Реферат: Ценностно-смысловая сфера личности подростков

Актуальность. Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции.

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Ценностно-смысловая сфера личности подростков':


Введение
Актуальность. Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции.
В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 11 до 18 лет. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, такие как: свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.
По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.
Актуальность данной работы определяется необходимостью понимания особенностей развития ценностно-смысловой сферы личности подростков, знания факторов, влияющих на её формирование с целью своевременной помощи в правильном выборе нравственных ориентиров.
Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю развития. Она изучалась философами: Н.А.Бердяевым, Н.О. Лосским, А.А. Лосевым, М.Каганом, социологами: У. Томасом, Ф. Знаменским, М.Вебером, психологами: А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым, Л. И. Божович и педагогами: В. А. Караковским, В.А. Сластениным, И.Я Лернером, И.Л. Федотенко.
Проблема: какова роль ценностно-смысловой сферы ориентаций личности в подростковом возрасте.
Цель: изучение ценностно-смысловой сферы личности подростков.
Гипотеза: доминирующими ценностями в подростковой среде являются терминальные ценности и инструментальные ценности.
Объект исследования: ценностно-смысловые ориентации личности подростков.
Предмет исследования: ценностно-смысловая сфера
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
. Дать характеристику ценностно-смысловой сферы личности.
. Описать развитие ценностно-смысловой сферы личности у подростков.
. Рассмотреть факторы, влияющие на формирования ценностно-смысловых ориентаций подростков.
. Описать методики исследования ценностно-смысловой сферы личности подростков.
. Изучить особенности ценностно-смысловых ориентаций подростков.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Она включает в себя 48 страниц.

Глава 1. Ценностно-смысловая сфера личности и особенности ее развития у подростков
.1 Характеристика ценностно-смысловой сферы личности
Ценностно-смысловая сфера является центральным образованием личности, воздействуя в целом на поведение человека в каждой конкретной ситуации и определяя общую направленность его жизни, помогая человеку осмысливать свое существование и окружающие его явления, мир в целом.
Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении. [23]
Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Существуют общепринятые ценности - любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье. Внутригрупповые ценности - политические, религиозные и индивидуальные. Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни. [9]
Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля.
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. [7]
В зависимости от характера потребностей и способов их удовлетворения ценности подразделяются на материальные и духовные, которые, в свою очередь, могут быть познавательными, научными, эстетическими, художественными, моральными. B самом общем виде различия материальных и духовных ценностей заключаются в том, что первые связаны с удовлетворением сугубо практических нужд, и поэтому их мерилом выступает практическая полезность предметов. Вторые же, как правило, характеризуют высшие запросы людей, поэтому критерии их выделения иные. [13]
В одной из наиболее известных теории личности американского психолога Абрахама Харольда Маслоу является теория самоактуализация - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которая является высшей ступенью в иерархии потребностей. А. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Он допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Чем ниже расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Автором были выделены две группы ценностей: [22]
Б - ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям, такие как, истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилий, игра, самодостаточность;
Д - ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой-либо потребности, на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение.
Абрахама Маслоу полагал, что существуют определенные ценности, присущие каждому человеку. «Высшие ценности существуют в самой природе человека и могут быть там найдены». [22]
Американский психолог Милтон Рокич определяет ценности как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования.
По мнению Милтона Рокича ценности характеризуются следующими признаками:
Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико.
Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени.
Ценности организованы в системы.
Истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах, личности.
Влияние ценностей прослеживается во всех социальных сферах.
Милтон Рокич выделяет два класса ценностей: к первому классу относятся - терминальные ценности, убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; ко второму классу имеют отношения - инструментальные ценности, это убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.
Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, для них характерна меньшая межиндивидуальная вариабельность. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей - целей и ценностей - средств. [26]
Основываясь на концепции А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами - значением и личностным смыслом. Личностный смысл ценностей - это их отношение к потребностям человека. Он определяется объектом, выполняющим функцию ценностей, и зависит от самого человека. Значение ценности есть совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе. В силу того, что ценность есть предмет потребностей человека, а таким предметом может быть вещь или идея, В.Ф. Сержантов делит ценности на две категории - материальные и духовные. Материальные ценности - орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, компоненты значений которых могут быть представлены следующими основными свойствами: [19]
физический статус;
техническое устройство;
праксеологические функции;
социально-экономическая форма.
Духовные ценности - идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные). Они в силу своей природы характеризуются следующими основными свойствами:
информационное содержание и истинностная характеристика;
материальное воплощение;
аксиологическая функция;
социально-экономическая форма.
По мнению В.Ф. Сержантова, ценности в отношении к индивидуальному сознанию находятся в двояком отношении: они отражены в нем как значения, имеющие для индивида определенный смысл. При этом в состав значений включаются компоненты, которые характеризуют их как ценности, т.е. их социально опосредованные функционально - праксеологические определения. [20]
В психологии смыслом (не только жизни, но и любого действия, поступка, события и т. д.) принято называть внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. Когда человек совершает то или иное действие, он понимает, осознает, зачем он это делает, и в этом для него заключается смысл. В более широком аспекте смысл - это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.
Можно определить смысл жизни и по отношению к жизненным потребностям, которые многочисленны и разнообразны, но среди которых можно выделить потребность в самореализации. Такая потребность называется потребностью в самовыражении, в самореализации, в проявлении своего «Я». Естественно, что условия жизни - это прежде всего другие люди, поэтому потребность в понимании, в признании непосредственно связана с первой, составляет ее самостоятельную сторону. Содержанием жизни являются деятельность, труд, потребность в которых также становится одной из ведущих. Человек в своей жизни определенным образом соподчиняет эти и другие потребности, выявляет свои способы и меру их удовлетворения. Так создается смысл его жизни. [28]
Философия трактует смысл жизни как психологический способ переживания жизни в процессе ее осуществления
Смысл жизни - это не только будущее, не только жизненная цель, но и психологическая «кривая» постоянного ее осуществления. Поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем её смысла, а, напротив, усиливаем его, убеждаемся в нем, переживаем его. Способность субъекта переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл.
С одной стороны, смысл жизни выражает притязания личности, ее стремления, потребности, с другой - является подтверждением ее реальных достижений, реальной способности выражать себя в формах жизни. Поэтому смысл жизни - это не только будущее, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям. [28]
Смыслу жизни противостоит отчуждение жизни от человека - лишение его реальных действий, поступков, их ценности, значимости, превращение их в функциональные. Поэтому утрата смысла жизни происходит и в силу недостаточно развитых притязаний личности, недостаточно развитой потребности в самовыражении и в силу неспособности их реализовать. Смысл жизни утрачивается и в силу непропорциональности тех психических или личностных затрат, той цены, которую личность платит за свои реальные достижения. Это можно выразить как своего рода психологический закон: слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни. Возможностям данной личности должна быть пропорциональна мера усилий, действий, затрат, при которой личность испытывала бы подлинную удовлетворенность, и ею питался бы дальнейший смысл ее жизни. Когда цена является слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны личности, то личность также перестает испытывать удовлетворение, а это в свою очередь разрушает смысл ее жизни.
На протяжении жизни смысл жизни меняется. У молодых смысл жизни ориентирован на будущее, у стариков - на прошлое или настоящее. У некоторых в течение жизни наблюдается значительное снижение жизненных ценностей и смысла жизни. [28]
Как правило, для личностных и смысловых ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностно-смысловых ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.
Ценностно-смысловые ориентации - это система личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям. “Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.
Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности. [30]
Таким образом, каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои ценностные ориентации. Роль ценностей определяется тем, что они служат мотив образующими факторами, участвуют в определении целей и средств, отвечающих тем или иным ценностям. Так же следует помнить, что ценности носят двойственный характер. Они социальны, поскольку исторически обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые эта личность входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

