Квалификационная работа: РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ…………………………………………………7

1.1. Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению………..7
1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста………16
1.3. Психологическая подготовка к успешному обучению в школе………...23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ…………………………………………32
2.1. Организация эмпирического исследования………………………………32
2.2. Программа развития интеллектуальной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе……………………………………………………………….34
2.3. Описание методик…………………………………………………………..39
2.4. Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы……………………………………………………………………………48
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Дата добавления на сайт: 15 июня 2024 | Автор: БАШМАКОВА ОКСАНА АНДРЕЕВНА


Скачать работу 'РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ':


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра общей и социальной психологии
Направление 37.03.01 – Психология
Профиль «Социальная психология»
Курс IV, Группа 401
БАШМАКОВА ОКСАНА АНДРЕЕВНА
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Научный руководитель:
кн.фил.наук, доцент Бондаренко Г.В.

Регистрационный номер __________________________
по журналу регистрации курсовых работ
Дата представления______________________________
Дата защиты____________________________________
Оценка_________________________________________
подпись научного руководителя
Уфа 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ…………………………………………………7
1.1. Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению………..7
1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста………16
1.3. Психологическая подготовка к успешному обучению в школе………...23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ…………………………………………32
2.1. Организация эмпирического исследования………………………………32
2.2. Программа развития интеллектуальной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе……………………………………………………………….34
2.3. Описание методик…………………………………………………………..39
2.4. Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы……………………………………………………………………………48
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Задача психологической готовности к школьному обучению в современном обществе является весьма значимой среди ученых различных направлений. Специалисты в области психологической науки, физиологи исследуют и доказывают аспекты готовности к школьному обучению, дискутируют о возрасте детей, с которого наиболее разумно приступать к обучению детей в школе.
Заинтересованность этой проблематикой поясняется тем, что фигурально психологическую готовность к школьному обучению можно соотнести с основанием дома: идеально крепкая основа – гарантия прочности и качества предстоящего сооружения.
Множественные научные изыскания демонстрируют направленность большенства учебных программ на определенную модель учащегося. Такого рода совершенный ученик целиком отвечает предъявленным требованиям: он с удовольствием слушает пояснения педагога, осознает их содержание и самостоятельно справляется с поставленными задачами. Его «пропускная способность» отвечает объему полученной информации.
Но ведь обучение в школе не индивидуально и носит массовый характер. В действительности не каждый ученик может успеть за педагогом и не всегда справляется с поставленными задачами. Все это зависит от личных возможностей и перспектив малыша, а так же, в огромной степени, от его интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Все эти аспекты необходимо принимать во внимание для разработки эффективных подходов к преподаванию в условиях в современных учебных заведениях общего образования. От того как ребенок вступит в новый для него школьный мир будет зависеть его дальнейшее пребывания в нем. Его самовосприятие, обучение. Его адаптация к новой социальной среде и общественной жизни. Ребенок должен быть уверен в себе, нацелен на результат. Он не должен бояться достигать поставленных целей. Однако это становится возможным лишь при условии, что ребенок и интеллектуально готов соответствовать установленным стандартам, предъявляемым школьной программой.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который вступил в силу с 1 января 2014 года, определяет дошкольное образование как первую ступень общего образования. Ведь все умения и навыки, в том числе и основные фазы психического становления, связывают именно с дошкольным детством. В стандарте приведены целевые ориентиры дошкольного образования, характеризующие психологические и социальные аспекты достижений детей к завершению дошкольного детства.
