Курсовая работа: Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет

Содержание

Введение
. Теории взросления
. Психологическое развитие подростка
.1 Влияние физического развития на психологическое развитие
.2 Эмоциональное и личностное развитие
. Кризисы подросткового возраста
. Исследование
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет':


Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего профессионального образования
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет Психологии
Кафедра клинической психологии
Очно-заочная форма обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Психодиагностика
на тему: «Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет»
Выполнил
Шумов А.В.
Москва 2014 г.
Содержание
Введение
.Теории взросления
.Психологическое развитие подростка
.1 Влияние физического развития на психологическое развитие
.2 Эмоциональное и личностное развитие
. Кризисы подросткового возраста
. Исследование
Заключение
Список литературы
Введение
Тема данной курсовой влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет.
Возрастные категории обозначают не только возраст и уровень биологического развития, а также общественное положение, социальный статус. Возраст 12-13 лет является отроческим периодом,т.е. переходом от детства к взрослости. Этот период в разные времена оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым подросток как бы заново рождался, получал новое имя.
Взросление как особый этап развития неодинаково оценивать в различные эпохи. Подростковый возраст представлялся как период беспокойства, «бури и натиска», протеста, кризиса и конфликта поколений держится уже в течение многих десятилетий или даже столетий.
Переходный возраст в этом периоде жизни подразумевает прежде всего переход в биологическом смысле. Социальный статус мало чем отличается от детского. Все подростки-школьники находящиеся на попечении родителей или государства.
Основной вид деятельности - учеба.
Выгодский Л.С. выделял в этом периоде следующие процессы: натуральный ряд - это процессы биологического созревания организма, включая половое созревание; и социальный ряд - это процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова.
Данная тема актуальна в настоящее время, потому что именно в период взросления возникают конфликты подростков с родителями, учителями и с самим собой.
Работа состоит из двух частей теоритической и практической. В теоритической части будут рассмотрена литература касающаяся особенностей развития подростков. В теоритической части будут проанализированы разные взгляды на теории взросления, психологическое развитие подростков и кризисы в подростковом возрасте. В практической части будут применены, описаны и проанализированы методы из комплексной психодиагностики подросткового возраста касающиеся развития личности: опросник межличностных отношений (ОМО) и опросник А.А. Реана мотивация успеха и боязнь неудачи [18].
Объектом являются подростки в возрасте 12-13 лет, учащиеся 6 класса средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: межличностные отношения и мотивация успехов и неудач.
Цель курсовой: выяснить есть ли зависимость межличностного общения от мотивации успехов и неудач.
Задачи исследования:
.Проанализировать теории взросления.
.Показать зависимость психического развития личности от физиологического развития подростка.
.Краткое описание кризиса подростков.
Гипотеза исследования: межличностные отношения зависят от мотиваци успехов и неудач.
подросток психический эмоциональный
1. Теории взросления
Теории взросления делятся на биогенетические, психоаналитические, психологические и социологические.
Биогенетические теории рассматривают развитие, как раскрытие задатков. Это раскрытие происходит закономерно следующими один за другим этапами. В основе лежат биологические модели, тесно связанные с идеями Чарлза Дарвина (1809-1882), Эрнста Геккеля (1834-1919), Освальда Кро (1887-1955), Хайнца Вернера (1890-1964).
Биогенетические теории исходят из следующих предпосылок [14]:
.эндогенное управление развитием (Хайнц Вернер). План созревания и раскрытия задатков определен генетически и неодинаков у разных индивидов в соответствии с генетической изменчивостью вида. К задаткам относят одаренность, а также большую роль играют рост, созревание, дифференцировка и структурирование.
.Развитие как последовательность ступеней или фаз (модель развития по Кро). Признание существования фаз подразумевает, что развитие происходит не плавно, а прерывисто. Предполагается возможность возврата определенных состояний.
.Взаимосвязь концепций раскрытия задатков и ступеней развития.
.Акцент на процессы созревания. Все существенные функции организма при наличии благоприятных условий окружающей среды достигают зрелости в соответствии с внутренним планом; ход созревания не может быть изменен внешними влияниями, которые лишь ускоряют или замедляют его, но в ограниченных пределах.
.Модели роста обязаны своим происхождением изучению биологических явлений, связанных с ростом тела. «Рост не ограничивается увеличением размеров и веса, но включает также структурные изменения, в частности, пропорций и сложности организма» [14]. К сторонникам этой модели относятся Кармайкл, Олсон, Джонс и Стотт.
Психоаналитические теории взросления включают в себя классический психоанализ, нейофрейдистские концепции, теории индивидуальности и идентичности.
По Зигмунду Фрейду период полового созревания и начала взросления характеризуется высвобождением в связи с биологическими изменениями и созреванием мощной либидозной энергии, под влиянием которой в большей или меньшей степени попадает подросток, обучающийся направлять эти силы по определенным каналам, при этом задействуются бессознательные защитные механизмы [14]. С помощью которых «Я» защищает себя от подчинения силам «ОНО».
Анной Фрейд положено начало неофрейдизма. В нем в отличии от классического психоанализа придается большое значение Я-функциям, которые связываются с влиянием социальных факторов.
По теории индивидуальности Блоса взросление - это второй этап индивидуализации включающий в себя следующее: склонность к регрессии и нонконформизм. Склонность к регрессии Блос рассматривает как ориентацию подростков на кумиров, которое напоминает идеализацию детьми родителей. Также к регрессивному поведению он относит склонность к абсолютному поведению религиозным и политическим идеям, а также к уходу в свои переживания или к служению идеалам.
Теория идентичности Эриксона характеризуется следующими особенностями: сильная зависимость от социального окружения, возникновение «нормативного кризиса» ведущего к развитию отклонений. Чтобы подросток мог справиться со всеми трудностями существует период отсрочки, в который можно опробовать свои будущие роли и задачи взрослого. Центральная тема этой теории постоянное стремление к собственной идентичности и к ее сохранению.
В психологических теориях взросление рассматривается с разных позиций: биографически-описательного подхода, теории поля, когнитивного подхода и фокальной теории.
Главный представитель биографически-описательного подхода является Томе и состоит из следующих положений.
.плавное развитие под влиянием окружающих условий.
.Конфликт как неполноценная реакция.
.Изучение биографий для описания и понятия форм столкновений в этом возрасте.
Теорию поля разработал гештальт-психолог Курт Левин. Он исходил из следующего постулата: поведение отдельного человека зависит от его личности и окружения; при этом личность и ее окружение взаимозависимы [14]. Развитие в жизненном пространстве проходит в четырех процессах.
.расширение жизненного пространства в отношении размеров поля (реальность-нереальность, прошлое-будущее).
.Включение новых фантазий, представлений, мыслительных процессов, социальных отношений в жизненное пространство.
.Лучшая организация жизненного пространства, установка упорядоченных и закономерных связей между его элементами.
.Возрастает способность изменяться, приспосабливаться к требованиям окружающего мира.
Когнитивные теории взросления исходят в основном из:
.теории развития Пиаже, делающей упор на изменение и развитие когнитивных функций и объясняющей приспособление и творческое развитие индивида процессами ассимиляции и аккомодации;
.теории стресса и исследования нагрузок, на которой в определенной степени основано изучение способов преодоления трудностей;
.концепции возрастных задач развития, сводящей развитие в период взросления главным образом к столкновению с задачами развития, характерными для подростков [14].
Фокальная теория Колмана интегрирует в себе различные теоритические подходы. Но в отличии от других Колман указывает на три преимущества своей теории:
.основа теории на эмпирических данных;
.устранение противоречия между требованиями приспособления и успешным его осуществлением большинством подростков;
.теория опирается на механизмы преодоления трудностей, с помощью которых подростки успешно проходят фазу взросления.
В социологических теориях важной чертой считается окружение индивида. Выделяют следующие теории: теория ролей, деятельный подход, социально-экологический подход.
С точки зрения теории ролей в период взросления происходят следующие изменения:
.изменение отдельных ролей, приводит к необходимости решать задачи развития и соответствовать ожиданиям общества.
.Появление необходимости осваивать новые роли.
Роли во многом определяются существующим социокультурным окружением.
Деятельный подход основывается на новейших теориях социализации, в которых под «деятельностью» понимают «сознательное, целенаправленное, спланированное и преднамеренное поведение человека» [14].
