Курсовая работа: Сравнительный анализ психического развития детей 6-7-летнего возраста в плане их готовности к обучению в школе

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы изучения психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет
1.1 Изучение возрастных особенностей психологической готовности к школе в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Возрастные характеристики развития психических познавательных процессов, мелкой моторики руки у детей 6 и 7 лет
1.3 Проблемы, с которыми может столкнуться ребенок при обучении в школе по причине недостаточной школьной зрелости
II. Этапы экспериментально-практической работы
.1 Констатирующий этап: психологическая диагностика и сравнительный анализ уровня готовности к школьному обучению детей 6 и 7 лет по полученным результатам
.2 Формирующий этап: выработка рекомендаций для педагогов и родителей, направленных на повышение уровня психологической готовности к школе
.3 Контрольный этап: повторное диагностическое обследование с целью выявления динамики и анализа результатов в подготовительной группе
Заключение
Список литературы
Приложения

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'Сравнительный анализ психического развития детей 6-7-летнего возраста в плане их готовности к обучению в школе':


Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы изучения психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет
1.1Изучение возрастных особенностей психологической готовности к школе в отечественной и зарубежной психологии
1.2Возрастные характеристики развития психических познавательных процессов, мелкой моторики руки у детей 6 и 7 лет
1.3 Проблемы, с которыми может столкнуться ребенок при обучении в школе по причине недостаточной школьной зрелости
II. Этапы экспериментально-практической работы
.1 Констатирующий этап: психологическая диагностика и сравнительный анализ уровня готовности к школьному обучению детей 6 и 7 лет по полученным результатам
.2 Формирующий этап: выработка рекомендаций для педагогов и родителей, направленных на повышение уровня психологической готовности к школе
.3 Контрольный этап: повторное диагностическое обследование с целью выявления динамики и анализа результатов в подготовительной группе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Психологическая готовность к обучению к школе - это важнейший показатель успешности обучения, залог благополучного дальнейшего роста и развития личности ребенка.
Актуальность темы заключается в том, что как показывает практика возрастная разница между детьми 6,5-7,5 лет часто ощутимо влияет на уровень готовности к школе. Родители, слишком узко понимая термин «готовность к школе» зачастую требуют принять ребенка старшей дошкольной группы ДОУ в школу, на основании таких доводов, что он «уже умеет читать», «лучше родителей разбирается в компьютере», «просто очень хочет в школу». Важно донести до сознания родителей и общественности в целом, что психологическая наука на современном этапе выработала ряд критериев, оценок, комплекс диагностических методик. Готовность к школе - это не отдельные показатели, а комплекс, требующий разносторонних психологических исследований. Учет возрастных особенностей ребенка, верно определенный уровень подготовленности к школьному обучению, правильные пути решения задач развития личности ребенка - являются залогом эффективного обучения в школе.
Над данной проблемой работал целый ряд, зарубежных и отечественных психологов. Причем исследования таких зарубежных специалистов, как Ж. Пиаже, А. Анастази, Й. Шванцара, Я. Йирасека носили практикоориентированный характер и были направлены на разработку методик способных показать уровень готовности к школьному обучению по таким критериям, как вербальный и невербальный интеллект, психомоторное развитие, мотивационная зрелость и др.
Отечественные психологи Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леоньтев, Д.Б. Эльконин больше уделяли внимания изучению теоретических вопросов развития психических познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей, необходимых для успешного овладения школьной программой. Заложенный ими теоретический фундамент позволил далее таким исследователям как Н.Н. Гудкина, Л. А. Ясюкова, Р.В. Овчарова и др. разработать ряд методик, которые показывали более высокую валидность для исследования школьной готовности в отечественной образовательной системе, чем адаптированные зарубежные методики.
Цель работы: проведение сравнительного анализа психического развития детей 6 и 7 лет, в плане их готовности к обучению в школе, выработка рекомендаций педагогам и родителям на основе полученных результатов.
Задачи:
.Изучить и проанализировать литературу, раскрывающую проблему психологической готовности детей в рамках разновозрастного аспекта.
.Подобрать экспериментальные диагностические методики, для комплексного исследования уровня готовности детей к школьному обучению 6 и 7-летнего возраста.
.Провести диагностическое обследование по выбранным методикам детей старшей и подготовительной групп ДОУ.
.Осуществить сравнительный анализ готовности к школьному обучению детей 6 и 7 лет по полученным результатам.
.Сформулировать выводы и рекомендации для педагогов и родителей.
.Подвести итоги и сформулировать заключение о проделанной работе.
Гипотеза исследования: дети семилетнего возраста отличаются от детей 6 лет более зрелым уровнем психомоторного развития и саморегуляции, более высоким уровнем развития психических познавательных процессов, что делает усвоение школьной программы более успешным и результативным.
Объект исследования: дети подготовительной и старшей группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Томаровка Белгородской области, Яковлевского района».
Предмет исследования: комплекс психологических показателей, отражающих уровень готовности к школьному обучению.
Методы исследования:
.Анализ научных литературных источников
.Психологическое тестирование:
Тест школьной зрелости Керна-Йирасека, направленный на выявление уровня психоморной зрелости и тонкой моторики руки
Методики исследования уровня готовности детей к обучению в школе Л.А. Ясюковой, куда входят:
тест Тулуз-Пьерона, выявляющий динамические характеристики детской психики, свойства внимания, работоспособность и произвольность.
тест Бендер, позволяющий определить наличный уровень зрительномоторной координации детей
.Методы обработки полученных результатов: качественные - включающие анализ, обобщение и классификацию полученных данных; количественные - составление таблиц, диаграмм
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, теоретической и практической главы, заключения и приложения с результатами исследования и рекомендациями.
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Томаровка Яковлевского района Белгородской области».
Глава I. Теоретические основы проблемы изучения психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет
.1 Изучение возрастных особенностей психологической готовности к школе в отечественной и зарубежной психологии
Не смотря на то, что в психологической науке, практически все исследователи согласны с тем, что для освоения учебного материала, ребенок должен иметь определенный уровень психологической готовности, сам термин «психологическая готовность» вызывает еще споры в точности определения. Так, например американский психолог А. Анастази, разработавшая немало диагностических методик, предлагает рассматривать понятие «школьная зрелость», как необходимый уровень, на котором ребенок без перенапряжения и сверхусилий способен овладевать умениями и знаниями, имеет устойчивую мотивацию и хорошо отслеживаемые в процессе наблюдения поведенческие характеристики, присущие школьнику. [2]
Чешский ученый Й. Шванцара уделивший много внимания исследованию вербального интеллекта детей, одним из первых выделил умственный, эмоциональный и социальный компонент школьной готовности. [30]
Я Йирасек, исследовавший проблему психофизиологической готовности к школе, доказал, что уровень тех или иных показателей зависит от уровня зрелости психомоторных процессов. Этот подход позволил разработать ученому ряд тестов, позволяющих определить уровень и особенности таких психических познавательных процессов, как мышление, внимание, память. Наибольшую признательность среди практикующих психологов получил тест Керна-Йирасека. [12, с.115-120]
В отечественной психологии вопросами психологической готовности занимались Л.А. Внгер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец Семаго и другие ученые. Эту проблему рассматривали с педагогической, психологической, дефектологической стороны. При этом старались определить не только уровень знаний, умений и навыков ребенка-дошкольника, которые необходимы ему для успешного обучения, но и изучали следующие вопросы:
выбор наиболее показательных методик определения готовности к школе;
выработка дифференцированного подхода при подготовке детей к школе;
коррекционные меры для исправления низких показателей при диагностике и получения положительной динамики при подготовке к школе;
подбор рекомендаций для педагогов по консультированию родителей
К примеру, одной из первых основательно изучала проблему школьной готовности Л.И. Божович. Она доказала, что психологическая готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительных процессов (у ребенка наряду с развитым наглядно-образным мышлением, должны уже быть развиты элементы и словесно-логического мышления), познавательных интересов (избирательность и устойчивость), волевой готовности к произвольной регуляции и социальной готовности стать обладателем статуса школьника. [4]
Исследования в области психофизиологии были широко востребованы и в отечественной науке, поскольку в дошкольном возрасте родителям и педагогам часто приходится сталкиваться с такими проблемами в развитии детей, как гиперактивность или ее разновидность СДВСГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью), недостаточная сформированость процессов саморегуляции, нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, препятствующие эффективному усвоению программного материала. Для того, чтобы тестовые методики могли показать наличие данных проблем у будущего первоклассника и позволили определиться с наиболее эффективными методами коррекции, проводились исследования Л.А. Венгером, Н.А. Семаго, С.Д.Забрамной, Д.Б. Элькониным. Результаты позволили выделить четкие возрастные нормативы сформированности психологических процессов, необходимых для успешного обучения.