        Следовательно, специфика дошкольного образования в современном обществе такова, что его эффективность обуславливается не общим сводом конкретных знаний, умений и навыков, а определенным многообразием индивидуальных свойств личности, которые вырабатываются у ребенка в дошкольном возрасте (игровой профессионализм, формирование воображения и логического мышления, эрудированность и др. Становление данных свойств у ребенка дошкольника обязано обеспечивать комплексную модификацию из дошкольного детства в начло обучения и станет содействовать его благоприятной адаптации в первом классе начальной школы, образованию у него новой деятельности и новейших общественных ролей.
Таким образом, задача интеллектуальной готовности к учебе в школе  представляет существенную значимость в рамках подготовки малыша к  школьному обучению. В различных литературных источниках приводится описание большого количества  методик, используемых для установления   степени сформированости различных сторон познавательной деятельности,  но конкретный сборник, предназначенный для всестороннего обследования  интеллектуальной готовности, отсутствует. Эти аспекты и обуславливают  важность проводимых исследований.
Цель исследования: установить результативность коррекционной работы в области в становления интеллектуальной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к учебной деятельности.
Объект исследования: интеллектуальная готовность детей 6-7 лет к обучению в школе.
Предмет исследования: развитие интеллектуальной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, освещающую аспекты готовности ребенка к школе, в особенности интеллектуальной готовности.
Подготовить программу становления интеллектуальной готовности ребенка 6-7 года жизни к школьному обучению
Отобрать и апробировать методики исследующие интеллектуальную готовность дошкольников к школьному обучению
Подготовить и осуществить диагностические действия направленные на выявление уровня интеллектуальной готовности детей к школе.
Обработать и проанализировать материалы , полученные в процессе диагностической работы.
Сформулировать заключение, основанное на полученных данных и представить практические советы, нацеленные на организацию психологического и педагогического сопровождения детям, недостаточно готовым к школьному обучению.
Гипотеза исследования: мы предположили, что специально созданная современная система коррекционной работы, направленная на становление таких познавательных процессов, как память, внимание, мышление, речь, восприятие, содействует благополучному образованию интеллектуальной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу нашего исследования представляют разработанные теоретические аспекты, предложенные в трудах психологов, педагогов, социологов, философов, такие так Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Р.Я. Гузман, Е.Е. Кравцовой, А.Л. Венгер, В.В. Холмовской, Д.Б. Эльконина и другие.
Методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Эмпирические: тестовая беседа, тестирование, диагностический (констатирующий) эксперемент, анализ работ воспитанников (документация), сравнение, обобщение.
Эмпирическая база: МАДОУ детский сад №84 г.Уфы .
Выборка: в исследовании проняли участие дети двух подготовительных групп в возрасте 6-7 лет в количестве 58 человек.
Теоретическая значимость исследования складывается из того, что в нём:
- представлено понятие «интеллектуальная готовность к обучению в школе»;
- установлена взаимосвязь психических качеств и свойств, обуславливающих готовность ребёнка к школе.
- представлены стороны социального и мотивационного характера, специфические соотношения которых устанавливают ключевую значимую изменяемость степени готовности поступающих в школу детей.
Практическая значимость находит свое выражение в разработке условий содействующих становлению высокой степени готовности к школьному обучению.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, выводов, практических рекомендаций, заключения, списка литературы, состоящего из 51 источника, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению
Переход ребенка в новое учебное заведение это совершенно новый этап в его жизнедеятельности. Потому и очевидно то беспокойство, которое проявляют и родители и ребенок, поступающий в первый класс. Характерная особенность нового для ребенка статуса – ученик, является то, что учеба это обязательная и социально значимая работа. За нее он несет ответственность перед преподавателем, школой, родителями. Жизнедеятельность школьника подчинена своду строгих, равных для всех учащихся правил. Ее главным содержанием становится получение знаний единых для всех учеников[29].
Абсолютно новый вид отношений начинает зарождаться между педагогом и учащимся. Педагог для ребенка не просто взрослый, который может нравиться или нет. Он представляется малышу как человек, влиятельный, носитель знаний и опыта. Оценка, которую учащийся получает на занятиях, не является выражением собственного предвзятого отношения к ребенку, а  беспристрастный анализ  нормы его знаний, исполнения им  прямых учебных обязанностей. Плохую оценку невозможно возместить повиновением или сожалением. Отношения детей во внутриклассной жизни также отличаются от тех, что были установлены во взаимодействиях во время игровой деятельности[11].
Стремление ребенка в завершении дошкольного возраста войти в новые взаимоотношения с окружающими обретает собственное отражение в готовности его к школьному обучению[13].
На определение готовности к школе существуют различные мнения. Так еще в 1950 году Л.И.Божович заметила, что стремление к учебе в школе из определенной степени организации мыслительной работы, познавательных интересов, готовность к свободной регуляции собственной познавательной активности и общественному воззрению ученика. Главным аспектом готовности ребенка к школе в работах Л.И.Божович (1968) представляется новообразование – «внутренняя позиция школьника», что содержит в себе познавательную необходимость и необходимость в общении в новом статусе.
Подобного мнения придерживался и А.В.Запорожец, отмечавший, что стремление к учебе в школе предполагает особую систему взаимозависимых свойств маленькой личности, в том числе характерные черты ее мотивации, степени организации познавательной, аналитической работы, уровень сформированности волевой регуляции собственных действий и т.д. Идеи данного подхода обретают свое отображение так же и в трудах Н.И.Гуткиной(2003). В своих работах она подчеркивает характерную значимость мотивационной готовности детей к школьному обучению. Особенный интерес она проявляет к произвольности, неполная сформированность которой рассматривается ее как главный источник проблем, появляющихся в процессе обучения.
В работах Л.А. Венгера (1995) и А.Л. Венгера (1995), Д.Б. Эльконина (1972) в качестве главных характеристик эмоциональной готовности детей к обучению в школе выделяются следующие:
- наличие основы для организации учебной деятельности (способность следовать определенной системе правил, умение выслушивать старшего и выполнять его инструкции, способность работать согласно примеру), характеризуемых достижением новой степени психической регуляции;
-становление наглядно-образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.
В понимании готовности ребенка к школьному обучению важно выделить такие составляющие:
1. Личностная готовность, которая состоит из организации у ребенка стремления к принятию нового мировоззрения (положения школьника, имеющего свод правил и обязанностей) и выражается в присутствии у него учебной мотивации, умении взаимодействовать с ровесниками и взрослыми, в способности подчинять свои действия законам детских групп. Готовым к учебе будет тот ребенок, для которого учебное заведение привлекательно не внешней стороной, а перспективой приобретать новые знания, что подразумевает формирование интересов к познавательной деятельности. Предстоящему ученику необходимо руководить собственными действиями и познавательной деятельностью, что требует сформированности мотивационной системы.
Кроме того личностная готовность предполагает конкретную степень сформированности психологической сферы дошкольника. К началу обучения в школе у него должна быть сформирована относительно хорошая психологическая устойчивость (не должно быть неадекватных отрицательный реакций, а должна быть выработана способность продолжительное время выполнять не всегда интересные ему задания), на базе которой и возможна динамика и протекание познавательно-учебной деятельности. У дошкольников развивается произвольность как способность действовать в соответствии с осознано поставленной задачей. Возникновение принципиально новых перспектив саморегуляции подразумевает не только становление психоэмоционального контроля, но и трансформация от внешней регуляции поведения к внутренней (когда оно становится внутренне осмысленным), установлению соподчинения мотивов [18].
2. Физическая готовность, которая обуславливается физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам [26].
3. Интеллектуальная готовность к школьному обучению состоит в уровне динамики ключевых психических функций: восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления и основ логического мышления, связной речи, мелкой моторики рук и сенсомоторной координации [26].
Мы же акцентируем свое внимание на интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Интеллект (от лат. Intellectus - понимание, познание) в широком смысле этого слова подразумевает группирование всех познавательных функций индивидуума: от ощущений и восприятия до мышления и воображения, а в более узком значении как мышление. [12].
Как правило, выделяется три особенно часто встречающихся значения интеллекта:
1) интеллект как способность к обучению;
2) интеллект как умение оперировать абстрактными символами и взаимодействиями;
3) интеллект как умение приспосабливаться к окружающей действительности.
В начале 20-ого столетия интеллект рассматривался как приобретаемая в конкретном возрасте степень психической сформированности, который проявляется в развитии познавательных функций, а также в уровне усвоенных интеллектуальных умений и навыков.
Французские ученые в области психологии А. Бине и Т. Симон рекомендовали квалифицировать уровень интеллектуальной одаренности, при помощи специализированных исследований, прагматически квалифицируя интеллект как умение справляться с конкретными задачами, оперативно вливаться в социокультурное сосуществование с обществом, благополучно адаптироваться к окружающей действительности [12].
В прогрессивной западной психологической науке все более популярной считается представление интеллекта как биопсихической приспособленности к доступным факторам существования (в. Штерн, ж. Пиаже и др.). Ж. Пиаже полагает, что интеллект - главный разносторонний метод уравновешивания индивидуума со средой [1].
Р. Стернберг одним из первых предложил определять интеллект как критерий обозначения поведения. Он обозначил три вида интеллектуального поведения:
1) вербальный интеллект (резерв слов, кругозор, способность осознавать прочитанное);
2) умение разрешать различные проблемные ситуации (умение проектировать, использовать запас своих знаний и опыта и т.п.);
3) практический интеллект (способность достигать установленных задач и пр.) [24].
В отечественной психологической науке 20 столетия изучение интеллекта формировалось в различных направлениях. Так, К.М. Гуревич, Е.И. Горбачева полагают, что интеллект - это не совокупность знаний и навыков, не совокупность мыслительных операций, важных для накапливания этих знаний и навыков необходимых в практической деятельности. Это свойственный любому человеку психофизиологический инструмент, который находится в движении непрерывно и служит обстоятельством, предпосылкой получения, обработки и использования приходящих сведений [4].
М.К. Акимова считает, что интеллект - это динамическая теория, которая характеризуется взаимодействием сформированного стиля умственной работы и стратегий, разрабатываемых с целью решения конкретных задач. Интеллект, проявляющийся в мыслительных процессах, гарантирует подбор конкретной стратегии решения проблемы, подходящей и требованиям и специфике данной стратегии, так и сложившимся личностно-своеобразным образным критериям деятельности субъекта [1].
М.А. Холодная делает акцент на минимум базисных качеств интеллекта [23]:
1) уровневые качества, определяющие приобретенную степень прогресса конкретных познавательных функций;
2) комбинаторные качества, которые характеризуются возможностью к раскрытию и становлению взаимосвязей и взаимоотношений разного типа;
3) процессуальные качества, определяющие операциональную структуру, способы и отображение умственной работы вплоть до степени простых информационных действий;
4) регуляторные качества, которые характеризуют обеспечиваемые мозговой деятельностью результату координации, управления и контролирования психической деятельности.
На сегодняшний день, невзирая на стремление обособить все без исключения новые "элементарные интеллектуальные способности", большая часть деятелей науки сходятся на том, что всесторонне развитые умственные способности существует как многоцелевое психологическое умение. Согласно суждению Г. Айзенка, он основывается на генетически детерминированном качестве нервной системы, характеризующем темп и достоверность полученных данных [24].
Немалую лепту в исследование изучение интеллектуального развития привнес Жан Пиаже, создавший Женевскую школу генетической психологии, которая исследует становление умственных способностей ребенка. Предметом генетической психологии считается исследование возникновения и динамичность интеллекта. Она исследует , как сформировываются у ребенка фундаментальные определения: объект, пространство, время, причинность. Генетическая психология изучает переход от одной конфигурации мыслительной работы к другим, от обычной формы интеллектуальной работы к более многогранным, а так же факторы...

Похожие материалы:

Реферат: Психолого-педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе

Курсовая работа: Сравнительный анализ психического развития детей 6-7-летнего возраста в плане их готовности к обучению в школе

Квалификационная работа: Развитие элементов словесно-логического мышления у детей семи лет с нарушением речи

Курсовая работа: ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ХАТХА ЙОГОЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ

Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