К этому подходу можно отнести теорию Мида, делающую упор интегративных взаимодействиях. Согласно этой теории взросление рассматривается в двух аспектах:
.развитие как деятельность в контексте. Последовательность действий и формирование компетентности возникающей за счет творческого акта.
.Развитие как «совладание с жизнью». Упор делается на преодоление трудностей и механизмы преодоления.
Социально-экологический подход исходит из того, что особенности окружения индивида важны не менее определяемых ими процессов и переживаний. Это направление связано с именем Бронфенбреннера, он различал подсистемы окружающей нас экосистемы.
.Микросистема - непосредственной окружение.
.Мезосистема - взаимоотношения между различными жизненными областями.
.Экзосистема - индивид не входит в эту систему, но подвержен ее воздействиям (органы власти).
.Макросистема - нормы культуры и субкультуры, мировозренческие и идеологические позиции, господствующие в обществе.
2. Психологическое развитие подростка
.1 Влияние физического развития на психологическое развитие
Период когда человек перестает быть ребенком, а становиться взрослым, называют созреванием. Этот период приходится на подростковый период или период взросления который начинается в 12-13 лет.
Все начинается с бурного роста, который называется скачком расцвета. При этом скачке рост ребенка с 4-5 сантиметров в год, вырастает до 10-15 сантиметров. При этом значительно изменяются пропорции тела. Подросток становиться несколько «нескладным», что сильно влияет на точность и координацию движений [13].
Мальчики в период быстрого роста становятся худощавыми. Затем у них происходит прирост веса обусловленного прежде всего развитием мышц и костей. Мальчик начинает напрягать «мускулы» перед зеркалом гордясь своими мышцами. К тому же заметно прибавляется сила. Возросшую их силу ощущают не только мальчики, но их окружение - младшие братья и сестры, на которых они испытывают свои возможности, а также взрослые члены семьи и знакомые, в домах у которых они нет-нет да и испортят что-нибудь из вещей [13]. Испытывая и приобретая уверенность в своих силах они ищут случая познать границы своих возможностей, при этом очень часто вступая в конфликт с окружением.
Под влиянием гормонов половые органы в период созревания увеличиваются и становятся весьма возбудимы. Это проявляется частой эрекцией. Причины таких эрекций можно подразделить на физические и психические. Влияние психических факторов носит более сложный характер, чем у физических.
В период созревания возбудимость столь велика, что реакция эрекцией может быть в ситуациях имеющих мало общего с сексом. Эрекция может наступить при сильных эмоциональных влияниях - радости или печали. Реакции, которые должны быть ответом только на определенные стимулы, у мальчиков возникают «непонятно почему», без всякого повода [13].
Совсем иначе бывает у девочек. Мускулатура девочек не так сильно развита, как у мальчиков. Девочки становятся заметно слабее. Девочек в этот период больше интересует собственный внешний вид. В период созревания у девочек разрастаются кости таза, возникают жировые отложения. Увеличиваются груди из-за разрастания находящихся в них молочных желез. Часто девушки огорчаются из-за того, что их бюст растет или «слишком быстро» или «слишком медленно», а то и вообще «слишком мал» [13].
В отличие от мальчиков эротические впечатления девушек совсем иные. Они проявляют интерес к мальчикам, но для них важнее всего чувства и эмоции. Девочки идеализируют избранников, их любовь более возвышенна, часто поэтична и чиста. В период созревания организм девушки развивается или уже созрел, значительно опережая сознание.
Подростки особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя свое развитие с развитием товарищей. Иллюстрацией может служить описание медицинского осмотра в кадетском корпусе в романе А.И. Куприна «Юнкера»:
«Кадеты быстро разделись донага и босиком подходили по очереди к доктору… Такой подробный осмотр проводился обыкновенно в корпусе по четыре раза в год, и всегда он был для Александрова чем-то вроде беспечной и невинной забавы, тем более, что при нем всегда бывало испытание силы на разных силомерах - нечто вроде соперничества или состязания. Но почему теперь такими грубыми и такими отвратительными казались ему прикосновения фельдшера к тайнам его тела?
И еще другое: один за другим проходили мимо него нагишом давным- давно знакомые и привычные товарищи. С ними вместе сто раз мылся он в корпусной бане и купался в Москве-реке во время летних Коломенских лагерей. Боролись, плавали наперегонки, хвастались друг перед другом величиной и упругостью мускулов, но самое тело было только незаметной оболочкой, одинаковой у всех и ничуть не интересною.
