Курсовая работа: Социальная профилактика суицидального поведения подростков

Оглавление

Введение
§ 1. Суицидальное поведение подростков как социально-психологическая проблема
§ 2. Социальная профилактика как направление социальной работы с подростками с суицидальным поведением
§3. Нормативно-правовая основа социальной профилактики суицидального поведения подростков
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Дата добавления на сайт: 01 августа 2024


Скачать работу 'Социальная профилактика суицидального поведения подростков':


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра истории и теории социальной работы
Курсовая работа
Социальная профилактика суицидального поведения подростков
Екатеринбург 2010
Оглавление
Введение
§ 1. Суицидальное поведение подростков как социально-психологическая проблема
§ 2. Социальная профилактика как направление социальной работы с подростками с суицидальным поведением
§3. Нормативно-правовая основа социальной профилактики суицидального поведения подростков
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
подросток суицид профилактика
Введение
В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.
Затруднения в адаптации бывают настолько велики, что абсолютно нарушают жизнь подростка: он забрасывает занятия, не ест, делается взвинченным и озлобленным, замыкается и отгораживается от жизни, что в свою очередь приводит к обесцениванию жизни и осознанному уходу из нее.
Уже с 60-х годов ХХ века суицид становится все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный возраст для суицида - около 30 лет - стал уменьшаться до 24 и даже до 10-12 лет. Суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего суицида». Самоубийство становится ведущей причиной смерти среди подростков в различных странах (США, Австралии, Швейцарии, Германии, Англии, Австралии, Японии, России) [19].
Несмотря на широкий интерес к данной проблеме, практически до начала ХIХ века строго научного изучения самоубийств не предпринималось. Лишь в конце ХIХ века появились первые основополагающие работы по суициду. Э. Дюркгейм - автор первого социологического исследования феномена самоубийства, переведенного в 1912 году на русский язык.
Следует отметить, что проблема суицидального поведения широко освещена в зарубежной и отечественной литературе, но важно отметить и то, что его конкретный аспект - профилактики суицидального поведения подростков - изучен в меньшей степени. Профилактика суицида в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.
Изучением новообразований личности подростка занимались Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Н.И. Шевандрин.
Изучением различных аспектов самоубийства и суицидального поведения занимались как зарубежные, так и отечественные ученые: G. Deshais, W. Stern, E. Ringel. Ведущими специалистами по определению суицида и причин его возникновения, а также признаков и этапов суицидального поведения выступают Э. Гроллман, Э. Дюркгейм, И.Б. Орлова, П.Сорокин, К. Ясперс; аспекты взаимосвязи суицидального поведения с акцентуациями характера рассмотрены в трудах В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко, А.А. Султановой; возрастные особенности и профилактика суицидального поведения представлены в работах А. Амбрумовой, Е.В. Змановской, М.В.Зотова, А.Полева, И.А. Погодина.
Таким образом, признавая значение вышеизложенным работам, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов, проблема профилактики суицидального поведения подростков является серьезной и актуальной в наше время и требует дальнейшего изучения.
Отсюда возникает противоречие между тем, что в теории социальной работы приводятся различные направления по профилактике суицидального поведения и недостаточной степенью их разработанности в практической деятельности.
Проблема исследования: как организовать деятельность по социальной профилактике суицидального поведения подростков.
Тема курсовой работы: «Социальная профилактика суицидального поведения подростков».
Объект исследования - суицидальное поведение подростков. Предмет исследования - социальная профилактика суицидального поведения подростков
Цель исследования: выявить особенности социальной профилактики суицидального поведения подростков.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить особенности суицидального поведения в подростковом возрасте
2.Определить понятие и сущность социальной профилактики.
.Проанализировать нормативно-правовые документы по профилактике суицидального поведения.
.Определить особенности социальной профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте.
