Курсовая работа: Психологическая готовность к школе

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2 ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ
2. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
2.1 КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
2.2 РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Дата добавления на сайт: 14 сентября 2024


Скачать работу 'Психологическая готовность к школе':


Курсовая работа
Название дисциплины
Психология развития и возрастная психология
Тема
Психологическая готовность к школе
Содержание
Введение
1. Теоретические основы психологической готовности к школе
1.1 Психологическая характеристика дошкольного возраста
1.2 Понятие психологической готовности к школе и ее компоненты
2. Структура психологической готовности к школе
2.1 Компоненты психологической готовности к школе
2.2 Роль семьи в формировании психологической готовности ребенка к школе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Самым важным компонентом в психическом развитии в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Подготовка дошкольников к школе - это очень многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребенка. Дошкольный возраст ребенка в психологическом развитии требует к себе повышенного внимания, а возраст, когда ребенок уже почти стоит на пороге школы - еще большего внимания. В таком возрасте ребенок претерпевает массу изменений, не только внешнего, но и внутреннего плана, которые дают понять всем окружающим - и родителям, и психологу, а также самому ребенку его не только исключительность. но и его эксклюзивностью. Это и есть период перехода ребенка от одной ступени развития к другой.
Целью определения психологической готовности ребенка к школьному обучению - является профилактика школьной адаптации. Для того чтобы данную цель реализовать в последнее время были созданы различные классы, в задачу которых входят осуществление индивидуального подхода к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать дальнейшей дезадаптации в школе,
Периоду когда дети являются дошкольниками посвящены работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых: С.Л. Рубенштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, К. Роджерса, Ж. Пиаже. Психологи занимались и в настоящее время отдают много времени проблеме готовности ребенка к школе. На сегоднящний день разработано множество методик, программ (Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.), диагностики школьной готовности детей, а также и психологическая помощь в формировании компонентов школьной зрелости.
Изучение данного перехода остается одной самых актуальных проблем современной дошкольной психологии, и к данной проблеме примыкает еще и проблема мотивационной готовности ребенка к школьному обучению. Поэтому выбранная мною тема работы очень важна и актуальна на сегодняшний день.
Цель моей работы состоит в изучении периода дошкольного детства, В формировании психологической характеристики ребенка и готовности его к школе.
Для достижения данной цели мною в работе решались такие задачи:
дать психологическую характеристику дошкольного возраста,
рассмотреть понятие психологической готовности к школе,
изучить компоненты психологической готовности к школе,
рассмотреть непосредственную роль семьи в формировании психологической готовности к школе.
Теоретической и методологической базой исследования, мною взяты научные труды, результаты и выводы, которые были полученные учеными, специалистами по проблемам детской, а особенно дошкольной психологии, таких авторов как К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Кулагина И.Ю. и многие других.
Для достижения поставленной мне цели, а также для решения задач были использованы теоретические методы исследования. Теоретические методы исследования - это анализ и обобщение учебной, научной и монографической литературы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы психологической готовности к школе
1.1 Психологическая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка. В отечественной периодизации, этот этап занимает место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. Значит, в дошкольном возрасте можно выделить 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 г.); средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет очень важное значение для развития не только психики, но самое главное личности ребенка. Его еще называют возрастом игры, так как именно игра - непосредственно ведущая деятельность данного возраста.
В младшем дошкольном возрасте основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета.
В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры выступают отношения между людьми, их действия по отношению друг к другу. Эти действия выполняются не ради них самих, а ради каких-то определенных отношений к другим в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет - возраст максимального расцвета ролевой игры). Когда происходит еще и введение сюжета, то и игровые роли значительно повышают возможности ребенка во многих сферах психической и эмоциональной жизни.
А в среднем дошкольном возрасте психические процессы становятся более опосредованными. В качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве средств образного мышления - наглядные модели (куклы, машины, конструктор и т. д). Данный возраст является переломным в опосредовании психических процессов, в 4 - 5 лет резко возрастает речевая возможность мышления и восприятия.
Для этого возрастного отрезка жизни ребенка характерно не только значительное увеличение активности, но и самостоятельная познавательная деятельность детей.
Из общей характеристики этого возрастного отрезка становится ясно, что в 4 - 5 лет многие психические процессы, а в особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие. Благодаря всему этому на данном отрезке жизни ребенка становится возможна формулировка социально - психологического норматива диагностики психического развития:
интуитивно - познавательное общение;
появление сюжетно - ролевой игры;
наглядно-образное мышление;
"планирующее" воображение;
речевая опосредованность восприятия и мышления.
Помимо игровой, для дошкольников этого возраста характерны также и другие формы деятельности: рисование, лепка, конструирование, восприятие рассказов, сказок и пр. Здесь можно наблюдать элементы и трудовой, и учебной деятельности, хотя по-настоящему развитой формы учения и труда у детей этого возраста еще нет.
Социальное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется появлением у него новой формы общения со взрослыми. Можно сказать, что на предыдущем отрезке развития содержание общения становится внеситуативным, более теоретическим, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации. А вот в течение 5-того года жизни взрослый для ребенка становится не только источником знаний, но и образцом социальных отношений, источником понятий о смысле и нормах человеческой деятельности. Ребенок начинает пытаться задавать вопросы об отношениях между взрослыми, мужчинами и женщинами, моральных нормах. Детям в этом возрасте очень важно, чтобы его переживания, суждения и оценки совпали с мнением взрослого. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения сопереживание и взаимопонимание.
Из общей характеристики дошкольного возрастного отрезка становится ясно, что в 5 - 6 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие. Благодаря этому на данном отрезке жизни ребенка становится возможна формулировка социально - психологического норматива диагностики психического развития:
.внеситуативно-личностное общение;
2.сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета;
.возникновение произвольного поведения;
.появление словесно - логического мышления;
.ясные и разнообразные социально-мировоззренческие представления.
В более старшем дошкольном возрасте целью игры становится выполнение определенных правил, которые могут вытекать из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются, а значить приобретают условный характер. Ролевая игра у детей этого возраста постепенно сменяется игрой с определенными правилами.
Дошкольный возраст - период фактического становления личности ребенка и его личностных механизмов поведения, т.е. когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать определенную систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые правила. В дошкольном возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением. Значит и образ поведения, и образ результата действия становится его регулятором и выступает для него как образец. Это очень ярко проявляется в конструировании, а особенно в рисовании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных замыслов.
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Для дошкольного возраста характерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В дошкольном возрасте начинает формироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей.
Дошкольный возраст - сенситивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание - традиционное и развитое направление педагогики. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание.
Для данной стадии детства характерны: - максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей; - максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (духовных, познавательных, материальных); - минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды. Психическое развитие в дошкольном возрасте осуществляется двумя основными путями. С одной стороны, идет продолжение развития естественных форм психики, которое возникает еще в раннем онтогенезе, а с другой стороны - появляются и очень интенсивно формируются социальные формы психики при непосредственном взаимодействии ребенка с предметами, когда познание окружающего мира происходит непосредственно при общением со взрослыми. Стимулирующее влияние на развитие как естественных, так и социальных форм психики ребенка оказывают различные сложные виды деятельности (игра, продуктивные занятия, бытовой труд), где имеется возможность одновременного включения и активного функционирования многих психических образований.
В завершении рассмотрения психологической характеристики дошкольного возраста можно говорить о том, что это важный этап в становлении личности ребенка. У малышей появляется осознание своего "Я". А также формируются навыки словесно - логического мышления и появляется произвольное поведение. Наблюдается также развитие переходных форм психики дошкольника с разной степенью социальности в условиях многообразного и тесного взаимодействия общения и познания, а также продуктивных видов деятельности. В этот период формируется психологическая готовность ребенка перехода к следующему этапу своего развития - школьному обучению.
1.2 Понятие психологической готовности к школе и ее компоненты
Под определением психологической готовности к школе, под которой понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников [1; с.495].
В современных определениях психологическая готовность к школе раскрывается либо как достигнутый уровень психического развития ребенка, либо как целостное состояние его психики. "Психологическая готовность к школьному обучению - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников", - указывает Н.И. Гуткина.
Психологическую готовность как целостную структуру, развитие которой обусловлено качественными и количественными изменениями составляющих ее учебных качеств и их взаимосвязей, рассматривают Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков.
Аналогичное определение дается Е.А. Грудненко: готовность к школе - это "…целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой в целом и учителем, успешное овладение новой для него деятельностью, и новыми социальными ролями".
Психологическую готовность к школе как сложное структурное образование, охватывающее все стороны детской психики и определяющее готовность ребенка к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, определяет К.Е. Чуганова.
На основании изучения теоретических источников нами было выявлено пять существующих психолого-педагогических подходов к проблеме психологической готовности к школе.
Первый подход (его можно назвать прагматическим) опирается на формирование у старших дошкольников определенных знаний, умений и навыков, необходимых для школьного обучения. При этом предполагается, что часть программы первого класса дети могут усваивать в подготовительной группе детского сада, а систематическое обучение может начинаться с 6-летнего возраста (Т.В. Тарунтаева, Л.Е. Журова и др.).
Но, подчеркнем, этот подход не учитывает весьма значимых эмоционально-волевых, мотивационных, личностных факторов готовности к школьному обучению. Вместе с тем, как указывает Г.А. Цукерман "…всякая насильственная акселерация развития … в худшем случае - деформирует психическое развитие ребенка".
Второй подход ставит во главу угла новообразования и изменения в психике ребенка, наблюдающиеся к концу дошкольного периода. Как отмечает Л.И. Божович, "…беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности". Основным показателем готовности к школе Л.И. Божович считает "внутреннюю позицию школьника" - психологическое новообразование дошкольного возраста, включающее в себя новый уровень познавательных и коммуникативных потребностей.
Ребенок готов к изменению социальной позиции, у него возникает мотивация учения, формируется познавательная активность и самооценка (А.А. Люблинская и др.). По мнению В.С. Мухиной, готовность к школьному обучению заключается, прежде всего, в желании и осознании ребенком необходимости учиться. Это состояние возникает у него в результате социального созревания, появления внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.В.С. Мухина также упоминает, что советская детская психология "опирается на марксистские положения о социальном наследовании психических свойств и способностей, о "присвоении" индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством … в ней показано, что развитие ребенка обусловлено успешностью усвоения социального опыта. Большое внимание уделено выявлению ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии ребенка и анализу того принципиального значения, которое имеют в этом развитии разные виды деятельности. "
Третий подход базируется на исследовании формирования отдельных компонентов учебной деятельности и путей из развития с помощью специальной организованных учебных занятий. Было выявлено, что у дошкольников, проходящих экспериментальное обучение (лепка, рисование, конструирование и др.), формируются важнейшие элементы учебной деятельности. Это способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкции, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей (Т.С. Комарова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова). Однако в данном подходе не учитывается единство психологического новообразования, объединяющего и порождающего частные компоненты учебной деятельности.
психологическая готовность школа адаптация
Сторонники четвертого подхода (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Л.И. Цеханский и др.) выявляют единое психологическое свойство, являющееся необходимой предпосылкой формирования учебной деятельности. Это способность ребенка к подчинению определенным правилам и требованиям взрослого.
В рамках такого подхода выделяются такие параметры школьной готовности, как умение детей:
сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия;
ориентироваться на заданную систему требований;
внимательно слушать говорящего; точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Ключевым элементом школьной готовности, как считает Е.Е. Кравцова, является "феномен утраты непосредственности".
Пятый подход (В.Д. Шадриков, Н.В. Нижегородцева) базируется на том, что готовность к обучению является вариантом общего (всеобщего) свойства индивидуальности человека - готовности к деятельности. Психологическая готовность к школе соответствует психологической структуре учебной деятельности. Последняя (на любом этапе обучения) представлена пятью функциональными блоками учебно-важных качеств: личностно-мотивационным; принятия учебной задачи; представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности; информационной основы деятельности; блоком управления деятельностью. Своеобразное сочетание внешних и внутренних факторов определяет качественно-количественную неповторимость и своеобразие индивидуального развития каждого ребенка и его готовности к обучению.
Зарубежные исследователи (А. Анастази, Г. Гетцер, Ф. Игл, Я. Йирасек, А. Керн, Й. Шванцара, С. Штребел, Л. Эймс), отождествляют понятия "школьная готовность" и "школьная зрелость".Й. Шванцара понимает школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении.
Таким образом, психологическая готовность к школе является сложным структурным образованием, затрагивающим все стороны детской психики. Это состояние достижения определенного уровня психофизиологического, умственного, личностного и эмоционально-волевого развития, позволяющего детям включиться в организованную учебную деятельность. Синтез различных подходов позволяет создать достаточно широкое представление о признаках и ключевых компонентах школьной готовности.
Большое количество исследований посвящено готовности к обучению, рассматриваемой с позиции соответствия психического развития ребенка содержанию, методике и условиям обучения. Готовность к обучению определяется, с одной стороны, генетическими программами развития организма и психики, с другой - предшествующими условиями жизни ребенка, индивидуально накопленным опытом и знаниями.
В России к проблеме психологической готовности ребенка к школе одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Психологическая готовность родителей к воспитанию детей инвалидов

Дипломная работа: Психологическая готовность к школьному обучению

Реферат: ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ И АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ

Курсовая работа: Психологическая готовность к обучению в среднем звене

Реферат: Условия адаптации первоклассников к школе