И вот теперь Александров с недоумением заметил, чего он раньше не видел или на что почему-то не обращал внимания. Странными показались ему тела товарищей без одежды. Почти у всех из-под мышек росли и торчали наружу пучки черных и рыжих волос. У иных груди и ноги были покрыты мягкой шерстью. Это было внезапно и диковинно» [8].
Одновременно с физическими изменениями происходит глубокая перестройка психики, обусловленная не только физическими факторами, но также психосоциальными факторами.
Значение собственного тела связано со следующими изменениями:
.Повышается внимание к телу и его функциям. Это обусловлено как физиологическими изменениями, так и новой социальной ролью подростка.
.Осознание быстрого завершения переходного периода усиливают наблюдение за собственным телом и часто вызывают озабоченность и опасения.
.Плохое представление об изменчивости физического развития служат поводом к преувеличенным опасениям.
.Незнание масштабов изменчивости созревания может привести к переоценке действительных и мнимых отклонений.
В связи с тем что половое созревание у девочек начинается на два года раньше, чем у мальчиков возникают трудности из-за совместного обучения. Потому что школьные классы составляются в соответствии с хронологическим возрастом, а не со степенью физической зрелости.
Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления сравнивать себя со сверстниками у многих подростков наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости. В этом возрасте свойственно болезненное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица, поведения и движений. Повышенное внимание к себе и сравнение себя с другими заставляет подростков переоценивать свои истинные или мнимые физические недостатки и может приводить к невротическим аномалиям развития. Самонаблюдение может привести к нарциссическим кризисам, что в дальнейшем может играть важную роль в появлении нервной анорексии [14].
По показателям самовосприятия наблюдаются различия между девочками и мальчиками. Общественное мнение о признаках мужественности такое как наличие физической силы, спортивные успехи и мускулистая фигура очень важны для мальчиков. А для девочек акцентрация большего внимания ложиться на свое лицо, фигуру и кожу. Последнее объясняется частым появлением юношеских угрей. Также опасения вызывают и нарушения пропорций тела. У мальчиков часто возникают психические проблемы, связанные с первичными половыми признаками. У девочек особое внимание уделяется менструациям. Если девочки не предупреждены об их наступлении, они пугаются.
На вторичные половые признаки обращают внимание представители обоих полов. Их появление позволяет мальчикам и девочкам ощутить себя полноценными мужчинами и женщинами. В тоже время они испытывают неуверенность относительно связанных с этим статусом ролей и функций.
В 12-13 лет в когнитивной области происходят существенные структурные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению.
На этой фазе взросления процесс изменения мышления проходит тремя путями:
.Развитие комбинаторики. Мышление выходит за рамки наблюдаемой и ограниченной действительности и оперирует произвольным числом каких угодно комбинаций.
.Развитие пропозициональных операций. Это операции охватывающие суждения, которые комбинируются с точки зрения их соответствия или несоответствия предложенной ситуации с точки зрения искренности и неискренности. Это логическая система которая гораздо богаче конкретных операций. При помощи этих операций возможна рефлексия по поводу собственных мыслей. На ней основаны умозаключения не нуждающиеся в проверке на практике, поскольку в них соблюдены формальные законы логики. Мышление начинает подчиняться формальной логике.
.Гипотетико-дедуктивные процессы - это возможность строить умозаключения с помощью комбинаторики и логики, т.е. позволяет выдвигать гипотезы и делать из них выводы, и экспериментально проверять их правильность.
Пример: Пиаже и Инельдер изучали, в каком возрасте и на какой стадии развития осознается связь между длинной маятника и частотой его колебаний. Одновременно они обращали внимание на способ выяснения подобной зависимости. Оказалось, что на стадии конкретных операций дети действуют бессистемно, одновременно варьируя различные величины (длину маятника, его вес, амплитуду колебаний). Из-за этого они не в силах выявить искомую взаимосвязь и считают частоту колебаний зависящей от любого из переменных факторов. И напротив, подростки препубертатного возраста, уже достигшие...

Похожие материалы:

Курсовая работа: ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ХАТХА ЙОГОЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ

Курсовая работа: Изучение школьной мотивации подростков 10-11 лет