1.2 Развитие ценностно-смысловой сферы личности у подростков
Формирование ценностно-смысловой сферы личности продолжается на протяжении всей жизни.
Подростковый возраст представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации. Как считает Д.И. Фельдштейн, ведущим видом деятельности у подростков становится общественно полезная деятельность. Кроме того, в этом возрасте возникает и развивается особая форма общения - интимно-личностная. В начале подросткового возраста происходит резкий поворот в ориентации на сверстников. Общение с товарищами, сверстниками и благополучие в этих отношениях представляют для подростка большую ценность. Общение подростков становится избирательным. Это сказывается на выборе социально значимых образцов для подражания, что во многом определяет содержание формирующихся ценностных ориентации. [15]
Э.А. Орлова в своей работе изложила данную точку зрения ценностных ориентаций подростка. Усваиваемые в ходе формирования личности ценностные представления служат для подростка своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение. На уровне повседневной жизни обыденные представления являются своеобразными единицами социального знания. Представления формируются на личностном уровне и являются продуктом непосредственных контактов подростков с окружающим миром.
Ценностное отношение как часть ценностного представления может выступать в виде комплекса взаимосвязанных элементов:
Ценностная предметность как объективная основа и предпосылка ценности.
Актуальная потребность деятельного субъекта, переживаемая как состояние неудовлетворенности, нужды.
Ценность как элемент человеческой деятельности, как момент противопоставления действительности и идеала.
Оценка как завершение ценностного отношения.
Формирование ценностных ориентации более сложный процесс. Он протекает посредством интериоризации, идентификации, интернализации.
Отчетливо выступает факт ориентации на нравственные качества, в которых выражается отношение к человеку вообще и к товарищу в частности....

Похожие материалы:

Контрольная работа: Ценностно-смысловая сфера подростков малого города и сельской местности

Реферат: Роль личности педагога в развитии школьной тревожности у подростков

Курсовая работа: Влияние особенностей личности на выбор профессии у подростков

Курсовая работа: Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения личности при переходе из среднего звена в высшую школу

Статья: Современные рекомендации по стандартам ультразвуковой оценки объема щитовидной железы у детей и подростков