Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Изучение причин страхов детей дошкольного возраста, их последствий и путей избавления от них приобретает все большее значение. А. И. Захаров указывает, что число страхов увеличивается по мере взросления ребенка, особенно к 6-7 годам [1]. Конечно, страхи - это естественная составляющая любой личности, и все же многие психологи рассматривают страх у детей дошкольного возраста как неотделимую часть последующих неврозов и депрессий (А.И. Захаров, 1988; Ю.А. Александровский, 1993; Г. Эберлейн, 1981) [2].
Дата добавления на сайт: 02 августа 2024
Скачать работу 'СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА':
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ю.В. Матыченко
Научный руководитель к.психол.н. Н.Н. Акимова
НОУ ВПО «Университет Российской академии образования»,
Рубцовский филиал
Изучение причин страхов детей дошкольного возраста, их последствий и путей избавления от них приобретает все большее значение. А. И. Захаров указывает, что число страхов увеличивается по мере взросления ребенка, особенно к 6-7 годам [1]. Конечно, страхи - это естественная составляющая любой личности, и все же многие психологи рассматривают страх у детей дошкольного возраста как неотделимую часть последующих неврозов и депрессий (А.И. Захаров, 1988; Ю.А. Александровский, 1993; Г. Эберлейн, 1981) [2]. Поэтому чрезвычайно важно в процессе становления личности ребенка заметить проявления страхов и оказать психолого-педагогическую помощь.
По мнению А. С. Спиваковской, страх - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации [4]. А. И. Захаров считает страх аффективным отражением в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека [1].
Условно можно выделить следующие основные подходы к пониманию страха у детей-дошкольников:
. Психоаналитический. 3. Фрейд отмечал, что психологическая особенность, которая влияет на развитие страхов, формируется в "Сверх-Я" и именно с данным феноменом связаны особенности детского страха.
. Социальный (Д. Селли, Г.С. Салливен, А.И. Захаров). Подчеркивается ведущую роль изменения социального положения ребенка по отношению к особенностям его взаимоотношения с внешним миром, с межличностными отношениями [3].
Существует множество различных классификаций страха. Однако детские страхи принято по продолжительности подразделять на возрастные и невротические. Возрастным страхам подвергаются практически все дети. Чаще всего они проходят по истечении 3-4 недель. Самый «бесстрашный» возраст - у девочек в 3 года, у мальчиков - в 4 года. Причинами возрастных страхов являются: наличие страхов у родных, тревожность в обращении с ребёнком, многочисленные нереализуемые угрозы взрослых в семье, психологическая травма типа испуга, шока, конфликтные ситуации в семье.
Причинами невротических страхов являются: длительные и неразрешимые переживания, психические потрясения, недостаточная уверенность в себе, отсутствие адекватной самооценки, наличие многочисленных страхов.
Как считает отечественный психотерапевт А. И. Захаров, большинство страхов передаются детям от родных и близких - так называемые внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка страхом, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: "Не подходи - упадешь", "Не гладь - укусит". Но если запугивать "без нужды", так, на всякий случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе [1,2].
Игра является для ребенка основным способом выражения чувств, моделирования окружающей действительности. Психологически направленные игры снимают у ребенка скованность и страхи, он становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости. Игра в борьбе со страхами представляет собой вовлечение в игровое действие детей и родителей; конструктивное решение ранее травмирующей ситуации через эмоциональную проработку сценария игры; эмоциональный контакт с ребенком и родителями [1].
Рисование - один из невербальных средств, которые позволяют обходить “цензуру сознания”, поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с пугающими образами. С помощью зрительных образов ребенку легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах, выразить мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений у детей (страх, тревожность). [4].
Сказкотерапия - одна из популярных арт-технологий в работе с детскими психологическими проблемами. Преимущество данного метода - в метафорах, которые позволяют расширить границы самосознания, а также затрагивают определенные слои неосознанного. Специфической особенностью метафор, по мнению психологов, является то, что благодаря им человек получает возможность перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия в более простые и конкретные формы. [4].
Нами организовано и проведено пилотажное эмпирическое исследование, направленное на выявление детей, находящихся в группе риска развития невротических страхов. Для достижения цели нами использованы методики: «Страхи в домике» А.И. Захарова, «Кактус» М.А. Панфиловой.
Согласно результатам первой методики, самые распространенные страхи у детей 5-6 лет - это страхи:
) Сказочных злых персонажей - Бабы Яги, Змея Горыныча
) Наказания
) Собственной смерти и смерти родителей
4) Страшных снов
) Болезни
Нормальные результаты показали 30% детей от общего количества опрошенных (до 15 страхов).
По методике «Кактус» нами получены следующие результаты:
% детей - имеют нормальные результаты. Их рисунки яркие и красочные, а кактусы, являющиеся проекциями самих ребят, как правило, крупные и расположены по центру.
% детей относятся к группе риска развития невротических страхов. В рисунках ребят встречаются темные цвета, кактусы имеют длинные шипы. Сами ребята агрессивны, неразговорчивы и обидчивы, на основе чего так же можно подтвердить, что агрессия - защитная реакция на фоне страхов.
У 20% детей нами выявлены признаки наличия невротического страха. Это проявляется в общении с другими детьми, личностных особенностях, поведении. В рисунках преобладают темные цвета, их кактусы маленькие и расположены в углу, а сам рисунок производит довольно пугающее впечатление.
Из беседы с воспитателями выяснилось, что страхи детей с признаками невротических страхов - внушенные взрослыми (тревожными родителями). Возможно, потребуется коррекция и психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи.
Рассмотрев проблему страхов у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что изучение данного вопроса остается очень важным. Будучи еще очень слабым и беззащитным, ребенок впитывает в дошкольном возрасте буквально все, что видит, слышит, чувствует, запоминает это. Негативные переживания могут послужить спусковым механизмом к образованию страхов и тревог, а последние могут пустить такие прочные корни, что укрепятся в только формирующейся личности и могут оказывать влияние на всю оставшуюся жизнь.
невротический страх дети
Список литературы:
. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей.-СПб:Изд-во «Союз», 2004, 215с.
1.Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей.-М.: Просвещение, 2003, 127с.
2.Прядун С. Детские страхи и пути их преодоления// Вестник Киевского института бизнеса и технологий, 2010.-№11.-С.113-115
.Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция).-М.: Изд-во МГУ, 1998, 310с.
Похожие материалы:
Курсовая работа: Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возрастаКурсовая работа: Эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием
Реферат: Гендерные особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста
Реферат: Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Курсовая работа: Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр