Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на личность младшего школьника

Значимость детско-родительских отношений в жизни младшего школьника нельзя переоценить. Отношения в семье являются первичной системой социальных отношений, взаимосвязь родителя и ребёнка обеспечивает формирование важнейших структур самосознания, развитие социально-психологических качеств и раскрытие внутреннего потенциала растущего человека.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Влияние детско-родительских отношений на личность младшего школьника':


Влияние детско-родительских отношений на личность младшего школьника

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния семейных отношений на личность младшего школьника
.1 Понятие личности в психологии
1.2 Возрастные особенности младшего школьника
1.3 Понятие и типы семейных отношений, их влияние на личность младшего школьника
Глава 2. Исследование влияния детско-родительских отношений на личность младшего школьника
2.1 Описание плана и методик исследования
2.2 Анализ результатов эксперимента
2.2.1 Методика «Кинетический рисунок семьи»
2.2.2 Проективная методика «Три дерева»
2.2.3 Методика «Если бы я был волшебником»
2.2.4 Методика «Выбор»
.2.5 Методика «Десять моих “Я”»
.2.6 Методика «Что у меня на сердце»
Заключение
Список литературы

Введение
Значимость детско-родительских отношений в жизни младшего школьника нельзя переоценить. Отношения в семье являются первичной системой социальных отношений, взаимосвязь родителя и ребёнка обеспечивает формирование важнейших структур самосознания, развитие социально-психологических качеств и раскрытие внутреннего потенциала растущего человека. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и ребенка к родителям.
Именно в наши дни, в эпоху необычайных возможностей, когда каждый день слышны вести о достижениях общества и науки, зачастую, дети испытывают вместо интереса и радости отчуждение и безразличие. Отовсюду слышны жалобы, что дети сейчас трудные, проблемные, непослушные, невменяемые. Такие проблемы в поведении детей - результат неправильно сложившихся отношений в семье, либо насилия, проявления агрессии родителей по отношению к детям, безразличия.
Как показывает практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье. Тон отношений в семье задают родители, а не дети.
В сложном современном обществе остро стоит проблема влияния взаимоотношений в семье на личность ребенка. Таким образом, актуальность данной работы очевидна.
Объектом исследования является личность младшего школьника в семье.
Предмет исследования: процесс формирования личности младшего школьника в семье и влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка.
Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях: каким образом взаимосвязь родителей и детей влияет на личность ребенка.
В соответствии с обозначенной целью, в работе поставлены следующие задачи:
изучить литературу, изданную ранее по данной тематике;
определить основные понятия, необходимые для данного исследования; воспитание внутрисемейный личность ребёнок
изучить типы семейных взаимоотношений и их влияние на личность младших школьников;
подобрать комплекс методик, изучить их;
провести экспериментальное исследование по выявлению зависимости личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания.
Гипотеза: характер семейных отношений является важнейшим фактором становления личности младшего школьника. От отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям.
Методы и методики исследования:
Методики диагностики детско-родительских отношений:
Методика "Кинетический рисунок семьи"
Проективная методика «Три дерева»
Методики диагностики личности младшего школьника:
Методика «Если бы я был волшебником».
Методика «Выбор».
Методика «Десять моих “Я”».
Методика «Что у меня на сердце».

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния семейных отношений на личность младшего школьника
.1 Понятие личности в психологии
Дать однозначное определение личности невозможно. В личности объединены различные плоскости существования человека - от его телесного бытия до духовного - как живого тела, как сознательного и активного субъекта, и как члена общества. В психологии существуют различные определения понятия личность, приведу некоторые из них.
Первый общечеловеческий подход, из которого выходят разные конкретные науки, например определение К. Маркса: «Личность есть совокупность всех общественных отношений».
Второй подход: отраслевой, в котором исходят из предмета той или иной науки, например, социальные науки определяют Личность, как качество субъекта.
Третий подход: конкретные концептуальные авторские определения в рамках одной науки, но разные по-своему содержанию.
Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Маклаков А.Г.)
Личность, с одной стороны, обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» (И.С. Кон).
Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).
Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и развития человека в онтогенезе (Леонтьев).
Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).
Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
Личность - субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
Личность - человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое (Б.Д. Парыгин).
Личность является субъектом социальных отношений, т.е., Личность определяется своим отношением к окружающему миру, к другим людям, к окружению. Эти отношения реализуются в деятельности, с помощью которой, человек может проявить себя и сформироваться как Личность.[22]
Определение личности Бориса Дмитриевича Парыгина мне ближе всех приведенных.
Итак, нет единого мнения о понятии личность. В психологии существует 3 подхода к определению понятия личность: общечеловеческий, отраслевой и конкретные концептуальные авторские определения в рамках одной науки, но разные по-своему содержанию.
Личность младшего школьника отмечается системой свойств, которых не было у дошкольника. Эти свойства относятся к новообразованиям личности младшего школьника. Ими выступают произвольность психических процессов, внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать) и рефлексия (личностная, интеллектуальная) . [35 ]
В начальной школе ребенок начинает осознавать, что он отличается от других, что он уникален, и стремится утвердиться среди окружающих его людей.
Самосознание школьника активно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.
Младшеклассник открыто стремится получить одобрение своих достижений. Мотивы поведения и деятельности ребенка продолжают наполняться новым социальным содержанием. Учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми и школьниками по поводу учебной деятельности начинают занимать главное место.
Весь комплекс чувств ребенка в младшем школьном возрасте сформирован в притязаниях на признание. У него проявляется чувство гордости или стыда в соответствии с поступком. Он может гордиться не только поступками, одобряемыми окружающими, но и своими добродетельными качествами, которые не всегда видны взрослым. Так же он может стыдиться не только увиденного взрослым поступка, но и своих внутренних негативных чувств.
Ребенок старается не проявлять недостойных чувств: возникшие негативные эмоции быстро угасают, так как в младшем школьном возрасте ребенок, как и в дошкольном, стремится иметь положительную самооценку. [30]
Позиция ребенка к самому себе «Я хороший» дает большие возможности для воспитания. Претендуя на признание со стороны взрослого, младший школьник будет стараться подтвердить свою потребность на это признание.
Благодаря этому желанию он выполняет нормы поведения - старается вести себя прилично, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших.
Если же ребенок не способен выполнять то, что от него ожидают, то его стремление к самоутверждению может стать причиной капризов.[ 30]
Капризы чаще всего проявляют неуспешные в школе или избалованные родителями дети, или дети, испытывающие нехватку внимания, или ослабленные, безынициативные дети, отстающие от одноклассников. Эти дети не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями и избирают инфантильный бесперспективный способ обратить на себя внимание. Так же ребенок в младшем школьном возрасте притязает на признание среди сверстников. Прежде всего желание успеха среди сверстников находится в учебной сфере. Но потребность в признании проявляется двусторонне: ученик хочет «быть как все», но и хочет « быть лучше, чем все».
Стремление не отличаться от одноклассников происходит по многим причинам: овладевая учебными навыками и знаниями, все дети вместе контролируются учителем и следуют предлагаемому образцу, детям предъявлены общие правила поведения в школе, и часто ребенок не может самостоятельно определиться как ему поступить и он ориентируется на поведение ровесников.
В младшем школьном возрасте ребенок часто конформно реагирует на незнакомые для него ситуации.[3]
Это проявляется в школе на уроках (дети, например, часто поднимают руку вслед за другими, при этом бывает, что они вовсе не готовы к ответу), это проявляется в совместных играх и в повседневных взаимоотношениях.
Стремление «быть лучше, чем все» в младшем школьном возрасте проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст, выразительно прочитать. Ребенок стремится утвердить себя среди сверстников. [ 30]
Младший школьник уже знает о своей принадлежности к тому или иному полу и старается утвердиться в соответствии со своим полом.
Мальчик знает, что он должен обладать только присущими мужчине качествами. Он присматривается к мужским профессиям и старается делать мужскую работу, на которую он способен. Гордится, когда его старания отмечены и подчеркнуто, что он выполнил мужскую работу.
Девочка знает, что она должна быть женственной. Она стремится уподобится женщинам. Девочке приятно, когда окружающие замечают и хвалят ее за то, что она делает женскую домашнюю работу.
В классе девочки и мальчики при общении друг с другом не забывают о том, что они противоположны: В непосредственном общении у детей можно наблюдать некое дистанцирование в связи с тем, что они «мальчики» и «девочки». [ 30]
В семье, понимающей, что социальный статус ребенка изменился, и помогающей ему утвердиться в новом статусе, ребенок видит свое новое место: он ученик, он ответственный человек, к нему прислушиваются, у него спрашивают совета.
Итак, в младшем школьном возрасте ребенок понимает, что он индивидуален, отличается от окружающих, но подвержен социальным воздействиям и обязан учиться и выполнять правила поведения, существующие в обществе, систему социальных ожиданий.
Самосознание младшего школьника интенсивно развивается, наполняясь новыми ценностными ориентациями.
Из-за малоопытности и нехватки знаний на незнакомые события реагирует конформно.
Мотивацией многих поступков младшего школьника является притязание на признание.
Ребенок понимает свою принадлежность к женскому или мужскому полу, и старается обладать качествами, соответствующими его половой идентификации.
При поддержке взрослых ребенок успешно утверждается в новом социальном статусе ученика.
.2 Возрастные особенности младшего школьника
Границы младшего школьного возраста от 6-7 лет до 10-11.
Перед поступлением в школу ребенок уже понимает какое место занимает среди людей, что он - дошкольник и скоро начнёт учиться в школе.
В этом возрасте дошкольник ориентируется в семейно - родственных отношениях, умеет строить отношения с окружающими его людьми: имеет навыки самообладания, может подчинить себя обстоятельствам, быть упорным в своих желаниях. Главной особенностью развития личности ребенка в этот период является преобладание мотива «Я должен» над мотивом « Я хочу».
К моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие школьнику, но завершение их формирования происходит только во время школьного обучения под влиянием соответствующих условий жизни и деятельности.
В начальной школе ребенок усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать разные виды деятельности: письмо, чтение, арифметику, физкультуру и др. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.
Вместе с усвоением умственных действий и действий, нужных при письме, рисовании и др., ребенок под руководством учителя осваивает содержание основных форм человеческого сознания (науки, искусства, нравственности) и учится действовать в соответствии социальным требованиям.
Свобода дошкольника сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Ребенок должен нести ответственность за свою новую жизнь и организовывать ее. Необходимость самоорганизации вызывает у младшего школьника чувство одиночества, отчужденности от семьи. [ 30]
В этом периоде словарный запас младшего школьника увеличивается до 7 тыс. слов.
Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники). В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).
Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности.
В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.[9]
Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.
Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой - воссоздающее (репродуктивное), на второй - продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии. 7-8 лет - сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).
В этом периоде (конце детства) ребенок продолжает развиваться телесно (совершенствуется координация движений и действий, образ тела). Помимо общей двигательной активности, телесная активность направлена еще и на освоение специфических движений и действий, нужных в учебной деятельности. [30]
В конце детского возраста лицо ребенка продолжает развиваться конституционально. Оно обогащается выразительными мимическими действиями и умением контролировать эти действия.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
.Мотивация достижения становится доминирующей. 5.Происходит смена референтной группы.
.Происходит смена распорядка дня.
.Укрепляется новая внутренняя позиция.
Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.[8] Итак, возрастными особенностями младшего школьника являются:
логическое мышление, развивается произвольная и осмысленная память, преобладает произвольное внимание: сложно сконцентрировать внимание, восприятие так же не произвольно, воображение из репродуктивного становится продуктивным. Совершенствуется координация движений и действий, образ тела. Ведущая деятельность - учебная деятельность.
1.3 Понятие и типы семейных отношений, их влияние на личность младшего школьника
Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».
Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.
Взаимоотношение - это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения - это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности. [48 ]
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Семья - это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников

Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Курсовая работа: Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

Курсовая работа: Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