Методы исследования: теоретические (обобщение) и общелогические (анализ, синтез, классификация) изученного массового и индивидуального педагогического, психологического, социального и социально- педагогического опыта работы.
Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов и заключения.
§ 1. Суицидальное поведение подростков как социально-психологическая проблема
Подростковый возраст, как и любой другой - имеет свои определенные сложности, которые являются серьезной проблемой. Первая сторона сложности определяется в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различиях в их обязанностях и правах. Подростку же приходится в относительно короткий период осваивать взрослую жизнь во всей ее сложности.
Как известно, каждому возрастному периоду жизни человека присущи новообразования личности, в частности к подростковому возрасту относят притязания на взрослость, рефлексивные процессы, специфические особенности когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы личности подростка; взаимосвязи между нарушениями поведения и особенностями самосознания, проблемы в общении с взрослыми и сверстниками, проблемы подростков в отношениях с родителями [2].
Усложнение социального бытия подростков протекает в период бурной физиологической перестройки организма. Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудание, ожирение). Подростки становится эмоционально неустойчивыми, ранимыми. При неблагоприятных обстоятельствах такого рода реакции легко фиксируются и даже приобретают патологические формы.
Несовпадение ускоренного физического и раннего полового развития с отставанием социальной создает большие психологические и межличностные трудности. Функциональная неустойчивостью физиологических функций, неравномерность в развитии различных психических качеств могут порой проявиться в алогичности поступка. Таким образом, второй основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп изменений в физическом и психическом состоянии подростка, в характере реакций на внешние воздействия. Можно сказать, что подросток и взрослый живут в разном масштабе времени, при этом в подростке для взрослого многое оказывается неожиданным, непонятным, тем более что неожиданным и непонятным оно оказывается часто и для самого подростка. Действительно, с подростком начинают происходить изменения, смысл, а главное необходимость которых для него не всегда ясны. Стараясь объективно взглянуть на себя со стороны, он не может себя узнать; у некоторых подростков возникает ощущение как бы насильственности происходящих изменений.
Третьей основой сложностей подросткового возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания и развития личности, которые ранее отчетливо не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно не широкой сферы его деятельности и общения.
В первую очередь это нарушение развития эмоциональной сферы: недостаточная внутренняя связь между восприятием и оценкой какого-либо явления окружающего и способного действовать в соответствии с этой оценкой; слабость механизмов воли; поверхностность чувств, их быстрое угасание; бедность эмоциональной жизни: узость круга явлений, событий окружающего мира, которые способны вызвать эмоциональный отклик.
Поведение таких подростков импульсивно, обычно непоследовательно, они часто испытывают внутреннюю неуверенность в себе, а это порождает в свою очередь или неуверенность в поведении, или же, напротив, недостаточно понятую окружающими агрессивность, жестокость, мелочную требовательность [2].
Другим дефектом воспитания является безответственность, то есть неспособность или нежелание человека предвидеть или учитывать последствия своих поступков. Такой человек не способен представить себя и окружающее в период времени, следующий за совершением им данного действия, а отсюда он не может в должной мере и учитывать результаты этого действия и оценивать их значимость. Все это порождает нежелание представить в будущем времени результаты своей настоящей деятельности.
Следующий важный дефект воспитания - недостаточная уверенность в себе, повышенная тревожность. Недостаток внимания, поддержки, одобрения окружающих ведет к формированию у ребенка таких черт личности, как неуверенность и тревожность, отсутствие чувства безопасности, защищенности.
Подросток должен испытывать чувство, что окружающие его поддерживают, что и дает ему уверенность в себе. Но это возможно лишь в том случае, если взрослые с детства окружают ребенка вниманием и поддержкой. Если это чувство с детства не сформировалось, то вместо него формируется неуверенность и тревожность. Эти черты становятся характерными для личности и оказывают неосознаваемое влияние на весь строй мыслей, ход мышления, характер восприятия и оценки окружающего. Высокий уровень интеллекта, мыслительных способностей ничего здесь изменить не могут, и вся сила и продуктивность мышления, вся творческая деятельность человека в последующем несут на себе отпечаток этих черт.
Именно в дефектах воспитания, в неблагоприятных условиях развития, особенно в раннем возрасте, следует искать истоки такого мировосприятия, при котором человек представляет окружающих людей как якобы не понимаемых обществом, а самого себя - как якобы неспособного к его пониманию [38].
Подростковый период - это особый возраст, когда каждый из подростков пытается понять, что же он собой представляет. Это касается и внешности и характера, и роли в семье, и обществе. Происходит по словам американского психолога Э. Эриксона, - «Идентификация своего «Я», «чтобы найти свое «Я», свою позицию, удобную для него или созвучную его представлениям о ценностях и нормах. Это проявляется: во внешности, в одежде, в языке, в поведении [2].
Подростковый возраст - это сложный процесс перехода к взрослости. И именно этот процесс перехода к взрослости провоцирует детскую неустойчивость, обостряет присущие акцентуации характера. Претензии на взрослость вступает в острое противоречие с малым жизненным опытом и наивностью подростка.
В результате повышенной реактивности, несбалансированности личности, даже не слишком трудные - по взрослым меркам - проблемы, могут вызвать суицидальные намерения и поступки [38].
Подросток все время пытается, «нащупывая» именно свою границу, выйти за рамки привычного, и каждый такой выход - некая «зона риска».
Причем готовность к риску усиливается маргинальностью подростков, то есть размытостью их мировоззрения, неустойчивостью психики, постоянным поиском, склонностью к переменам.
Слабость и неустойчивость психики иногда порождают вспышки агрессии. Эта агрессия в подростковом возрасте направлена на себя и на вред себе [10]. Поэтому можно сказать о проявлении суицидального поведения.
В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной степени определяется характерными для этого периода жизни реакциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), имитации, а также формирующимся сексуальным влечением. Именно эти реакции могут оказаться факторами, способствующими появлению девиантного поведения (реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, увлечения, имитации).
Вследствие этого, можно сказать, что все выше перечисленные поведенческие реакции и ошибки, допущенные не только в общении, но и в организации деятельности подростков, могут способствовать возникновению стойких психологических барьеров, измениться отношение не только к конкретному человеку, допустившему бестактность, но и к другим. Следовательно, четвертая причина сложностей подросткового возраста связана с «психологическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания».
По мнению психологов, именно в подростковом возрасте половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение. Для этого периода различия между мальчиками и девочками менее выражены, и к тому же степень различий за три-четыре года совместного обучения и за предшествующие школе годы стала для них привычной. В период полового созревания эти различия быстро и резко усиливаются. Достаточно указать хотя бы на различия в степени физиологической зрелости, которые достигают между мальчиками и девочками в подростковом возрасте полутора-двух, а порою и более лет. Характер требований к подростку становится различным в зависимости от его пола. Именно с этого периода половая принадлежность начинает определять многое - и жизненные планы, и выбор профессии, и возможное семейное положение в будущем. И в системе самоутверждения среди окружающих качества, связанные с половой принадлежностью, в том числе и внешние физические способности, начинают играть все большую роль.
Пятая основа сложностей подросткового возраста связана с постепенным осознанием подростками различий их положения в семье. В каждой семье есть свой уклад, и требования к детям в разных семьях неодинаковы. До подросткового возраста эти различия обычно не замечаются. Во-первых, потому, что в отличие от подростков, дети не обладают достаточно выраженной способностью к анализу и сравнению характера взаимоотношений между людьми, а во-вторых, потому, что классный коллектив складывается постепенно, и именно в подростковом возрасте начинает особенно заметно проявляться интерес школьников к событиям коллективной жизни, усиливается обмен мнениями между ними по разным вопросам, а взаимоотношения между людьми становятся объектом внимания.
Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях с взрослыми, это чувство внутренней несвободы, ограничения в деятельности. Многие психологи считают, что в подростковом возрасте возникает характерное для него психическое новообразование - чувство взрослости, тогда как взрослые часто не считают подростка достаточно взрослым. Именно это, по мнению психологов, и приводит к конфликтам между подростком и взрослыми. Однако возможно и другое объяснение ситуации. Конфликт между подростком и взрослым возникает не потому, что подростка не считают взрослым, а потому что его ограничивают в деятельности. Это конфликт между личностью, способной и стремящейся к все более широкой и самостоятельной деятельности, и теми, кто ее в этой деятельности ограничивает. Чувство же взрослости возникает и актуализируется вторично, в качестве внутренней основы личности в борьбе за преодоление ограничений в ее деятельности. Именно убежденность подростка в своей взрослости и дает ему моральное право требовать равенства со взрослыми во всех желаемых аспектах деятельности (подростки никогда не требуют абсолютного равенства, их интересует именно их собственная деятельность, а не формальное признание взрослости) [2].
Существенные сложности подросткового возраста проистекают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себя в детстве. Эти противоречия между подростками и старшими могут порою приобретать довольно большую остроту, поэтому взрослым следует осознавать, что развитие их взаимоотношений с подростком не может определяться только желаниями и требованиями взрослого, тем более что свои требования они далеко не всегда способны в достаточной степени обосновать. Взрослые должны заранее допускать возможность того, что они могут оказаться неправыми в отношении к подростку и быть готовыми признавать свою неправоту.
Трудности социализации, которые испытывают подростки, обусловлены в том числе и его характерологическими особенностями. Рассмотрим это подробнее. Согласно утверждению В.Н. Мясищева, «выключение характерологической стороны проблем делает невозможным разрешение их в целом», особенно применительно к задачам практической психологии.
Речь идет о так называемых акцентуациях характера, как крайнего варианта нормы, когда отдельная черта чрезмерно усилена, отчего и возникает избирательная уязвимость индивида в отношении определенных психогенных воздействий, проявляющихся в подростковом возрасте и влияющих на поведение подростков. Ранее, в связи с анализом развития самосознания личности подростка, в том числе и такой его составляющей, как система отношений к самому себе, был сделан вывод о незавершенности процесса формирования характера в подростковом возрасте. В связи с этим известный детский психоневролог А.Е. Личко подчеркивает, что в этом возрасте характер как таковой еще не сформирован, и потому лучше говорить лишь об отдельных акцентуированных его чертах [12].
Таким образом, подростковый возраст в особенности представляют собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой «Я-концепции». Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. В-четвертых, подростковый период характеризуется следующими особенностями развития: реакциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), имитации, формирующимся сексуальным влечением; ярким проявлением акцентуаций характера, что в сочетании с дисгармоничными взаимоотношениями может быть причиной суицидального поведения.
Самоубийство это наиболее острая из стоящих сегодня перед обществом проблем, понять которую крайне не легко. Суицид как противоречащее инстинкту самосохранения явление будоражил умы многих выдающихся личностей, начиная с эпохи античности и заканчивая сегодняшним днём, но каждый из которых имел свой взгляд на имеющуюся проблему.
По определению Карла Ясперса понятия «самоубийство» можно увидеть, что это явление «единственное, которое освобождает нас от всякой дальнейшей деятельности». Согласно данной трактовке этого явления, суицид - это единственно возможный выход из любой самой затруднительной ситуации. Выход сомнительный, но верный с точки зрения...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Диагностические функции школьного психолога в организации первичной профилактики суицидального поведения подростков

Курсовая работа: Формы девиантного поведения подростков

Реферат: Профилактика деформации осанки у детей и подростков

Реферат: Проблемы суицида и суицидального поведения в подростковом возрасте

Курсовая работа: Клинико-психологические особенности суицидального поведения в подростковом возрасте