Курсовая работа: Суицидальное поведение подростков
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоритический анализ суицидального поведение подростков как социально-психологическое явление
1.1 Психологические особенности подростков с риском суицида
1.2 Проблема суицида, его факторы и профилактика
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы суицидального поведения подростков
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения суицидального поведения подростков
Заключение
Список литературы
Дата добавления на сайт: 02 августа 2024
Скачать работу 'Суицидальное поведение подростков':
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
по дисциплине «Психология»
Тема: “Суицидальное поведение подростков”
Выполнила: Сновальникова Наталья,
студентка 2 курса, гр. 12ИПН-1
Проверила: Мендова Н.С
ПЕНЗА, 2014
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоритический анализ суицидального поведение подростков как социально-психологическое явление
1.1 Психологические особенности подростков с риском суицида
1.2 Проблема суицида, его факторы и профилактика
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы суицидального поведения подростков
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения суицидального поведения подростков
Заключение
Список литературы
Введение
В пoследние дeсятилетия суицидaльнoe пoвeдeниe пoдростков стaлo весьма актуальной проблемой вo мнoгих стрaнaх. Числo сaмоубийц срeди пoдрoстков неуклoннo вoзрастает. Пo дaнным Всeмирнoй oрганизации здравоохранения, количество суицидов среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах занимает 2-3-е место. Самоубийство у подростков приходится до 100-200 суицидальных попыток. По абсолютному количеству самоубийств среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет Россия, к сожалению, занимает 1-е место в мире. Ежегодно добровольно расстаются с жизнью oкoлo 2500 несoвершеннолетних. Анaлиз суицидальных проявлений у подростков свидетельствует о том, чтo суицидальное поведение в этом возрасте, имея мнoго общего c aналогичным поведением у взрослых, несет в себе и ряд отличий. Это обусловлено спецификой физиологических и психологических механизмов, свойственных растущему oрганизму и формирующейся личности в период социально-психологического становления.
Цeлью нашей курсовoй рабoты является изучение суицидального поведения подростков, психологических осoбенностей подрoстков, причин, фaкторов суицида и его профилактики.
Гипотеза: Гипoтeза заключается в прeдположении о том, что суицидальное намерение у пoдростков исхoдит от их несостоятельности в жизни, от нeдовольства сoбой и oкружающим миром.
Задачи:
.Изучить суицид как явление в подростковом возрасте.
.Рассмотреть причины, вызывающие суицидальное поведение в подростковом возрасте.
.Рассмотреть содержание профилактики суицида.
.Провести анализ и выявить уровень сформированности суицидальных намерений у испытуемых.
.Подвести итоги.
Объектом нашего исследования является суицидальное поведение подростков.
Предмет исследования - причины суицидального поведения подростков.
Методы исследования: опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой)
Глава 1. Теоретический анализ суицидального поведение подростков как социально-психологическое явление
.1 Психологические особенности подростков с риском суицида
Внешние формы суицидальной активности принято разделять на две группы:
Суицидальные попытки - целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью.
Завершенный суицид - действия заканчиваются смертью.
У подростков часты не столько завершенные суициды, сколько замыслы и попытки. Присутствует демонстративно-шантажное поведение, которое предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц. При таком поведении подросток в действительности не хочет умирать и избирает суицид как способ влияния на жизненные условия и людей, от которых зависит исправление этих условий.
В практической работе психологов эта особенность подростковой аутодеструктивности имеет важное значение, поскольку дети не ищут смерти как таковой и не стремятся к сознательному нанесению вреда себе.
С ними необходимо проводить как коррекционную работу (исправление саморазрушительных установок и развитие конструктивности), так и профилактические мероприятия (выявление подростков группы суицидального риска, в том числе посредством психодиагностики).
Особое внимание следует обращать на подростков с акцентуациями характера, изолированных и отверженных в среде сверстников, имеющих опыт незавершенного суицида.
Самым оптимальным методом психолого-социальной коррекции таких подростков является включение их в групповую коррекционную работу, где они имеют возможность научиться конструктивно разрешать трудные жизненные ситуации.
Перед включением в коррекционную группу с подростком необходимо провести серию консультативных бесед с целью минимизации риска суицидальной попытки. При консультировании нужно придерживаться следующих правил:
. Выслушивание. Подростка часто пугают собственные намерения, поэтому он жаждет высказаться. Ему следует дать возможность говорить свободно, не перебивать, не спорить, больше задавать вопросов, чем говорить.
. Банализация - снятие представлении об исключительности страдания. Суициденту его проблема представляется зачастую глобальной и уникальной, он подавлен ею и не способен критически посмотреть на нее. Особенно склонны к этому подростки из-за недостаточности их жизненного опыта и отсутствия понимания, что в конечном итоге все проходит.
. Эстетический подход. Подросткам крайне небезразлична их внешность, даже после смерти. Поэтому очень результативным способом профилактики суицида является описание, как будет выглядеть их труп.
. Напоминание об обязанностях и связях с близкими. Следует искать в окружении подростка близкого человека, которого он не хотел бы огорчить своим поступком.
. Взвешивание плохого и хорошего. Подростку следует помочь сосредоточиться не только на негативных сторонах актуальной ситуации, но и оживить» представления о том хорошем, что есть у него в жизни.
. Контрастирование. Известно, что люди легче переносят страдания, если кто-то страдает еще больше. Подростку полезно показать примеры того, как люди мужаются и продолжают бороться, будучи в гораздо худшем положении, чем он.
. Использование имеющегося опыта решения проблем. Подростку следует напомнить его навыки в разрешении проблем и привлечь его прошлый опыт для разрешения настоящей ситуации.
.Пробуждение потенциала силы. Следует помочь найти подростку в себе энергетическое начало, на которое он будет опираться: сила воли, физическая сила, терпение.
. Позитивное будущее. Следует помочь построить планы на будущее, выявить желания и мечты, ради реализации которых подросток будет стремиться вперед.
. Структурирование действий. Совместно с подростком вы страивается план действий на ближайшее время, ему рекомендуется придерживаться этого плана.
. Переключение на заботу о других. Многие люди способны забыть о своих проблемах, занимаясь кем-то более слабым и незащищенным. Для подростка такими объектами могут стать домашние животные, младшие братья и сестры.
. Расширение круга интересов. Подростку следует помочь подыскать такие занятия, которые помогли бы ему отвлечься, обрести радость. Можно обсудить занятия спортом, в кружках, участие в коллективных мероприятиях.
1.2 Проблема суицида, его факторы и профилактика
В настоящее время общественность не перестает волновать проблема подростковых суицидов, число которых неуклонно возрастает. Данная тенденция отмечается не только в России, но и в ряде западных стран. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество суицидов среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах занимает 2-3-е место. Необходимо также учитывать, что на каждое законченное самоубийство у подростков приходится до 100-200 суицидальных попыток.
По абсолютному количеству самоубийств среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет Россия, к сожалению, занимает 1-е место в мире. Ежегодно добровольно расстаются с жизнью около 2500 несовершеннолетних. Ожидается, что в последующие 10 лет число самоубийств среди подростков будет расти быстрее, чем ранее.
Анализ суицидальных проявлений у подростков свидетельствует о том, что суицидальное поведение в этом возрасте, имея много общего с аналогичным поведением у взрослых, несет в себе и ряд отличий. Это обусловлено спецификой физиологических и психологических механизмов, свойственных растущему организму и формирующейся личности в период социально-психологического становления.
В последние 10-летия произошел резкий сдвиг в скорости биологического созревания молодежи. Снизился возраст возникновения месячных у девочек примерно с 16-17 до 12-13 лет. Для современных подростков характерно более раннее начало половой жизни, учебной и трудовой деятельности. Их психологическое развитие и социальная адаптация в какой-то степени не способны угнаться за теми требованиями общества, которые позволяют характеризовать подростка как готового к взрослой и самостоятельной жизни. Экономические и социокультуральные изменения, которые произошли за последние 20 лет, имеют и определенную негативную роль. Растет распространенность и легкодоступность алкоголя, наркотических средств среди молодежи, которые нередко являются составной частью суицидальной попытки, притупляя чувство самосохранения. Информационная «поддержка» современными СМИ темы суицида, нейтральное отношение к нему общества, распространение суицидальных интернет-сообществ, пропагандирующих индивидуальный или расширенный киберсуицид, также повышают риск совершения суицида у подростков.
