Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников

Содержание

Введение
Глава 1. Детско-родительские отношения
.1 Характеристика детско-родительских отношений
.1 Стили родительского воспитания
.2 Развитие личности ребёнка
.3 Влияние стилей воспитания на становление самооценки дошкольника
Глава 2. Эмпирические исследования
.1 Ход исследования
.2 Анализ исследования
Заключение
Литература

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников':


Курсовая работа
Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников
Содержание
Введение
Глава 1. Детско-родительские отношения
.1 Характеристика детско-родительских отношений
.1 Стили родительского воспитания
.2 Развитие личности ребёнка
.3 Влияние стилей воспитания на становление самооценки дошкольника
Глава 2. Эмпирические исследования
.1 Ход исследования
.2 Анализ исследования
Заключение
Литература
воспитание личность самооценка дошкольник
Введение
Мир детства - особый мир. И не каждый взрослый способен войти в него. Это мир нежной и трепетной души, но часто в нем царят жестокость и неприятие того, что очень значимо и важно для взрослых. Мы, взрослые, не осознаем, что ребенок в силу своих возрастных особенностей не в состоянии понять нас, нашу точку зрения. Поэтому нас раздражает то, что дети не замечают трудностей, с которыми мы сталкиваемся, не понимают наше желание дать им все самое лучшее, не ценят усилий по их воспитанию. Научиться понимать состояние души ребенка, сделать так, чтобы его развитие происходило не по принуждению, а в процессе радостного сотрудничества с взрослым, - большое родительское искусство.
Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить и ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо добрым, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу. Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.
В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.), в них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения [30.21.].
Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М. Д. Эйнсуорт, 1964)[6.76.].
В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания , а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).
Из обзора литературы хорошо видно, что к нарушению темпа психического развития ребенка приводит сочетание неоднородных факторов. Эти факторы часто находятся в различном сочетании друг с другом, с преобладанием того или иного вида дефицитарности и психогенных влияний. Выделение роли каждого из них представляет практический интерес, так как позволяет найти более точные диагностические критерии для диагноза психического развития ребенка. Роль семейного фактора по сравнению с остальными, на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Это и определило актуальность темы данной работы.
Цель исследования: изучить влияние особенностей детско-родительских отношений на становление самооценки дошкольника.
Задачи:
дать теоретическое обоснование проблемы;
охарактеризовать стили воспитания;
экспериментально показать влияние стиля родительского воспитания на становление самооценки дошкольника.
Объект исследования: детско-родительские отношения, как фактор становления самооценки старших дошкольников.
Предмет исследования: связь стилей семейного воспитания с уровнем самооценки.
Гипотеза: детско-родительские отношения влияют на становление самооценки дошкольника.
База исследования: МДОУ №95, группа детей 5-6 лет, состоящая из 15 человек и их родители (мамы).
Методы исследования: тестирование
Методики исследования: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин, тест на выявление уровня самооценки «Лесенка»
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава1. Детско-родительские отношения
1.1 Характеристика детско-родительских отношений
В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи. Семья выступает институтом первичной социализации ребёнка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времён. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребёнка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребёнка в ранние годы. С возрастом ребёнка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями.[17.12.] Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций. Но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте (М.И.Лисина), базового доверия к миру (Э.Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве. Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте. [9.54.] Создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество с взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
Основные характеристики детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребёнка и родителя отношениями. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребёнка могут быть определены следующими параметрами:
*характер эмоциональной связи: со стороны родителя - эмоциональное приятие ребёнка(родительская любовь), со стороны ребёнка - привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;
*мотивы воспитания и родительства;
степень вовлечённости родителя и ребёнка в детско-родительские отношения;
*удовлетворение потребностей ребёнка, забота и внимание к нему родителя;
*стиль общения и взаимодействия с ребёнком, особенности проявления родительского лидерства;
*способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребёнка;
*социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
*степень устойчивости и последовательности(противоречивости) семейного воспитания.
Интегративные показатели детско-родительских отношений:
*родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребёнка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребёнка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворённости родительством;
*тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребёнка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности его реализации;
*образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребёнка.
1.2 Стили родительского воспитания
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой "невмешательства". При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями, учиться родительству. Причем такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях (скажем, семья алкоголиков, где родители заинтересованы только в том, как в очередной раз раздобыть себе выпивки и им совершенно наплевать на детей), так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях (богатые родители достигли высоких результатов в своей профессиональной сфере, в карьере, и, желая прежде всего обеспечить будущее материальное благополучие своих детей, в раннего возраста приучают их к своей будущей (иногда выбранной самими родителями) профессиональной ориентации, которая сама по себе может включать долгие периоды разлуки с родителями, в течение которых ребенок оказывается, предоставлен самому себе. После же того, как ребенок "встанет на ноги", практически всякая забота о нем прекращается).
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.
Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д.Баумринд. Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребёнку и тип родительского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный. [20.36.]
Авторитетный стиль характеризуется тёплым эмоциональным приятием ребёнка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учётом растущей компетентности детей.
Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребёнка и высоким - контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидная и неизменна.
Особенностями либерального стиля воспитания являются тёплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.
Индифферентный стиль определяется низкой вовлечённостью родителей в процесс воспитания ребёнка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребёнка, недостатком протекции.
Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны:
*недостаточный уровень эмоционального приятия ребёнка, возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности;
*низкий уровень сплочённости родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей;
*высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми;
*ограничение в различных сферах жизнедеятельности детей;
*завышение требований к ребёнку или недостаточная требовательность, вседозволенность;
*неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или полное их отсутствие;
*повышенная конфликтность в повседневном общении с ребёнком;
*недостаточность или чрезмерность удовлетворение потребностей ребёнка.
Остановлюсь на кратком описании наиболее частых вариантов дисгармоничного воспитания в семье:
гипопротекция характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребёнку и удовлетворения его потребностей.
гиперпротекция характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции.
противоречивое воспитание обусловлен реализацией разными членами семьи одновременно различных типов. воспитания или сменой образов воспитания по мере взросления ребёнка.
воспитание по типу повышенной моральной ответственности отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребёнку.
гиперсоциализирующее воспитание выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребёнка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребёнка без учёта реальных, психофизических его особенностей, возможностях и ограничениях.
жестокое обращение с ребёнком.
воспитание в культе болезни.
воспитание вне семьи.
1.3 Развитие личности дошкольника
Ребёнок как существо социальное, для которого среда выступает не только как условие развития, но и как его источник. С окружающим миром ребёнок входит бесконечное число отношений, в результате развивается. Эти отношения ребёнка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. [22.53.]
Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности (игра, продуктивные виды деятельности), вступает в новые формы общения (внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное). Всё это имеет большое значение для тех качественных изменений в психическом развитии ребёнка, которые происходят в дошкольный период. В этот период складываются психологические механизмы личностного поведения.
Особенности развития самооценки
Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребёнок начинает отдавать себе отчёт в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание - понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребёнок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.
Предпосылка развития самосознания - отделение себя от других людей, которое происходит уже в раннем детстве. Но, вступая в дошкольный возраст, ребёнок осознаёт только сам...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Курсовая работа: Нарушение детско-родительских отношений как основа формирования наркозависимости

Реферат: ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Курсовая работа: Взаимосвязь детско-родительских отношений и особенности этнической идентичности у молодежи