Статья: Типы научной рациональности и психологическая методология

В статье проанализированы типы научной рациональности и соответствующие им научные картины мира. Акцентировано внимание на функциях нормативной методологии. Раскрыто содержание классической, неклассической и постнеклассической психологии.

Дата добавления на сайт: 15 июня 2024 | Автор: Т.К. Кудайбердиев


Скачать работу 'Типы научной рациональности и психологическая методология':


Т.К. КудайбердиевКарагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
(temirkhan.kudaiberdiev@mail.ru)
Типы научной рациональности и психологическая методология
В статье проанализированы типы научной рациональности и соответствующие им научные картины мира. Акцентировано внимание на функциях нормативной методологии. Раскрыто содержание классической, неклассической и постнеклассической психологии.
Ключевые слова: типы научной рациональности и картины мира, основное содержание классической, неклассической и постнеклассической психологии как науки, различные типы рефлексии (мышления).
Тип рациональности – «система замкнутых и самодостаточных правил, норм и эталонов, принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социально осмысленных целей»
Философия выделяет следующие типы научной рациональности и соответствующие им научные картины мира:
классический,
неклассический,
постнеклассический
Говоря о психологии как науке, можно утверждать, что современная психология как пост неклассическая наука продолжает развиваться и формировать новые свои характеристики.
Обобщенная характеристика классической, неклассической и пост неклассической науки позволит рефлексировать современное состояние психологии и будет способствовать поиску идей её развития.
Рефлексия исходных философских принципов, которые закладываются в основу той или иной теории, необходима:
как средство создания логически выстроенной, осмысленной философско-методологической основы науки,
как средство преодоления опасности широкого проникновения философии постмодернизма в пост неклассическую психологию с характерной для постмодернизма подменой ценностей.
В процессе оценки логики, состоятельности, обоснованности научной работы (дипломной, диссертационной или научного проекта), эксперты, ученые, сталкиваются с проблемой выбора общих критериев для оценки конкретного научного исследования в частности и развития отрасли науки в целом
Направленность методологической рефлексии в соответствии с обобщенными характеристиками классической, неклассической и пост неклассической науки позволит определить эти критерии.
Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — понятие, учение) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Именно в рамках методологии определяется направленность психологической рефлексии в соответствии с обобщенными характеристиками классической, неклассической и пост неклассической науки.
Виды методологии:
дескриптивная методология (совокупность знаний о структуре научного знания, закономерностях научного познания, его основаниях и предпосылках появления, истории эволюции исследовательских подходов);
нормативная методология (совокупность организационных и этических правил, конституирующих осуществление научного познания).
Функции методологии:
Центральная функция - рефлексивная
Функции дескриптивной методологии:
стимулирование процесса научного познания;
формирование творческой личности ученого;
интеграция и организация научного знания;
выработка стратегии развития науки;
мировоззренческая интерпретация результатов (с позиций определенной картины мира).
Функции нормативной методологии:
построение предписаний и норм, соблюдение которых обеспечивает правильность постановки проблемы;
способствование определению средств для решения уже поставленных задач;
улучшение организационной стороны исследования.
Характер нормативной методологии так же определяется обобщенными характеристиками классической, неклассической и пост неклассической науки.
Мы взяли на себя смелость и ответственность определить нормы коммуникации в постнеклассической психологии (помня об относительности всего в постнеклассической картине мира):
Единая форма обращения участников друг к другу (на «ты», на «вы», по имени отчеству, по имени,…)Правило поднятой руки
Уважение мнения другого (любого!!! о правоте-неправоте речь не идёт)
Не критиковать, а высказывать точку зрения/отказ от игр/отказ в общении от отрицательных частиц «НЕТ» и «НО»/не противопоставлять своё мнение мнению других
Говорить коротко и по существу
Не опаздывать
Работать активно
Не уходить от обсуждаемой темы
Отключить сотовые телефоны (звуки сотовых телефонов)
Сохранять чувство юмора (философски относиться ко всему происходящему на семинаре)
Применять «санкции» к нарушителям (анекдот, песня, танец, стихотворение, сценка, рисунок и т.д. и т.п.)/для осознания факта нарушения атмосферы S=S взаимодействия (коммуникации) и нечаянного провала к классическому S-O противопоставлению.Значения, смыслы и ценности норм постнеклассической коммуникации – субъективные координаты осмысленного и ответственного поведения:
нормы демократической дискуссии,
нормы корпоративной культуры,
нормы модели профессионального поведения,
профессионально-личностные компетенции постнеклассическх психологов,
нормы (ценности) новой S=S этики,
нормы, способствующие порождению нового мира (психологического) как предметной реальности и как действительности профессиональных психологов,
нормы, способствующие становлению многомерного мира человека как ценностно-смыслового поля, «открытого пространства жизни», а не пространства для жизни (исключительное предназначение человека, заключается не в приспособлении к среде, а в творчестве, созидании, преобразовании среды/не воспроизведение мира, а становление собственного мира),
переходный (временный) характер норм – как инструмент классической рациональности, без которого трудно почувствовать тонкую грань между классикой, неклассикой и постнеклассикой/временно мы вынуждены смириться с ними,...Коллективный анализ типов научной рациональности и психологической методологии позволил нам определить основное их содержание.
Классическая психология:
Это психология, строящаяся по образцу естественных наук.
Это субъект-объектное познание.
Это методология эмпирического исследования.
Её образцы - бихевиоризм, особенно классический, дифференциальная психология, когнитивная психология в более современной модификации.
2. Неклассическая психология:
Это психология, противопоставляющая естественно-научную методологию гуманитарной.
Это активное включение в рассмотрение социально-исторического, культурного контекста.
Это рассмотрение человека не как вещи среди вещей, а как укорененного в мире культуры, с которым он взаимодействует и из которого себя строит.
Это психология, рассматривающая личность не как природный объект, а как культурный, искусственный объект (Мамардашвили, 1994), как произведение.
Это психология активного субъекта, формируемого не столько извне или изнутри заранее заложенными программами, сколько как самосозидающего, самодетерминируемого.
3. Постнеклассическая психология:
Это психология, базирующаяся на основных позициях общей теории систем.
Это закон самоорганизации как главный механизм развития (саморазвития) систем, основное свойство движущейся материи.
Это принцип универсального эволюционизма построенного на положениях:
1) теории нестационарной Вселенной;
2) синергетике;
3) теории биологической эволюции… концепции биосферы и ноосферы.
Это базовые понятия:
«нелинейность»,
«самоорганизация»,
«бифуркационность»,
«диссипативность»,
«одна и двухконтурная форма саморегуляции» и др.
Это принципиальная плюралистичность познавательных подходов и методов, открытость их (а также результатов и стратегий познавания) для критики и самокритики.
Кроме тог, необходимо отметить, что стественнонаучные методы предназначены для исследования явлений, которые можно описать в четырехмерной системе координат - три пространственные координаты и время.
Психология добавляет ещё три меры - предметы (значения), смыслы и ценности, которые определяют предметный, смысловой и ценностные миры человека.
Собственно та часть человека, которая располагается за пределами его тела, и есть то, что называется многомерный мир человека.
В логике теории психологических систем жизненный мир человека выступает как особая психологическая реальность, где процесс развития понимается как закономерное усложнение системной организации человека.
Вместе со становлением многомерного мира человека возникает и упорядоченно перестраивается его сознание, поднимаясь на новые уровни – от предметного к осмысленному, а от него к ценностному, за каждым, из которых стоят разные по своей сложности миры человека (предметный мир, смысловой мир и ценностный мир), сменяющие друг друга.
Исследовать историю становления человека В.Е. Клочко предложил с помощью трансспективного анализа.
Трансспективный анализ  - позволяет выявлять тенденции развития науки как саморазвивающейся системы и механизмы ее (само) развития. Благодаря этому методу появляется возможность в некоторой степени предвосхитить, спрогнозировать то состояние научного пространства, которое будет характеризовать науку в ее ближайшем и более отдаленном будущем.
Транспективный анализ не редко сравнивают с диалектическим анализом. При этом необходимо помнить о специфике этих двух методов:
основная установка диалектического анализа – это развитие, через которое (в котором) необходимо изучать любое познаваемое явление;
основная установка трансспективного анализа – это становление, через которое (в котором) необходимо изучать особые объекты – открытые самоорганизующиеся системы.
В первом случае источником развития считается противоречие, двигателем развития – борьба (новых и старых форм, противоположностей и т.д.).
Источником становления является соответствие, приводящее к взаимодействию, сопровождающемуся порождением системных качеств – «параметров порядка», определяющих прогрессивную логику системогенеза.
Мы становимся свидетелями трансформации методологического мышления психологов, связанного с типами научной рациональности в психологии.
Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука предполагают различные типы рефлексии (мышления) над деятельностью:
Классика - от элиминации из процедур объяснения всего, что не относится к объекту – аристотелевское мышление, утверждающего, что все качества предмета принадлежат исключительно самому предмету.
Неклассика - к осмыслению соотнесенности объясняемых характеристик объекта с особенностью средств и операций деятельности – галилеевское мышление, настаивающему на том, что есть качества, которые открываются только при взаимодействии противоположностей.
Постнеклассика - до осмысления ценностно-целевых ориентаций субъекта научной деятельности в их соотнесении с социальными целями и ценностями – трансспективное (системное и мега системное) мышление, в основе которого лежит представление о «порождающем эффекте взаимодействия», т.е. существуют такие качества явлений, которые возникают в системе, порождаются системой и обеспечивают ей возможность самодетерминации, становясь параметрами порядка, т.е. тем, на чем держится самоорганизация. Таким образом, можно выделить основные тенденции развития психологии:
Современная психология движется к постнеклассической парадигме, в рамках которой психика и сознание получают новое объяснение.
Движение психологического познания может быть представлено в виде закономерной смены парадигм, определяющих формы психологического мышления.
«Классический ум не поднимается до саморегуляции, неклассический ум не поднимается выше саморегуляции, а потому не отличает ее от самоорганизации (постнеклассический ум)» (В.Е. Клочко).
Внутренние тенденции развития науки поставили психологов перед проблемой очередной смены формы мышления.
Сегодня в актуальном использовании ученых находятся минимум три формы мышления, определяющие качества базирующихся на них парадигм (и их объяснительный потенциал).
Чем выше форма мышления, тем разительней отличается картина мира, открываемая с более высоких вершин
Современная психология только приступила к освоению идеалов постнеклассической рациональности, т. е. вошла в зону перекрытия парадигмальных установок, в которой накапливается и становится неразличимым знание, полученное с помощью:
простого (одномерно-бинарного) мышления, свойственного классицизму,
сложного (бинарно-тернарного) мышления неклассического уровня и
сверхсложного (многомерного) мышления, адекватного реалиям наступающей постнеклассической эпохи
Постнеклассическая парадигма на самом деле использует более сложное мышление, но она не противопоставляет себя неклассической парадигме, потому что рождается и вырастает внутри ее и является ее преемницей.
Можно сказать, что психика и сознание человека в постнеклассической науке начинают высвечиваться в несколько ином свете — как общесистемное свойство, релевантное целостному человеку, а не как парциальное свойство мозга, личности, субъекта или индивида.
Впервые открывается подход к сознанию как эмерджентному явлению. Эмерджентное свойство релевантно целостной системе, а не ее элементам.
Эдгар Морен утверждает: «От атома до звезды, от бактерии до человека и общества организация целого приводит к возникновению у него новых качеств или свойств по отношению к частям, рассмотренным в их обособленности. Новые качества — это эмерджентности».
Список литературы
В.Е. Клочко Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). Томск. 2005. [ЭР]. Режим доступа: URL: http://www.studmed.ru/view/klochko-ve-samoorganizaciya-v-psihologicheskih-sistemah-problemy-stanovleniya-mentalnogo-prostranstva-lichnosti-vvedenie-v-transspektivnyy-analiz_2287fbb972e.html / (дата обращения: 31.08.2016).
А.Г. Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. [ЭР]. Режим доступа: URL: http://fictionbook.ru/author/a_g_asmolov/psihologiya_lichnosti_kulturno_istoriche/read_online.html / (дата обращения: 31.08.2016).
В.Е. Клочко Постнеклассическая траспектива психологической науки. [ЭР]. Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/postneklassicheskaya-transspektiva-psihologicheskoy-nauki / (дата обращения: 31.08.2016).
В.Е. Клочко Психосинергетика: настоящее и будущее психологии. [ЭР]. Режим доступа: URL: http://flogiston.ru/articles/general/klochko/ (дата обращения: 31.08.2016).
Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии//Постнеклассическая психология 2005, № 1Макетный образец учебно-методического пособия по дисциплине «Методология, теория и методы психологических исследований» Д.Г. Дьяков [ЭР]. Режим доступа: URL: http://psy-pozn.bspu.by/docs/3-2.htm/ (дата обращения: 31.08.2016).

Похожие материалы:

Курсовая работа: Социально-психологическая адаптация в организации

Реферат: Луи Пастер – основоположник научной микробиологии и иммунологии

Реферат: Я-КОНЦЕПЦИЯ ПОДРОСТКОВ И ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Контрольная работа: Основы десмургии. Типы перевязочного материала. Правила наложения повязок

Курсовая работа: Индивидуальные особенности и типы мышления