По данным А.Е. Личко, лишь в 10% случаев у подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90% суицидальное поведение подростка - это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершается дома, притом в дневное или вечернее время, т.е. крик этот адресован к ближним прежде всего [9].
В зарубежной литературе рассматривается «когортная теория», согласно которой имеется взаимосвязь между ростом суицидов в подростковом возрасте и относительной численностью соответствующих когорт рождения. По мнению авторов, чем выше доля когорты в общей структуре населения страны, тем большие трудности приходится испытывать ее представителям в конкурентной борьбе за доступ к дефицитным социальным ресурсам в сфере занятости, образования, здравоохранения и т.д. Невозможность удовлетворения насущных потребностей приводит молодых людей к депривации и аутодеструктивным действиям.
Ю.В. Попов, А.В. Бруг дают оценку одной из форм суицидального поведения у подростков - аддитивного [11]. По их мнению, так как в большинстве случаев суицидальное поведение - это своеобразный «крик о помощи», то в ситуации хронического стресса, негативного эмоционального климата в семье, в отсутствие позитивного опыта решения стрессовых ситуаций - суицидальное поведение может закрепляться как способ хотя бы временного (либо очень быстрого) разрешения семейных и личных проблем. И поскольку у детей и подростков аффективное реагирование, особенно если оно приобретает патологический характер, характеризуется стереотипным повторением, реакциями «клише», то в дальнейшем уже на любые проблемы подросток дает привычную реакцию. Он становится зависимым от привычной формы реагирования.
Наиболее распространенной в отечественной суицидологии является концепция А.Г.Амбрумовой, согласно которой «суицидальное поведение - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микроконфликта» [1].
По мнению А.Г. Амбрумовой, к особенностям суицидального поведения в молодом возрасте относятся:
. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. В отличие от взрослых у подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения.
. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми подростки объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.
. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д. При этом в подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых.
По данным исследований В.В. Нечипоренко, для суицидентов-подростков характерны следующие особенности: обидчивость, ранимость; снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам; низкая самооценка; отвержение социальным окружением, чувство покинутости; переживание собственной несостоятельности, физического отставания; избегание «нагрузочных» ситуаций и пассивность в разрешении трудных ситуаций [10].
Е.М. Вроно отмечает, что подросток часто переживает проблемы трех «н»: непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья, непереносимость тоски и одиночества. При этом он должен бороться с тремя «б»: беспомощностью, бессилием, безнадежностью [5].
Следует отметить, что у подростков пресуицидальный период не так отчетливо выражен, как в более старшем возрасте. Частота завершенных суицидов по сравнению с покушениями относительно невелика - 1% попыток к самоубийству подростков заканчивается смертью. Следует иметь в виду, тем не менее, что суицидальные попытки, как правило, содержат реальную угрозу для жизни юного суицидента. Очевидно также относительное преобладание подростков-суицидентов старшего пубертатного возраста.
В младшем подростковом возрасте суицидальные попытки наблюдаются у мальчиков и девочек приблизительно поровну, а в среднем и старшем пубертатном периоде попытки самоубийства совершают по преимуществу девочки.
Важным для подросткового возраста является момент установления истинности суицидальных действий путем оценки осознанности суицида, которая в немалой степени определяется особенностями трактовки подростком феномена смерти. К периоду адолесценции вместе с появлением относительной зрелости и социализированности личности появляются адекватные представления о смерти как о необратимом прекращении жизни. У подростков формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. «Метафизическая интоксикация», свойственная психологии подростка, выражается, в частности, в углубленном размышлении на тему жизни и смерти. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка и в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения. Вместе с тем при наличии определенного инфантилизма личности возможен регрессивный уход к более ранним, свойственным в большей степени детскому возрасту представлениям о смерти как о возможности двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаянье, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков.