Так, Н.А. Семаго при диагностике произвольности выделяет следующие возрастные уровни:
5.5-6 лет - ребенок может удерживать инструкцию, помогая себе проговариванием, может обнаружить и исправить ошибки при организующей помощи взрослого. Может распределять внимание по двум признакам, не более.
6.5-7 лет - ребенок может удерживать инструкцию на протяжении всего выполнения задания, но если инструкция сложная, то требуется одно-двухкратное повторение. Организующаяя помощь взрослого требуется в случае утомления или если выполнение задания по времени занимает более 20 мин.
7-7.5 лет - только к этому возрасту, доказывает Н.А. Семаго ребенок полностью удерживает инструкции и задания. Может выстроить программу их выполнения. Критичен к своим результатам и может исправить ошибки в задании даже без подсказки взрослого. Может распределять внимание по трем признакам одновременно. [14]
Одними из последних работ в области процессов формирования саморегуляции у ребенка, можно назвать методики и исследования И.И. Аргинской которые активно используются в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, педагогические находки Н.Я. Чутко. Результаты разработанных ими методик позволяют отследить индивидуальные и возрастные отличия детей, владение основными компонентами деятельности, способность ребенка понимать и выполнять многоступенчатую инструкцию взрослого, ставить цель, планировать действия, осуществлять самоконтроль за выполненными результатами. [18]
Чем глубже изучается проблема готовности к школе, тем больше внимания уделяется мотивационному компоненту, поскольку практика показывает - даже при необходимом интеллектуальном уровне, развитых процессах мышления, памяти, внимания, речи, ребенок может не иметь должного уровня мотивационной готовности или имеет мотивацию «незрелую» - игровую, оценочную, возрастную. Это в свою очередь становится причиной жалоб со стороны педагогов и родителей: «способный, но недостаточно усидчивый», «может учиться, хорошо, но ленится». Мотивационный компонент готовности к школе изучался в трудах М.Р. Гинсбурга, Л.И. Божович, О.Е. Антипенко, Л.С. Славина, Н.А. Менчинская и др.
В трудах этих ученых сформулировано само понятие «мотивационная готовность к школе», рассматривались вопросы формирования мотивации на основе личностных качеств ребенка, системы привитых ему ценностей, осознания и принятия ребенком социальных ожиданий.
Одина из последних результативных методик «Беседа о школе», разработанная Т.А. Нежновой позволяет определить не только мотивационную направленность ребенка, но и получить целостную картину внутренней позиции. Автор методики подходила к изучению вопроса с позиции, что переход на новую социальную позицию возможен в том случае если социальная роль и соответствующие ей действия приняты субъектом, стали предметом его собственных потребностей и стремлений. [21]
.2 Возрастные характеристики развития психических познавательных процессов, мелкой моторики руки у детей 6 и 7 лет
Ряд исследований таких ученых, как Л.С. Выгодского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева были направлены на доказательство того, что дети 6 лет и дети 7 лет приходят в школу с разным багажом знаний и у шестилеток в основе данного багажа отсутствуют новообразования, присущие детям семи лет. Именно в период от 6 до 7 лет проявляются очень заметные, прогрессивные изменения психофизиологических функций, сенсорной сферы, личностных новообразований.
Большие изменения претерпевает такой процесс, как восприятие, оно становится более целенаправленным, управляемым и планомерным, легче устанавливаются ребенком взаимосвязи между речью и мышлением. Ведущим при ознакомлении с окружающим становится именно зрительное восприятие.[11]
Все более отчетливо отслеживается формирование произвольности таких процессов, как память и внимание. Связано это не только с психофизиологическими процессами созревания, но и с тем, что дошкольник, при соответствующей подготовке старается использовать специальные приемы сосредоточения и запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала, планирующие функции речи.
Что качается анализа процессов мышления дошкольников 6 и 7 лет, изучение которых отражены в трудах Г.Г. Кравцова, И.Л. Семаго Д.Б. Эльконина и др., то можно выделить следующие изменения:
переход от эгоцентризма к децентрации, что позволяет объективнее воспринимать действительность, мышление становится внеситуативным;
формирование новых способов умственных действий, опора при решении задач на словесно-логические рассуждения, освоение определенных действий при различных подходах к решению проблемных ситуаций;
возрастает планомерность мышления, практические действия становятся итогом предварительного обдумывания, обсуждения;
познавательная активность становится более упорядоченной, проявляются осознанные стремления проявить свои знания. попробовать свои силы;
отчетливо прослеживаются индивидуальные особенности мышления: гибкость, самостоятельность, пытливость [18, 33].
Еще один процесс, неотъемлемый от детского сознания - воображение, тоже претерпевает серьезные изменения именно к семилетнему возрасту. Оно все более приобретает произвольный характер. Ребенок старается сначала создать замысел, а затем планомерно его реализовать. В игре ребенка, благодаря развитому воображению все больше элементов замещающей деятельности и предметов-заместителей, уже нет необходимости в наглядной опоре для создания сюжетов и образов.
Эмоционально-волевая сфера ребенка так же претерпевает серьезные изменения именно к 7 годам. И здесь психологи отмечают массу противоречащих явлений. С одной стороны может ярко проявляться кризис 7 летнего возраста, который Л.С. Выгодский описывает такими признаками, как утрата детской непосредственности, наивности, появление манерности, вертлявости, натянутости с скрытности в отношениях [10].
В то же время такие ученые, как А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько отмечают, что к 7 годам чувства ребенка становятся более осознанными, разумными, внеситуативными. В основе мотива поведения уже лежат не внешние запреты, а усвоенные нравственные и эстетические нормы.
Вообще, что касается такой характеристики, как произвольность, формирование которой у дошкольников прослеживается, как в психических познавательных процессах, так и в эмоционально-волевой сфере, то она в большей степени присуща именно детям 7 лет, нежели шестилеткам. Это подтверждают методики и проведенные по ним исследования Н.И. Гуткиной. Она отметила, что при выполнении таких задач, как работа по образцу, сенсомоторная координация - семилетние дети всегда справляются лучше, чем дети более младшего возраста, хотя их познавательная активность и мотивационная готовность могут быть и на одном уровне [13].
Еще один компонент школьной зрелости, который можно рассматривать, как часть психофизиологического развития, но по причине, что в учебном процессе большую роль играет успешное овладение письмом - этот компонент принято диагностировать отдельно - это уровень развития мелкой моторики руки. Это вопрос глубоко изучался в теоретическом и практическом аспекте в отечественной психологии такими специалистами, как Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер.
Всегда психофизиологическая незрелость сопровождается слабым развитием мелкой моторики руки, это наглядно подтверждают такие методики, как ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Иирасека, тест Бендер. Однако низкий уровень развития мелкой моторики руки может встречаться и у детей имеющих высокие интеллектуальные показатели и нормальный уровень развития процессов саморегуляции. Причиной в этом случае может являться:
в дошкольном детстве было уделено недостаточное внимание таким важным видам деятельности, как рисование, лепка, вырезание ножницами, пренебрежение пальчиковыми играми и пальчиковой гимнастикой;
астенический тип личности, слабый тип ВНД, в результате чего пальцевые мышцы не имеют достаточной силы - ребенок старается выполнять задания связанные с письмом, но быстро утомляется истощается.
ведущей рукой ребенка является левая рука, но дошкольника активно переучивали в правшу [12,14]
Исследования Н.И. Гудкиной, Т.Б. Филичевой, Л.В. Занкова указывают так же на то, что при одинаковых системах упражнений для развития мелкой моторики руки для детей 6 и 7 лет, более старшие дети имеют более высокий уровень развития мелкой моторики, процесс овладения упражнениями в такой группе идет успешнее, а положительная динамика выше. [13,27]
Таким образом психологическая наука имеет большой ряд доказательств того, что дети семи лет в силу более зрелого уровня психомоторного развития, развития психических познавательных процессов, мелкой моторики руки имеют и более высокую степень готовности обучения к школе.
1.3 Проблемы, с которыми может столкнуться ребенок при обучении в школе по причине недостаточной школьной зрелости
Впервые дни обучения в школе с трудностями может столкнуться каждый ребенок, и эта проблема решается в рамках школьной адаптации. Однако уже через 1-2 месяца становится очевидной разница между детьми благополучно преодолевшими адаптационный этап и теми, кто не может влиться в школьный процесс обучения: одни быстро включаются в урок, внимательно слушают и правильно выполняют инструкции учителя, сосредоточенно работают над заданием, при этом могут без проблем переключаться с одного задания на другое, регулируя свое поведение. Другие же часто отвлекаются на уроке, не выслушивают до конца инструкций или вовсе не понимают некоторые из них, некритичны к своим ошибкам и своему поведению, теряют нить объяснения, их утомляет учебный режим и...

Похожие материалы:

Квалификационная работа: РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Курсовая работа: Самооценка детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Реферат: Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Анализ особенностей развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста на основе рисуночных методов

Реферат: Психолого-педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе