Курсовая работа: Социально-психологические особенности слабовидящих людей на основе Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению

ОГЛАЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛАБОВИДЯЩИХ ЛЮДЕЙ
1.1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
1.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ИНВАЛИДАМИ
1.3 СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ИНВАЛИДОВ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛАБОВИДЯЩИХ ЛЮДЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'Социально-психологические особенности слабовидящих людей на основе Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению':


Курсовая практическая работа
Тема
Социально-психологические особенности слабовидящих людей на основе Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению
Оглаление
Введение
Глава 1. Изучение социально-психологических особенностей слабовидящих людей
1.1 Социально-психологические проблемы образования и реабилитации инвалидов
1.2 Формы и методы психолого-социального сопровождения семей с инвалидами
1.3 Социальные аспекты проблем инвалидов и вызовы современности
Выводы по 1 главе
Глава 2. Исследование социально-психологических особенностей слабовидящих людей на примере центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
На протяжении многих веков в обыденном сознании складывалось представление о слепом как личности глубоко ущербной, неполноценной. Слепым приписывали разнообразные отрицательные личностные свойства: дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера, религиозно-мистическое мировоззрение и т.д. Все эти особенности рассматривались как прямое следствие нарушений зрения. В результате слепого представляли, как человека абсолютно иного рода, нежели зрячего, а возможности компенсации дефекта, развития и совершенствования его личности считали крайне ограниченными.
На современном этапе развития взгляды на слепых людей изменились, но проблема осталась. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона человек страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких людей растет. Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении окружающего, они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких людей также ограниченна, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Помимо этого такие люди имеют огромные трудности вхождения в общество. Им трудно общаться с другими людьми, ориентироваться в пространстве, они сильно ограничены в выборе деятельности.
Нарушение социальных контактов проводит к ряду отклонений к формированию личности у слепорожденных и рано утративших зрение и может при отсутствии или недостаточной квалифицированном педагогическом вмешательстве вызвать появление негативных особенностей. Устойчивые свойства личности таких людей (направленность, способности, темперамент и характер) лишь косвенно связаны с дефектами зрения. В одних случаях эта связь обусловлена недостатками в области чувственного познания неудачным опытом познавательной и ориентировочной деятельности (например, боязнь нового), в других неблагоприятными условиями воспитания, выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со зрячими.
Для успешного вхождения слепых и слабовидящих в общество необходима социально-психологическая адаптация, помогающая преодолевать страхи и трудности, возникающие у людей в процессе становления их личности.
Нарушения зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную. По мнению таких специалистов, как В. Гудонис, С.С. Лебедева, А.Г. Литвак и других, зависимость развития психики от состояния зрительных функций чаще проявляется не столько в конечных результатах этого процесса, сколько в его динамике. Именно неблагоприятная среда, некачественное обучение, неквалифицированная помощь, ограниченность социальных контактов способны сформировать у людей с дефектом зрения нежелательные личностные качества: негативный взгляд на окружающий мир, на человека, неверие в себя, в свои силы. Таким образом, социальные факторы, влияние которых на человека не зависит от состояния его здоровья, в рассматриваемом случае - от момента возникновения и степени патологии зрения, играют едва ли не решающую роль в формировании личностных качеств и свойств.
Современное общество характеризуется возрастанием тенденций к гуманизации, поиску оптимальных путей социальной интеграции инвалидов, обеспечению их равных прав и равных возможностей в обществе, доступности социокультурной и информационной среды. Ведущими специалистами в области реабилитации инвалидов по зрению, социальной работы, коррекционной педагогики и психологии, работниками служб социальной помощи, накоплен обширный теоретический и практический материал, проводится значительная по объему и содержанию работа по реабилитации и социально-психологической адаптации людей с глубокими нарушениями зрения.
В то же время, сложность организации комплексного социально-психологического сопровождения, реабилитации, адаптации и интеграции в общество слабовидящих людей требует продолжения исследований, ориентированных на помощь данной категории людей в социально-бытовой и личностной адаптации к социальной среде и жизни в целом, в гармонизации отношений к себе, другим людям и окружающему миру, профессиональной и личной самореализации.
В связи с этим исследование социально-психологических особенностей слабовидящих людей на основе Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению является актуальным.
Объект исследования: слабовидящие люди.
Предмет исследования: социально-психологические особенности слабовидящих людей.
Цель работы: исследовать социально-психологические особенности слабовидящих людей на основе Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению.
Задачи исследования:
. Проанализировать теоретические аспекты проблемы социально-психологических особенностей слабовидящих людей.
. Охарактеризовать деятельность Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению.
3. Провести эмпирическое исследование социально-психологических особенностей слабовидящих людей.
Методы исследования:
теоретические: анализ литературных источников по теме исследования, обобщение;
эмпирические: анализ документации Центра; тестирование;
методы обработки данных: первичные статистики;
интерпретационные: сравнительный и структурный анализ.
База исследования: Государственное бюджетное учреждение "Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению".
Глава 1. Изучение социально-психологических особенностей слабовидящих людей
1.1 Социально-психологические проблемы образования и реабилитации инвалидов
Тифлопсихологами (Ю.М. Борисова, В. Гудонис, Т.А. Колоколова и др.) отмечается тот факт, что дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как негативизм, внушаемость, ленивость, конформность и другие [2; 4]. Несомненно, на общечеловеческие проявления психики слепых и слабовидящих оказывают существенное влияние разнообразные аномальные факторы (нарушения зрения), которые маскируют и зачастую искажают проявления основных закономерностей психических процессов, состоянии и свойств личности.
Однако, при правильной организации воспитания и обучения слепого ребенка формирование позитивных свойств личности, мотивации общения и обучения оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора. В формировании основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы, действие которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины патологии зрения.
В. Гудонис отмечает, что нарушения зрения оказывают влияние на диапазон избирательного отношения аномального ребенка к окружающей действительности, сужая его в зависимости от глубины патологии. Однако интересы к определенным видам деятельности, успешно осуществляющейся без зрительного контроля, оказываются такими же глубокими, устойчивыми и действенными, как и у нормально видящих людей [4, с.12].
Таким образом, содержательная сторона психики при развивающем обучении оказывается независимой от дефектов зрения. Следовательно, между зрячими и слепыми людьми, а тем более между зрячими и слабовидящими людьми, различия могут наблюдаться только в динамике становления различных свойств личности.
Подчеркивая большую роль социально-психологического сопровождения детей с нарушениями в развитии, Л.С. Выготский писал, что наступит время, когда аномальные дети, оставаясь слепыми, "перестанут быть дефектными, потому что дефектность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте. Социальное воспитание победит дефективность" [3, с.97].
С.А. Хрусталев констатирует, что социально - психологическая адаптация людей с нарушениями зрения в настоящее время является одной из важнейших проблем тифлопсихологии [19]. Проживая длительное время в условиях замкнутого пространства, (чаще всего таковым является специальная школа или интернат), незрячие и слабовидящие дети лишены возможности самостоятельно и полноценно включаться в социальную жизнь.
Цели и задачи специальных школ зачастую сужаются до интенсификации интеллектуального развития и формирования тех знаний и представлений, которые позволяют успешно сдать экзамены и поступить в другие учебные заведения. По свидетельству специалистов выпускники средних специальных учебных учреждений закрытого типа испытывают большое количество психологических трудностей и проблем, связанных с их интеграцией в общество здоровых людей [19].
Л. Хювяринен отмечает, что понятие интеграции в тифлопсихологии предполагает процесс вхождения человека с нарушениями зрения в общество на равных правах с нормально видящими людьми [20].
Закрытость и отгороженность специальных учебных заведений от внешнего мира ограничивает социальный опыт детей-инвалидов, затрудняет формирование коммуникативных навыков. Следствием этого являются не только затруднения при ориентировке в пространстве, адекватном осознании дефекта зрения, налаживании коммуникативных связей выпускников специальных школ-интернатов, но и неосведомленность общества о реальных возможностях и психологических особенностях детей с нарушениями зрения [19].
Л.И. Солнцева отмечает, что для большинства слабовидящих детей первым опытом вхождения в социальную группу является поступление в школу [18]. По мнению автора, от того, насколько успешно будет проходить становлений личности незрячего ребенка в школьной группе, зависят его возможности интеграции в общество в будущем.
Нарушения зрения у ребенка могут вызвать существенные затруднения в процессе его развития, обучения, воспитания. Слабовидящие школьники более ранимы, особенно по шкале самооценки. Необходимость общения возникает в этом возрасте в связи с условиями осуществления совместной деятельности, требующей согласованных действий ее участников, что для детей с нарушением зрения представляет особую трудность. Появляется также и необходимость в контроле за результатами деятельности каждого из участников.
Нередко закрытость и отгороженность специальных учебных заведений от внешнего мира ограничивает социальный опыт детей-инвалидов, затрудняет формирование коммуникативных навыков. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности.
В связи с этим возрастает актуальность организации целенаправленного психологического сопровождения слабовидящих детей с момента их поступления в школу, в рамках которого психологами и тифлопедагогами осуществлялась бы работа по снижению трудностей в социально-психологической адаптации на всех этапах развития личности ребенка.
В настоящее время защита прав человека является одним из самых важных направлений деятельности государства. Эта закономерность современного государственного развития закреплена в Конституции России: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ст.7). В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде. Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов, в первую очередь Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст.9,10). В целях дальнейшей конкретизации этого положения Конституции РФ принят ряд законов, в частности Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов", и многие другие нормативные акты. Но и они, вместе взятые, к сожалению, не решили всех проблем, которые стоят перед инвалидами. Это напрямую касается и такого болезненного вопроса, как право инвалидов на получение высшего образования [6].