Немаловажным представляется вопрос о религиозной вере как об одном из определяющих антисуицидальных факторов. Понимание «греховности» суицида порой является для подростка сдерживающим фактором. С.Б. Борисов [3], исследовавший мнение современной молодежи относительно восприятия смерти, выявил интересные факты: 70% респондентов в той или иной форме признавали бытие души после физической смерти, из них 40% верили в реинкарнацию, однозначно отвергали бытие души после смерти всего 9% интервьюируемых.
По данным В.Т. Кондрашенко [8], суицидальные действия у подростков обусловлены следующими причинами: 10% - психотические расстройства; 15% - невротические состояния; 1% - тяжелые соматические заболевания; 12% - сложная семейная ситуация; 18% - сложная романтическая ситуация; 15% - проблемы самореализации в референтной группе; 7% - боязнь ответственности за совершенные действия; 8% - дидактогении; 5% - употребление алкоголя и наркотических веществ; 9% - невыясненные причины.
По мнению А. Аптера [2], в популяции подростков особое значение для суицидальности имеют следующие коморбидные сочетания:
.шизофрении, депрессии и злоупотребления психоактивными веществами;
.злоупотребления психоактивными веществами, расстройств поведения и депрессии;
.аффективного расстройства, расстройств пищевого поведения и тревожных расстройств;
.аффективного расстройства, расстройства личности (параноидное и шизоидное расстройства личности) и диссоциативных расстройств (проявляющихся дезинтеграцией функций сознания, памяти, идентификации или восприятия мира). Эти сочетания требуют энергичного психиатрического вмешательства.
По данным Л.Я. Жезловой, среди детей-суицидентов до 13 лет больные шизофренией составили 70%, а лица с ситуационными реакциями - 18%; в более старшем возрасте (13-14 лет) число страдающих шизофренией уменьшилось до 38%, а количество лиц с ситуационными реакциями, наоборот, возросло до 60% [7].
Связь между аффективными расстройствами у подростков и суицидальностью подтверждается многочисленными исследованиями.
В подростковом возрасте особенности развития почти неизбежно сказываются в атипичности проявлений аффективного расстройства. Однако по крайней мере на субсиндромальном уровне кратковременные депрессии в этом возрасте не столь редки. Свою роль играет психическая уязвимость подростков, их склонность к депрессивным реакциям и даже клинически оформленным, но обычно реактивным депрессиям. Причины депрессивного реагирования в подростковом возрасте зачастую неординарны - либо сугубо индивидуальны, либо отражают субкультуральные влияния подростковой среды. Малопонятные для взрослых, но значимые для подростков поводы для острой реакции, а также склонность к подражательному поведению могут провоцировать суицидальные действия, чаще всего импульсивные.
Изучение подростков, перенесших эндогенные депрессивные приступы субпсихотического уровня (встречающиеся несравненно чаще, чем психотические, и протекающие в большинстве случаев вне непосредственного наблюдения психиатра, что повышает их суицидальную опасность), выявило наличие суицидальных тенденций почти у 1/3 обследованных и позволило определить основные формы суицидальных действий, в известной степени связанные с особенностями депрессивного синдрома [6].
На основании доминирования у подростков в течение приступа определенного оттенка депрессивного компонента было выявлено 5 типов депрессивных состояний:
.астенический;
.меланхолический;
.тревожный;
.дисфорический;
.апато-динамический.
При этом лишь астенические депрессии не сопровождались суицидальными...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Суицидальное поведение и способы работы с лицами, склонными к суицидуРеферат: Суицидальное поведение
История болезни: Полинаркомания (опийная, кокаиновая), II стадия, с психотическими эпизодами, суицидальное поведение
Реферат: Девиантное поведение подростков
Реферат: Агрессивное поведение умственно отсталых младших школьников