что под данный термин зачастую подводятся достаточно разнородные явления и что значительные расхождения в изучении тревожности существуют не только между различными школами, но и между разными авторами внутри одного направления, подчеркивается субъективность использования данного термина. С другой стороны, между исследователями существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить некоторые «общие контуры» тревожности (рассмотрение ее в соотношении «состояние-свойство», понимание функций состояния тревоги и устойчивой тревожности и др.) и выделить тревожный тип личности.
В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В значительной степени это связано, по-видимому, с хорошо известными всем социальными причинами - условиями, не поощрявшими анализа явлений, отражающих восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающей и нестабильной. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность, тревожность операторов, летчиков-испытателей, спортсменов, при психотерапии и др.).
Подобное положение в изучении проблемы тревожности во многом обусловлено и логикой развития отечественной психологической науки, в которой изучение эмоций, эмоциональных состояний, доминирующих эмоциональных переживаний индивида проводилось преимущественно на психофизиологическом уровне, а область устойчивых образований эмоциональной сферы оставалась, по сути, не исследованной.
Изучение тревожности у детей и подростков (генетический аспект) также носит, как правило, ярко выраженный прикладной, «служебный» характер. Сравнительно большее количество работ посвящено детям 5-8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе), исследований тревожности у более старших детей и у подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства, единичны.
Изучение тревожности на разных этапах детства важно, как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования.
Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.
Тревожность рассматривается нами как эмоционально-личностное образование, которое, как всякое сложное психологическое образование, имеет когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты.
Нас интересовали как общие характеристики уровня тревоги у детей разного возраста (средний уровень, половые различия, области фиксации страхов и тревог и пр.), так и особенно причины тревожности как устойчивого образования. При анализе причин устойчивой тревожности мы особое внимание уделили роли внутриличностного конфликта, прежде всего с точки зрения порождаемых им противоречивых мотивационных тенденций.
В этой связи значительный интерес для нас представляли работы, характеризующие связь тревожности с неудовлетворением ведущих потребностей, поскольку это едва ли не самое важное следствие внутриличностного конфликта. Разнонаправленность мотивационных тенденций, порождаемых столкновением различных компонентов «Я-концепции», ведет к неудовлетворению фундаментальных потребностей, которые польский исследователь Я. Рейковский удачно, на наш взгляд, обозначает как потребности «Я», относя к ним «потребность сохранения тождества (интегрального «Я»), потребность сохранения собственной ценности и потребность сохранения контроля над собой и окружающим.
Вопрос о том, насколько правомерным представляется выделение именно вышеперечисленных потребностей как фундаментальных для «Я», выходит за рамки настоящей работы. Укажем лишь на еще одну потребность, в определенной степени перекрывающую указанные Я. Рейковским, - потребность в привычном, устойчивом и вместе с тем удовлетворяющем отношении к себе, устойчивой, привычной самооценке. Анализ представлений о механизмах порождения устойчивой тревожности вследствие внутриличностного конфликта, «размещаемого» в «Я-концепции», свидетельствует о том, что как бы ни понимался конфликт - как противоречие между «Я-идеальным» и «Я-реальным» или как расхождение между высотой самооценки и уровня притязаний, - возникновение тревожности - сигнал опасности для удовлетворения этой потребности, а закрепление тревожности, по-видимому, - показатель того, что эта потребность, как и другие потребности «Я», не удовлетворены.
Предположение о том, что в основе тревожности как устойчивого образования лежит неудовлетворение ведущих социогенных потребностей, прежде всего потребностей «Я», легло в основу настоящей работы.
Теоретической основой исследования явились культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и базирующаяся на ней теория личностного развития Л. И. Божович, прежде всего в тех их аспектах, которые касаются развития аффективно-потребностной сферы. Исходными для нас явились также представления о связи тревожности с ведущими потребностями, прежде всего потребностью в устойчивом, удовлетворяющем представлении о себе, о котором говорилось выше.
В подходе к тревожности мы ориентировались также на исследования Ф. Б. Березина, в том числе на его представлениях о явлениях тревожного ряда, Ю. Л. Ханина о «зоне оптимального функционирования» как основы для понимания влияния тревожности на деятельность, Л. М. Аболина о содержании и особенностях эмоционального опыта человека.
Конкретно мы основывались на представлениях Л. И. Божович о тесной связи развития эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер личности и закономерностей становления устойчивых функциональных структур эмоциональной жизни человека. В подходе к тревожности мы исходили из разработанного Л. И. Божович представления о том, что процесс онтогенетического развития личности характеризуется формированием системных новообразований психики, в том числе новообразований аффективно-потребностной сферы. Особенностью таких новообразований является то, что они приобретают побудительную силу и характеризуются собственной логикой развития. Как известно, Л. И. Божович рассматривала этот вопрос на примере образований, обеспечивающих сознательное управление своим поведением, а также планировала использовать его применительно к изучению высших чувств. Кроме того, подобным же образом она рассматривает и качества личности как систему, включающую устойчивый мотив и закрепленные, привычные формы его реализации в поведении и деятельности.
По нашему мнению, тревожность как личностное образование проходит тот же путь развития. Можно полагать, что наличие конфликта в сфере «Я» ведет к неудовлетворению потребностей, напряженность, разнонаправленность которых и порождает состояние тревоги. В дальнейшем происходит ее закрепление, и она, становясь самостоятельным образованием, приобретает собственную логику развития. Обладая достаточной побудительной силой, она начинает выполнять функции мотивации общения, побуждения к успеху и т. п., т. е. занимает место ведущих личностных образований.
Подобный подход, как представляется, должен позволить выявить собственно психологические причины тревожности и ввести данное явление в целостный контекст изучения закономерностей развития личности в онтогенезе.
Пожалуй,...

Похожие материалы:

Реферат: Развитие коммуникативных навыков в период молодости

История болезни: Бронхиальная астма, атопическая, средней тяжести, приступный период

История болезни: Острый гломерулонефрит с нефритическим синдромом, период начальных проявлений без нарушения функции почек

Реферат: Память

Курсовая работа: Память умственно отсталых детей