Конституционное право граждан Российской Федерации на образование относится к категории социально-культурных прав и свобод. Оно тесно связано с другими социальными и социально-экономическими правами, в частности с правом на труд и правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. При этом россияне имеют право на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе, которое декларировано ч.3 ст.43 Конституции РФ. Однако для многих граждан потенциальная способность к получению высшего образования и дальнейшей профессиональной деятельности сочетается с ограниченными возможностями. В настоящее время право таких граждан на получение образования декларируется Конституцией и иными законами и формально никем не оспаривается. После принятия Федерального закона от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в высшие учебные заведения принимаются инвалиды I и II групп, которым согласно заключению медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в высших учебных заведениях. Однако практическая реализация права на образование сопряжена со многими проблемами.
В частности, нерешенным остается вопрос, в каких учебных заведениях инвалиды по зрению должны получать высшее образование - в обыкновенных или специализированных? Несмотря на номинальное право инвалидов поступать в любой государственный вуз при условии успешной сдачи вступительных экзаменов, очевидно, что для практической реализации этого права учебные заведения должны быть специально оборудованы для обучения инвалидов, и, кроме того, нужно решить ряд социальных и медицинских проблем [6].
Выходом из этой ситуации некоторые считают создание специализированных вузов, предназначенных исключительно для учебы инвалидов. Аргументы "за" и "против" обучения инвалидов в специализированных вузах можно сгруппировать по шести основным категориям: экономические соображения; организация учебного процесса; решение социально-бытовых проблем; вопросы психологической адаптации; перспективы трудоустройства; вопросы защиты прав и достоинства студентов-инвалидов [6].
В частности, в условиях нынешнего состояния экономики страны финансировать одно специализированное высшее учебное заведение, оборудовать его для доступа и обучения инвалидов определенной категории на первый взгляд представляется более рациональным, чем переоснащать обычные вузы, в каждом из которых будет учиться незначительное количество студентов-инвалидов [21]. Тем более что приспособления и оборудование, необходимое для студентов с нарушениями, например, зрения и опорно-двигательной системы должны быть совершенно разными.
Большинство студентов-инвалидов испытывают трудности с посещением занятий в силу неприспособленности городского транспорта и городской инфраструктуры, поэтому для решения этой проблемы нужен либо транспорт для каждого из учащихся, либо прикрепление к ним специальных сопровождающих, либо организация проживания в общежитиях рядом с местом, где проходят учебные занятия. Для слабовидящих студентов необходимы также специальные учебники и ТСО. Все эти мероприятия достаточно дорогостоящие.
Таким образом, многие социально-психологические проблемы образования и реабилитации инвалидов остаются нерешенными.
1.2 Формы и методы психолого-социального сопровождения семей с инвалидами
Отечественные специалисты (Г. Бардиер, В.С. Мухина, Н.Г. Осухова, И. Ромазан, Т. Чередникова и др.). рассматривают сопровождение как системную интегративную технологию комплексной помощи семье и личности, как один из видов социального патронажа - социально-психологический патронаж.
Н.Г. Осухова отмечает, что сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи [13]. В отличие от коррекции оно предполагает не "исправление недостатков и переделку", а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на их собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.
Важнейшими характеристиками сопровождения семьи и ребенка с инвалидностью являются:
комплексность, то есть получение различных услуг: правовых, психологических, педагогических и пр.;
трансдисциплинарность, то есть участие полипрофессиональной команды специалистов, придерживающихся единой концепции, понимающих сопровождение как совместную деятельность.
Целями службы сопровождения семьи и ребенка являются:
содействие в организации комплексной помощи семье и ребенку с ограниченными возможностями для его оптимального развития и адаптации в обществе;
включение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в социум по месту жительства [17, c.64].
Задачами службы сопровождения семьи и ребенка являются:
. Социально-психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
. Оказание услуг комплексного социального, психолого-педагогического сопровождения ребенка с инвалидностью и его родителей.
. Обеспечение преемственности между службой сопровождения семьи и ребенка и учреждениями системы социальной защиты, образования, здравоохранения и общественными организациями в оказании услуг семьям, имеющим детей с инвалидностью [17, c.65].
Основными формами работы с семьей и ребенком являются индивидуальные и групповые занятия в службе сопровождения, а в сложных случаях - домашние визиты. Индивидуальные развивающие или коррекционные занятия специалисты службы (дефектолог, логопед, психолог, реабилитолог и др.) проводят с детьми согласно составленного индивидуального маршрута реабилитации ребенка (или индивидуального плана обучения) [17, c.68].
Технологии социальной работы осуществляются путем применения различных методов и их модификаций на определенных этапах...

Похожие материалы:

Дипломная работа: Социально-психологические особенности личности руководителей высшего звена

Курсовая работа: Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи

Курсовая работа: Психологические особенности агрессивного поведения у людей с нарушением зрения